Моршин

           Когда мне было 11 лет, наша семья переехала на Львовщину, в край ставков, озёр и горных речек. Сначала мы жили в Моршине, а позже - в Трускавце. Это всемирно известные курорты, славящиеся своей великолепной природой и знаменитыми минеральными источниками. Мама устроилась диетсестрой в санаторий, а я пошла в четвёртый класс русской школы. Учиться мне тогда очень нравилось, я была отличницей, и учителя любили меня, часто ставили в пример. Но однажды произошёл такой случай...

          К нам в школу пришёл новый учитель немецкого языка, человек неумный, нелепый. Он садился на спинку стула и кричал всякие глупости типа: «Вас надо всех, раз два-с, на Кавказ!» Я ничего не понимала из его сумбурных объяснений, не могла выучить урок и в школу шла подавленная, униженная от незнания. Терпение моё лопнуло, и я, тихая и примерная девочка, подговорила учеников сбежать с урока. Потом шли разборки, искали виноватого, но никому и в голову не могло прийти, кто был зачинщиком на самом деле. Не помню, как всё выяснилось, но помню, как меня вели по коридору, и все кричали: «Ведут!» В учительской я плакала от стыда, а учителя потрясённо и жалостливо говорили: «Наташа, как ты могла?!» После этих слов я заревела белугой. Меня отпустили домой. Я шла, хлюпала носом, потихоньку успокаивалась и снова почувствовала вкус жизни. Какой вкусный в Моршине воздух! Позже, когда уже взрослой приезжала к маме, я выходила из электрички и делала глубокий вдох, упиваясь ароматом леса и бесконечным ощущением счастья детства. Тогда мы так часто ходили в лес по ягоды и грибы, и надо мной все вечно смеялись: я всегда очень мало собирала того, за чем ходила. Я ещё не знала, что плохо вижу. Помню, как-то я сбегала с какой-то горки, вдруг слышу сбоку хохот и врезаюсь животом в колючую проволоку - я не видела её. Потом бабушка лечила меня…

         Летом мы ходили купаться на речку. Дорога была дальняя, но шли гурьбой, и время летело незаметно. Вот и река - глубокая, быстрая, вода в ней холодная, горная. На берегу, на высоком обрыве, стоит дерево, к нему привязан толстый канат с петлёй на конце. Мы цепляемся за него и с дикими воплями взлетаем над водой. Только что прошёл фильм «Тарзан», и мы изображаем то ли обезьяну Читу, то ли самого Тарзана.

         Когда я стала старше и жила уже в Трускавце, мы ходили купаться на озеро Помярки. Километра два надо было идти лесом, а потом появлялось это лесное чудо. Как-то я поспорила с подружками, что пойду ночью на озеро и искупаюсь. Моё отважное решение поддержала Белла. Больше всего мы боялись встретить людей. Вышли в 12 ночи, когда все в доме уснули. Вот идём тихонько по дороге, под ногами шуршит гравий. Наконец, входим в лес. А в лесу не тишина, а тихие ночные звуки: где-то ухает филин, слышатся какие-то шорохи. Пни светятся среди травы узорными подковами. В озере плавают звёзды, вода тёплая, мы купаемся голышом, и мне кажется, что я волшебная мавка.

        Вода и лес имели надо мной какую-то тайную власть. Наш дом в Моршине стоял на поляне у самого леса, окаймлённого тихой маленькой речушкой, через которую лежало бревно. Когда меня обижали, я убегала в лес, залезала на дерево, - а лазала я по деревьям, как кошка, - и, забравшись повыше, садилась на толстую ветку, обнимала ствол и переваривала обиду. Я знала, что дерево было матерью мавки. Вот и представляла себе, что меня обнимают веточки, нежно гладят листочки. Тем временем солнце садилось и становилось темно. Пора домой. Я благополучно переходила по бревну и плелась в наш старенький деревянный дом, где скрипели половицы, где был длинный коридор, и в маленьких комнатах ютилось много жильцов, где был один туалет в пролёте между первым и вторым этажами. Наша квартира была угловая, но вместо угла - дверь в маленькую полукруглую комнату, служившую с внешней стороны основанием башенки со шпилем на крыше. Дом был выкрашен в белый цвет, а башенка - в красный, как кораблик с алым парусом.

        Надо сказать, что старые дома в Моршине носили собственные названия, видимо, раньше это были виллы богатых людей. Большой прямоугольный дом называли «Белый дом», рядышком стояли «Ванда» и «Франциск», вдалеке на горке «Йопик», рядом с «Европой» цвели «Три розы», на укромной полянке горделиво возвышался «Золотой рог», - красивый небольшой дом.
        Был дом пани Зоси, где жила пожилая полька с выщипанными бровями, их заменяли карандашные дуги. В палисаднике хозяйки росла самая лучшая сирень в Моршине. Перед экзаменами мы заимствовали у пани Зоси букеты сирени, не спрашивая её согласия. Простите нас, пани Зося. А лес одаривал нас пролесками и подснежниками. Эти нежные вестники весны с шапочками-колокольчиками украшали наши квартиры. Мы сдавали постылые экзамены и ждали лета. Тогда можно будет сколько угодно читать. ЧИТАТЬ!!!

        Моя добрая умная бабушка научила меня любить книги. Часто, управившись по хозяйству, она ложилась отдыхать с книгой в руках. Я тут же пристраивалась рядышком со своей детской книжкой. Читала с упоением. А ещё мы любили слушать радиопередачу «Театр у микрофона». Шли прекрасные спектакли. В комнате царила полутьма. Я, уткнувшись в бабушкино плечо, слушала что-то такое взрослое и грустное, не понимая, о чём говорят актёры, о чём думают и размышляют их герои, я только чувствовала их боль, растерянность, душевную неустроенность и тихонько сострадала.

        Дети рвутся во взрослую жизнь, не понимая, как уютно в детстве, даже в голодном послевоенном. Запах картошки, поджаренной на рыбьем жире, преследовал меня долгие годы.
Во втором классе мама дала мне какую-то денежку на еду. Есть хотелось всё время. Вдруг вижу у соседки по парте в руках книгу «Аладдин и волшебная лампа». Умоляю её дать мне почитать или хотя бы полистать. Не даёт. Отдаю ей денежку, прижимаю рукой живот, чтоб не бурчал от голода, и начинаю читать во время уроков, вопреки моим святым правилам слушать внимательно учительницу.

        Книжные страсти не оставляли меня в покое. Вечерами мама силой отбирала у меня книгу, заставляя спать. Я с тоской покорялась. А так хотелось дочитать! Однажды я заготовила свечу и спички, и когда все уснули, зажгла под одеялом свечку и читала.       Хорошо, что всё закончилось благополучно!..
Но вот сданы все экзамены, наступают долгожданные тёплые дни, я беру подстилку и иду на поляну у дома, где стоит старый дуб с могучей кроной. Примостившись под его благодатной тенью, читаю или любуюсь светлым небом. Потом иду к речке, где белеет и прячется под водой галька. Под корягой, в норах, живут раки. Мой брат ловил их очень просто: засовывал руку в жильё рака и, поморщившись от боли, вытаскивал домоседа, вцепившегося в незваного гостя.

       А меня находили подруги и звали играть в волейбол, ещё одну мою страсть. Упоение игрой, горящие глаза, всё в тебе напряжено, ликует! Пас, приём, удар мяча, и ты - быстрая, радостная, мгновенно на всё реагирующая…
Книги и волейбол… Но всё чаще мы стали убегать на танцы. Детство уходило лесными тропинками, оставляя светлую грусть.


Рецензии