Что же представляет собой истина?

                ***

               Осень. Листья уже облетели, оголив ветви деревьев...
               Это загородная зона отдыха - главный пикет созданной
               мной экологической тропы. Я часто на велосипеде приезжал сюда
               и любая работа здесь была для меня величайшим удовольствием.
               Весной высаживал и поливал деревья, осенью делал обрезку
               дубкам, в целях пожарной безопасности, обрезал нижние мутовки
               у сосен, удалял разросшуюся поросль акаций, скашивал траву.
               Однако, периодически случавшиеся здесь пожары доставляли
               много неприятных хлопот...
               
               Но когда приезжая сюда я заставал здесь компании культурно
               отдыхающих взрослых людей со своими мирно играющими
               малолетними детьми, я был безмерно рад,
               что все мои труды были не напрасны...

                *** 


В последнее время появилось достаточно много толкований понятий «ИСТИНА И ПРАВДА» с позиций явно выраженного теологического иррационализма.
В связи с этим возникла настоятельная потребность попытаться выяснить рационально сущностное содержание этих понятий и некоторых других связанных с ними, которые наиболее часто используются в процессе познавательной деятельности.
Включим в перечень определяемых следующие понятия:
«ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЕ и ПОНИМАНИЕ, ИСТИНА и ЗАБЛУЖДЕНИЕ,  ПРАВДА и ЛОЖЬ»


Все эти понятия сформировались Познающими Субъектами в процессе рациональной познавательной, (КОГНИТИВНОЙ), деятельности и используются ими как средства коммуникации.
Предлагаю как один из возможных вариантов определения этих понятий без каких – либо претензий на их АБСОЛЮТНУЮ ИСТИННОСТЬ.

1). Термин "ИНФОРМАЦИЯ" не имеет собственного содержания. Были попытки придать ему в качестве содержания характеристики ВСЕХ объектов существующих в мире  и таким образом признать ИНФОРМАЦИЮ основной сущностью мира на ровне с МАТЕРИЕЙ и ВРЕМЕНЕМ.
Однако, термин "ИНФОРМАЦИЯ" обретает практический смысл только как синоним понятия "СООБЩЕНИЕ", то есть "ИНФОРМАЦИЯ" = "СООБЩЕНИЕ".

ИНФОРМАЦИЯ – это СООБЩЕНИЕ содержащее некоторые сведения которые расширяют АКТУАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПОЗНАЮЩЕГО СУБЪЕКТА (АЗПС), и тем самым создаёт ему  конкурентное преимущество, повышая его  адаптивность и жизнеспособность. Сообщения,  которые не расширяют Актуальные Знания, воспринимаются ПС - ом как бессодержательные. Это случай, когда ПС не ПОНИМАЕТ сообщение, в результате того, что оно было закодировано, или  передано на непонятном языке, или оно на столько сложно, что не доступно для понимания ПС. Сообщение о том, что уже известно ПС, является ТРИВИАЛЬНЫМ сообщением. Только АКТУАЛЬНЫЕ сообщения способны расширять Знания ПС - та, формируя у него Актуальные знания.

В современном мире  понятие «информация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий. Однако, в русском языке оно является ИЗБЫТОЧНЫМ и может быть заменено более содержательным понятием, таким как - СООБЩЕНИЕ, которое является синонимом понятия "информация".

Традиционно, в наиболее широком толковании, ИНФОРМАЦИЯ - СООБЩЕНИЕ определяет степень упорядоченности системы, снижение хаотической неопределённости её состояний. ИНФОРМАЦИЯ - СООБЩЕНИЕ  имеет количественную меру с помощью которой определяется его объём. Объём СООБЩЕНИЯ определяется двоичным логарифмом, (основание логарифма 2), который берётся от количества возможных состояний системы. Наименьший объём СООБЩЕНИЯ, равный «1» называется БИТ.
ОДИН  БИТ -  это СООБЩЕНИЕ о том, в каком из двух возможных состояний находится бинарная система. 

Однако, понятие <<информация>> ни как не связано с её содержанием. <<Информация>>  - это бессодержательное понятие.
Скажем, объём <<информации>> ДАННОЙ СТАТЬИ (!)  – 16,9 КБ, но он не отражает  количество содержащихся в ней актуальных знаний, а определяется только количеством знаков содержащихся в данной статье. Дело в том, что ЗНАНИЯ не имеют количественной меры и могут находиться только в функционирующем головном мозге ПС - та.
Приняв во внимание всё выше сказанное, следует признать, что понятие <<информация>>, как бессодержательное, утрачивает смысл и должно быть заменено понятием СООБЩЕНИЕ содержанием которого являются СВЕДЕНИЯ.
 
2). Знание – это  результат эмпирического опыта и познавательной деятельности познающего субъекта. Знания - это совокупность сведений, расширяющих адаптивные возможности ПС - та и повышающие его жизнеспособность.
Только познающий субъект обладает способностью принимать, обрабатывать, понимать и усваивать сообщения, увеличивая объём своих актуальных знаний.

Знание  представляет собой  субъективный образ объективной реальности в форме субъективных представлений, понятий, суждений и научных теорий,  запечатлённых в сознании познающего субъекта и обеспечивающих  ему конкурентное преимущество  в виде рациональной и более гибкой  адаптации к динамично меняющимся условиям внешней среды.
Знания, в отличие от сообщений, не имеют количественной меры.   
 

3). Понимание.  состояние сознания познающего субъекта при котором  новое сообщение, (информация), поступающее  в виде сведений и фактов,  органично встраивается в логическую систему функционирующего алгоритма   уже имеющихся знаний,  и таким образом усваивается, оцениваясь как  понимание,  что даёт возможность прогнозировать новые события и факты.
ПС - т может понимать только те сообщения, которые может, по принципу пазла,  органично встраивать в логическую систему уже имеющихся знаний как не достающий элемент, завершающий локальную целостность всей мировоззренческой картины мира.

Субъект, у  которого уже сложилась теологическая картина мира, не в состоянии адекватно воспринимать и понимать рациональные  научные сообщения, (информацию), поскольку они не укладываются в его субъективную картину мира, для них просто нет там места.  Для того чтобы «встроить» рациональные научные сообщения, (информацию), в теологическую картину мира, её обладатель, как правило, не преднамеренно,  а чаще всего намеренно, прибегает к грубому искажению научных  сообщений, подвергая их всесторонней деформации и адаптации к собственному миропониманию.   

Всё это создаёт сложности при общении людей с различными мировоззрениями. при таком общении каждый из собеседников использует свой понятийный тезаурус, где  каждый, в одно и то же по форме понятие,  вкладывает свой специфический, понятный только ему, смысл.


Принято различать истину абсолютную и относительную.
Абсолютная истина может быть тривиальной, (конвенциональной),  и трансцендентной или  теологической.


4.1).  Абсолютная тривиальная или конвенциональная истина представляет собой результат принятого соглашения или является констатацией очевидного  факта. (примеры. «комар – насекомое», «яблоня – плодовое дерево» или «мыс Дежнёва – самая восточная часть России», «Ока  – приток Волги»).


4.2). Абсолютная  трансцендентная, (теологическая), истина, (АТИ)  -  это непостижимое вселенское сущее, (божественное знание всего сущего), которое *- есть Бог.
АТИ  открывается только богоизбранным праведникам в виде божественного откровения.
Для простых смертных АТИ не постижима.


4.3).  Абсолютная научная истина - это понятие выражающее актуальное знание однозначно отражающее объективную реальность.
Абсолютная рациональная истина, (АРИ) – это некое, умозрительно предполагаемое,   идеальное, абсолютно полное знание, которое  не может быть постигнуто рационально познающим субъектом во всей своей полноте в связи с его неисчерпаемостью.
Таким образом,  процесс рационального познания не имеет предела, а ПС - т всегда будет владеть только частичным рациональным знанием, т.е. относительной истиной, составляющей только часть абсолютной истины.

4.4). Относительная  научная (рациональная) истина представляет собой рациональные знания ПС - та о реальных объектах и явлениях действительности, которые составляют только часть абсолютной рациональной истины, но которые надёжно проверены экспериментом и практикой.
Поскольку рациональные знания отражают объективную реальность, то и относительная истина, содержащая эти знания, будет  объективной.
  (относительность есть следствие неисчерпаемости и бесконечности рационального процесса познания).

5). Заблуждение представляет собой некое ошибочное знание, не подтверждаемое  практикой,  которое  не преднамеренно  могло сложиться  в сознании познающего субъекта,  в результате  его не адекватного восприятия и отражения реальности. 

6). Ложь – это преднамеренная попытка выдать ошибочное знание за истинное.


                Познание окружающего мира ПС - ом

Знание — это субъективная модель объективного мира сформированная сознанием ПС — та с помощью функционально связанных между собой логических понятий,  взглядов, представлений, гипотез и научных теорий. Знания позволяют ПС — ту быстро  находить оптимальные решения возникающих проблем обеспечивая ему адаптивную гибкость и  выживание в динамично меняющемся мире.
Знания ПС — та  обеспечивают ему конкурентное преимущество над всеми кто не обладает такими знаниями. Знания ПС — та формируются и сохраняются только в его сознании.

а). Предметами познания и источниками знаний для ПС — та являются ВСЕ объекты окружающего нас мира, включая сюда и человеческое общество, как совокупность ПС — ов.

Физические объекты обладают признаками характеризующими их индивидуальность, которые отличают их друг для друга.
Это, прежде всего, внешние признаки зрительно воспринимаемые в процессе познания ПС — ом. К ним относятся: пространственные размеры, форма, спектральный состав излучаемого или отражённого излучения (это то, что зрительно воспринимается как цветность и яркость), а так же структура поверхности. 
               
                Взаимодействия

б). Все физические, (не живые), объекты взаимодействуют между собой обмениваясь гравитационными-G, электромагнитными-E, сильными-S, слабыми-W и механическими ДЕЙСТВИЯМИ и тем самым заявляют о своём существовании.

в). Поведенческие, живые организмы, взаимодействуя с окружающей средой и между собой используют органы чувств: зрительные, звуковые, обонятельные, вкусовые и осязательные,  а также используют механические действия и выразительные позы.

г). ПС — ты взаимодействуя с окружающем миром, (при экспериментальных научных исследованиях), используют все типы физических взаимодействий (G,E,S,W), а будучи ещё и поведенческими субъектами, они используют все органы чувств. При взаимодействии между собой ПС - ты, главным образом, используют разговорную речь, видео изображения, письменные СООБЩЕНИЯ, а также выразительные жестикуляции и позы.

д). Все автоматические устройства взаимодействуют с внешней средой и между собой используя сигналы-сообщения: звуковые, световые, электромагнитные, а так же механические действия.
Роботы с искусственным интеллектом, как аналоги ПС — ов, взаимодействуя с окружающей их средой, а также между собой и с человеком, главным образом копируют человеческое поведение.
               
                Процесс познания

При наблюдении, с целью познания удалённых объектов, исходящее от них физическое действие в виде электромагнитного излучения, ПС — т воспринимает как <сообщение> содержащее некоторые <сведения> о характерных внешних признаках объекта — это его размер, форма, структура поверхности, цвет.
На большие расстояния  <сообщения> передаются в виде:
1). электромагнитных волн;
2). звуковых и ударных волн;
3). электрического тока;
4). почтовых отправлений письменных  сообщений

Индивидуальные свойства объектов, обладающие относительной устойчивостью, представляют собой своеобразные естественные <сообщения>, которые и являются предметом познания для ПС - та.
Искусственно сформированные и закодированные сообщения записываются и сохраняются на разных материальных носителях: в книгах, на оптических и магнитных дисках, на магнитных лентах, а так же на флэш-памяти и других носителях.               

                Формирование знаний

Внешний наблюдатель, воспринимая не вооружённым глазом исходящее от объекта излучение несущее естественное <сообщение> содержащее <сведения> об объекте, формирует в своём сознании внешний зрительный образ объекта, отмечая это как, <знание> нового объекта, которое фиксируется и сохраняется в его памяти.
Если же наблюдатель вооружится инструментарием - телескопом и спектрометром, то он, принимая <сообщение>, сформирует более полное - <<научное знание>> об объекте.

Таким образом, разные субъекты воспринимая одно и тоже <сообщение> формируют разные по объёму и практической ценности <знания>.
ПС — ты, в зависимости от наличия исходных знаний и своих познавательных способностей,  извлекают <сведения> из воспринятых <сообщений>, и на их основе формируют свои субъективные знания. Но если ПС — т не располагает необходимыми исходными знаниями, он не сможет воспринять и понять предложенное ему <сообщение>. 
 <Знания> не могут содержаться в самих <сообщениях>, в них могут содержаться только некоторые <сведения>.
Знания могут формироваться только в головном мозге ПС — та, в его сознании, и храниться в его оперативной и долговременной памяти. 
Знания не имеют количественной меры и оцениваются только субъективно и выражаются в баллах. Однако, закодированные текстовые сообщения имеют точную  количественную меру с помощью которой можно точно измерить объём текстового сообщения в Битах, Байтах, Килобайтах,(Кб), Мегабайтах, (Мб),
Гигобайтах, (Гб),  и т.д.

Минимальной единицей измерения сообщения, является Бит соответствующий одной двоичной цифре «0» или «1»  Байт состоит из восьми бит.
Используя 8 бит, можно закодировать 256 символов.


Рецензии
Любомир!Вы отлично изложили свои познания об истине.Теперь и я имею представление об истине.С ув.

Рита Беленькая   30.07.2012 19:46     Заявить о нарушении
Уважаемая Рита, спасибо Вам за проявленный интерес к моим скромным работам.

Любомир Павлов   30.07.2012 23:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.