Из глубины веков

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

      Давным-давно, за горами и долами, среди густых лесов и обширных полей  жило и процветало  небольшое княжество.  Правил   княжеством  мудрый и славный князь. Был у него сын.      Времена  были тяжелые, на соседние княжества кочевые племени  набеги совершали. Грабили да убивали и уводили людей в полон.  Но княжество   от кочевников  было далеко,  поэтому и не печалились его люди. Каждый своим делом занимался, кто охотился, добывал мясо и пушнину, другие по морям ходили. Молодой князь с дружинниками     обходили   дозором границы.  Но больше всего   князь любил   мирные дела. Все ему мечталось научиться строить дома,  учился гончарному искусcтву  и еще, в тайне от родителей,   уходил в глухую  тайгу к старому  ведуну и знахарю.  Князь  с княгиней на такие вольности сына осерчали. Строгий батюшка говорит ему:
-Не время дитятко мое заниматься мирными делами. Не ровен час вороги и до нас доберутся. Не княжеское это дела горшки лепить да со знахарями водиться. Твое дело к ратным подвигам готовиться.
        Призвал князь   воеводу  и строго настрого наказал учить  молодого князя  военному искусству до седьмого пота. Но юноша   тайно от всех продолжал постигать мирные науки.  Очень полюбились они ему. Долго ли коротко, но кончились для княжества безоблачные дни.  Разорили, ограбили мирные поселения иноверцы и вот уже город в осаде  стоит. Мало осталось защитников, верой и правдой служили они  отечеству и многие головы сложили за правое дело. Но тьма тьмущая стоит под стенами города.  Силы неравные. Разрушили стены супостаты, одолели воинов. Заполонили народ, скот и все богатства. Не простил хан сопротивления, приказал все мужское население  до грудного младенца, больных и старых  истребить, города и поселения сжечь, а женщин увести в полон.
         Прознал о том приказе  израненный   молодой князь. Просит хана выслушать его. Привели   его к хану.  Сидит тот посреди шатра, глядит на  молодца хмуро, говорит:
- Чем хотел удивить меня, княжич? Удалью своей?  Где они ваши удальцы? Вороны им глаза клюют.
- Знаю, хан, ты воин сильный. Но не я пришел к тебе с мечем, а ты. Скажи, как бы ты поступил при своей храбрости и силе, отдал бы своих жен и дочерей на поругание,  страну свою без защиты? А теперь хочешь слабых, больных и безоружных погубить в отместку. Не делает это чести тебе, хан.
-Не учи меня, а сказывай.  Аль на службу ко мне хочешь проситься? У меня  воинов своих хватает.
-Знаю  хан, любишь потешаться муками людей на казни. Об одном прошу, отпусти народ. Лютую смерть приму для забавы твоей, только прошу, помилуй  неповинных. Мало тебе победы над нами?
        Крутит хан на палец жидкую козлиную  бородку, смотрит на князя, ухмыляется.
-Кровью меня не удивишь,  удаль ваша у меня в печенках сидит. А лютой смерти могу и без твоих условий предать. Решил я перезимовать в ваших краях.  Построй  для моей дочери светелку своими руками, да такую, что бы душа радовалась. Мне эта светелка ни к чему, я воин, могу в шатрах жить и в седле спать. Но дочь моя, единственная и любимая  мечтает  в рубленном деревянном  тереме пожить. Не могу ей отказать в капризе. Предлагал ей  в княжеском тереме пожить, отказывается,  просит построить ей отдельную светлицу.
-Хорошо – говорит молодей князь – но почему именно я должен строить. Я князь, но не строитель.
-Знаю, потому и приказываю. Не можешь строить, не проси о милости своим подданным. Не будет им пощады. А строить некому, мастеровых  людей  твоих я истребил.    И выходит князь, нам не о чем с тобой больше говорить!
-Я не отказываюсь, построю для твоей дочери такую светлицу. Дай мне людей в помощь.
-Людей выбери сам, но они будут только  приносить, подавать, а построишь сам, своими руками.
         Давно мечтал князь о таком тереме, даже во сне видел, каким он должен быть. Но то были мирные времена. А сейчас он  все полученное мастерство, всю душу вложил на это постройку во имя спасения людей. Наконец стоит красочный терем-теремок, венец к венцу, куполами разукрашен, в  резьбе диковинной ставни и ворота.  Не терем – загляденье, всем на удивление!  Хан снова козлиную бородку на палец наматывает, хмурится:
-Удивил, удивил, княжич! Не княжеское это дело – строить! Но ладно, воевать ты тоже был мастер.  Земля у вас хорошая, глина  отменная. Утварь у меня в походах растерялась и побилась, народа у меня много, но гончарных дел мастера конями затоптаны, бежать пытались.  Вот и вылепи  глиняной посуды.  А люди твои, пусть пока живут!
         Потешается хан, скучно ему, а княжеских подданных не трогает не потому, что обещал,  а  ждал,  когда те урожай с полей уберут. Припасы  нужны  большие, а люди его  мирным делам не обучены. До родных степей добираться далеко, без припасов тяжело  возвращаться по ограбленной им и выжженной земле. Дома хорошо, думал хан, там   табуны, скот всякий.
        Молодой князь уже вторую сотню делает глиняной утвари, дело спорилось. Старается за работай забыться, об утрате   родных не думать. Часто ездил за глиной,  собирал с поля кровавой сечи мячи, кольчуги, шлемы, Привозил под глиной. Ночами  чистил, латал и точил. Мальчонка при князе тайно разносил оружие  плененным  воинам.  Не верил князь хану,  ни его обещанию, вот и готовился  к ответному бою, пусть может последнему. Но судьба распорядилась по иному.  Вызвал хан князя к себе.  Привели  его в шатер. Хан злой, хмурый, по шатру мечется,  бледен так, что  сквозь загар и желтизну видно. Подбежал, что-то по своему лопочет  князю,  кнутом хлещет.  Князь стоит,  думает, не узнал ли  хан раньше времени, что люди его вооружаются. Но нет, заговорил хан:
-Мастеровой ты княжич, смотрю! Не по чину мастеровой! Не княжескими делами занимался! Но это может и хорошо. Коли ты такой мастер на все руки, скажи, лечить людей сможешь ли? Дочь моя заболела в ваших  суровых краях. Родилась она в степях, весной, когда маки и тюльпаны зацвели. И зовут ее Тюльпан. Мы кочевой народ, мои жены и дети всегда при мне в походах. Двадцать пять сынов-воинов  у меня и одна дочь, нежная и хрупкая как тюльпан. Никто не может поднять мое солнце на ноги, гаснет как свеча. Последняя была надежда на великого лекаря, но и он оказался бессильным, отрубил я ему сегодня голову. Ты князь будешь ее лечить! Что попросишь,  вся сделаю, только  поставь мой цветочек на ноги!
        Мелькнула в жестоких глазах хана слеза. Князь был поражен этому.
-Хорошо – сказал  молодец – Ведите меня к своей дочери, я посмотрю, что с ней.
        Привел хан князя в шатер,  Среди ковров и подушек, на широкой перине лежала девица-красавица.  Белолица, черноброва. Длинные  золотые волосы разбросаны по подушке,  большие голубые глаза никого не видят,  блуждают в горячке. Из груди стон и кашель рвется.  Князь удивился:
-Хан, разве это дочь твоя? Не могу поверить, откуда у тебя  это диво?
-Не твоего ума дело!   Это дочь моя любимая! Вся золото отдам,  если вылечишь! 
     Понял князь, тяжело болеет девица, простыла сильно, от кочевой жизни вовсе ослабла.  Видно давно больна, исхудала  вся, недолго жить осталось. Говорит хану:
-Вели дать самого быстрого и выносливого коня,  время осталось совсем мало, еще немного и не станет вашей дочери.
Дали князю коня. Поскакал он в лесную даль к старому  ведуну и знахарю. Вся дороженьку молился, что бы тот был жив и здоров. Вот и заветная избушка. Жив старик! Обнял князь учителя своего, рассказал про все горести, какие на них обрушились. Да горевать и причитать было некогда. Дал старик для лечения дочери хана травы лечебные,  меду диких пчел  бочонок.   Говорит князь:
-Уж не знаю,  свидимся ли мы батюшка с тобой. Коль не станет девица на ноженьки, хан не простит мне.
-Все у тебя, сынок, получится! Только хворобу выгоняй с верой, без сильной веры в выздоровление,  проку не будет! Любовь и вера, вот что главное здесь. Ступай с Богом!
        День и ночь не спит  молодой князь у изголовья больной. В ступе толчет травы. Одними травами  с медом   поит больную, другими  примочки и компрессы няньки делают. Все как учил знахарь. Итак,  уже неделя проходит. Устал от бессонных ночей князь и заснул рядышком возле больной. Проснулся, кто-то дергает за кафтан, спрашивает нежным голоском:
-Кто ты, что здесь делаешь? Где папенька мой? Нянюшка,   я кушать хочу.
Ох, что тут началось, все носятся как сумасшедшие.  Вбежал хан в шатер, по ляжке хлопает от радости, смеется, братья заглядывают один за другим, Самый младший из братьев  говорит:
-Сестрица, я тебе соболей принес. Посмотри что за чудо, Поправляйся скорее.
       С того дня пошла на поправку Тульпан. Только вот беда - полюбили друг друга ханская дочь и князь.  Ни дня друг без друга не могут. Совсем князь голову потерял, с поклоном хану засобирался, только одно и удерживает - враг он ему и нет ему прощения за поруганную землю, за смерть близких. Но и хан про любовь дочери узнал. Чернее тучи ходит, всех встречных кнутом нещадно бьет, только те и успевают перед ним  ниц на землю упасть. Не один   день уже думает,  какой лютой смерти предать молодца. Пришла к хану  старая нянюшка Тюльпана Елизавета, стала перед ним на колени и говорит:
-Светлый хан, отпусти князя и дочь свою с миром, любят они друг друга. Забыл, поди, так я напомню. Полоняночка-княжна северная, мать Тюльпана, не вынесла неволи и тяжелых походов с тобой, умерла.  Такой ты смерти хочешь дочери?
-Как ты смеешь, мне хану, такое говорить? Прикажу язык твой отрезать в назидание другим!
-Приказывай, я все сказала!
-Стой, я думаю! – приказал нянюшке хан, затем поднял голову и  с болью вымолвил – Хотел я породниться с персидским султаном, давно он сватает дочь, да жалко мне было с ней расставаться.
-Очнись хан! Зачем тебе султан, ты даже ни разу в Персии то не  был. Да разве можно наш цветочек отдавать на поругание старому султану, у которого жен и наложниц тысяча. Не ты ли говорил, что жизнь за дочь положишь?
-Пошла вон, я буду думать!
        Хан позвал сыновей:
-Дети мои, воины! Слушайте! Говорить буду!  Делайте припасы, возвращаемся домой. Тучные стада нас ждут, и веселящий сердце кумыс. Жены ваши и дети малые.  С большими сокровищами и богатством мы придем в свои пахнущие ковылем и полынью  родные степи. Но и с большой потерей вернемся. Очень большой!
-О чем ты говоришь, отец?  Мы, твои дети живы и здоровы! За воинов, погибших в сражении,  семьи получат добычу.
-Я говорю не о воинах! Сестра ваша Тюльпан остается со здешним князем! Я так решил! Знайте,  долго думал! Хотел князю голову отрубить. Тюльпана пожалел! Хотел князя с собой взять, пусть живут с нами. Но не всякая птица в неволе поет! Готовьтесь, через неделю, утром, когда прокричит петух,  выступаем!
       Не смея перечить отцу   сыновья молча разошлись. Только самый младший, припал к ногам отца:
-Встань, что тебе мой мальчик?
-Отец,  оставь меня с Тюльпан! Ей будет плохо одной, среди чужих.
-Ты воин! Тебе не место среди женщин! – закричал в гневе хан. – Готовь свою тысячу в дорогу.
      Тысячи и тысячи кочевников уходили с княжества. За ними шли бесконечная вереницы тяжело груженых повозок   с добычей. К князю и княжне Тюльпан подходили ее братья и молча клали к ее ногам дорогие дары. Никто не проронить ни одного слова, такова было воля отца. Хан обнял дочь:
-Я оставляю вам малые припасы. Князь, твоих подданных не тронул. Живите с миром. Свой цветочек, мою звездочку дочь, доверил тебе. Знаю, не обидишь. В эти места  я   не вернусь. Пусть с вами будет  небесная благодать!
-Отец, прошу тебя, оставь со мной брата. Он не воин. Глаза его в небо устремлены, он со звездами говорит, грозе улыбается, перед закатом замирает и березы обнимает . Он песни слагает и стихи пишет! Мне утешением будет,  о тебе песни сложит!
-Выполню последнюю волю, пусть будет по-твоему. Остаются с тобой еще няньки твои. Ох, большой ты урон мне нанес князь! Ох, большой! Лучше бы я тебя сразу убил.
       Ушли кочевники  с княжества.  Тяжелым трудом и потом восстанавливали свои разоренные дома люди. Княгиня с князем ни в чем не уступали им  в трудах  и снискали за то большой почет и уважение.  . Много веков с тех пор утекло, но о большой любви князя  и княгини Тюльпан и о бывальщине стародавних времен из глубины веков рассказывают сказания и песни ее незабвенного брата.
      


Рецензии