Марина Гареева. Жизнь как она есть or...
«Меня всегда поражало человеческое легкомыслие: уж так люди тревожатся, что с ними станет после смерти, при том, что им глубоко наплевать на события, произошедшие с ними до рождения. А ведь дожизненное существование не менее важно, чем послежизненное, и, к тому же, не исключено, таит к нему разгадку».
Мишель Турнье. «Лесной Царь».
Роман Барнет. «Первый декрет» {http://www.proza.ru/2008/07/07/93}
Паззл с голубым шаром земли складывается в… черный квадрат Малевича. Обрывки газет – вместо афиш у оперного театра: Агностицизм, Нигилизм – в 5. Гиперрефлексия – в полшестого. Ирония с сарказмом – круглосуточно! Добро пожаловать в Постмодерн, Дамы и Господа!
Утренние выпуски новостей: Российский литературный постмодернизм обвиняется в глумлении над своим прошлым и намерении «дойти в своем доморощенном цинизме и самоуничтожении до крайности, до последнего предела» (Илья Коляжный).
Зрители в ужасе. Рекламная пауза спасительным кругом падает на шею: «Выпил сок – закуси трубочкой!» и… тащит на дно пудовым камнем прямо в белых тапочках: «Постмодернизм – это художественная практика, сосущая соки из культуры прошлого, литература истощения» (Джон Барт).
Уставшие игроки в авторов падают с голубых экранов. Пригов шепчет еле слышно: «Я уже давно не человек. Столько лет занимаясь такого рода поэзией, чувствуешь, насколько изжита жизнь».
И только Бодрийар соблазняет нежным баритоном: «Имманентная сила соблазна – все и вся отторгнуть, отклонить от истины и вернуть в игру, чистую игру видимостей». Соблазн искусства постмодерна – в намеках на тайну, которой, на самом деле, не существует, которая не может быть раскрыта. Тем и сильна (Онлайн Энциклопедия Кругосвет).
Вконец обалдевший зритель выключает телевизор, почесывает макушку и идет жарить яичницу, подкрепляя уверенность в завтрашнем дне (и своей нормальности) остатками сала из морозилки, в то время как его супруга… открывает «Первый декрет» Романа Барнета и хищно улыбается.
Даже если бы мы жили в счастливую эпоху с мамонтами без и-нета (что выдает истину на любой вкус и цвет в красочной упаковке от Гугла) и не знали, что автор увлекается Сорокиным, мы с легкостью бы обнаружили это в самом тексте, на пожелтевшей шкуре того самого невинно убиенного чудо-зверя. Само построение рассказа является классической моделью разрушения текста и соответствует методу «жизнь, как она есть», широко используемому Сорокиным. Суть его сводится к следующему: текст начинается как привычное морализирование, в которое врывается нечто ужасное, под беззаботной маской «c’est la vie». В «Первом Декрете» переломный момент буквально ломает героя отца напополам, скальпелем его любящей жены, а читатель отпрыгивает от монитора (или отбрасывает шкуру с написанным, сплевывая недожеванного мамонта). И идет еще раз перечитывать текст: по што ж он так? автор-то?
Следует признать, что вопрос «пошто?», равно как и любимчики души русской, братья-близнецы: «кто виноват?» и «что делать?», в постмодерне отпадают за ненадобностью. Более того авторская интонация «он стебается? или на полном серьезе, молвит?» не имеет никакого значения. Традиционная пародия приобретает аппетитное название «пастиш» (от итальянского pasticcio – опера, составленная из отрывков других опер, смесь, попурри, стилизация), где фантазия, пародия и автопародия (А.Гуельман) помелены на миксере в равных пропорциях и поданы к ужину с пастой. Пардон, с яйцами. Причем всмятку. Поэтому не стоит пенять на Автора, мол, это он пропустил пару рюмок с героями в начале рассказа и кровавая сцена в роддоме – орех, что белка в зубах принесла. Ибо весь постмодерн – это уже не Пушкинская белочка, а обезумевшее - симпатичное создание из «Ледникового периода», которое то ли хочет отыскать желудь текста. То ли тешится - не натешится возможностью потерять его. Но именно Текст! (учитывая смерть Автора) становится предельно важным.
И что же мы видим в самом тексте Романа? А не видим мы, прости меня, белка, ничего. И это тот случай, когда лучше метнуть желудь куда подальше и наслаждаться смелостью Автора, не побоявшегося догонять его. Но не самим текстом. Почему? Да потому что он очень зеленый. И непонятно с какой радости с дуба так рано упавший. Ну, силу земного притяжения и в постмодерне никто не отменял.
// Роженицы наперебой рассказывали новости // – «рассказывали новости» – соцреализм, конечно, дело тонкое, но штампы остались в красной книге коммунистических расстрелов и не приветствуются в безмамонтовую эпоху
// - О-о-й… бля….. Давай ещё наебнём!..
- Наливай! //
– такое чувство, что Автор воскрес и влез в текст, с присущей интеллигенту рассеянностью и беспечностью, не подумав, что его третьим не звали. «Давай» с «ещё наебнём» выглядит примерно так же уместно, как трюфеля на столе провожающих в кормящие отцы. / - Наебнём? Наебнём! / Не бойтесь повторов. Особенно в таком милом деле.
// Нежно поддерживая, сёстры подвели будущую мать к стоящему обнажённым в готовности посреди цинкового углубления в кафельном полу Степану // – стоящий обнаженный в готовности посреди – это как «Интернационал!» в 3 часа ночи! Сразу хочется вскочить на ноги и сбросить клеймо проклятья.
// стерильный поднос // возникает уже когда переели. Так как если предыдущий кусочек был поистине лакомым :
// - Стёпа…
- Здесь я, здесь!.. - он подлетел к тележке, нежно поцеловал Клавдию в нос.
- Стёпа… Стёпочка… - её стало трясти, из глаз брызнули слёзы : - …мне страшно… Стёпочка-а-а-а…. ой-ёй-ё-о-о-о-й……… я не хочу… будь они прокляты, эти дети!...
- Клавонька, ты что… солнышко моё…. - Прусаков смущённо улыбаясь оглянулся на повитух, склонился над женой : - …ты что городишь-то!...Побойся Бога… мы-ж хотели-то как, помнишь?..
- Я… я… люблю тебя!..
- Я тебя тоже, золотко… ну что ты… ну не надо!.. Прекрати… Ну в самом-то деле!..
- Я не смогу!.. - она стала ещё громче рыдать.
Одна из повитух успокаивающе взглянула на механика :
- Иногда у некоторых бывает… ничего страшного.
Другая утёрла Клаве нос стерильной салфеткой :
- Так, милая, пора… - она нежно приподняла роженицу с тележки : - Пока перерыв у нас хороший есть между схваточками, надо начинать!.//
и я с радостью приложила салфетку к носу, перекрыв доступ кислорода, то поднос был лишним. Два под – носа, утертые стерильностью, это перебор. Vivent микробы!
Дальше за текстом и не уследишь, настолько увлекаешься процедурой яйцевыкачивания, но потом мышка пробегает и хвостом-хвостом! Все очарование – в скорлупки:
// пошли вываливаться крупные, покрытые слизью яйца//
а я пошла укатываться под стол со смеху. Это ж как они «пошли вываливаться»-то? Ирония - иронией, но не посредством языка. Язык следует приберечь для соблазна, памятуя Бодрийара.
Да и с кровью нестыковка вышла. Цвета уж очень замусоленные. А сделали бы голубою, а? (Шепотом, это же какой был бы подтекст: парень из народа – голубым фонтаном разлился! «Не отсиди, а высиди яйца»! – плакаты в багровых тонах на районном доме культуры…) А так // бурным фонтаном хлынула кровь//, // багровый дождь//, // Тёмно-алый ручей// штампы-штампы-штампы.
По тексту, пожалуй, всё. Лично я бы желудь все-таки поймала. Закопала. Высидела – поправила. А потом с чистой душой ринулась под сень дубов постмодерна.
А к чему эпиграф, спросит дотошный читатель, уже приготовившийся изречь глубокомысленное «М-да». А эпиграф к тому, что постмодерн, все же, начался с болота Турнье и его «Лесного Царя». Когда на почве перебродивших мифов вырос чудовищный цветок, приоткрывший лепестки фашизма. И получивший Гонкуровскую премию. Что вылупится из яиц постмодерна? Лично мне не хочется представлять. И это уже, конечно, запись не в книгу жалоб Роману. А скорее страх. Потому что Гонкуровская премия еще вернется к теме фашизма с Джонатаном Литтллом и его «Доброжелателями» в 2006 году. Но не это страшно. Чтобы понять и избежать повторения истории нужно о ней забыть, уйти и вспомнить заново. А от соцреализма не так просто уйти. Не потому что Ленин вечно жив, а потому что «наебнём?» стройным хором слышится на заводах и фабриках разваленного постмодерном мира. А сменится ли дирижер… Не скажет ни умерший Бог. ни умерший Автор. А только текст. И совсем неуместно скатываешься в тихую просьбу: Высиживайте тексты, не равняясь ни на кого! Да вылупится из них травоядный, а не тиранозавр пост-постмодерна.
*
теория, представленная в статье, взята из Онлайн Энциклопедии Кругосвет
Марина Гареева.
Свидетельство о публикации №210122001289
Согласна с предыдущими высказываниями - Ваша рецензия доставляет эстетическое удовольствие, так же, как и белка с желудем является хорошей иллюстрацией образного видеоряда.
С уважением,
Мнемозина Помпадур 20.12.2010 22:45
За белку спасибище! Если Вы её увидели, значит не зря я её за желудем погнала. А яйца, оказывается, очень важны при критике, стоит их упомянуть - и читатели забудут бросить свои :)
а как Вам рассказ сам, а, можно спросить?
Марина Гареева 20.12.2010 22:57
Рассказ..эээ...как бы это выразиться...Понимаете, Марина, я хотела написать отклик на него, но сейчас задумалась - надо ли? Я обычно ловлю впечатление и отражаю, как мне нарисовалась картинка - так и делюсь своим видением. Если коротко, скажу так - по аналогии с картинами Дали - и притягивает взгляд качеством изображения и отталкивает при рассмотрении деталей...Дали (извините, что беру аналогии из живописи) - был прекрасным рисовальщиком, Барнет - качественно владеет словом, а что получается из этих способностей - каждому видится свое...Вот, я - не любительница Сорокина, боже упаси,и поэтому не в моей компетенции ловить Барнета за руку и уличить в подражательстве, да и само подражательство (я сознательно не говорю - плагиат или воровство) тоже - не преступление, каждый может быть во власти любимых форм и переживаний, откуда и навевает...
В общем, коротко - так, может, все-таки и развернуто выскажусь...
Мнемозина Помпадур 20.12.2010 23:39
я думаю стоит. главное что вы видите текст, а уж как, это другой вопрос.
и мне кажется верным отражать свою картинку. иначе или копирка, или комната кривых зеркал. и то, и то - не очень.
а в 5й сессии вы здорово прокрутили киноленту своих впечатлений.
тем и ценны, что ваши.
Марина Гареева 21.12.2010 00:00
а аналогии из живописи (хотя я бы не провела их между Дали и Барнетом), как и любой перенос и (или) совмещение лит. произведения с другой сферой искусства - наоборот, очень классное решение при рассмотрении текста. в новой плоскости новые грани играют.
Марина Гареева 21.12.2010 00:12
У меня появилась аналогия с Дали вот почему - те же анатомические подробности вскрытий, которыми тот и обогащал познания человеческого тела, и наполнял картины ими (!), у Барнета - на мой взгляд - так же...То есть - одно дело исследования ради изучения, а другое - демонстрация этого копошения в кишках.
Но это, конечно, аналогии сиюминутные, появились и ... упрочили ощущение картинки)))))
Спасибо, Марина, за оценку моего кинематографического опуса, я хотела быть понятой по-своему, хорошо, если это получилось))))
Мнемозина Помпадур 21.12.2010 00:37
я же говорю, у вас хорошее чутье текста. в постмодерне это тело и копошение как раз в центре холста (часто оказываются), так что, ей богу, стоит нарисовать свою картину! а Дали я просто чересчур люблю, чтобы быть объективной :)
а кинематограф, серьезно, мне оч понравился.
Марина Гареева 21.12.2010 01:00
Думаю, что я нарисую картину, даже если меня хватит только на несколько штрихов...
:)
Мнемозина Помпадур 21.12.2010 02:32
удачи! в голубе мира тоже штрихов было несколько :)
Марина Гареева 21.12.2010 07:34
Рецензия на «Марина Гареева. Жизнь как она есть or...» (Открытый Текст)
Марина, перечитала несколько раз:) Большое спасибо за эстетическое и интеллектуальное удовольствие:)
С уважением,
Людмила
Душкина Людмила 20.12.2010 22:29
Вам спасибо, Людмила, что не прошли мимо.
Марина Гареева 20.12.2010 22:44
Рецензия на «Марина Гареева. Жизнь как она есть or...» (Открытый Текст)
Присутствие на сайте авторов внимательных и вменяемых откровенно радует.
Спасибо за интересный и объективный материал, блестяще поданный.
Марина, Вам бонус от постмодерна: http://www.proza.ru/2001/09/11-57
Вовву 20.12.2010 22:37
Спасибо, что вменили вменяемость.
А за бонус - особое. С удовольствием прочту
Марина Гареева 20.12.2010 22:29
рассказ - шикарная иллюстрация замены "быть" {писателем/гитаристом/кем угодно} на "казаться", т. есть имидж, в пм. автора утащила в закладки. мерси.
Марина Гареева 20.12.2010 22:41
Рецензия на «Марина Гареева. Жизнь как она есть or...» (Открытый Текст)
Марина, Ваш текст завораживает изяществом, с которым Вы преподносите читателю далеко не простые философские выкладки, которые в Вашей интерпретации чудесным образом становятся понятны и доступны. Завораживает и анализ текста Р.Барнета, который для неподготовленного читателя, безусловно, может стать шоком. Мне кажется, очень гармонично переплетается с Вашей работой комментарий Аманды Глумской. Получила истинное удовольствие от чтения работ очередной сессии ОТ.
Благодарю!
Татьяна Алейникова 20.12.2010 21:34
Спасибо большое, Таня. Это тот краеугольный камень, что магнитом притягивает меня к попыткам написания крит. статей: подобрать к листочкам произведения то стекло фило, под которым оно заиграет. А потом начинаются сладкие мучения: сначала кажется, что недостаточно аргументирована теор.база, потом – что нужно было бы оформить ссылки, как надлежит (в итоге, эта идея канула в Лету, все-таки звездочки по тексту усложняют восприятие), а в конце терзания: удалось ли поймать новый солнечный блик (а зачем иначе). И я обрадовалась сразу
состоявшемуся диалогу текстов (статьи и комментария Аманды) – значит, уже не зря. Осталось услышать мнение Автора. А я оч признательна Вам, что прочли и поделились своим мнением. Спасибо.
Марина Гареева 20.12.2010 22:13
Открытый Текст 27.12.2010 20:09 Заявить о нарушении
Деда Мороза с мешком музов, муз и классных текстов - всем
С Наступающими
Марина Гареева 27.12.2010 20:07 Заявить о нарушении
С уважением.
Дилетант 29.12.2010 15:14 Заявить о нарушении