Слабак Пастернак
Честно признаюсь, я стихов Пастернака никогда раньше ни читал (кроме «Свеча горела» в «Докторе Живаго»; кстати, роман довольно рыхлый, гораздо слабей, чем «Хождение по мукам» Алексея Толстого или «Бег» Михаила Булгакова; хотя в романе есть одна очень сильная сторона: великолепные описания природы - поэзия в прозе).
Итак, открываю книжку и начинаю читать:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит…
И далее – в том же духе. И на следующей странице – примерно то же самое. И дальше тоже. Дешевый мелодраматизм, мельтешение тавтологий бессмыслиц, повторы одних и тех же слов, идиотская патетика, слёзы, рыданья, страданья, просто откровенная чушь и т.п. И вот что удивительно: даже описания природы просто отстойные.
Ладно, думаю, все-таки это ранние стихи (1912 – 1915 гг). Молодому начинающему поэту такое, в принципе, простительно. Перелистнул я книжку – сразу на середину.
Корыта и ушаты,
Нескладица с утра,
Дождливые закаты,
Сырые вечера.
Проглоченные слёзы
Во вздохах темноты
И зоны паровоза
С шестнадцатой версты…
Мда-а-а.. Нескладица с корытом, слезами и паровозом. А ведь это стих 1941 года… На следующей странице стих датирован 1944-м годом:
Открыли дверь, и в кухню паром
Вкатился воздух со двора,
И всё мгновенно стало старым,
Как в детстве в те же вечера…
И дальше, дальше, всё примерно в том же духе. Бредятина самого низкопробного графоманского пошиба. Между прочим, в это же самое время Константин Симонов и Александр Твардовский живым ярким словом воодушевляли солдат на фронте. А Пастернак, сидя в тылу, кропал убогие стишки о пошлых звёздах и слезах, о «косяках гусей», о «копошенье мураша», об «алфавитах нив», о «пашне – по плугу» и прочей белиберде. Позорище.
Раньше мне казалось, что Пастернака несправедливо исключили из Союза писателей (когда он своего «Доктора Живаго» втихаря издал, причем, сразу в Италии, а не в нашей стране). А теперь задаю себе вопрос: а может всё-таки справедливо?
У Пастернака есть несколько довольно удачных стихов: «Зимняя ночь (свеча горела)», «Любить иных», «Никого не будет в доме» и «Во всем мне хочется дойти». Всё. Больше нет. Причем, даже в этих четырех стихах многовато погрешностей; и не все катрены одинаково сильны.
Так что Пастернак был поэтом весьма средним, пожалуй, даже преимущественно слабым. Это факт. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.
Свидетельство о публикации №210121800414
Дмитрий Юдкин 30.12.2012 18:12 Заявить о нарушении