Святый Преподобный Серафим, Саровский Чудотворец

        1часть"Житие старца Серафима".
Составлено на основе печатных жизнеописаний  преподобного отца Серафима:"Житие старца Серафима",5-е издание "Саровская обитель" и др." 
   
Имя преподобного отца Серафима,Саровского чудотворца, широко славится по всей Руси.Его чтут наравне с древними православными святыми.
Он родился с 19 на 20 июля 1759 года,в городе Курске,от зажиточных и благочестивых  родителей- купца Исидора Мошнина  и жены его Агафьи, во святом крещении. Наречен был-Прохором.
  Через три года отрок Прохор лишился своего отца,который незадолго до смерти взялся строить новый храм во имя преподобного Сергия.
  Храм этот пришлось достраивать матери Прохора -Агафье.
  Однажды семилетний Прохор,осматривая с матерью постройку храма нечаянно упал с недостроенной колокольни на землю.Мать в неописанном ужасе сбежала вниз,думая,что найдет его разбитым до смерти,но к величайшей ее радости она увидела мальчика целым и невридимым,в чем не могла она не видеть особого попечения Божия о ее сыне.
   В десять лет Прохор сильно заболел и был при смерти.В самый отчаянный час болезни,
В сонном видении,ему явилась Божья Матерь и предрекла исцеление.Вскоре затем в городе,по той улице, где стоял дом Мошниных, шли крестным ходом с Коренной иконою
Божьей Матери.Вдруг пошел сильный дождь и для сокращения пути крестный ход свернул
Через двор Мошниных.Мать Прохора поспешила вынести сына к иконе, которая была пронесена над болящим отроком,и с этого дня он стал быстро поправляться.
 Учился Прохор хорошо и любил чтение священных книг.Состоя у брата своего при торговле Прохор не мог днем посещать храм, поэтому он вставал пораньше, чтобы отстоять заутреню.В праздничные дни Прохор занимался духовно-назидательным чтением и любил читать вслух сверстникам,но более предпочитал уединение.
   За это время он сблизился с одним юродивым,в то время чтимым в Курске,и имевшим на Прохора большое влияние.
  Мать видела направление сына и,чем дальше шло время,тем яснее становилось ей, какой  образ жизни изберет ее сын.
  Но прежде чем поступить в Обитель,Прохор сходил помолиться Богу и попросил благословения  у Начальников русского монашества, преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.А от затворника Китаевской пустыни( близ Киева) старца Досифея, Прохор взял благословение на поступление в обитель.
  Старец Досифей сказал Прохору:"гряди чадо Божие, и пребуди в Саровской обители.
Место сие будет тебе во спасение.С помощью Божьей там окончишь ты свое земное странствие.В Сарове Святой Дух,сокровище всех благих,управится дух твой во святыни".
  Отговев в Лавре,Прохор вернулся в Курск и прожил некоторое время у матери,прощаясь в это время с родиной.
20 ноября1778 года 19- ти летний юноша,Прохор Мошнин,в самый канун праздника "Введения во Храм Богоматери",под вечер пришел в Саров.
В первую ночь Прохор стоял на всенощной, услаждаясь стройным чином Саровского богослужения и ему показалось воистину,что он стоит среди земных ангелов.Прохор нашел то,чего жаждала его душа, стройную монашескую обитель.
Ласково принятый настоятелем Пахомием, юный Прохор сразу предался иноческим подвигам.
С постоянной молитвой он усердно проходил все возлагаемые на него послушания: к службам приходил первый и выстаивал неподвижно все богослужение и никогда не выходил из церкви раньше конца службы.В келии Прохор занимался духовным чтением:прилежно изучал Евангелие,послания Апостолов,Псалтирь,а также творения святых отцов.Но проходит немного времени и его душа жаждет полного уединения в пустыне,где ничто не тревожит и не мешает молитвенному погружению в созерцание Бога.Взяв у старцев благословение избранник Божий стал в свободное время уходить в лес.Строгость жизни Прохора привлекала к себе общее внимание братии и многие удивлялись силе его подвигов.Во время сильной трехлетней болезни предложенное ему братией лечение он отклонил,возложив все упование на милость Божию.
    Когда положение Прохора было крайне опасное,ему явилась Пресвятая Богородица и исцелила его.Вскоре келия,где произошло дивное посещение,была снесена,и на том месте
был построен больничный корпус с храмом.Прохора послали собирать ссуду на построение храма,и он ездил по ближайшим городам,был в Курске,где со слезами молился на могиле матери.Его брат оказал ему нескудную помощь для построения храма.
    На двадцать восьмом году от роду,13 августа 1786 года Прохор был пострижен в иноческий образ с наречением имени Серафим,что означает "пламенный".
    В декабре 1787 года он был посвящен  в иеродиакона.С того дня в течении шести лет
он почти беспрерывно находился в служении.Бог давал ему силы,- он почти не нуждался
В отдыхе,забывая часто о пище и с сожалением уходил из церкви.Он рассказывал,что "однажды во время литургии в Великий четверток,после малого входа,выйдя в царские врата,возглавил" и во веки веков"..., его озарил свет,в коем он увидел Господа Бога нашего Иисуса Христа во славе,сияющего,светлее солнца,неизреченным светом и окруженного ангелами,архангелами,херувимами и серафимами.От церковных врат Он шел по воздуху,остановился против амвона и,воздвигнув Свои руки,благословил служащих и молящихся.Затем Он вступил в местный образ,что близ царских врат."Сердце мое возрадовалось тогда чисто просвещенно в сладости любви к Господу"-говорил Серафим.
    После этого видения отец Серафим мгновенно изменился видом и не мог сойти с места,вымолвить слова.Иеродиаконы под руки ввели его в алтарь,где он стоял неподвижно
около двух часов.Лицо его поминутно изменялось:то белело как снег, то переливалось румянцем.
    Часто отец Серафим уходил в пустыню и там всю ночь проводил в молитве,а к утру возвращался в обитель.
    2 сентября 1793 года в Тамбове отец Серафим был рукоположен в иеромонаха,и с этого дня стал ежедневно приобщаться святых Таин.Горя ревностью о Боге,отец Серафим
стремится к пустынному житию,дабы удалением от людей быть свободным от всяких уз общежития.На 35- м году жизни он оставляет обитель и поселяется в скромной деревянной келье,в густом лесу на берегу реки Саровки,в пяти верстах от обители.Здесь отец Серафим заводит огород и пчельник.Живя в пустыни с постоянной молитвой,он все делает
своими руками.Одежда его самая простая,убогая.На белом балахончике висел медный крест, которым благословляла его мать,отпуская из дому.за плечами в сумке отец Серафим неразлучно носил Евангелие,чтоб всегда читать его и в напоминание отношении ига Христова.
Труд телесный приводил его в состояние благодушия и оно выражалось в нем пением священных песен, коих он знал множество.Молитвенное монашеское правило преподобный
Серафим совершал по чину первых,строгих пустынножителей.Постился он необыкновенно, и,можно сказать,неимоверно.Питался он сначала черствым хлебом,который брал в монастыре на всю неделю.И из этого количества значительную часть он уделял птицам и
Лесным животным,которые очень любили его и сбегались к нему.Потом он отказывался и от хлеба насущного и питался исключительно овощами из своего огорода.Два с половиной года отец Серафим питался отваром из травы снить.Этот подвиг преподобный никому не открывал почти до самой смерти.Некоторые из братии пытались разделить с ним его подвиги,но никто не мог выдержать его жестокой жизни,и отец Серафим оставался один со своим беспримерным подвигом и с одним Богом.Всякие искушения претерпел преподобный в пустыне,не ослабевая в мужестве.
Враг нашего спасения-дьявол,видя,что не может удалить сам собою ревностного подвижника от пустынной жизни,употребил орудием злых людей.Однажды,когда преподобный Серафим рубил в лесу дрова,к нему подошли три неизвестные крестьянина и стали требовать деньги.Преподобный отвечал:"я ни от кого ничего не беру".Первый бросившийся
на него упал,они испугались,ма святой Серафим,хотя был и силен и при топоре,вспомнил слова Спасителя:"Все приемши нож,ножом погибнут".Он опустил топор,сложил на груди крестом руки и сказал:"Делайте,что вам надобно".
          

 Видео проект в стихах "Святый Божий Серафим, Саровский Чудотворец", музыка Ильдара Мансурова

https://youtu.be/Ca4d4H0Rdag


         Продолжение следует во 2 части


Рецензии