Апокалипсис как национальная идея русских
Чем меньше народ, тем жизнерадостнее и оптимистичнее его национальная идея. Перспективные ниши для физического распространения в терпящей демографическое бедствие в целом стране велики, но только до тех пор, пока по мере расширения поглощающих народов не рухнут устои правопорядка. И наоборот, чем больше народ, тем пессимистичнее его национальная идея в пределах России – это объективная реальность.
Понятно, что для русского народа при таком раскладе национальной идеей не может не быть Апокалипсис, непрерывное предвестие Светопреставления, крушения, революции. Русские были в России народом-матрицей, создающим среду обитания, наподобие того, как в теории гравитации по принципу Маха звезды создают пространство Вселенной, в котором могут спокойно следовать по своим траекториям малые тела и их системки.
Русские в России были, так сказать, атлантами державного мироздания. Но тяжела эта участь, и мысль о ее прекращении не так уж отталкивает, даже наоборот. Нашелся бы Геракл, чтобы подержать небосвод – и мы бы ему уступили. Апокалипсичность русских подмечена Достоевским и сформулирована Бердяевым. Лучшим выражением апокалипсичности русских является традиционная вера русских – Православие, которая, по-моему, более апокалиптична, чем католичество.
«Для того, чтобы удовлетворительно объяснить российский феномен, привычных исторических стереотипов явно недостаточно. Православное сознание легко минует это препятствие, обосновывая своеобразие русской судьбы исчерпывающе просто – промыслительным назначением России стать последним препятствием на пути всемирной апостасии. Отсюда вся трагичность нашей истории, становящейся ареной столкновения добра и зла, спасающей благодати Божьей и гибельных сатанинских соблазнов, высших порывов добродетельной души с низкими страстями и грязными пороками, терзающими павшую человеческую природу. В такое объяснение легко укладывается вся русская история с момента Крещения Руси до наших дней» (митр. Иоанн Снычев).
От русских, стало быть, ожидается жертвенность. Но мы уже хотим мерить себя по европейским стандартам, где нет места мрачной апокалипcичности, не хотим играть роль жертвы. Людям захотелось «хорошей жизни», а то и бессмертия в этом мире и этом теле. Еще В.В. Розанов 100 лет назад выразил тоску по солнечной религии жизни в отличие от христианства – религии смерти.
Могут ли русские отказаться от антигедонизма и апокалипcичности, предписанных традиционной религией и стать тривиальными «выживалами»? Только если они перейдут в статус малых народов, что нереально в обозримой перспективе. Другой вариант: если в России будут вообще отмены национальности и племенные связи, так что национальность станет тождественна личности – у каждого своя. Неплохой исход, отвечающий западному идеалу, но это пока тоже нереально.
Поэтому процесс создания единой российской нации, сопровождаемый частичной потерей русскими своей национальной идентичности, необходим, иначе действительно придет Апокалипсис. Потому что альтернативой является фашизм - когда большой народ усваивает поведенческие стратегии малых народов, забывая о необходимости поддерживать небо. Но тогда он по определению перестает быть русским. Чтобы этого не произошло, задача государства – ввести национальные идеи малых этносов, а также корпораций и объединений, отщепившихся от основной массы народа, в единое правовое русло.
Свидетельство о публикации №210121901103