Критическое мышление против психологического терро

Если вам говорят, что вы не знаете настоящего бога или не умеете красиво мыслить, то знайте - вы в лапах психологических террористов.
Что делать? Скачайте нижеследующую статью, прочитайте внимательно и сделайте выводы:



"Первые «секретные материалы» по психологическим тренингам под названием «Лайфспринг» мелькнули в профессиональных кругах еще в середине 80-х годов прошедшего столетия.

«Лайфспринг» 80-х. В середине 80-х ряд коммерческих «психологических марафонов» прошел в Москве под рекламными лозунгами «американских тренингов личностного роста». Попадание было «в десятку»: уже витающее в российском воздухе жесткое «перемен, мы ждем перемен», общий светский интерес к науке психологии, «модный» марафон с «жизнеутверждающим» названием и гордо объявленная «заграничная команда профессионалов».

Про «секту» не было и речи. Несмотря на ощутимую по тем временам заявленную стоимость участия в каждой «ступени», тренинги отличались массовостью и пользовались популярностью у лиц из числа просвещенной интеллигенции, активно интересующейся «новой психологией», а также, в среде профессионалов психологов и психотерапевтов, желающих не столько «трансформировать» свою собственную личность, сколько просто перенять «заокеанский» опыт. Американские организаторы и ведущие весьма строго запретили участникам вести любые виды записей, а также, еще до начала тренинга, всех заплативших за семинар лично предупредили «о возможном вреде упражнений для психического и физического здоровья». К участию в тренинге допускали лишь тех, кто дал расписку, что был своевременно «ознакомлен» с данной информацией и в случае осложнений для здоровья «не будет иметь претензий».


По прочтении, целостная программа тренинга «Лайфспринг» произвела впечатление продуманного, грамотного, последовательного и интенсивного воздействия на психику участников. Ведущими тренинга активно и жестко использовались профессиональные приемы провокации, мощный индивидуальный и групповой прессинг, физический и эмоциональный стресс.

Закономерным итогом целенаправленного воздействия были первоначальная когнитивная растерянность каждого конкретно и группы в целом, а затем, неминуемое «отключение коры» и бурные эмоциональные реакции участников, путем «заражения» приобретающие все более массовый характер, — их «необходимость» и «полезная» значимость неизменно подчеркивались и нагнетались ведущими.

Откровенная демонстрация себе и другим с трудом добытых «истинных желаний» или же «истинных чувств» — как самостоятельная ценность и конечная цель почти всех упражнений. Душераздирающие серии потенцируемого массового «психоза» и «эмоционального стриптиза» перемежались столь же массовыми «признаниями в любви» и «братаниями» всех и вся по простому признаку соседства.


Конкретные содержания активно потенцируемых «ведомых фантазий» поражали предельным драматизмом предложенных сцен и апеллировали к очень глубоким, архаичным, эмоционально насыщенным проблемам раннего периода развития. Например, свою любимую детскую игрушку предлагалось увидеть «на старой свалке, в куче мусора». Однако еще более поражало другое, а именно, «абортивный» характер упражнений, где целью и итогом практически всех детально погружающих в детство заданий было только «бегство», и обобщенная инструкция выглядела, как «внимательно рассмотри, долго поплачь и быстро уйди».

После необходимых для того вводных сцен, всем участникам одновременно было предложено случайными фрагментами просмотреть обнаруженную в какой-то странной, захламленной комнате безнадежно спутанную «старую кинопленку», в мелькающих кадрах которой субъективно узнавалась «собственная прежняя жизнь», а затем уже отстраненно наблюдать, как «кинопленка сама по себе вспыхивает и горит», «уже ненужная». Далее, по тексту упражнения, каждый участник семинара спокойно покидал эту горящую комнату и сразу же обнаруживал себя на палубе громадного белоснежного корабля под громким жизнеутверждающим названием «Life», — причем, единственным обитателем этого корабля был капитан, но тот без раздумий «бросал руль» и с готовностью «прыгал за борт», а обновленный «хозяин собственной судьбы» тут же «брал руль в свои руки» и радостно плыл в светлые морские просторы «новой жизни» — на прекрасном, но совершенно пустом корабле.

Прочитав тогда сухое и подробное описание программы тренинга, я достаточно легко приняла для себя решение ограничиться одним лишь внимательным чтением его материалов.

Мне откровенно не понравились массовость данного мероприятия, очевидная шаблонность самого действия и четкая режиссура в грубом и прямолинейном стиле «работы с залом», столь характерная для примитивных выступлений американских «проповедников».

Уже всерьез меня насторожило полное отсутствие в тренинге, первоначально заявленном как «тренинг личностного роста», реального психологического, реального психотерапевтического, да и просто, по-человечески — реально заинтересованного индивидуального подхода к участникам. Насторожила и истеричная «кликушеская» эмоциональность как условие «единственно верного» поведения в тренинге, равно как и полное отсутствие истинного диалога.

Даже кратких обзорных студенческих лекций по общей теории и практике психоанализа в сочетании с обязательным для практикующего психиатра самостоятельным чтением ряда доступных книг Зигмунда Фрейда, чудом напечатанных еще в 20-х годах и затем на-долго «запрещенных» советской идеологической цензурой, было тогда достаточно, чтобы понимать: тонкую и нежную ткань субъективного восприятия собственного или чужого ДЕТСТВА, нельзя трогать столь грубо, а уж тем более — рубить ее с одного решительного «кавалерийского наскока».

И какой бы по-детски солнечной, весенней и прекрасной ни рисовалась моему воображению щедро обещанная организаторами «новая жизнь», — даже в ярких социальных декорациях того времени, — по сути, мне вовсе не хотелось отправляться туда «Иваном, не помнящим родства», да еще и жестокой ценой совершенно непонятного для меня тогда «самоустранения» прежнего «капитана» моего же моего «корабля».


«Лайфспринг» 2000-х.

Передо мной материалы «образца 2000-х» — в виде яркой, живой разговорной речи виртуальных монологов и диалогов, в виде фрагментарных эмоциональных впечатлений и отсроченной «обратной связи» очевидцев, в виде личных воспоминаний и размышлений рядовых участников тренингов, на своем собственном опыте ощутивших все психологические эффекты упражнений, как и различные по удаленности во времени результаты обещанного им «личностного роста», в той или иной мере уплывших в светлую весеннюю даль «новой жизни». Это — материалы реальных участников тренинга «Лайфспринг», и, похоже, реально пострадавших в результате этого участия, с виртуального «форума» информационного проекта «Открытое Сознание» ( www.sektam.net/forum/ ).

По многочисленным, отрывочным и крайне эмоциональным описаниям отдельных упражнений можно понять, что, как это ни странно, но за прошедшие в реальном и научном мире двадцать с небольшим лет в совершенно особом (или обособленном?) мире под названием «Лайфспринг» практически ничего не изменилось — ни в самой структуре тренингов, ни в конкретном содержании упражнений. Разве что теперь этот тренинг ведут специально обученные русскоязычные ведущие. Передо мной, как «дежа вю», ярко мелькают одни и те же стереотипные сцены. «Что ты хочешь» и «Пошел ты» и «Спасательная лодка», «Давать и брать», а также другие, четко выкроенные по старому американскому шаблону «упражнения» и «медитации», как и обязательно сопутствующие им массовые «покаяния» участников и надрывные призывы ведущих, высокомерно обращенные «к народу» — грозные «встаньте те, кто», поощряющие «поднимите руки те, кто», и трагически-масштабные — «а как же теперь будет существовать космос?» — резонерские риторические вопросы без ответов.

И, конечно же, налицо все те же индивидуальные и массовые следствия осуществляемого процесса «личностного роста» — частичное или полное «отключение коры», с последующим уничтожением ее жалких остатков, затем душераздирающие сцены «предельной искренности» в виде женских «эмоциональных срывов» и мужских «истерик», окончательное прощание с «темным прошлым», и планомерный переход к счастливой стадии повальных «признаний в любви», объединяющих «братаний» с соседями, стереотипных общих «речевок» и «кликушеских» ритуальных танцев, — и перманентный групповой «ЗФФЕКТ ДОМИНО» всерьез никому из ведущих ненужного «эмоционального стриптиза» участников.

Многие очевидцы, вспоминая пережитый «массовый психоз» и собственное странное поведение в процессе прохождения ими тренинга «Лайфспринг», откровенно недоумевают, и все вместе задаются одним и тем же вопросом: так, что же, собственно, произошло? Что побудило изначально совершенно разных по характеру и уровню развития людей совершать схожую череду откровенно глупых, явно опасных или же крайне унизительных для личности и недостойных поступков?

А ведь ответ на этот эмоционально сложный для каждого участника тренинга вопрос уже давно дала человечеству научная психология, более чем сто лет назад изучившая и описавшая особые эффекты «поведения индивида как части массы индивидов», подвергшая строгому психологическому анализу и саму по себе суть «массовой психологии».

В достаточно небольшой по объему теоретической работе «Массовая психология и анализ человеческого «Я» психоаналитик Зигмунд Фрейд ссылается на работы своих предшественников, психологов Ле Бона и Мак Дугалла, и активно их цитирует.

Так он приводит выдержки из книги Ле Бона «Психология масс» — с целью перечисления «главных отличительных признаков находящегося в массе индивида» (главы II и III). По мнению Ле Бона, да и самого Фрейда, этим признаками являются:

«исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей». В конечном итоге, по мнению этих ученых, в аффективно заряженной «общей массе» происходит «коллективное снижение интеллекта», — «сносится, обессиливается психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей» и «обнажается, приводится в действие бессознательный фундамент, у всех одинаковый»,

 — «индивид больше не является самим собой, он стал безвольным автоматом», он «потерял свою сознательную личность» и слепо следует за лидером, «повинуется всем внушениям лица, лишившего его сознания собственной личности».

Что же касается собственно «психологии массы» и эффективных средств воздействия на нее, то, по мнению Ле Бона и Фрейда, «зачарованную», внушаемую, импульсивную, лишенную чувства личной ответственности, одержимую первобытным чувством собственной «мощи» и не обуздываемыми более «первичными позывами», «склонную ко всем крайностям массу и возбуждают также чрезмерные раздражения», «тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое». Более точного описания сути используемых в тренинге «Лайфспринг» техник влияния, по-моему, дать невозможно.

Похоже, что реальной целью воздействия является не заявляемый изначально «личностный рост» индивида, а методичное и последовательное стирание его яркой индивидуальности путем обязательного и унифицированного участия каждого в аффективно крайне заряженном, потенцируемом и драматически нагнетаемом «массовом психозе».

Закономерным итогом этого участия является устранение индивидуальной «когнитивной надстройки», как минимум временное или же более стойкое «снижение интеллекта» и полное растворение изначально присущего субъекту «индивидуального прошлого», как и напрямую связанного с ним «индивидуального будущего», в активно внушаемом извне эйфоричном ощущении «новорожденности» и в инфантильно-солнечном «общем будущем» участников как группы.

Следует также отметить, что, согласно опубликованным в материалах «сети» впечатлениям непосредственных участников, методы и средства воздействия тренингов «Лайфспринг 2000» по своей внешней форме стали куда более циничными и грубыми, порой даже брутальными, а значит, заведомо — менее профессиональными, менее экологичными и более непредсказуемыми по своим последствиям для психики «тренируемых». Так, в изобилии появились бытовая грубость ведущих и немыслимые для профессионального психолога хамство, криминальный жаргон, повсеместная нецензурная лексика, как и откровенно частое использование «цензурных» словесных манипуляций по «отключению коры» — в виде растормаживающих группу плоских шуток, примитивных анальных и генитальных ассоциаций, в целом, апеллирующих лишь к низменным биологическим инстинктам «ниже пояса».

И, что уж является совершенно недопустимым, уголовно наказуемым (!) в профессиональном психологическом тренинге, так это описанное рядом очевидцев откровенное принуждение людей к участию в тренинге и даже физическое насилие над участниками со стороны ведущих, как и опасное отсутствие не только психологической, но даже и элементарной телесной безопасности «тренируемых» в процессе старательного выполнения ими предложенных ведущими «упражнений».

Перечисленные выше явления позволяют говорить о возможном грубом нарушении в процессе данного тренинга существующих этических норм и обязательных для каждого профессионала принципов работы, а значит, оказываемые воздействия, по определению, не могут быть безопасными для физического и психического здоровья участников.

Этот сугубо теоретический вывод подтверждается данными «форума», где сами бывшие участники тренинга активно говорят о преходящих или же стойких нарушениях собственного здоровья.

Есть также достаточные по числу данные об имеющих место стойких «нарушениях памяти», вплоть до описанной рядом лиц «фрагментарности прошлого» и продолжительных по времени трудностей кратковременной памяти. Многие говорят о своеобразном «регрессе психики», о «снижении интеллекта» и общей эмоциональной «инфантильности», а также о затяжных «депрессиях», — но все это характерно для тех лиц, кто самостоятельно или же при помощи близких в достаточной мере осознал причиненный здоровью вред.

А вот в отношении тех лиц, кто остался «в тренинге», активно общается исключительно со своей «группой» и вовлекает в процесс «трансформации личности» других, используются совершенно иные описания «регресса» и «инфантилизма». Здесь, согласно мнению очевидцев, печаль осознания, логика и критика почти начисто отсутствуют, а присутствует стойкое «снижение интеллекта», формализм и стереотипность суждений, и нарастающая во времени неадекватность поведения, где обращают на себя внимание «горящие глаза» субъекта, постоянное ощущение «эйфории», нездоровый «маниакальный» энтузиазм и узко направленная «одержимость» несвойственными индивиду прежде групповыми идеями и масштабными социальными планами по «сбору средств у инвесторов» в целях «изменения качества жизни на планете».

В числе других «отсроченных результатов» длительной «погруженности в процесс» упоминаются «нарушения сна», «полное физическое истощение», «потеря работы», полная или частичная утрата прежнего социального статуса и окружения, партнерские конфликты и распад устоявшихся семейных отношений с быстрым формированием пары с одним из членов группы, одержимым все той же «общей идеей переустройства мира».



Психиатрический аспект «Лайфспринга»

Конечно, можно было бы завершить размышление на тему «психиатрических аспектов» и прочих профессиональных «секретов» проекта «Лайфспринг» тезисом о том, что этот тренинг, да весь и культ в целом, всего лишь активно формирует свою армию «адептов» и пошло «изымает деньги» из карманов самих участников и карманов их близких, как, впрочем, это делают и все другие культы. Но на деле — умело и профессионально скроенный проект «Лайфспринг» весьма быстро, прицельно и агрессивно, «изымает» у субъекта его индивидуальную память, которая, собственно, и является базовой основой структуры личности как таковой.

Длительно сохраняющиеся «провалы памяти», текущие «нарушения запоминания», «фрагментарность воспоминаний о собственном прошлом» и социальный «паралич» личности в целом, — вот наиболее тревожные признаки ущерба, причиненного здоровью участников и здоровью общества.

Как и «вычеркивание» реальных страниц общей для всех истории и науки, целенаправленное уничтожение личной памяти неминуемо оборачивается истощающим путешествием к ложным целям, повторением ошибок и «вечной весной» революций.

И, если полная или частичная потеря личной памяти субъекта является необратимой, как и потеря части наиболее активной молодежи социума, — ведь к участию в данном виде «тренинга личностного роста» неизменно призывают и целенаправленно вовлекают именно тех, кто хочет стать «успешным лидером», — то, я думаю, следующий «ренессанс» тренингов под непонятным полностью названием «Лайфспринг» следует ожидать лет через двадцать — двадцать с небольшим, когда подрастет и отчетливо проявит свою социальную активность новое, совершенно здоровое и целиком готовое к отупляющей «обработке» поколение.

Автор статьи:

Исполатова Елена Николаевна, психиатр и психотерапевт, кандидат медицинских наук, член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, докторант кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования (Россия, г. Москва).

 



А еще хочется добавить…

Постскриптум в форме реплик Е. Волкова и М. Вершинина:


-Не верьте в простые решения сложных личных, социальных и политических проблем.

-Помните, что нет такой вещи, как подлинная, безусловная любовь со стороны незнакомых людей; любовь, дружба и доверие должны развиваться со временем и обычно включают взаимообмен, преодоления и соучастие — некоторую работу и обязательство с вашей стороны. 

-Распознавайте ваши симптомы вины и индукции вины, провоцируемой в вас другими; никогда не действуйте по мотивам вины. Относитесь терпимо к вине как части вашей человеческой натуры, не спешите улучшать ее на тех путях, которые планируют вам другие.


Зимбардо Ф., Андерсен С. Памятка о 20 способах сопротивления нежелательному социальному воздействию


Е. Волков (далее — ЕВ): Статья Елены Исполатовой вызвала у меня желание откликнуться репликой по двум задевшим меня темам: про старинные рецепты «новой жизни» и про «исторические» (биографические) основания личности, тем более, что эти сюжеты явно связаны, если вдуматься.

Моя коллега вспомнила конец 1980-х годов, а я вспоминаю 1960-е годы, когда мальчишкой заучивал странное и казавшееся смешным слово «хунвэйбины» — «красногвардейцы» по-китайски («Красная гвардия председателя Мао»). Так называли себя школьники и студенты, принявшие активное участие в начавшейся в 1965 году «культурной революции» в Китае.

Как это у меня ассоциируется с «Лайфспрингом» и психиатрией? Самым прямым образом: речь идет об одном из ярких и трагичных примеров насильственного массового «личностного роста», об одном из бесчисленных и неизменно кроваво-тупиковых скачков от «плохого прошлого» к «будущему с кристально чистого нового листа».

Если восстановить более широкий исторический контекст, то в Китае с приходом коммунистов к власти в 1949 г. в течение последующих двадцати лет постоянно организовывались массовые «лайфспринги»: сначала кампания по «исправлению мышления», потом «политика Большого скачка», затем «культурная революция». Поведение как организаторов, так и участников этих «скачков» через здравый смысл и через культуру и историю явно заслуживало пристального внимания и вмешательства психиатров, поскольку привело к гибели десятков миллионов людей и затормозило нормальное развитие всего общества как минимум на четверть века. История Китая тех лет, собственно, во многом повторяла опыт наших отечественных «специалистов по мгновенному личностному росту» — большевиков, загнавших страну и общество в тупик на семь с лишним десятилетий, и по количеству жертв «ученики» следовали «традициям» «учителей».

Массовые «лайфспринги» революций во второй половине прошлого века в основном потеряли привлекательность в общественном сознании большинства более или менее развитых стран, а также стран, испытавших прелести революционного фастфуда «всеобщего братства и любви» на собственной «шкуре». И тут-то появилось предложение индивидуальных «Великих Октябрьских революций сознания» в лице идейно-генетических наследников Ленина, Сталина, Мао и Пол Пота. Только они, в отличие от своих широкомасштабных предшественников, «окучивают» уже не «классово близких», а «лидеров», и не откладывают «исправление мышления» до завоевания политической власти, а делают из него быстродоходный бизнес.

Что мы в итоге наблюдаем? Изморфизм (подобие структур) тоталитарных революций и псевдотренингов «личностного роста». Масштабы разные, но системы «работы» с психикой подопытных до омерзения идентичны. И уже почти полвека назад было издано подробнейшее исследование именно индивидуального среза механизмов и последствий таких насильственных «скачков сознания».

Это работа Роберта Джея Лифтона Thought Reform and the Psychology of Totalism: A Study of «Brainwashing» in China (1961) («Исправление мышления» и психология тоталитаризма: Исследование «промывания мозгов» в Китае), в переводе на русский язык получившая название «Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма» (Лифтон Р. Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма. — СПб.: прайм-Еврознак, 2005). Ее автор так сформулировал главную тему своих изысканий: «Все свои исследования я посвятил «экстремальным ситуациям» — ситуациям невероятного насилия над телами и умами…»

Первая и наиболее известная работа Р. Лифтона переиздается на Западе уже сорок лет и стала несомненной классикой, причем не академически-монументальной, а пронзительно живой и удивительно современной и своевременной для каждого нового десятилетия. Ее составили детальные психологические биографии, воссозданные в ходе сотен часов глубоких интервью, сорока человек — пятнадцати китайцев и двадцати пяти граждан Запада. Эти люди прошли либо через так называемые «революционные университеты», в которых «исправляли» китайских интеллектуалов, либо через тюрьмы, где «перевоспитывали» «иностранных контрреволюционеров», когда полвека назад в Китае началось интенсивное массовое преобразование населения для нужд «светлого коммунистического общества».

Роберт Лифтон по горячим следам провел уникальное по тщательности и глубине исследование того, как пересекаются психологические, исторические и культурные процессы в ходе попыток радикальной и при этом изощренно организованной переделки личности — но не одного человека, а целых социальных слоев. Подобные соблазны «технологичной перековки» людей или гарантированного манипулятивного помыкания ими — я их называю «соблазнами глины и воска» — присущи отнюдь не только радикальным левым или правым движениям; они в той или иной форме весьма ощутимо проявляются во многих сферах любых демократических обществ и отражают одно из самых драматичных противоречий современной эпохи — противоречие между скоротечной изменчивостью, многообразием и неоднозначностью социальной жизни и социальной среды, с одной стороны, и потребностью индивида в стабильной идентичности и ясных, однозначных жизненных ориентирах, с другой. На это противоречие накладывается (или, скорее, выражает его) столкновение тенденции к жесткому навязыванию «абсолютно истинных» идеологий и социальных порядков (религиозно-теократических, утопических, «необходимых демократических» или сконструированных разными полит-, социо- и человеко- технологами) с тенденцией зачастую не менее абсолютистской реализации «прав личности» на любой образ жизни и на любое самовыражение. Крайности же, как известно, сходятся и не столько противостоят друг другу, сколько друг друга подпитывают. Выражается это в данном случае в том, что «абсолютно свободные лидеры» оказываются игрушками в руках тотали-тарных демагогов-«наставников» и сами начинают строить жесткие, психологически тоталитарные ячейки на этапе ЛП («лидерские программы»).


«Свободно растущие личности» не замечают, как они с энтузиазмом позволяют впрессовывать свое сознание в жесткие рамки «абсолютных истин», «абсолютных правил» и «абсолютных принципов».

А в перекрестии этих крайностей стоит живой человек, то прессуемый армией «формовщиков глины и воска» (от «посредников высших сил» до новоязного агитпропа «пиара», «имиджа», «брэнда» и «лидерства»), то бесформенно растекающийся уже в соблазне беспредельного «креатива» экспериментов с собственным Я. Может ли человеческая личность выработать сбалансированный и достойный образ жизни, сбалансированную и эф-фективную идентичность, оптимальную для современной эпохи? На этот вопрос Р. Лиф-тон попытался ответить в книге The Protean Self: Human Resilience in an Age of Fragmentation (1993) («Протейское Я: Человеческая эластичность в эпоху фрагментации»), которая, как я надеюсь, тоже будет издана в России. Пока же ясно одно — распространение таких ситуаций «на разрыв» пропорционально увеличивает нагрузку на устойчивость психического здоровья населения и обеспечивает психиатров и психологов растущей клиентурой из числа тех, кто решился рискнуть своей психикой в мошеннической рулетке «моментального выигрыша успеха, счастья, любви, уверенности и окончательной истины на всю оставшуюся жизнь».

Если А. Маслоу обратил внимание на «вершинные» состояния личности, то Р. Лифтон последовательно погружался в разнообразные инфернальные пропасти в поисках резервов личности «на краю» существования, между жизнью и смертью (как физической, так и психической).

Один из важнейших выводов книги «Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма» состоит в следующем: да, к сожалению, возможности насильственной трансформации личности реальны и велики; но, к счастью, способности личности преодолевать последствия такого насилия и возвращаться к самостоятельному выбору образа мыслей и своей идентичности не менее значительны. Весьма показательна судьба этой книги в США, где она стала своего рода евангелием консультантов по психологическому насилию в деструктивных культах: все свои первые встречи с жертвами тоталитарных и вообще манипулятивных групп они начинают с совместного чтения книги Р. Лифтона, особенно ее последних глав, где сформулированы знаменитые восемь критериев психологического насилия, часто просто называемые «восемь критериев Лифтона». Теперь и российские консультанты и психотерапевты получили такую возможность, как и любой русскоязычный читатель, желающий либо повысить свой иммунитет против «высокоидейных» мошенников, либо выбраться из той ловушки, куда его уже заманили.

Злободневность работы о психологическом насилии даже и не стоит подробно комментировать. Терроризм психологический всегда предшествует терроризму физическому, сопровождает его и закрепляет его результаты, независимо от того, во имя чего террор организуется: во имя коммунизма, бога, лидерства с «личностным ростом» или даже демократии. Но если люди смогут научиться противостоять всем разновидностям психологического терроризма, включая как явные угрозы, так и демагогию с манипуляцией, резко ослабнет почва для физического террора, упрочится и расширится почва для разумного и мирного обустройства жизни. Книга Р. Лифтона — сильнейшее подспорье в этом.

В завершение своей реплики, чтобы не превращать ее еще в одну статью, назову дополнительно четыре книги, которые считаю надежными вакцинами для сохранения и укрепления психического и общего жизненного здоровья в условиях растущего давления эпидемий «паразитов сознания», пытающихся стереть в пыль здравый смысл, общечеловеческую и индивидуальную историю, а также наработанную тысячелетиями культуру. Эти же книги позволяют, на мой взгляд, выработать одновременно и ясные и достаточно твердые принципы и умение гибко и разумно их применять, чтобы гарантировать свое психическое здоровье.


«Истинноверующий: Мысли о природе массовых движений» Эрика Хоффера, американского докера-философа. «В этой книге говорится главным образом о массовых движениях в фазе их подъема. Именно в этой фазе ведущую роль играет истинноверующий — человек-фанатик «священного дела», готовый для этого дела пожертвовать и жизнью. Эта книга — попытка проследить происхождение истинноверующего и дать описание его сути. Для этого приходится прибегнуть к одной рабочей гипотезе. Будем исходить из факта, что в начале всех массовых движений среди их участников преобладают неудовлетворенные жизнью люди и что примыкают они к движению по своей воле, а затем предположим, что: 1) неудовлетворенность эта сама по себе порождает большинство характерных черт истинноверующего, без какого бы то ни было внешнего влияния (даже до его участия в движении), 2) действительно эффективный метод обращения в веру состоит в основном в том, чтобы развить и укрепить склонности и реакции, свойственные неудовлетворенному сознанию». (Хоффер Э. Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений. — Мн.: ЕГУ, 2001).

«Маски авторитарности: Очерки о гуру» Джоэла Крамера и Дианы Олстед: «Под авторитаризмом, который привычно ассоциируется с политикой, социальными структурами или же с личностями отдельных диктаторов, скрывается авторитаризм более глубокий, всепроникающий и тщательно завуалированный. Он глубоко укоренен в нашей культуре, религии, морали, в общественных ценностях и семейных отношениях. Вся психика человека насквозь пропитана ядом авторитарности, что оказывает сильнейшее воздействие на нашу повседневную жизнь. Книга посвящена выявлению и разоблачению именно этого скрытого авторитаризма, рассматриваемого как основной фактор социальной дезинтеграции и главная угроза существованию человечества». В этой книге убедительно разоблачаются «гуру личностного и духовного роста» и используемые ими в качестве инструментов манипуляций мифы «безоговорочной любви», «просветления» и черно-белого противопоставления «добра и зла». (Крамер Д., Олстед Д. Маски авторитарности: Очерки о гуру. — Пер. с англ. М.: Прогресс-Традиция, 2002).

«Открытое общество и его враги» Карла Поппера — разоблачение утопической социальной инженерии от Платона до Маркса. (Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. Пер. с англ. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992).

«Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход» Альберта Эл-лиса: «Книга знакомит читателя с одним из наиболее популярных в наше время направлений психотерапии — рационально-эмоциональной терапией (РЭТ). Ее основатель, Аль-берт Эллис, считает, что все люди склонны к построению нелогичных, иррациональных мыслительных комбинаций, которые в рамках РЭТ называются «мистическим мышлением». Эллис утверждает, что фактически все проблемы человека — это результат мистического мышления, подчинения многочисленным «следует», «нужно» и «должен». Безусловно, человеку приходится сталкиваться с реальными проблемами, но ужас и непомерная тяжесть сопровождающих их переживаний — это вымышленные, иллюзорные демоны». (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002).

Волков Евгений Новомирович
канд. философ. наук,
доцент кафедры общего и стратегического менеджмента
Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), Нижегородский филиал,
консультант, эксперт и тренер по социальному воздействию и критическому мышлению
volken@mail.ru

 


Рецензии
О политической стороне вопроса, социальных катаклизмах разговор другой.
А если хотите знать мое мнение о психологах, то я так скажу.
Все психологи - жулики. Жулики и шарлатаны. Я не говорю о психиатрах. Эти не всегда успешно, не всегда удачно (что ж, время такое мы только-только выбираемся из дикости и ступаем в ранневарварскую фазу), но стараются помочь больным, есть какие-то результаты. А психологи... Пишут толстенные монографии, "научные труды", которым цена грош. Пишут головокружительные диссертации, ходят на симпозиумы... эффекта - ноль.
Сколько ни уговаривай, сколько ни дави, сколько ни воспитывай-перевоспитывай, сколько ни проси-умоляй, сколько ни угрожай наказаниями-карами... пока не начнешь лечить, от этих шаманских мероприятий - психоанализов-психотренингов... ноль эффекта.

Юсуф Айбазов   13.04.2015 09:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.