Потерянный век. Не лапотная!

                Н. Бердяев.  «В эти годы России было послано много даров».
               

      
****
        Знакомый астрофизик сказал, что Россия до революции была на африканском (того времени) уровне. Он выпускник  Санкт-Петербургского университета, основанного в 18 веке.

****
           Уже в первой половине 19 в. России было чем похвастаться:
- 1834г.  В России построена первая в мире подводная лодка с металлическим корпусом.
- 1836 г. Гурьев составил карту автомобильных дорог России, явившейся точным предвидением  промышленного развития страны. Автомобили предполагались паровые, а дороги деревянными.

****
Бурное, стремительное развитие страны началось после отмены крепостного права.
1879г.  Блинов получил патент на первый гусеничный трактор.
1891.    Шухов – переработка нефти методом крекинга (один шаг до сегодняшнего бензина).
Тогда же Лебедев и Бызов – изготовление синтетического каучука. Рукой подать до покрышек.
            Русский инженер Шпаковский осуществил свою идею «пульверизация-сжигание жидкого топлива».
В 1884г. в Москве начали производить карбюраторы, а в Питере – двигатели.
В 1891г. в России начался серийный выпуск двигателей.
В 1899г. бензиновые двигатели и шасси автомобилей Луцкого на Берлинской международной выставке были признаны лучшими в мире. Его автомобили, легковые и грузовые, по инженерному решению и дизайну были в числе лучших. Кстати, первые  четыре международные автомобильные выставки были в России, а уже пятая – в Париже, на которую заметно повлияли первые четыре. Тогда еще крестьянская Россия, где редкие авто пугали лошадей, стала крупнейшим импортером автомобилей. Но уже до 1917 года,  в России около двух десятков заводов выпускали автомобили, ни в чем не уступавшим импортным. Создавали по собственным разработкам и собирали не из заграничных деталей.
С начала 80-х годов 19 в., благодаря разработкам Чернова, в России стали производить самую прочную в мире сталь. Прочнее, чем крупповская. Кроме этого, Чернов  увлекался созданием скрипок которые, по признанию знатоков, ни в чем не уступали скрипкам Страдивари и Амати.

****
           В начале ХХ века, английские ткани в Китае и Персии были вытеснены тканями Никольской мануфактуры Морозова.

****
          Практически, все железные дороги Российской империи, включая Запсиб с КВЖД, Закавказье, Среднюю Азию, Польшу и Финляндию, были построены до 1-й Мировой войны. Тогда же был запроектирован БАМ.
В год Россия строила около 2550 км. ж\д. Прокладка 1км. обходилась в 74 тыс. руб., а при советской власти – 790 тыс.р, исходя из расчета одинаковой покупной способности рубля. Русские железные дороги до революции были самыми дешевыми и самыми комфортабельными в мире.
         Одна беда – еще оставались и одноколейные пути. Но случись Октябрьский (или еще какой «месячный» переворот)лет на 10 позже – появились бы и вторые колеи.
         Пригородные вокзальчики, не говоря уж о городских,  были оттапливаемые, с буфетами, которые в Московской области сохранялись до 70-х годов. Сейчас платформы для пассажиров – как на южном берегу Франции, открытые всем ветрам, в том числе и полгода нашим зимним.
         С начала XX в. началась разработка теории применения электрической тяги на ж.д. Первой в Российской империи повезло Польше, где были электрифицированы 20 км. ж.д. пути. Специалисты указывали на большие экономические преимущества электрической тяги в сравнении с паровой на крутых подъемах. Намечалось электрифицировать железную дорогу через Главный Кавказский хребет, некоторые горные участки Амурской линии и в Ср. Азии и на многих др. линиях Российской империи.
        В короткий срок (1892—1896г.г.) построен Запсиб от Челябинска до р.Обь (на этом месте образовался Новосибирск). Одновременно с этим,  осушена,  обустроена и заселена безземельными крестьянами из европейской части России, Барабинская степь, прилегающая к  ж.д.. Им предоставлялись льготные кредиты на приобретение скота, техники. С этим скотом и техникой семья в отдельном вагоне бесплатно двигалась на освоение «целинных и залежных земель» и  также бесплатно брали этой земли столько, сколько в состоянии освоить, если не больше. Тогда эти вагоны стали называться столыпинскими. Зачастую, сами же будущие поселяне участвовали в строительстве.
      После революции всех освоивших и преобразовавших этот край раскулачили, а Бараба снова заболотилась. Были попытки возродить этот край, но вложенные деньги «вылетели в трубу». Когда приехал Хрущев в Новосибирск, кто-то предложил основательно заняться Барабой. «Ведь это, золотое дно Сибири!». « Да,- ответил Никита,- мы на это дно немало денег выбросили». Вопрос отпал сам по себе.   
*
  («АиФ №22», 2013г.). «…через 5 лет в России появится лишь одна высокоскоростная. магистраль 756 км….в Китае на конец 2012 г. общая протяженность таких дорог составляла
9,3 тыс .км., а к 2015г она достигнет 18тыс.км.».
Надо бы их слезно попросить, чтобы и к нам, хоть сколько ни будь  протянули.
В 2009г. РЖД  разобрало 275км ж.д., а в 2013г отменила 19 пас. поездов.

****
В 80-х годах 19в. в Москве 2 электростанции постоянного тока освещали центр года и Кремль. То же самое –  в Питере и в Киеве.
В начале 1987г. скинулись московские купцы на постройку крупнейшей в России электростанции переменного тока 220в. на Раужской набережной, что напротив Кремля.
В конце апреля того же года бросили в вырытый котлован золотые монеты и в ноябре всё того же года она дала ток.
Сроки исполнения неслыханные для Союза. 
Чуть позже, рядом, на Болотниковской наб. возникла такая же электростанция. И та и другая – памятники архитектуры.
         К 1917г. построено 75 отнюдь не малых по тем временам электростанций, общей мощностью 2 млрд кВт.ч.

****
Как результат электрофикации, в Киеве в начале 80-х, затем в двух столицах и во многих губернских центрах побежали первые трамваи. Трамвайные депо строили очень красивыми. То, что в Москве  на Шаболовке, созданное по проекту Шухова – признанное архитектурным шедевром,
в  наши дни готовится к сносу.

****
Сельскохозяйственное производство за 1906—1911 годы утроилось. 40% в мировом экспорте – продукция российских полей. При этом, наши экспортеры вкладывали деньги в российские банки.

****
        В 1909-10г.г. был запроектирован Юрьевым и построен Сикорским первый российский вертолет. В 1910г. Сикорский создал первый в мире тяжелый 4-х моторный самолет «Русский витязь». Разработка была очень удачная и в 1914г. появился «Илья Муромец», который по многим показателям превосходил немецкий аналог. Это первый в мире пассажирский самолет и первый в мире бомбардировщик. В начале 1 Мировой войны создана эскадрилья из 16 таких самолетов. За всю войну была потеря только одного из них.  Экипаж был похоронен немцами со всеми почестями.
После революции, эмигрировав в США, Сикорский построил первый в мире боевой вертолет.
         Российскому профессору Георгию Ботезату, революция не дала завершить постройку вертолета. Уже в 1922 году в США, он получил  поздравление от Эдисона с созданием «первого успешного вертолета».

****
         Американцы первыми, разинув рты, уткнулись в телевизоры, появившимися благодаря русскому инженеру- иммигранту Владимиру Зворыкину, запатентовавшим свое изобретение в начале 20-х г.г. 

****
Большинство из оставшихся по всей стране старых зданий в центрах городов, а так же заводов и фабрик, судя по архитектуре, появились в конце 19-начале 20 в.в.

****
В Ижевске еще недавно стояли, а может, и сейчас стоят добротные деревянные дома с большими садами. Там жили рабочие крупнейшего тогда оружейного завода, сражавшиеся у Колчака, но под красными знаменами.
В таких же домах жило, практически, всё население Владикавказа.

****
         В подмосковном Егорьевске местный купец, став главой города, увеличил городскую казну в 10 раз, при этом, наладил уличное освещение, привел в порядок дороги, развернул общественно-значимое строительство, включая храм.

****
         Купцы Трындины – основатели российского приборостроения. После революции их заводы национализированы. Последний представитель этого рода расстрелян в 1937 году.

****
         Почти все больницы в старой части Москвы – Склифосовского, Морозовская, 1-я и 5-я Градские, громадная больница на Таганке (после революции ставшей чем-то вроде «Больницы имени Сантехтруда») и другие. построены на средства московских меценататов.
 
****
Купцы и промышленники строили не только заводы, фабрики и железные дороги. У братьев Малютиных не на словах, а на деле была «одна, но пламенная страсть», идея – сблизить интересы  работодателей с нормальной, цивилизованной жизнью рабочих. Создав в подмосковном Раменском фабрику, как минимум, не уступающую по размерам нынешним предприятиям легкой промышленности, построили жилые дома для рабочих, больницу, школу на 250 учащихся. По ее образцу строили школы Морозовы и другие промышленники. Сохранившиеся до сих пор в Раменском жилые дома и фабрика – красивые, с ровной, аккуратной кирпичной кладкой. Но, похоже, что с 1917 года они не ремонтировались.  Для меня, выросшего в городе, построенном в советские годы, такое качество строительства было в диковинку.
В Орехово-Зуево, усилиями Саввы Морозова, построено много капитальных жилых домов для рабочих, лучшая в России больница, школа, библиотека, появились первые в стране:
-  самодеятельный оперный коллектив;
-  театр для рабочих на 1350 мест, с лучшими в России декорациями;
-  самодеятельный симфонический оркестр;
-  кооперативный магазин;
 - одна из первых российских баскетбольных команд;
 - орехово-зуевские футболисты  были сильнейшие в стране в начале ХХ в;
 - городской парк – лучшим в московской губернии.
А уж по количеству алкоголиков на тысячу жителей –  этому городу не было равных в мире. Но чего-то им не хватало. Мучило. Свербило.
В результате, именно там – первые в России социал-демократические кружки рабочих, совмещавших приятное с полезным в трактире Татарникова. (Большевики продолжили эту традицию в швейцарских и английских пивняках, а фашисты, соответственно – в мюнхенских).
И там же – первый красногвардейский отряд, которых при первом же удобном случае, обстрелял из орудий Кремль. 

****
Мамонтов и Морозов, кроме всего прочего, были покровителями искусства. Щедро помогали художникам, артистам. Морозов, на свои кровные, построил в центре Москвы театр. Причем не только финансировал строительство, но и его нередко видели, при отделке здания, с ведром краски и малярной кистью.
Театр носит имя Чехова.

****
        В Переславле-Залесском в 80-е годы экскурсовод  показала нам школу. До революции это была гимназия, которую основал местный купец на свои средства и покровительствовал ей. Потом, конечно же, она стала имени Ленина.

****
Российский бизнес работал на развитие своей страны. Купцы, промышленники вкладывали золотые тогда рубли в российские банки. Один только пример – экспорт «Вологодского масла», созданного  Верещагиным, братом знаменитого художника, приносил ему и, соответственно, в российскую казну золота больше, чем от всех российских золотых приисков. Это масло – только лишь один из видов производимой им молочной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Сейчас от этого масла осталось лишь название на этикетках, поскольку коровы питались в тех местах травой-эндемиком, растущей только на  пойменных пастбищах,
оказавшихся  затопленными огромным водохранилищем.

****
Незадолго до 1 Мировой войны, во Франции, которая была основным кредитором России (Ленин назвал ее вклады «ростовщическими»),  изучили ее возможности выплатить долги и пришли к выводу, что при тех темпах развития экономики, Россия, к середине ХХ века,  станет самой богатой, великой страной мира.

****
       К 1916 году была запроектирована и готова к строительству первая линия московского метро. Правда, в наше время, ее считают не качественной.

****
До 1917г. в России были самые низкие в мире налоги, а стоимость продуктов гораздо ниже, чем в Западной Европе и, затем, в СССР. Считай, что были тогда ближе к коммунизму, где всё должно быть бесплатно. Может и поэтому тоже, население России с 1902 по 1912 год возросло с 139 млн 340 тыс. до 171 млн человек.

****
  Происходило одновременное стремительное развитие науки, техники и культуры – результат особого внимания власти к образованию, на которое предусматривалось увеличение затрат в 4 раза. Ежегодно строились тысячи школ. Неграмотность должна была исчезнуть к началу 20-х годов. Было построено больше 100 институтов, в т.ч. университеты почти во всех губернских центрах с платой за обучение в десятки раз меньше, чем в США, Зап. Европе и бесплатным обучением  со стипендией неимущим.

****
    .  Во второй половине 19-го века – Достоевский, Толстой, Чехов, Чайковский, Суриков, Перов, Репин, «передвижники».  Затем, в начале 20-го века, по праву названным  Серебряным  - Куприн, Бунин (первый российский лауреат нобелевской премии в области литературы), Алексей Толстой, Блок, Гумилев, Ахматова, Маяковский, Есенин, Пастернак, Мандельштам.   Художники Серов, Коровин, Врубель, Левитан Сомов, Рерих, Лансере. Одновременно с ними, первые российские авангардисты или, как их называли, «московские сезаннисты»  из  «Бубнового валета» – Лентулов, Машков, Фальк, Александр Куприн, Кончаловский. Один из отцов абстракционизма Кандинский и Малевич с его самым черным в мире квадратом. В русской музыке Серебряного века, такие имена, как Рахманинов, Скрябин, Стравинский, Шаляпин, Собинов. Потрясает мир русским балетом Дягилев. В театре - Станиславский, Немирович - Данченко, Мейерхольд.
В философии – Флоренский, Вл. Соловьев, Бердяев.
. В науке – Менделеев, Жуковский, Попов, Яблочков, нобелевские лауреаты Павлов, Мечников.

***********
     Это мизерная часть фактов и имен, составивших историю стремительного развития России до трагического перелома, не позволившему ей, в потерянном для нее 20-м столетии, стать самым передовым, мощным и богатым государством с высочайшей культурой. Были бы построены те же заводы, фабрики,электростанции, но только больше, лучше, быстрее, надежнее и дешевле. Вся Российская империя была бы опутана сетью железных и автомобильных дорог с одновременно освоенными территориями и возникшими новыми городами, селами и хуторами, где у крестьян производительность труда была бы не ниже, чем у их американских коллег.
     Автодороги были бы не хуже, чем сейчас в Европе, Штатах и не стоили бы, как сейчас, в десятки, а то и в сотни раз дороже, чем там. Построили бы те же школы и детские сады и, даже, больше, поскольку в России, как и до переворота, большинство семей были бы многодетными. Их не закрывали бы, как сейчас, в вымирающих селах. Учили бы в них лучше, а в больницах – лучше лечили. Врачи были бы верны клятве Гиппократа, а не Чингисхана.
А мы не были бы, как сказал писатель, «испорчены квартирным вопросом».   

****
Резюме

До1917 г в России:
- в год строилось более 2,5 тыс.км лучших в мире ж-д. путей (с 2000г. разобраны сотни км.). Пошли первые эл.-поезда;
- было 20 авто-  и 9 авиазаводов, производивших и то и другое по собственным разработкам;
- кроме мелких эл.-станций постоянного тока, построено 75 крупных,  по тем временам, общей мощностью 2 млрд квт.ч. Тогда же разработан план ГОЭЛРО;
- с.-х. производство за период 1906-11 г.г увеличилось троекратно;
- в каждой губернии построены институты и университеты (более 100) и тысячи школ (судя по архитектуре – примерно в одно время);
-  на небывалую высоту – взлет науки и культуры;
- рубль был золотым и хранился в российских банках, т.е. работал на Россию.
- За 5 копеек можно было посидеть в ресторане, выпить водочки и закусить.
С тоской вспоминаем советский пятачок – стоимость проезда в метро, автобусе; Сейчас проезд там же, как минимум – в 500раз дороже;
-  где-то через 40 лет после 1913г. Россия должна была стать самым богатой, развитой и сильной страной в мире.(Через 40 лет после 1913-го, самое значимое событие у нас, при всех «реальных прорывах» – смерть Сталина).

2010-2013г.г.

               








 


Рецензии
Ваше ЭССЕ - как бальзам в душу... Нет времени внимательно осмыслить - надо у студентов зачет принять - и приму с хорошим настроением...
Россия - была ВЕЛИКОЙ СТРАНОЙ И МЫ ЕЁ "ПРОСРАЛИ" - ( простите за ...)

С уважением
Ваш читатель
Виктор

Виктор Шергов   04.06.2011 09:22     Заявить о нарушении
* * *
Прекрасная Дама художника Сомова,
Сомова Константина – «Серебряный век».
Тончайшая паутина искусства гармонии,
И Парижские тайны Константина Коровина,
Кафе под Парижем, кафе капуцинов и сленг…

И как в бездну пучины поэзии красок холеных,
И как в море волнений, любви и мечтаний,
Я в волну потрясений, как в омут, с головой окунусь.
И в тот Блоковский стих, в натюрморты Судейкина,
И в пейзажи Жуковского, Головина и Мусатова
И в портреты Серова, Петра Кончаловского,
И в « Бег времени» донны Анны Ахматовой.

А там ждут Бенуа и Версальский бомонд,
И Прекрасная Дама – подруга Поэзии; -
Муза нежных фантазий и знойных эмоций
С ветром Странствия, Дева, с собою ведет
В запредельные Дали Вячеслава Иванова,
И в тот город хмельной, там, где Белая Ночь…
И где Невский дождливый проспект посылает
На гравюры цветные Добужинского –
Удушающий смог.

Ах, Поэзия!
В жестком свитке признания
И в горчайшем напитке российских острот,
Вновь Восхищенье зовет к откровеньям Малявина
В вихре танца малинного смех заметет.

И в эпоху лихую, в расцвете роскошности
Распаленную зрелостью кистей счастливых творцов,
Век двадцатый вначале зацветает от гордости,
Чтоб потом замереть от бесчинства врагов.

В.Шергов

Виктор Шергов   04.06.2011 05:44   Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор! В свою очередь, Ваше внимание - тот же бальзам на мою душу. При первой же возможности,(сейчас их, честно говоря, нет) прочитаю Ваши мемуары. О нашем периоде жизни тоже есть что сказать. А Ваша искренняя ода Серебряному веку меня очень тронула. Я очень люблю искусство этого периода.

Александр Победимский   04.06.2011 13:03   Заявить о нарушении