Литература как средство управления

       
  Достали меня две похожие фразы
« Человек это то,  что он ест»
«Человек это то,  что он читает»

         Как и многие прочие  фразы, эти, несомненно, обладают  хотя бы некоторой и хотя бы относительной истинностью. Первая фраза про тело, а вторая ясное дело про душу и разум. Относительность такого разделения легко видна на примерах. Алкоголь,  и наркотики действуют и на душу, а гипнотический текст действует и на тело. Законы  и подручные  средства против алкоголизма и наркомании есть, а какие есть против аналогичных нематериальных воздействий?
       Не дай бог подумать, что их вовсе нет. Цензура есть, хотя  не прекращаются споры о её нужности и полезности. Давление политкорректности есть, хотя порой оно приобретает саркастические формы.  А иногда  почти сказочные к примеру Бутан , страна без голода и преступности, где люди живут в радости, не зная войн и нищеты. Ещё бы, общепринятое понятие валового внутреннего продукта заменено в Бутане почти сказочным критерием успеха - "валовым национальным счастьем". Это единственное в мире государство, в котором существует Министерство Счастья, и  таким образом, «народное счастье» поставлено целью и  критерием эффективности государственного управления. Это управленческое нововведение может и связанно с буддизмом, но изобретение совсем недавнее. Его король Джигме Сингай Вангчук, обращаясь в 1972 году с тронной речью к Национальной ассамблее, заявил, что благосостояние страны должно измеряться не внутренним валовым продуктом (ВВП), а внутренним валовым счастьем (ВВС). С тех пор многое изменилось в Бутане, но премьер-министр, как заведено с 1972 года, в своем ежегодном отчете о состоянии нации освещает положение дел с четырьмя "столпами ВВС". Помимо прочих мер Министерства Счастья   в Бутане,, одна из героинь сериала «Крем» упоминает  запрет на унижающие название медицинских средств. К примеру «средство от облысения» должно назваться «средством для укрепления волос», а «средство от поноса» соответственно «средством для укрепления желудка».
   Сходные идеи в англоязычных странах определены термином «политкорректность». 
 Жители США страдают от ожирения, но в официальных документах таковые называются, (не смейтесь сразу)  «горизонтально обделенные» точнее “ или буквально  и даже поощрительно «люди, которым природа бросила вызов горизонтальной обделённостью” (horizontally challenged people). И карликов нет, а есть “вертикально обделённые люди”. Нет умственно или физически отсталых людей, а есть “умственно и физически обделённые люди” (mentally/physically challenged). И все давно знают, что теперь там и негров нет, а есть «афро-американцы). Перенесение в русский язык этой же логики в виде   термина «афро-россияне» мне кажется пародией, поскольку в русском языке слово негр, негроидная раса, негритянская музыка никогда не несли унизительного смысла. Ну да, не мне решать, как кому выражаться. Но мнение иметь я все же не лишен права.  Да это неплохо, что англоязычное общество старается заслонить  человека  от обид, наносимых языком. Но вряд ли стоит доводить благие порывы до абсурда. Еще Мечников по поводу счастья заметил, что при прогрессивном параличе человек чувствует океан счастья, но это не значит, что к этому надо стремиться.  Он же сказал в своих «этюдах оптимизма»
«Природа плохо бы распорядилась, если бы поставила счастье целью человеческой жизни, потому что низшие существа вообще счастливее самых совершенных людей»
 Лично я считаю и много раз об этом писал, что действенный и наилучший  критерий управления народом это «качество народа», то есть его здоровье, образованность,  деловитость, сплоченность и т.п. Желающие могут найти мои статьи этому посвященные. К примеру  http://www.futurisrael.org/Authors/Goldin01.htm.
  Но здесь мы о литературе,  а в ней самое главное – слова управляют поведением и значит надо вдуматься, куда направляет слово в частности и весь лингвистический и  литературный процессы в целом. Достойная цель цензуры в том, чтобы слова и предложения предлагали стать лучше. А радикальная проблема цензуры скрыта в простом выражении:
«А судьи кто?»
Да, такая эфемерная штука как совесть  и честь авторов существуют вполне реально.  И все это вместе вполне реально управляет поведением людей. Оптимальное или хотя бы разумное равновесие между цензурой и свободой авторов штука весьма желательная и к ней надо стремиться. Как?
А с помощью обратной связи.
 То есть если прямая связь  цензура – литература – народ, то обратная связь характеристики народа,  выявляемые  социологическими исследованиями  должны воздействовать на цензуру и литераторов. Да, да это правда
«Человек это то,  что он читает». На примере силе культа Сталина  и сегодня до конца не изжитого легко видеть, как  устрашающе грандиозна сила слова. К счастью многие это понимают к примеру у Юрия Никитина в его грандиозной серии  о троих героях вышедших полузверьми из дикого леса постоянно описаны драки, что конечно завлекает подросткового читателя. Но лейтмотив каждой истории постепенное очеловечивание и доведение читателя до мыслей.
 Драка дело звериное  детское.
Взрослое серьёзное  человеческое дело ДУМАТЬ.
Сочетание развлекательности с поучительностью фокус не простой, но именно к этому должна стремится литература. У  Бориса Акунина вроде бы сплошные детективы, но там же гимн многим высоким качествам человека и  многим идеям совершенствования жизни.  Его настоятель монастыря  ( «Пелагея и черный монах» )образец достойного бизнесмена. Все бы такими были. Я позволю себе процитировать
«Этот незаурядный церковный деятель привел Новый Арарат к доселе небывалому процветанию. Будучи приукажен заведовать тихим островным монастырем, высокопреподобный справедливо рассудил, что мода – особа ветреная и, пока она не обратила свой взор в сторону какой либо иной, не менее почтенной обители, надобно извлечь из притока пожертвований всю возможную пользу.
Начал он с замены прежней монастырской гостиницы, ветхой и худосодержанной, на новую, с открытия превосходной постной кухмистерской, с устроения лодочных катаний по протокам и бухточкам, чтоб приезжие из числа состоятельных людей не спешили уезжать из благословенных мест, которые по своим красотам, чистоте воздуха и общей природной умиленности никак не уступают лучшим финским курортам. А потом, искусно расходуя образовавшийся излишек средств, принялся понемногу создавать сложное и весьма доходное хозяйство, с механизированными фермами, иконописной фабрикой, рыболовной флотилией, коптильнями и даже скобяным заводиком, изготовляющим лучшие во всей России оконные задвижки. Построил и водопровод, и даже рельсовую дорогу от пристани к складам. Кое кто из опытных старцев зароптал, что жить в Новом Арарате стало неспасительно, но голоса эти звучали боязливо и наружу почти вовсе не просачивались, заглушаемые бодрым стуком кипучего строительства. На главном острове Ханаане настоятель возвел множество новых зданий и храмов, которые поражали массивностью и великолепием, хотя, по мнению знатоков архитектуры, не всегда отличались непогрешительным изяществом.
Несколько лет назад ново араратское “экономическое чудо” приезжала исследовать специальная правительственная комиссия во главе с самим министром торговли и промышленности многоумным графом Литте – нельзя ли позаимствовать опыт столь успешного развития для пользы всей империи.
Оказалось, что нельзя. По возвращении в столицу граф доложил государю, что отец Виталий является адептом сомнительной экономической теории, полагающей истинное богатство страны не в природных ресурсах, а в трудолюбии населения».
 Вот и я придерживаюсь сходных взглядов,  что народ и есть главное богатство страны. только Но если позволите, я эту идею чуть разовью.
  Трудолюбие прямо зависит от здоровья населения, а эффективность труда от образованности, организованности  и т.п. Китайцы всегда были трудолюбивы. Но внутренние распри,  невежество в технологиях сделало их отсталым народом. Осваивая современную технологию они стремительно увеличивают плодотворность своего труда.
 
 Как заметил не только я, но  и к примеру  Михаил Фонотов
«Самая первая забота России – повышать качество своего народа, его здоровье, его образованность, его благосостояние, профессионализм и трудолюбие, его нравственность, его самообладание».
 
  Но в этой статье мы все же о другом. О литературе как средстве управления.  Я обратил внимание на две статьи. Одна о силе воздействия сказок на воспитание.  А другая ,о сказочном фольклоре конкретно Красноярского края  выявляющем изъяны в  воспитании  народа. Первая лично мне ничего нового не сказала. Это мне ещё лет пятьдесят назад  в пединституте рассказывали. А вот вторая более ценна. Там описаны отклонения. А управление как раз отклонения и обязано отрабатывать. Не могу отказать ни себе в удовольствии процитировать, ни вам в удовольствии прочесть  ещё более умного человека чем я.
 Итак .Жижко Е.В. Трудовая этика в сибирском фольклоре: Вестник КрасГАУ. Вып. 1. Красноярск, 2007.
Цитрую
«Собранные фольклорные ситуации можно разделить на следующие типы.
          1. Повседневный труд – «разлучник», нечто, отвлекающее от приятного любовно-семейного времяпровождения («посылала меня мать яровое жито жать, а я жито не жала, всё Ванюшку ждала» или «не пряди ты, жена, не старайся, на печи ты со мной поваляйся»).
          2. Повседневный труд – «мука», где мучителем выступает либо абстрактная сила, причем в основном для юношей – «распроклятый завод», «армия-злодейка», «тайга», например, «в казарме мы живем, хлеб с водой жуем, с работы убежим, под кустом лежим»; либо «мучитель», заставляющий работать, – конкретное лицо «хозяин», «командир», «председатель», отец, которые сами почти не работают, а только «водку пьянствуют»; для девушек – муж, мать или свекровь, например, «младая жена, впрягайся сама, да в лес по дрова».
          3. Труд «на заработках» (исключительно мужской вариант): на «лесовале», в «городе», «Питере», «Москве» – можно «денежек скопить», но потратить специфически (исключительно мужские варианты): «накоплю я денег много, отнесу их в кабачок» или «накоплю я денег много, красным девушкам отдам».
Известно со времен Вебера, что в протестантских странах успех экономики обязан  «трудовой этике протестантизма, высоко ценившей труд, понимавшей его как делание человека на земле, завещанное ему Богом. Причем труд должен быть честным, упорным, успешным, приносящим прибыль, которая, в свою очередь, должна направляться не на получение удовольствия или наслаждения, а на развитие своего дела».
 Задача литературы и состоит в том, чтобы ввести в народное сознание иной фольклор. Трудно. Очень трудно, но это вопрос выживания, а не одной лишь моральной удовлетворенности. Увы, если трудолюбие пропагандирует бездельник, а трезвость  – алкаш, то лучше б они помолчали. Как и сказано профессионалом  в опере «Пиковая дама»: «Труд, честность сказки для бабья». И все это слушают и никто не спорит. К этому добавлю, что сейчас не фольклор наибольшая сила, которая обрабатывает душу, а именно то, что человек  видит по телевизору и читает. Тут скрыта не малая проблема. Не вчера замечено, что литература народа и литература для народа не совсем одно и тоже. Тут я позволю себе процитировать более профессиональных исследователей. В частности  Юрия Соколова
«Лубочные писатели и издатели, близко стоявшие к ней, легко угадывали народные вкусы и, не разбираясь в качестве их, им потакали. Наоборот, литература для народа ставила себе задачи воспитания или пропаганды. Но опыты этой, так сказать, интеллигентской литературы для народа нередко терпели неудачу.
Так, например, в России большинство журналов для народа не встречали отклика у народных читателей, так как нередко говорили с народом или в приторно сентиментальном, или в излишне наставительном духе (такова, например, «Народная газета» 60-х годов или журнал «Грамотей» тех же годов). Еще чаще неуспех подобных «народных» изданий обусловливался неумением писать доступным для народа языком. Однако, история интеллигентской литературы для народа насчитывает и ряд удачных опытов. Хронологически на одном из первых мест следует назвать журнал кн. В. Ф. Одоевского и А. П. Заблоцкого «Сельское Чтение» (с 1843 г. до 60-х годов), в котором принимали участие М. Н. Загоскин, А. Ф. Вельтман, В. И. Даль».
Вот так вот и сегодня выглядит эта проблема.
 Так что вперед гардемарины литературы. История вас не забудет и внукам достанется жить внутри лучшего  народа


Рецензии
Лёд тронулся! Господа присяжные заседатели! Делайте ставки за социализм!

Лёд тронулся
*
Поняли разницу сразу,
С кризисом капитализма,
Социализм оболган,
Словно чёрная птица.
*
Это - первая ласточка,
Мы возвратимся снова,
К СОЦИАЛИЗМУ радостному,
С чёрного, злого безмолвия.
*
17 января 2009

ПРАВДА - несёт мощный материальный фактор развития человечества, и имеет неоспоримые преимущества перед любой красивой, но не эффективной (с любой точки зрения) - ЛОЖЬЮ.
ЗРИ В КОРЕНЬ!!!

Сегодня с доставкой в почтовый ящик! Прилетела первая ласточка весны! За социализм! Газета от "Справедливой России"! Через столько лет злого, холодного безмолвия, вранья, одурачивания, воровства и преступлений...
Если сказать по-правде. Дождались! Первый же взгляд на содержание газеты, выявляет её боевой дух и настрой.
Наконец пробивается зерно будущего справедливого социализма. Сквозь асфальт.
Сегодня шестое февраля 2011 года. Запомните этот исторический день НАЧАЛА ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ на новом справедливом социалистическом фундамете !!!!!!!!!!!!!

Главы национальных мафий
*
Мафии экономические,
Политические,
Окутали мир сетями,
Народы бьют батогами.
*
Мафии завуалированные,
Открытые и закрытые,
Правят так долго нами,
Посмеиваясь над словами.
*
Пронизан весь мир их сетями,
Капитализма опора, основа-основ,
Их забота, держать всё своими руками,
Доить государства и страны.
*
Паханы государств - со товарищи,
Главы национальных мафий,
Их порождение, правят до времени,
До коммунизма вторжения.
*
Лишь с миром коммунизма,
Мы не увидим их лица,
И, больше не будут править,
Вездесущие эти кланы.
*
19 января 2009

6 февраля 2011

Владимир Нургалиев   06.02.2011 14:20     Заявить о нарушении