Самарканд. Прощение. Май 1949 г

Мемуары Петряковой Г. А.
Глава 17.

   Я немного замкнулась в себе, но продолжала учиться все так же на отлично. Никто обо мне ничего не заметил. Рафика я старалась избегать. Девочки готовились к окончанию учебного года.  Решили перед отъездом сфотографироваться вместе, но я отказалась, так как семеро из нас уже сфотографировались 23 марта 1949г.
   К этому времени мама уже жила в 6 км. от Самарканда. Я рассказала маме о своем большом несчастье и совсем не ожидала, что она будет Рафика защищать:"А что ты думала, парень полтора года тебя обхаживает, ухаживает, а ты на него ноль внимания. Он не виноват, что ты вместо своего холодного чая выпила чье-то вино. Что ты, не могла отличить вино от чая? Или у тебя нос заложило? Или у тебя память отшибло, что ты не смогла защититься?  Успокойся, он тебя так любит,  зачем переживать? Все равно лучшего парня не найти, и красивый, и умный, и смелый и стройный. Забудь свою Степную вместе с Сашей, это все на бумаге, писанина, а тут живая связь с человеком, которого любишь и он тебя любит. Ну нарушил он слово не трогать тебя, не устоял, но ведь целых полтора года не разрешать себя поцеловать, какой парень сможет вытерпеть... Ты хоть видела его после 1 Мая? Небось кается и переживает после того, как ты его прогнала. Если ты его любишь, то простишь. Я тебе, как мать, говорю, что лучшего мужа, чем Рафик, у тебя не будет." "В том то и беда, что мужем назвать я его не могу. Мы до сих пор еще не съездили к его отцу. Насчет женитьбы ему отец поставил какие-то условия, но Рафик мне про них ничего не говорил," - обиженным тоном выпалила я. "Помирись, прости ему за горячность, узнай про эти условия и все пойдет на лад. Я что-нибудь к свадьбе приготовлю, да и познакомиться с его отцом уже пора," - посоветовала мама на прощание.
  Маме я не перечила, а сама думала, да, конечно, он кается о содеянном и переживает, как раз я поверила, надо быть глупой, чтобы в это поверить. Небось ухмыляется, что проявил геройство. Я ехала в трамвае, отдыхая после 6 км. пешего хода, с Железнодорожного района на Багишамальский в центре Самарканда, где я жила и училась. Мои мысли были полностью заняты отношением к Рафику. Я так переживала, не зная, как поступить с ним, что прослушала обьявление  вожатого трамвая о моей остановке. Вожатый был русский мужчина, он с удивлением спросил:"Ты что, девочка, проспала или встать не можешь? Все уже вышли. Мы в центре. Мне надо запускать людей, а ты не выходишь. Тебе помочь?" "Нет, нет. Я сама, спасибо, извините. Я спрыгну," - а навстерчу мне в вагон рвались человек 40, половина из них сопроводили меня гневным взглядом. Нет, думала я, так можно и с ума сойти, в дуру я уже превратилась, но в сумасшедшую...не позволю. Прочь из головы все, что мешает спокойно жить.
   Прошло дней 6 в кошмаре, что не мешало мне по привычке учить уроки. Зашла ко мне Маша Корнилова, из моей группы (она жила с другими девочками). Она прямо с порога выбила меня из седла:"Галя, а что случилось с твоим Рафиком, боже мой, иду я по улице Ленина ( центральная улица Самарканда), смотрю пьяный идет, да так похож на Рафика. Сама думаю, не может быть, и продолжаю идти по противоположной стороне улицы. Смотрю, заходит в ресторан, дверь открыта на улицу, я его вижу, подходит к стойке и продавец ему наливает и Рафик пьет. Я окончательно убедилась, что это он, но зачем он опять пьет, ведь уже пьяный. Мне хотелось подойти к нему, вырвать стакан с водкой, но ведь я его плохо знаю. Думаю, пойду к Гале и расскажу. Лицо у него хмурое, буд то кто-то его сильно обидел. Уж не ты ли?" Я подумала про себя, интересно кто кого обидел, но ничего не сказала Маше, стала собираться в техникум. Маша сказала, что это было вчера вечером.
   Я не могла собраться с мыслями и думала на всякие лады. Пусть спивается, пусть пропадает, пусть его выгонят из института. Но легче ли мне будет от этого? Я вспомнила, какой он был радостный при встрече со мной. Совсем недавно, до 1 Мая, он шел по Абрамовскому бульвару навстречу мне и, расставив руки, готовясь обнять меня, запел во весь голос:"Хороши  весной в саду цветочки, еще лучше девушки весной. Встретишь вечерочком милую в садочке, сразу жизнь становится иной..." Эта песня была совсем новая, я еще не успела ее выучить, а он успел (по радио без конца передавали). "Это что, серенада на бульваре?" - спросила я, радуясь, что он запел, не стесняясь людей, а у самой горели уши от стыда, что люди обратили внимание на меня. Я то знала, почему. Мы же оба похожи на узбеков, а говорим по-русски. Русским это нравилось, а узбеки, косо поглядев, отворачивались. Я знала, что в душе они считали нас предателями нации. Как мне это не нравилось!  Но я не позволила обнять себя, а сказала, чтобы он спел еще один куплет, и он, уже тише, спел :"Мое счастье где то недалеко, подойду да постучу в окно. Выйди на крылечко, ты мое сердечко, без тебя тоскую я давно..." -"А теперь можно обнять?" -"Можно, только не помни кофту."
   И после этого, как он мог? Да еще теперь пьет! Он никогда не пил. Он говорил, что на праздник можно выпить стаканчик вина, а я говорила, что мне еще рано пить, да и вообще я никогда не буду пить алкоголь, чем он очень гордился. Казалось бы, вот и веская причина бросить его. Я ненавидела пьяниц. И самое подходящее время забыть о нем. Но не суждено мне было так легко отмахнуться от него.
   Прошло около двух недель. Хозяйка сказала, что уже 3-й раз меня спрашивает один молодой чловек, то ли узбек, то ли казах, и не застает дома. Я после уроков никуда не пошла, чтобы он меня застал дома. Интересно же, кто это, ведь Рафика хозяйка хорошо знала. Оказалось, Джамал. Он сказал, что у него ко мне очень серьезный разговор, чтобы я не думала, что его подослал Рафик. Он лично сам решил понять, что произошло между нами, почему Рахмат стал пить, пропускать лекции и беда неизбежна. "Галяхон, ты может его разлюбила? Он мне только сказал, что ты его прогнала в день 1 Мая. Что случилось, что такая веселая была вечером, всем понравилась и вдруг выгнала Рахмата. Пойми меня, ведь он мой родной брат. Я тоже болею, глядя на него. Пропадет человек. Ну, если ты его больше не любишь, наберись терпения, будь доброй девушкой, спаси его, скажи ему, что ты прощаешь его и что ты разлюбила его по такой-то причине. Ведь он считает, что ты его прогнала, как собаку, разве он этого заслуживает? Он и отцу без конца твердит и просит разрешения жениться на тебе. Ты не говори ему, что я приходил, он всегда сидит на Абрамовском бульваре, а потом, не увидев тебя, идет куда-нибудь пить. Ты пройди мимо, как буд-то случайно. Я тебе верю, что поможешь..."
   Он ушел, а я не могла прийти в себя. Значит я плохой человек, жестокий, бессердечный деспот со стороны. А все это потому, что я ничего не сказала Рафику, а просто прогнала. Так неправильно. Надо ему все высказать.
   Я уже издалека увидела его фигуру. Он сидел, глядя в землю, оперевшись обеими руками в колени, слегка раскачиваясь. Я не думала, что если я его увижу, мне станет его жалко. Комок подступил мне к горлу, сердце часто часто застучало, ноги стали ватными. Он услышал мои шаги и поднял голову. От неожиданности он сперва привстал, потом сел, потом снова встал и больше не садился. Я убавила шаги и он стал подходить ко мне. Такое выражение лица я не видела за время нашей дружбы. Мне казалось, что он говорит, а я не слышу, такие слова:"Ну если на этот раз она не простит, то все, прощай любовь..." На самом дле он сказал:"Галяхон, я каждый день иду к тебе и, не доходя, возвращаюсь; я боюсь, что разозлю тебя своим приходом и ты меня прогонишь на глазах ваших студентов, а это очень унизительно. Но, ты не знаешь, тебя же никто, никогда не прогонял." "Правильно, когда я тебя унизила, видели 3 человека, а когда ты меня унизил, никто не видел. Вопрос, кто из нас больше унижен?" "Я тебя не унизил, я тебя крепко люблю, я докажу и ты поймешь. Я уже с отцом серьезно веду разговоры, он согласен на свадьбу, мы зарегистрируемся и будем жить вместе." Он сказал то, о чем я мечтала раньше, поэтому, я сразу поверила ему.
 
Песня "На тот большак": https://www.youtube.com/watch?v=RJuXnj3FjHc
   


Рецензии