Джэймс

Моя бабушка по материнской линии родилась и выросла в Тараще маленьком городке под Киевом. Её отец, мой прадед ,был украинец, его звали Арсений Тютюнник,вышел из семьи крестьянина Звенигородского уезда. Oн торговал скотом, был очень богатым человеком при этом почти неграмотным. Oдин из его братьев , Юрко Тютюнник, стал потом знаменитым атаманом " зелёных ". Сам же прадед в молодости ,влюбился в дочку таращанского раввина. Для семьи моей будущей пробабушки это было трагедией. Но у неё был видимо очень сильный характер, она вышла за него замуж,настояв чтоб он принял иудаизм. Так Арсений стал Ароном. Потом он построил большой дом в центре Таращи, где и родилась моя бабушка. Её назвали Вера.
Видимо по причине уважения к выбору брата, атаман Тютюнник, после революции, во время рейдов его повстанческой армии против большевистких властей ,не допускал погромов в еврейских местечках.
В начале 20 годов Арона арестовали .Конечно дом и всё имущество забрали, a доме, разместился местный ЧК. По злой иронии судьбы Арона допрашивали в его собственном кабинете, били так, что он не выдержал и ночью повесился. Бабушкa потом грустно шутила, что прадед умер дома. Cемье Арона выделили маленький сарайчик и без конца приходили с обысками. Искали яко бы припрятанное Ароном золото. Однажды увидев у Веры золотые серёжки сорвали вместе с мочками ушей. Я часто спрашивал бабушку почему у неё нет мочек. Она так никогда и не рассказала. Я узнал об этом потом от матери. Из всего богатсва у семьи осталась маленькая серебрянная ложечка в форме зайчика с морковкой. Эта ложечка прошла с семьёй Арона через годы и годы их жизни.
В конце концов ложечка , на которой была гравировка 007 оказалась в моей семье. Мы кормили нашего сына манной кашей из этой ложечки, потом, посмотрев фильм об “агенте 007” назвали этого зайчика - "Джэймс."
В начале 90 годов мы уезжали в Америку.Проходили таможню в Шереметьево. В рюкзаке у сына лежала ложечка. Строгий таможенник приказал сыну- А ну открой рюкзак ! Увидив нашего Джэймса не задумаываясь забрал ,сказав при этом-Это принадлежит России !!
Сын с трудом сдерживая слёзы смотрел на меня. Я ничего не мог сделать.... навсегда запомнил свою беспомошность и думал об одном- лишь бы сын забыл это побыстрее.
В прошлом году я поехал в Нью Йорк, встретиться с бывшими одноклассниками. Гуляя по Брайтон Бичь- зашёл в один из русских атикварных магазинчиков увидев на витрине серебрянную ложечку в форме зайчика.Попросил показать. Гравировка на ложечке была 007!! Это был Джеймс!!
Я тут же купил его ,привёз домой и вернул моему уже взрослому сыну отобранного много лет назад Джeймса
 К сожалению я не могу вернуть прадеда и его дом, не могу вернуть бабушку и её серёжки, и всего остального, что было отобранно властью ,последним представителем которой, для моей семьи, был строгий шереметьевский таможенник.


Рецензии