Олег

        - Ты труса праздновал, Олег! Поджилки до сих пор трясутся!
- Я трусом выглядел?..  Пожалуй, ты рассуждать был вправе так.
Тем более, ты возбужден, соображать при этом трудно…
А, знаешь ли, порой бывает, что б «труса праздновать» как я –
 И мужества немало надо, и далеко не всякий сможет.
- Чего ты вдруг остолбенел? Иль гордости в тебе ни капли!
- Про гордость ты уж здесь неправ.
Я очень гордый по натуре; но рассудителен при этом.
Я не могу себе представить, как вдруг рванулся бы на подвиг;
И…, совершенно без оглядки; 
И не достигнув результата, простился с жизнью смертью «храбрых».
- Ты – «храбрых»?! Не смеши людей!
- Ты возбужден сейчас сверх меры, поэтому не обижаюсь.
Раз рассуждать ты не способен, то нет и смысла разговору….
- Да знаю я твои слова! Чего, чего! Уж, тут ты мастер!
- Ну, вот, представь хотя бы так:
Ты – Данко, что сжигает сердце, а я – тот осторожный некто;
 Ты сердце сжег тогда свое; а я лишь притушил остаток,
Во избежание пожара….
Ты вникни в смысл этих слов: - «во избежание пожара»…
 Или, пускай уж все горит? Пусть «синим пламенем» сгорает?
А если б, были все как Данко?
Сгорели бы сердца у всех;  что было бы тогда с детьми?
 А с женщинами, что бы было?
 Не убегали бы тогда – и полегли бы все героем?
Конец пришел бы роду, значит. Пусть, героическому роду….
 А кто бы оценил геройство?
А род-то, сохранить бы надо!
 Род новых породит героев, а вот погибшие герои не породят уж новый род.
В роду не все герои будут. Да это, скажем, и не нужно.
В разнообразии великом, геройство рода человека!
Конечно же, нужны герои, но нужно и благоразумие….
- Так рассуждал бы ты в войну – тебя я пристрелил бы первый!
- Да, были случаи такие! И, к сожалению, немало….
Легче всего пороть горячку и, все потом списать на трусость,
 оправдывая тем себя. Это ж истерика! Пойми, хоть.
Так можно выиграть сраженье, но выиграть войну нельзя.
Случись со мной тогда такое – казнил бы я себя всю жизнь!
- Чего, чего – болтать ты мастер. А как опасность – то в кусты…
- Ну, что бы мы им доказали?  Их было много, нас же – двое!
 Ну, помахали бы руками, если б, конечно же, успели….
А в результате все равно, валялись бы в грязи, в канаве….
 Не удержи тебя я там, кому б адресовал попреки?
- Лучше свалюсь я весь избитый, чем выносить такой позор!
 Я честь хоть сохраню свою!
- Честь защищать! Какую честь? Не дорого ж ее ты ценишь!
 Размениваешь в мелких драках…
 Безумство «храбрых» – мудрость жизни?
А если здесь простая глупость?
 А вдруг останешься калекой по результатам этих драк?
 Как с гордостью своею будешь?
Ну, хорошо, раз есть свидетель;  то есть, кому тут оценить.
Знать, есть и восхищенный зритель.
А завтра как тебе, калеке – тех зрителей же восхищать?
Рассказами?..  Они поверят. Но, могут не поверить тоже!
 И будешь в их глазах лжецом!
 И снова нужно будет драться, свою, отстаивая честь…
- Я не пойму тебя, Олег!
Ты ж трусил, трепетал как лист – тут философию разводишь…. 
Хоть, что ли, постыдился, малость!
- Ты понимай меня, как знаешь,  я в драку ринусь лишь тогда,
 когда уверен сам в победе….
- Против овец ты волк, конечно.
- Или, хотя бы быть на равных.
 Заведомые пораженья меня, увы, не вдохновляют.
 Какой, ты объясни мне смысл, бросаться с вилами на танки?
- Сегодня же, не танки были! Или со страху все ты спутал?
- Да, танков не было, согласен. Но согласись и ты со мной.
У нас ведь не было ни шанса. Угомонили  б хулиганов?
 На что рассчитывать могли мы?
Лежали б, оба мы в канаве; как оскорбляли нас они,
 так продолжали бы и дальше….   
 Не лучше было б их запомнить, при случае – и отыграться!
-Ну, ты, Олег, еще и варвар! Ведь это ж было бы нечестно!
- Нечестно? Ты ли это, слушай!
 А это честно было значит – большой ватагой на двоих?
- Нечестно. Знаю, что нечестно. Зачем уподобляться им?
 Мы же имеем честь и совесть!
- Знать, мы хорошие с тобой. А остальные – все плохие…
 Вернее, нет – и я плохой.
Выходит, ты один хороший; пощупай-ка над головой –
 Как будто что-то там сверкает. Не нимб ли это, у тебя…
Может, почувствуешь на ощупь….
А ведь отыгрываться тоже, тебе;  только тебе придется.
Я не гожусь, ты знаешь сам.
Я повода не подберу, не сохраню и злости тоже….
- Однако, ведь нечестно это…
- Тогда прости. Какой вопрос!
 Да мало ль в жизни мы встречаем того, что нам не по душе?
 Случаются, причем нередко и безответные обиды…
Олег, Олег…. Всегда он так. Благоразумен и расчетлив.
 Вроде его и понимаешь, но вот нельзя понять никак!
Он трусит. Вижу я, что трусит; потом же слабости свои,
Так повернет, так объяснит – что ты послушаешь его,
И выводы – хоть стой, хоть падай…
Он не достоин уваженья – я, как дурак, люблю его.
Конечно, ясно мне одно – с ним не пошел бы я в атаку.
А вот, в разведку… я не знаю, пошел ли бы Олег со мной…

1968. Таджикистан


Рецензии