Аглая Епанчина

                Аглая Епанчина

                размышления о героине

Мнение самого писателя о своих персонажах и оценки читателей, критиков всегда в той или иной мере расходятся. Любимые герои автора могут не полюбиться читательской аудитории и наоборот. Абсолютная объективность не достижима – все мы субъекты и не свободны от личных симпатий и антипатий.
 
Помимо праведников и грешников Достоевский в мужских образах стремился к большему разнообразию эмоциональной палитры. К примеру, Ганя в романе «Идиот» человек, который страдает от осознания, что ему недостает оригинальности, а оригиналом ему быть хотелось.  (Как, по его мнению, чуть ли не большинству людей, только редко кто осознает, признается...)

Женские образы иной раз оцениваются только в преломлении любви, сами по себе, вне любовных историй они (в отличие от мужских характеров) у Достоевского предстают редко. Назначение женщин он видит в любви к героям-философам и попыткам понять их сложный внутренний мир, проникнуться их ощущениями. Это типично для писателей той эпохи.

Интересно было бы поставить вопрос так: кто из женщин страдает по причине своей не оригинальности? Кого выводит из себя одна мысль о том, что ее можно принять за «такую, как все»? Кого всерьез, на глубинном уровне, это мучает и изводит, не давая возможности обрести душевный покой?

В какой-то степени – всех. Но такого рода червоточина может от легкого недовольства собой и окружающими разрастись в агрессию по отношению к миру и людям, манию совершать причудливые поступки, лишь бы обратить на себя особенное внимание, стать чуть ли не идеей-фикс, смыслом существования.

Соню Мармеладову совершенно не волнует этот вопрос, как и Дашу в «Бесах». Они не одержимы самоутверждением. Это тип женщины-сестры милосердия, рядом с которыми натуры изломанные обретают покой.  Аглая Епанчина и Настасья Филипповна - это объекты для восхищения на расстоянии. Но проблема в том, что такого рода симпатии им не очень-то льстят, они не стремятся быть неотразимыми женщинами, светскими куклами, хотят большего (что мужчинам и не понятно). Они претендуют на сверхзначимость своей личности, уникальность внутреннего устройства.

Таким натурам претит проторенная дорожка, то, что представляется им жизнью, как у всех, чем-то типичным. Даже то, в чем большинство нашло бы счастье, для них – драгоценная возможность совершить невероятный поступок и от всего отказаться.  Ради  все той же пресловутой «оригинальности». Так, как они ее понимают. Жизнь для них – это поиски своей «самости». И желание окружающим ее продемонстрировать, доказать.
 
Они вовсе не лишены подлинных душевных качеств, но настоящее в них перемешано с фантастически раздутым самолюбием и тайными страхами - может, все-таки существуют и нам подобные, и мы во всех порывах своих недостаточно оригинальны? Думаю, что здесь можно говорить о своеобразном комплексе ординарности. О частичной подмене настоящего ума, таланта или доброты ее эффектными («на публику»)  театральными проявлениями.

Аглая упрекает Настасью Филипповну в театральности – можно ведь было встать на путь истинный, отказавшись от роскоши, не бросая никому вызов и не устраивая сцен. Это можно было бы счесть справедливым замечанием, если бы не исходило от той, кто своими взбалмошными выходками нервировала все семейство. Повторюсь: эти женщины очень похожи. Но одна из них – баловень судьбы. Ей во всем повезло.

Аглая – домашний идол, ее считают красивейшей и умнейшей из всех сестер (Настасья Филипповна в письмах сравнивает ее с ангелом, предполагая в Аглае еще и ангельскую доброту). В начале романа, описывая семейство Епанчиных, Достоевский делает весьма тонкое замечание о том, что, возможно, безграничная любовь домашних и преувеличила значимость и достоинства младшей дочери генерала. Но отношение окружающих убедило Аглаю в том, что в ней действительно есть все эти качества. И – как знать? Не внушило ли тайный страх показаться банальной?

Варвара Иволгина говорит брату Гане, что Аглая благороднее их всех, она от богача откажется, а к студенту нищему голодать пойдет…  но почему? Ради возможности совершить очередной театральный поступок?

Достоевский часто описывает больных театральщиной персонажей. Подлинные душевные муки могут в их натуре сочетаться с желанием «показать себя», и трудно провести границу – она слишком тонка! – где заканчивается страдание, и начинается провинциальный театр с распределением ролей?

Любопытный нюанс  - в финальной сцене Настасья Филипповна вдруг говорит, что была об Аглае лучшего мнения, даже в том, что касается ее внешности… Если Настасья Филипповна описывается автором, то Аглая – нет.  Только из уст в уста передаются восторженные отзывы о ее красоте, но автор не счел нужным уделить время внешнему портрету такой важной в романе героини. Есть характеристика Александры, Аделаиды Епанчиных – пусть краткая и устами князя. Но об Аглае и он не говорит ничего конкретного. На мой взгляд, это может быть свидетельством ее апломба. В Аглае воспитано ощущение своей невероятной значимости. И только ее соперница неожиданно роняет несколько слов, из которых следует (как из детской сказки), что король-то голый.

Аглая не сумела вынести ни мига колебания князя (хотя прекрасно знала, что руководит им жалость к больному человеку, а для христианина это чувство выше влюбленности) и убежала навсегда. У нее самой больно самолюбие, как и у Гани Иволгина. Конечно, масштаб их личностей не одинаков, но он вполне соразмерен.


Рецензии
Мне кажется вы преувеличиваете. Беспорно в Аглае было опередленное стремеление к оригинальности, но у меня лично никогда не возникало и малейшего сомнения, что она любит Мышкина. Обе любили. И любили и понимали какой он человек. Лично мне вначале казалось, что Достоевский пытается создать два противостоящих друг другу образа- Аглая (положительный) и Настасья (отрицательный). Но если Настасья хорошо вписывалась в этот отрицательный образ, то выбор Аглаи в качестве "принцессы" мне показался как минимум странным. Достаточно эгоистичная и своевольная "принцесса". Да, я тоже заметил, что Аглая винила Настасью в театральности, когда сама же таких сцен не мало устраивала. По крайней мере этот диалог с Настасьей в конце я не могу назвать иначе. Зачем она это сделала? Зачем князя туда привела? Знала же какой он человек. И то, что он выбрал Настасью из жалости, а не из любви, тоже знала. Но гордость ее не могла вынести даже малейшей нерешительности князя. Гордость, ее проблема городость и легкая эгоистичность, вызванная тем, что все во круг нее всегда крутились. Если бы она задумывалась о князе, а не о личных чувствах, во многих ситуациях она бы поступила иначе. И роман бы уже закончился иначе, счастливее. И тем не менее, дело того не меняет- она любила князя. И дело тут, мне кажется, уже не стремление к оригинальности. Любила глупо, эгоистично, но любила. Мышкину нравились сильные женщины, волевые. И обе такими являлись. Только если у Настасьи это все было в изуродованном, саморазрушительном виде, то у Аглаи более мягком, наивном. Да, пожалуй Аглая была наивной. В ней была гордость, стремление к оригинальности, как вы сказали. Но я не считаю, что это стремление объясняет все ее поступки. Настасья не стремилась к оригинальности. Ну разве что только от части. Она просто была несчастным человеком, который не мог быть счастливым. Она даже может и не хотела. Она была несчастной и от этого упивалась. А когда могла быть счастливой, все равно возвращалась обратно, ибо грязь и позор втянули ее в себя слишком сильно. Это был сплошной мучительный круг из которого она не могла выйти. Когла человек падает в грязь, ему требуется большой силы воли, чтобы эту грязь отмыть. Возможно, у Настасьи просто не было этой силы воли. Во многом, она была очень слабой. Настасью не жалко. Но жалко всех остальных. Хоть и считаю, что Аглая сама виновата в том, что случилось.

Константин Рогожин   05.11.2011 14:32     Заявить о нарушении
А мне не симпатична Аглая, хотя я с интересом прочла ваше замечание.

Наталия Май   05.11.2011 14:39   Заявить о нарушении
От Аглаи тоже не в восторге. Во многом похожа на Настасью. В первую очередь тем, что обе его не жалели. Обе любили с лозунгом: "А как же я?" А он любил: "Но как же они?" Обе любили с учетом личных желаний и капризов. А он любил беспристрастно, всеми клетками тела, полностью забыв о личном мнении и предпочтении. Так что Аглая во многом была не права. Вообще, из трех сестер мне всегда нравилась больше всех Аделаида. Но если уже выбирать между Настасьей и Аглаей- Аглая несомненно лучше! Из двух зол выбирают меньшее, как говорится. Хотя кроме Мышкина, из всех героев романа мое уважение заслужила только генеральша Епанчина. Вот она жалела Мышкина. Но святой не была и ее одной было мало. В романе нет жертв. Все что случилось- это результат их же поступков, их же страхов и их же тараканов в голове. Только Мышкин был жертвой. Жертвой самого себя, а не общества. Не случилось бы этой истории с Аглаей и Настасьей, что-то все равно в итоге привело бы его к безумию. Главная разница между Мышкином и другими- другие любили себя, а он любил всех. Он любил всех, жалел всех, а его никто не жалел. Это была бесконечная доброта, любовь к всему миру и каждому, кто в нем живет. Кто знает, была ли Аглая его достоена? Может и нет. Возможно конец романа был правильным.

Константин Рогожин   05.11.2011 15:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.