Игра как мировоззренческий фактор

Термин «игра» широко используется и в научном обиходе, и в быту. Различного рода шоу, конкурсы, розыгрыши, лотереи, азартные и спортивные игры – все это популярные и экономически выгодные средства развлечения. В широком понимании слова игрой является любая человеческая деятельность, в связи с чем культурологи, философы и психологи посвятили немало исследований этой теме. По словам Й. Хёйзинги, «человеческая культура возникает и развёртывается в игре, как игра».
Понятие игры связывает многие аспекты жизни, и поэтому может служить удобным инструментом для исследования. Например, нет сомнения, что игра выступает как форма обучения. Ведь в процессе игры воспроизводятся реальные ситуации, человек вырабатывает необходимые черты, качества, навыки и привычки, развивает различные способности. По словам Платона (427;347 до н. э.), «человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».
В детстве игра играет особую роль, она лежит в основе деятельности ребёнка. Известный советский педагог С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра – школа жизни для детей, практика их развития. А. С. Макаренко утверждал, что «воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

В данной статье мы рассмотрим психологию игрового подхода к жизни. Этот подход широко распространен в современной культуре и имеет психологическое обоснование. Кратко его можно выразить словами «вся жизнь – игра», также его приверженцы часто приводят известный афоризм У. Шекспира: «Весь мир - театр, а люди в нём - актёры». Считается, что полезно воспринимать жизнь как несерьезную игру, относиться к происходящему шутя, легкомысленно, расслабленно. Конечно, существует и принципиально иной подход, отвергающий позитивную роль игры. Как бы то ни было, отношение к феномену игры – одна из важных основ мировоззрения. Но что такое мировоззрение? Это не только представления о мире, но также отношение к этим представлениям, их оценка. Это убеждения и ценности человека, которые он в той или иной степени осознает, изменяет в течение своей жизни, использует как основу мотивации своей деятельности. От выбора убеждений и ценностей зависит выбор действий человека, а также многие события его жизни.

Прежде всего, следует предложить достаточно четкое определение игры. Представляется, что можно выделить четыре признака:
1) Наличие целей. Цели могут быть самыми разными – абстрактными и более конкретными. Например – «играть ради самой игры», развлекательными, экономическими (деньги в азартных играх), и т.д.
2) Наличие правил – как внутренних (психологических), так и внешних (социальных – этических, юридических, политических и т.д.).
3) Соревновательность. Играющий желает превзойти какой-то уровень – свой или чужой (состязается с другими или же сам с собой). Люди сражаются друг с другом (в прямом или переносном смысле) за повышение социального статуса, за рост благосостояния и т.д.
4) Элемент отрешенности, отстраненности. Игрок должен осознавать себя игроком, уметь наблюдать игру со стороны (вообще говоря, на это ориентирует само понятие игры). Осознавая жизнь как игру, человек придает своей деятельности имитационный характер. Подобное происходит, например, в детстве: ребенок прекрасно знает, что играет лишь «как будто на самом деле», а на самом же деле «это все понарошку».
Четвертый признак игры – в психологическом смысле, ключевой. Если он отсутствует, то человек играет лишь в восприятии других людей. Правда, с точки зрения многих исследователей, его деятельность все равно остается игрой – но игрой неосознанной, машинальной.

В качестве примера можно привести бизнес. Цель очевидна: получение денег, прибыли. Правила также очевидны: моральные ограничения партнеров по бизнесу, Уголовный кодекс и т.д. Проявление третьего критерия (соревновательности) связано с деятельностью конкурентов. Наличие же четвертого аспекта под вопросом – ведь к бизнесу обычно относятся не как к игре, а весьма серьезно. Именно на это указывает современная психология, рекомендуя вырабатывать более расслабленное, отношение к свои делам – особенно к тем, которые связаны со стрессами. «Игра в бизнес» - это особый способ восприятия своей экономической деятельности, помогающий увеличить ее эффективность и сохранить психическое здоровье.

Игровой подход можно применить не только к бизнесу, но и к спорту, школьному обучению, компьютерной деятельности и т.д. Бизнесмен, спортсмен, ученик, геймер – все они играют, а также обладают потенциальной способностью осознать свои действия как часть игры. Насколько же полезен игровой подход? Не слишком ли он идеализирован? Играет ли он безусловно позитивную роль? Или, наоборот, оказывает чисто негативное влияние?
Далее автор предлагает краткий анализ мировоззренческой роли игры, основываясь на двух принципах. Принцип полезности (утилитарный принцип) основан на критерии пользы. Под пользой понимается не экономическая выгода, а сохранение жизненно важных ценностей, к которым можно причислить жизнь как таковую, здоровье и способности человека (психические, умственные, физические). Принцип умеренности выражается фразой «все хорошо в меру». Его практика предполагает избегание крайностей, поиск «золотой середины». На эту тему известен афоризм Аристотеля: «избыток и недостаток равно разрушительны». Итак, какие же крайности можно выделить в игровом подходе к жизни, и что можно считать наиболее полезным?

1) Степень осознанности. С точки зрения психологии, особенно важны ответы на следующий вопрос. Осознает ли человек свои действия как элемент игры? Или настолько погружается в свою деятельность, настолько привыкает к серьезности, что становится «винтиком» социального механизма? Для сохранения свободы необходимо отрешенное, отстраненное отношение. Иначе говоря, полезно уметь быть и актером, и зрителем одновременно. Умение осознавать себя игроком помогает видеть различные жизненные варианты – в том числе выйти из одной игры и перейти в другую (например, сменить профессию, социальную структуру и т.д.). И наоборот, фатализм (вера в свою «прикованность», в «предопределенность») ограничивает человека, мешает ему играть свободно. Возвращаясь к приведенным выше примерам, спортсмен может чрезмерно увлечься своей профессиональной деятельностью, «зациклиться» на ней – и в результате перенапрячься, получить травму. Ученик может «перезаниматься», переутомиться от учебных нагрузок и заболеть, а любитель компьютерных игр – впасть в психологическую зависимость.

Осознанность проявляется в отношении к различным (культурным, социальным) правилам. Правила необходимы для существования игры, но к ним следует относиться осознанно, не считать их самоценноми. Вредны как чрезмерная принципиальность, так и чрезмерное легкомыслие. Иногда (но не всегда!) полезно нарушать правила – если их соблюдение мешает сохранить жизненно важные ценности. Правила нужно осмысливать, а не машинально соблюдать или отвергать их.

2) Соотношение цели (целей) и процесса. Зацикленность на цели, слишком сильная увлеченность приводит к утрате чувства процесса, ощущения целостности. Азарт хорош в меру. Ведь если человек впадает в зависимость от каких-либо своих, желаний, то теряет самоконтроль и в конечном счете сам себе вредит. С этим связано состояние спешки (когда мы гонимся за десятью «зайцами», и в итоге ни одного не «ловим») и стрессы. Человек идеализирует скорость и напряжение – в ущерб качеству. Это связано, например с влиянием пословиц о труде, которые воспринимаются в качестве догмы (играя роль убеждений). «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «терпение и труд все перетрут» - эти и подобные фразы часто служат оправданием трудоголизма и перенапряжения. Конечно, вредны не пословицы сами по себе, а «крайностное» отношение к ним, догматизм.
Полное отрицание важности целей и переоценка процесса также ограничивает человека. Если нет достаточно сильных желаний – зачем вообще к чему-то стремиться? Недостаточно четкая формулировка целей приводит к проблемам. Чтобы достичь успеха в любой сфере деятельности, необходимо разобраться в себе, в своих желаниях и взаимосвязях между ними.
Каков же идеал? Полезно уметь балансировать между напряжением и расслаблением, между отдыхом и работой – не увлекаясь и не уходя в крайности. Вовремя делая паузы, отдыхая – но не «перерасслабяясь». В даосизме это выражено в принципе «у-вэй» («не-деяние») – то есть в рекомендации совершать гармоничные действия, в контексте расслабленности, сохраняя самоконтроль. Исходя из принципа полезности, именно такие действия наиболее эффективны.

3) Соотношение развлекательности и серьезности. Игровой подход снижает степень серьезности отношения к миру, снижает значимость различных ценностей. Осознание себя как игрока, как носителя той или иной социально-психологической роли (ролей) помогает уменьшить эмоциональную напряженность, увеличивает внутреннюю (а значит, и «внешнюю») свободу человека.
Относясь к своей деятельности как к игре, он формирует особое восприятие целей. Ведь в игре возможен выигрыш, но возможен и проигрыш. Понимая это, можно внутренне настроить себя определенным образом, предохранить от излишних переживаний. Свои выигрыши человек-игрок воспринимает как временные успехи, а проигрыши – как временные не-успехи. Такое отношение позволяет сосредоточить силы на новых попытках достичь цели – вместо того, чтобы тратить их напрасно, ругая себя или других. Просто следует постараться выиграть в следующем «раунде» («тайме», «этапе»).
К своим делам, конечно, следует относиться достаточно серьезно – но при этом полезно понимать, что любой успех относителен, что существует потенциальная возможность «проигрыша». Такая жизненная позиция удобна и эффективна – если помнить о важности баланса и не впадать в крайности.
Дело в том, что отрицание серьезности может повредить не меньше, чем ее крайняя степень. Это происходит, когда развлечения возводятся в культ, идеализируются (идеология ультрагедонизма). Ориентир на развлечения противоположен серьезности и тесно связан с ироничным восприятием. Ирония, смех, юмор вредны – если «применяются» по отношению к жизненно важным ценностям. Насмешка над жизнью – это ее обесценивание, со всеми вытекающими последствиями.

Что же можно считать критерием «золотой середины»? Это сохранение самоконтроля, способности управлять собой. Ведь человек теряет самоконтроль именно тогда, когда слишком сильно расслабляется, или когда чрезмерно напрягается.

Подведем итоги. Полезность игрового подхода относительна. Не стоит идеализировать, переоценивать его – но не стоит и недооценивать. Игровой подход к жизни полезен постольку, поскольку связан с пониманием человеком своей творческой роли в формировании собственного мировоззрения, от осознания своего потенциала, своих возможностей.
С одной стороны, игровая жизненная позиция помогает избежать идеализации ценностей, чрезмерной привязанности к ним. С другой – может стать оправданием чрезмерной легкомысленности, расхлябанности, «размякания».
Игровой подход формирует особое восприятие труда и отдыха. Идеализация того или другого –две крайности. Но их можно избежать, если осознавать необходимость баланса, важность гармоничного сочетания противоположностей.
Важно подчеркнуть, что ценность игрового подхода зависит, прежде всего, от самого человека. И поэтому те типичные свойства игры, которые обычно выделяют, нельзя назвать безусловно позитивными. Например, принято выделять несколько основных функций игры: 1) Игра выступает средством расслабления, способом отвлечения от серьезной деятельности; 2) Игра приносит удовольствие, помогает развлечься; 3) В процессе игры происходит обучение, игрок развивает те или иные способности.
Однако, если использовать принцип умеренности, эти функции нельзя оценить однозначно: 1) Расслабляясь, можно расслабиться слишком сильно и уйти в крайность; 2) Удовольствия могут быть не только полезными, но и вредными (не все приятное полезно); 3) Занимаясь самосовершенствованием, следует помнить о прагматизме, и не забывать о повседневных делах.

Статья опубликована:
Тузиков А. Ф. Игра как мировоззренческий фактор // Игровой элемент в учебном процессе: Материалы методической конференции / Под ред. А.В. Дмитриева, В.А. Миндолина. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2010. 128 с.
С. 10-14


Рецензии