Синай, Шарм аль Шейх, Иерусалим. Жизнь изменилась
Помню, было тогда ощущение безжизненно-тихого бытья. Партийные, начальственные старцы, не спеша, толковали тома марксистско-ленинского талмуда. Молодёжь прикидывала, куда пойти учиться, и, признавая, что «советская армия – школа жизни», всё же напрягала предков в поисках вариантов «как пройти её заочно».
Советский народ производительного возраста делал вид, что работает, а народная экономика делала вид, что платит людям за работу.
В этом стабильном социальном мареве, разве что, тлел «братский Афганистан», да с магнитофонных бобин и кассет про «чужую колею» и романтику преодоления себя и обстоятельств хрипел Высоцкий …Недолго, всего десятка полтора лет хрипел он Союзу, пока не надорвался смертно.…Вслед за Высоцким надорвался и Союз…
…обо всём, об этом было у меня время подумать за четыре с половиной часа полёта от Шереметьево до Шарм аль Шейха…Мысли колечками детской пирамидки нанизывались на стержень осенней усталости. Их орнамент прервался только однажды, когда при подлёте к Египту наш большой, горбатый «Боинг» начало трясти и швырять, как пустую молочную коробку на ветру. Весь пятисотместный салон заорал на сотни бабьих голосов. «Ещё секунд двадцать - и поломаемся», - спокойно отметил кто-то в моём мозгу. Но - обошлось.
Чуть за полдень по местному времени все двери остановившегося, наконец, «Боинга» открылись и начали ссыпать на тридцатиградусную жару, в автобусы, российский «туристический горох». Двенадцатидневный отпуск начался.
Надо сказать, организация и проведение отпуска, особенно когда едешь из северного заснеженного города в жаркую синайскую пустыню, предмет отдельного осмысленья и планирования. Здесь, как и в любом другом занятьи, наверное, самое важное, понять свои приоритеты.
Для меня это были: загар (солнце), пара книг, которые некогда было читать на работе и некоторые экскурсии (не всё же время под солнцем коптиться).
Море я к отпускным предметам интереса не относил, поскольку с 16 ноября (начало моего отпускного периода) там уже начался сезон ветров. А обстоятельства почти каждого публичного пляжа мне, вобщем-то, одинаково малопривлекательны (что в городе Ухте, что в Шарм аль Шейхе). Словом, если загорать, то гораздо комфортней у красивого бассейна с голубой водой.
Конечно, тянутся туристы на Синайские курорты, в основном, за солнцем. Но удар солнечной радиации после русских холодов требует одно-двухдневной адаптации – вряд ли имеет смысл прямо из дверей доставившего вас самолёта падать сразу под египетские лучи.
А море – это дело вкуса. Многие российские и СНГ-шные отдыхающие свято убеждены, что прилетели они отдыхать «на море». Большинство же европейцев – немцев, британцев, скандинавов, употребляют в основном солнечные ванны, а на море больше любуются. Именно это небольшое (по-моему) различие в культурных подходах на отдыхе и сделало печальную статистику акульих жертв в Шарм аль Шейхе преимущественно российско-украинской.
Следующей «культурной засадой», во всех отношениях приятного солнечного отдыха, являются отели «all inclusive». Я был в «Dreams Vacations», на окраине Шарм аль Шейха. Это такой неспешный, пенсионерско-семейный, симпатичный пятизвёздочный комплекс системы «all inclusive» возле моря. Вот этот самый вкусный, обильный и хмельной «all inclusive», о котором предупреждали друзья, обычно оседает к завершению отдыха на теле туристов тремя-восьмью килограммами лишнего веса.
Так что, во избежание отпускного негатива, пришлось вначале устраивать пробежки ранними утрами, потом ещё и вечерами, а потом строго отказаться от ужина. И вот, как-то утром, сосредоточенно пробегая мимо группы основательных женщин, услышал я в свой адрес укоризненно-родное: «Зачем в отпуск ехать, чтобы и тут бегать ещё?»
В целом же вся эта отельно-гастрономическая система с отдыхающими живо напомнила мне советскую систему санаториев-профилакториев. Правда, там, в советском прошлом, до шведского стола, как основы общепита, мы так и не добрались, по причине низкой производительности труда в сельском хозяйстве, а сейчас, в буржуинском настоящем, всё никак не можем от него отползти без ущерба для собственного здоровья.
Но, конечно, самым занятным делом было наблюдение за местными: тут и египтяне, и израильтяне, куда удалось быстро съездить экскурсионным автобусом через границу.
На туроператора «Odeon Tours», у которого была куплена турпутёвка, работают в Египте арабские (местные египтяне) гиды. Участие в экскурсиях и внимательное отношение к монологам гидов-египтян позволяет составить суждение о некотором общем состоянии их бытового общественного мнения.
Вот самые распространённые темы египетских гидов, с которыми я общался:
• «Население Египта составляет 85 млн. человек, которые, при этом, проживают на 6% всей египетской территории. Остальное – пустыня, не пригодная для жизни»;
• «Египет победил в войне с Израилем 1973 года» (причем, решающая советская помощь и благодарность СССР за поддержку была упомянута лишь одним из четырёх египетских гидов, с которыми я пересекался);
• «Никто не знает, где родина евреев. Евреи сегодня хотят установить свой мировой порядок – мировой Израиль»;
• «У Египта сегодня спокойные отношения с Израилем, но они помнят (время войн) и мы помним».
Вобщем, египетские бытовые настроения, полагаю, очевидны…
В повседневности сегодня египтяне относятся к евреям спокойно-насмешливо, с позиции сдержанного доминирования. Оно и понятно, когда сознаёшь, что среди многосотмиллионного арабского мира стоит семь с половиной миллионов израильтян.
Вот ещё бытовая зарисовка: на египто-израильском пропускном пограничном пункте «Таба» - египетский офицер, проверяя паспорта идущих в Израиль российских туристок, общаясь с ними по-английски, советовал им приветствовать израильтян: «ассалам алейкум». Вот такой вот мир на Ближнем Востоке – напряженно спокойный, с элементами подначки.
В русских египтяне видят выгодных, сегодня, партнёров. Египетский турбизнес заточен на прибыль, ориентирован на прием постоянного потока туристов, на откачивание, как прямой моржи за предоставляемые туристам услуги, так и многочисленных мелких чаевых. Россияне, по свидетельству гидов-египтян, здесь желанная публика, поскольку поток туристов из России круглогодичен (за исключением июля месяца), что выгодно отличает россиян от европейцев. Во-вторых, россияне не так прижимисты на чаевые, как европейцы.
Надо заметить, что настоящий момент также, по-видимому, характеризуется изменением структуры клиентской базы египетского туризма, когда российские туристы всё более вытесняют количественно туристов из Европы (как правило, последние ездят в Египет из Англии, Германии, Скандинавии).
Израильские же гиды (организаторы экскурсии из Шарм аль Шейха на стороне Израиля) ведут свою работу, ненавязчиво подчеркивая общность ментальностей и культур Израиля и России.
Это заметно по организации экскурсионного материала. Подчеркивается общность и взаимоперетекание иудаизма и христианства, демонстрируется уважение к вероисповеданию (христианскому, православному) россиян. Израильские пограничники и таможенники приветливы и вежливы по отношению к россиянам, евреями-пограничниками практикуется русский язык для приветствия туристов-россиян.
После посещения Израиля, действительно, остается субъективное ощущение, что побывал в бывшей советской республике, а ныне участнике пространства СНГ.
...Какая-то серьёзная общественная тектоника идет на Ближнем Востоке, когда исторически традиционно сильные там немцы и англичане начинают довольно ревностно поглядывать на усиливающиеся «десанты» российских и СНГ-шных туристов. Когда израильские пограничники, таможенники, гиды своим поведением заставляют нас вспомнить вышколенных милиционеров и пограничников СССР образца московской Олимпиады-80. Когда арабы в своём отношении к России отходят от модели «братской советской помощи» к «партнёрству ради денег»…
…Жизнь очень изменилась…
ноябрь - декабрь 2010.
Свидетельство о публикации №210122000921
Юстина Грин 20.12.2010 17:22 Заявить о нарушении
Юрий Сарычев 20.12.2010 20:45 Заявить о нарушении
Наблюдательны и непредвзяты - довольно редкое сочетание достоинств.
Благодрарю Вас!
Дан Берг 25.05.2011 20:11 Заявить о нарушении