Эссе фильм м. скорцезе последнее искушение христа

Фильм «Последнее искушение Христа» занимает особое место в лиге философских фильмов. Занять это место, значит, заявить о какой либо философской проблеме.
Философия кино и киноведение давно уже оценили этот фильм. Суть их оценки в понимании философии фильма и его основ.
Роль фильма для нас не только в передаче идеи. Это и всестороннее познание киноискусства.
Задачами и целями познания выступают и изобразительные средства кино, видео, программа изложения материала. Вопрос кино есть вопрос философии.
Вопросы киноведения представлены довольно ясно и четко в истории кинематографа. А наш фильм представляет эту историю.
Фильмология режиссера нас здесь не интересует. Важно лишь прочтение его конкретного замысла, символов в фильме.
Фильм для нашего восприятия лишь элемент мира. Но и этот элемент есть некое выражение этого мира, поиск этого мира.
Философия кино отсылает все наши вопросы и к своим изначальным условиям возникновения. И среди них философия книги.
Но также мы, изучая и постигая эту новую кадрированную реальность, пытаемся ее развить. Но делают это одиночки-философы.
Понять этот фильм и фильмы вообще это открыть путь к таким мирам, к таким способам, которые и формируют  философию.
Как только мы начинаем размышлять о кино, мы понимаем, что на самом деле далеки от него. Мы далеки от него не в силу географии, денег и т.д., а именно из-за своей отрешенности, своего нежелания там быть.
Но понимание фильма есть некое духовное постижение этого материала. Мы, если конечно мы это осознали и оценили, имеем эту познавательную возможность.
Познание этой кинематографической реальности есть дело сугубо личное, многие фильмы нельзя смотреть группой. И даже если они так просмотрены, обязательно просмотреть еще раз одному.
Оценка здесь будет предельно индивидуальной, личностной. Она слагается из наших собственных умонастроений.
Наше восприятие этого фильма и есть понимание той реальности, того особого мира. Мир кинематографических иллюзий предстоит еще изучить.
Мы никогда не понимали это главное его свойство, его иллюзорность, надуманность. Но это и есть наша специфика его познания его понимания как некоего процесса и как чего-то интересного и мимолетного.
Кино может так и остаться миром иллюзорных впечатлений и ловушек.
Такой вывод закономерен. Кино нельзя сводить к новому решению проблем, новому средству. Кино лишь отражает наш мир через камеру и игру великих актеров, через эмоции и разум. Фильм – это творческое достижение, достижение цели в мире кадров и стоп-кадров. Фильм – это элемент особой реальности.

Фильм «Последнее искушение Христа»(1988 год) основан на книге писателя-модерниста Казандзакиса. Как эта книга связана с фильмом?
Этот фильм продолжает духовную проблематику этого философского романа-притчи. Фильм – это связь идей.
Связь двух источников очень примечательна. XX-й век создал новые возможности, новые удивительные средства, что сама связь стала новой.
Соединить огромный материал книги и сжатый объем видеоматериала очень по-постмодернистски. Объединить особым образом слова и видео – это создать особый фильм.
Фильм соединяет две эпохи два времени. Фильм соединяет модерн с его традиционным пониманием мира и постмодерн с его правилами.
Модернистская линия основана на книге и целой духовной традиции. Это линия традиционных жанров и источников.
Постмодернистская линия начинается с трактовок книги современного киноведения и культурологи. Эта линия философии кино.
Фильм Скорсезе стал единством двух этих источников. Фильм предстал как некое синтетическое собрание идей.
Рассмотреть все эти основания это знать специфику познания фильмов. Эта специфика объясняется всеми кинематографическими средствами способами.
Оценка самого материала индивидуальна. Но это оценка философского произведения, а не набор суждений.
Фильм оценивается нами, как и книга-первоисточник. Книга очень противоречива, но очень жизненна и философична.
Постмодернизм в фильме это те особые трактовки, вариации, которые выводятся из сценария книги. Особенностей у фильма несколько.
Фильм - создание режиссера. Но тема фильма очень многосторонняя, нелинейная. Тематика  в этом фильме раскрыта по-философски.
Произведение Скорсезе похоже на новый продукт по теме, которая давно потеряла свою актуальность. Но те методы те средства, что использовали творцы Голливуда, соединяются с изначальным значением произведения.
Смысл создания этого фильма в развитии замысла автора. Авторская концепция была задумана на вариацию темы книги как особый подход к решению проблемы.
Однако, пытаясь уравнять позиции традиционной и новой линии, Скорсезе не удалось полностью реализовать свою идею. Но фильм все же может (и должен) быть признан как очень глубокая очень интересная работа крупного режиссера.
Фильм сделан очень грамотно и новаторски. И вся работа, вся связь философии, литературы, кино направляет наше познание в сторону постмодерна.
Но что же в этом фильме есть от постмодерна? Что в этом фильме оригинального и необычного?

Единственная проблема, которая есть основа философии, о ней фильм, это и жизнь Христа. В этом фильме и постмодерн, и фоновый модерн сплелись в образе Христа.
Образ Христа при всей связи с традицией очень живой, противоречивый. Трактовка этого деятеля реализована автором - режиссером.
В этом фильме мы имеем особое видение проблемы духа. И причем эта проблема очень ярко выражена языком кино, визуальными средствами.
Фильм был продуман, снят, так что мы видим эту проблему существования духа. Мы видим, слушаем и чувствуем каждый кадр, эпизод.
Материал фильма, который философичен, обработан своеобразно. Текст, видео, звук поставлены и исполнены грамотно, логично.
Итак, фильм Скорсезе соединяет две линии: модерн и постмодерн. В трактовки Христа обе эти линии направляют, ориентируют нас.
Модернистская линия основана на книге Казандзакиса. Рассмотрение Христа в социально-критическом аспекте с нигилистскими мотивами.
Философский идеализм реализуется в образе Христа. Это очень противоречивая, борющаяся личность(?!), идейная и одинокая.
Идеализм, который здесь выражен великими идеями, духовным миром пытается найти некий новый мир. Но находит ли он этот новый мир?
Социальная критика метко обозначена Христом, самим образом мира. Но мир социального для Христа сложен иначе, чем он хотел. Это не совсем его мир.
Нигилизм Христа – естественное следствие его жизни, его борьбы. Христос отрицает все: свой путь, Бога, отрицает и ищет, ищет.
Постмодерн образует философское поле фильма. И Христос уже представляется то героем, то совершенно обычным человеком, то безумцем, то мудрецом.
В этом фильме происходит смешение и смещение образов, вещей, идей. Здесь нет никаких границ этого философского поля кино.
Христос ищет новый мир и новых людей. Этот мир для него место создания нового другого мира. Но изменился ли мир?
Христос живет. Но жизнь его то истинна, то ложна и виртуальна. Христос пытается сконструировать особый новый мир, и он ищет источник, основание себе и миру. Он хочет выйти к миру, он жаждет остаться с этим миром и этими людьми.
Христос искал то, что никто не хотел достичь, познать и обрести. Он искал спасения и подвига, своего истинного положения в этом мире.
И этот путь Господа нашего стал основой нашего мира. Нас самих, неверящих, это событие заставило думать, чувствовать, бороться, пытаться жить и достойно умирать.
Соединив эмоции, рассуждения, тело и дух; Христос в понимании Скорсезе сделал невозможное. Он заявил миру о себе и основал новое бытие. Это новое бытие и есть жизнь после Христа.


Философия фильма «Последнее искушение Христа» отражает специфику перехода от модерна к постмодерну.
Фильм, не основываясь полностью на Библии, пытается показать путь Христа. Фильм – это взгляд режиссера на смысл пути Христа и его борьбы.
Попытка придать некий смысл жизни показана ярко. Придание жизни серьезности, глубины мысли следует из образа Христа.
Христос и его последователи пытаются обрести бытие. И попытка им удалась, мир они обрели, но они потеряли многое.
Христос пытается сконструировать не только новый мир, но и ценности. И люди хотя и очень тяжело воспринимают новое учение.
Фильм опирается на традицию и каноны. Но Христос разрушает традицию и своим образом пытается создать новую.
Герои фильма – живые. Они чувствуют связь между собой и верят Христу, верят и предают.
Целостность каждого героя, каждого образа сразу заметна, они не являются какими-то нелепыми героями, они целиком любят и предают.
Идеал жизни, который показан в фильме, не досягаем для нас. Но этот идеал определяет состояние духовности в мире.
Достичь духовного идеала – это постичь духовную жизнь Христа и его последователей.
Познание основы мира для Христа это создание нового учения. Новое учение Христа - это любовь, борьба, победа духа.
Познать свое положение для Христа осознать свое одиночество и исключительность. Понять себя – это понять мир и разлад с ним.
Кризис мира это и образ мира неистинного, мира без Христа. Спасти себя и мир это стать жертвой, спасти дух.
Мир изменяется. Христос и люди живут и умирают. И постичь духовное единство человека и мира это стать истиной, светом этого мира.
Люди этого мира хотят изменить его. Но они не могут сделать этого – они не изменились сами.
Мысль Скорсезе - это показать единство исторических эпох. Это единство ситуации кризиса, выбора, человечности.
Смысл Христовой жизни в создании образа, духовного примера новой жизни. Христос - носитель духовной информации.
Попытка создания новой жизни основала дальнейшую историю человечества. Мир получил возможность развития, мир стал христианизированным.
Фильм Скорсезе это новейшее представление об образе Иисуса Христа, мире неистинном, о выборе и о духе. Картина мира рассмотрена в роли образа двух реальностей, перехода от модерна к постмодерну, от Христа к жизни после и без него.
Дух новой реальности в переплетении модернистских начал и в приоритете постмодерна. Духовность теперь является объектом и предметом развертывания постмодерна в нашем мире.

Не стоит абсолютизировать игровое начало в искусстве. Игра всего лишь является моделью, процессом и неким основанием мира.
Игровое начало искусства прослеживается в том, что искусство непродуктивно. Искусство основано игрой, игрой бесполезной.
Искусство обыгрывается нами. Мы понимаем и создаем свое искусство как некую игру символов, знаков, идей  и как игру для самих себя.
Искусство, основанное через игру, нами принято. Но этот выбор – выбор постмодерна, осуществляющего себя в многообразии, различии.
Многообразие трактовок столь широкого поля искусства составляет игровое поле постмодерна. Игра есть основа постмодерна, его направление.
Игровое начало постмодерна очень сильно изменило искусство. С каждой новой культурной эпохой игра становится все более виртуальной.
Игра сегодня  - основа и киноискусства. Игра подменяет собой реальность, изменяет ее, ставит новые вопросы о формах истинного и ложного, искусственного и естественного.
Игра и кино имеют особое проявление. Кино никогда не откажется от игры. Новые трактовки, способы, игра старыми и новыми образами – таковы методы кино.
Киноискусство само есть игра, некий мир особых символов, знаков, это игра актеров, это проигрывание мира. Кино держит игру за основу  многих созданных им миров.
Любая игра связана с иллюзией, мечтой, другой реальностью. Кино - мир таких представлений. Кино не мир реальный, а мир кинознаков.
Кино это тоже искусство. Но все искусства подчинены не только идее игры. Сама идея игры нам не так нужна.
Игра не продуктивна. Нельзя говорить, что это единственное начало мира. Игра подчинена человеку. Игру можно изменить и уничтожить.
Наш мир, наше искусство определены не только игрой. Сама игра подчиняется жизни. Жизнь не есть свободная игра.
Постмодерн взаимодействуя с игрой, отдает ей всего лишь еще одно место в иерархии своих приоритетов, принципов, элементов.
Игра разрушается и создается жизнью людей, их потребностью. Игра дело не постоянное. Игра преходяща - игроки взрослеют.
Игра останется лишь частью жизни. Это только виртуальная модель, имитация жизни, имитация этого мира и человека.
Мир игры не скован полностью жизнью. Бывает свобода и беззаботность побеждают.
Но жизнь, искусство не существуют в бесконечных игровых экспериментах. Основываясь на простоте, мир и человек забывают про игру. Игровое начало лишь один из исходных элементов культуры, человеческой истории.
Игра побеждается жизнью и теряет свое положение, оставаясь для  многих делом детским, несерьезным, ненужным. Но настоящая игра – это момент искренности и доброты.

Художественные формы досуга оказывают сильное влияние на общество. Но как это влияние соотнести с нашим фильмом. Как досуг связать с духовным миром?
Мы относим к таким формам досуга все постмодернистские нововведения, не отрицая старых модернистских форм. Итак, это и электронные и аналоговые средства, новые виды текста.
Все постмодернистские средства и формы освоения художественного пространства сходны в обработке образов мира. Это эксперименты, смешение, изменение.
Досуг - это относительно свободное от деловой/рабочей рутины время. Досуг – это время отдыха, время хобби.
Художественные формы досуга при известном различии укрепляют видение человеком мира. Эти особые формы досуга дают нам время оценить, понять мир и себя.
К таким художественным формам относят:
• Культурное (духовное) потребление
• Активная творческая деятельность
• Учеба
• Самообразование
• Спорт
• Любительские занятия
• Общение с другими людьми

Мир художественных форм досуга обладает своим особым значением. Но досуг и формирует человека.
Культурное потребление означает получение правильной информации о мире культуры. Это накопление культурной информации.
Духовное потребление - это соединение с духом, его понимание. Так начинается проникновение в духовный мир.
Активная деятельность направлена на практическое применение и распространение идей. Здесь важна связь с обществом.
Учеба направляет человека в его работе, становлении. В учебе человек ищет, исследует, изучает, познает.
Самообразование - это саморазвитие, погружение в глубины информации. Это становление культуры личности.
Спорт (физкультура) - это рост возможностей тела. Это укрепление и оздоровление тела.
Любительские занятия подразумевают знание и пользование такими сферами и предметами, что не являются главными по обеспечению жизни человека, но это хобби, привязанности.
Общение с другими людьми это хороший способ и философствования и решения проблем. Общаясь, мы анализируем какую либо систему идей говорим об ошибках и понимаем цели и задачи общения.

Мир художественных форм досуга определен обществом как некий особый мир, менее важный, чем первый (деньги, власть). Этот второй мир интимен.
Общество нуждается в расширении границ социальноадаптированых форм поведения. Но как добиться это расширения? Каково влияние досуга?
Эти формы досуга влияют на наше состояние, дополняя нашу работу, первую серьезную взрослую жизнь. Досуг позволяет нам быть самими собой.
Повседневный мир на наших глазах теряет свой смысл. Мир повседневности лишен духовности. Ее не восстановить?
Досуг, являясь дополнением к миру серьезности, может и наполняет наш мир смыслом, радостью, живостью. Мир отдыха дает нам духовные силы.
Определить границы форм поведения в постмодерне нельзя. Самих границ не существует, есть лишь виртуализация и имитация такой регуляции общества.
Но какова бы ни была ситуация постмодерна, свободное время каждого имеет свои связи с миром. Общество все еще имеет какие-то идеалы.
А это значит что регуляция и расширение границ ценностей в обществе дело вариативное и  творческое. Само общество это допустило.
Регуляция поведения теперь состоит в создании постмодернистских вариантов. Поведение нормальное и асоциальное почти не различимо. Разделить их трудно, и поиск истины здесь не нужен.
Все новые варианты, формы постмодерна дают возможность наделить поведение смыслом. Мы можем дать человеку любые варианты поведения.
Постмодернистские художественные формы досуга могут дать совет, подсказать путь. Мы можем дать примерные варианты и сценарии.
Человек может отважиться на поиск своего пути, на регуляцию своего поведения. Человек в постмодерне все еще может себя воспитать.
Постмодерн нас не учит. Но мы сами хотим учиться и не хотим негатива и примитива. Постмодерн – это игра игр.
Влияние свободного времени огромно. В досуге мы видим все наши особенности и предпочтения, видим себя как мы есть.
Свободное время носит характер поддержки нашей серьезной работы и жизни. Это философская составляющая нашего взрослого мира.
Обрести и найти себя, вести себя  подлинно - это играть по-настоящему. И мы живем, чувствуя состояние мира.
Наше общество опровергает само себя в хобби и досуге. И поэтому любое влияние определяет наше поведение.  В постмодерне досуг достиг своего максимума.
Источник нашего духовного мира, а также нашего взрослого мир – детство. Но источник бытия, источники социального мы ищем и находим во всем многообразии доступного нам. Начало нашего пути в неких изначальных моментах, в истинных первоначалах. Найти эти источники - узнать свое предназначение и свою любовь.


Рецензии