Удмуртия сквозь века

УДМУРТИЯ  СКВОЗЬ  ВЕКА
Стыдно признаться, но, очевидно, мои познания в географии были очень далеки от совершенства, когда десять лет назад на информацию своего будущего мужа о том, что он родом из Удмуртии, я жизнерадостно отреагировала: «С севера, что ли?» Как позже убедилась, ни я одна не сильна в географии родины, соотнося вместе Удмуртию и Якутию. Рада, что мне удалось «исправить эту двойку»: увидеть, узнать и всей душой полюбить эти  поля и перелески Предуралья. 
Оказалось, что в нашем городе немало выходцев из этой небольшой республики, в том числе и говорящих между собой на национальном языке. А город Глазов, который считается северной столицей Удмуртии (официальная столица – Ижевск), можно назвать «родственником» города Лесного, так как расположенный там Чепецкий механический завод производит продукцию из природного и обеднённого урана. Кроме того, это предприятие единственное в России и крупнейшее в мире по производству металлического циркония.
Отправляясь от нас на поезде в сторону Москвы, вы «проскакиваете» Глазов за две минуты, зато сорок минут стоите на станции Балезино, где можно приобрести изделия из циркония (если повезёт), в обязательной продаже национальная гордость – водка «Калашников» и бальзам «Иднакар». Их названия – это тоже национальная гордость республики. А ещё вкуснейшее эскимо «Ижмолоко», замечательный «Голландский» сыр из горда Можги, пельмени, исконная родина которых не Сибирь, а Удмуртия, и многое-многое другое… Но обо всём по-порядку.
«Жила когда-то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали ее Мудор-Кыз — Мать Леса. Говорят, с нее начинался Лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирала Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на ее ветвях. Из-под ее корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую  Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Кыз. Но однажды мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнем опалила Мудор-Кыз.
Ель умерла. Но пришел человек и оживил ее: он сделал из неё — «Крезь» и вложил в них свою человеческую душу. Так у людей появились «Быдзым Крезь» — Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели «Инву Утчан Тур» — Мелодию Небесной Росы,
Небо плакало дождем...»  Эта легенда родилась на удмуртской земле. В ней поэтично отразились и вековой образ жизни, и вера, и открытый характер небольшого народа, вышедшего из бескрайних прикамских лесов. А ещё родниковым краем называют удмуртскую землю: более семи тысяч родников дают здесь начало малым рекам, впадающим в Каму.
 Относятся удмурты к финно-угорской группе, и это делает их историю и культуру уникальной. Ведь немалое место в ней занимает карело-финский эпос «Калевала». Долгое время  удмурты были язычниками и поклонялись своим богам. Шунды-мумы – мать Солнца, бог Света; Музъем-мумы – матушка земля; Инмар – бог неба и покровитель людей; Кылдысин – отец-хранитель или божество плодородия и многие другие… Была  у древних удмуртов и своя гордость -  могучий богатырь Идна, которого за подвиги канонизировали и поставили ему величественный памятник. К памятнику этому в определённое время собирались десятки тысяч удмуртов для отправления ритуалов. Город, городище по-удмуртски - «кар». Так родилось название древнего поселения Иднакар.
 Сейчас там во всю ведутся раскопки. «Иднакар - это памятник, который входит в десятку самых красивых средневековых памятников Европейской части России. Это тот самый объект, в котором сконцентрирована, воплощена история всего финно-угорского мира».  Расположено оно в четырёх километрах от Глазова, на высоком мысу (гора Солдырь), образованном слиянием рек Чепца и Пызеп. Регулярно в Глазове, на базе музея «Иднакар» проходят конференции, в том числе и международного уровня. Мы не поленились подняться туда и воочию убедиться в нелёгком труде археологов, при тридцатиградусной жаре любовно обмахивающих метёлочкой ископаемые останки. 
Что касается почитаемого древними удмуртами богатыря Идны, в 19 веке его памятник был определён христианскими миссионерами как языческий идол и беспощадно сожжён, как и многие другие национальные языческие божества.  Надо сказать, что удмурты крайне неохотно принимали христианство, а порой активно сопротивлялись крещению. Уничтожение памятников бумерангом вернулось к христианским святыням с приходом «тоталитарной веры». Например, в Ижевске в Александро-Невском соборе в советское  время располагался кинотеатр; в Глазове Вознесенско-Преображенский собор, символизирующий центр «Ока Божия» (глаза) и  вовсе был снесён. Радует то, что  нам досталось время, когда восстанавливаются и мирно сосуществуют все исторические памятники. А ещё создаются весьма необычные новые.
Около года назад в новостях услышала и заинтересовалась интересной информацией о том, что самое популярное на Урале и в Сибири блюдо – пельмени, оказывается, является выходцем из Удмуртии, где с 12 века оно было почитаемо, любимо и называлось пельнянь («пель» – ухо; «нянь» - хлеб), т.е. «хлебное ушко». В ноябре 2004 в Ижевске был организован проект по установке памятника пельменю! Столь необычный памятник выглядит так, словно гигантская рука взяла вилку и насадила на неё пельмень, после чего воткнула эту вилку тупым концом в землю. Пельмень, действительно, внушительный: один метр в диаметре. А высота всей конструкции вместе с громадной вилкой составляет три метра. Но  мы несколько раз прошли мимо памятника, просто-напросто не заметив его: не поднимая головы, вилку мы принимали за обыкновенный столб! Однако национально-неповторимым блюдом, подаваемым гостям, являются не пельмени, а перепечи, напоминающие небольшие корзиночки из ржаной муки с большим количеством яиц и любой начинкой.
Но славен Ижевск не столько пельменем, сколько оружием. Имя создателя легендарного автомата известно во всех уголках мира. Михаил Тимофеевич Калашников, недавно отметивший свой 85-летний юбилей, является жителем Ижевска. Несмотря на свой возраст, он и сейчас присутствует на всех показательных испытаниях огнестрельного оружия  (информация из республиканских новостей). Только представьте себе, каково жить в одном городе с памятником и музеем самому себе!
Когда мы пришли туда, огромный музейно-выставочный комплекс М.Т. Калашникова,  несмотря на отсутствие  экскурсионных групп, был многолюден посетителями-одиночками. При входе – охранник, а также служащий музея, выдавший нам на ноги бахилы; мраморные лестницы и стены; сенсорные компьютеры и большие мониторы (не менее десятка); невероятная масса образцов оружия (плюс исторические образцы до создания «калаша»); предметы быта долгой жизни создателя…  От всего увиденного меня обуял священный трепет перед предметом, который ежеминутно на земле обрывает чью-нибудь жизнь. А мой сын, нимало не смущаясь, с удовольствием выстрелил холостым с разрешения смотрителей.
Ну а в целом, да простят меня ижевчане, город выглядит, как большая деревня, где даже в центре немало деревянных домов. Да и лица жителей добрые, открытые, своеобразные: при европейском строении лица нередко монголоидные скулы и разрез глаз, кроме того, среди удмуртов  много рыжих.
Возможно, столицей Удмуртии должен был стать город Глазов (его и называют северной столицей республики), но по понятным причинам (продукция ЧМЗ) – не стал. Но в Глазове, как и в Ижевске, центр города украшают дома старой архитектуры. Несколько лет назад Ижевску и Глазову  был присвоен статус исторических городов, а также удмуртским городам: Сарапулу и Воткинску. 
Многие архитектурные памятники Глазова являются действующими зданиями. Например, один из корпусов педагогического института расположен в здании бывшего духовного училища, открытого в 1843 году; в двухэтажном здании бывшей женской гимназии из красного кирпича располагается глазовский краеведческий музей. Центр старой застройки окружают современные новостройки. А в 1969 году Глазов стал одним из немногих городов России, где был построен Ледовый дворец спорта (первый в Удмуртии). Надо сказать, что население этого города составляет около 107 тысяч человек.
Волею судьбы уже более десяти лет посещаю я этот город и не перестаю удивляться его уникальности.
               
Точная дата его основания неизвестна, как нет и однозначной трактовки оригинального названия. Где-то между 1669 и 1673 годами возникла деревня Глазова. Интересны имена первых поселенцев, исконных удмуртов: Подешко, Балтачко, Починко, Тухтарко, Вазиско, Удешко, Камайко, Азманко и другие. Затем деревню переименовали в село Глазово, а в конце 18 века -  в уездный город Глазов. Секрет названия, скорее всего, кроется в необычном географическом положении, хотя есть и другие версии.  В 1784 году Глазов получил свой герб с изображением человеческого глаза, а вместе  с ним и первый генеральный план, изображающий тот же глаз, точнее Всевидящее Око  Божие. Создал его в Петербурге архитектор Иван Лем, учтя особенности местоположения города и связанные с ним известия и легенды. В центре располагался Вознесенско-Преображенский собор, тот самый, который снесли при советской власти.  А ведь на него крестились декабристы, следовавшие на каторгу в Сибирь через Глазов. Глазов посещали в своё время Александр Первый, а позже – Александр Второй с наставником, поэтом В.А. Жуковским. О городе поэт оставил такую запись в своём путевом дневнике: «Глазов – ноги Урала».
Много выдающихся людей оставили свой след в истории города. Там  родилась актриса Ольга Книппер-Чехова. Некоторое время в Глазове жил писатель-романтик Александр Грин. А.И. Герцен, отбывавший ссылку в Вятской губернии, собирал материал для своей газеты в Глазове. А писатель В.Г. Короленко, сосланный в Глазов, посвятил этому городу очерк «Ненастоящий город». Однако город в обиде не остался: имя Короленко носит Глазовский Педагогический институт, библиотека, улица. В список глазовских ссыльных входит и М.Е. Салтыков-Щедрин. А вот деда великого композитора П.И. Чайковского никто не ссылал,  в конце 18 – начале 19 века он был городничим Глазова. Причём сохранившиеся документы показывают, что был он добропорядочным, принципиальным и честным человеком. Умер он в Глазове, там и похоронен. А вот музей-усадьба его гениального внука находится недалеко – в городе Воткинске.
Вообще, что касается  памятных мест и необычных памятников, - повторюсь: этот город уникален!  Где ещё вы найдёте памятник Павлику Морозову? В Глазове Павлик Морозов не рождался и мимо не проезжал, просто остался памятник, как веха времени, с 60-х годов прошлого века. Автор, изваявший из гипса в вымученной позе этого «спорного» пионера-героя, неизвестен. И глазовчане не стали прятать его на каком-нибудь пришкольном дворе или в богом забытых кустах, а поставили на центральной улице, покрыли бронзовой краской. К сожалению, многострадальный памятник часто подвергается вандализму, но его шефы – швейная фабрика – нет-нет да финансируют реставрацию пионера. В этот приезд мне повезло, - все части Морозова были целы.
Кроме традиционных памятников: в честь Победы в Великой Отечественной войне и  павшим в локальных  конфликтах, есть своеобразный памятник жертвам политических репрессий. Он представляет собой стаю голубей, взлетающих из-за колючей проволоки. Открыт в 1997 году, когда в городе насчитывалось около 300 жертв политических репрессий. Если вспомнить сосланных в Глазов во все прошлые века, то памятник очень оправдан. Но с ним  повезло меньше: хвосты и крылья голубей изрядно пооткололись, во многих местах виден каркас. Верю, что глазовчане приведут его в подобающий вид.
 На одной из центральных улиц встретилась нам трёхметровая красная пальма. С наступлением темноты на ней зажигались лампочки, призывно намекая на существование жаркого юга с его вечным праздником. Это, скорее всего, не памятник, но – монументально!
Ну и, наконец, краса, гордость и удивление для всех приезжих – пятиметровый монумент, изображающий бутылку водки. Открыт в 2000 году к столетию ликероводочного завода. Его продукция удостоена многих золотых и серебряных медалей  на самых престижных винопромышленных выставках мира. Могу подтвердить: она того заслуживает! Спросите, почему нет её на наших прилавках? Потому, что на неё очень большой спрос за рубежом, и идёт высококачественная горячительная продукция на экспорт в Германию, Австрию, Кипр, Новую Зеландию. Лишь для проезжающих поездом через станцию Балезино доступно купить с неимоверной наценкой водку «Калашников» и бальзам «Иднакар» (вот она сила легендарных имён!) Бальзам, кстати, изготовлен по специальной технологии на основе 37 трав и может употребляться в качестве лекарства…
Перечитываю  написанное, и начинает казаться, что это город-сад. Конечно, это не так. У города и его жителей много своих проблем, о которых не стоит писать в статье, посвящённой по большей части красивым, легендарным или необычным  памятным  местам. Поэтому  закончу рассказом о небольшой проблеме, целиком посвящённой теме этих заметок.
Летом 2004 года в Глазове проходил третий республиканский фестиваль- конкурс мастеров-резчиков садово-парковой скульптуры. Двадцать четыре мастера вырезали из многовековых сосновых брёвен диаметром до одного метра, огромные скульптуры, высотой от трёх до шести метров. По свидетельству местных жителей в районе музея, где проходил конкурс, витал аромат и дух дерева! Естественно, моё внимание привлекла группа высоких деревянных скульптур. Особенно понравилась «Анайлык» («Материнство»): женщина с ярко выраженными этническими чертами луноликой красавицы и дитя – образ будущего. Позже узнала, что именно она заняла первое место. Замечательно среди берёз смотрится скульптура «Ингур» («Мелодия небес»). Через несколько кварталов (у другого музея) обнаружилось ещё несколько интересных скульптур. Величественный двухголовый конь, в центре которого трёхлучевая свастика (символ Солнца). Конь – герб Иднакара, символ-знак древних удмуртов, священное животное; в нём воплощено солнце, космос, утренняя и вечерняя заря.
Присев отдохнуть около герба, обнаружила, что сижу ещё на одной скульптуре. Почитаемая гостями и жителями города скамья «Гёрзаськон» - скамья Примирения. На ней одновременно могут сидеть до семи человек. В основе композиции этого нехитрого сооружения этнографические сведения о поясе Зар с изображением Мудор Кыз (Мирового дерева), который у удмуртов с древних времён является символом нерушимых уз. Он служил средством примирения враждующих сторон, людей, родов. Его вручали враждующим, и тем самым их связь как бы закреплялась небесами и мировым деревом. Но если стороны продолжали враждовать, происходил обряд разрыва пояса Зар. Приглядевшись, обнаружила, что ручки скамьи изображают двух богатырей, пытающихся разорвать пояс, но вовремя остановившихся.
Прошёл год после конкурса, но жители города не перестают удивляться, что для этих величественных сооружений не нашлось в городе единого места (третья группа скульптур размещена в недрах городского парка, а одна скульптура и вовсе за каким-то магазином). Вот и я бродила по городу в поисках всех скульптур, не переставая удивляться его необычности – органичному сочетанию разных времён в его памятных местах и архитектуре – городу Глазову сквозь века.

                2005 год


Рецензии
За всеми городами и странами очень интересно следить сквозь призму времени...
Удмуртия - не исключение.

Красиво написано - образно.

С теплом и любовью, Ханна

Аматрикс Фиделис   16.05.2011 10:32     Заявить о нарушении