Точка отсчета

Существует ли более надежный  и долговечный способ увековечить событие, чем сделать его точкой отсчета счисления времени?
В древние времена с воцарением нового монарха начинался отсчет новой эры.
В Японии этот обычай действует и до сих пор. Например, трагедия Хиросимы, согласно японскому календарю, произошла в 19 году эпохи Сёва («Эпохи просвещённого мира») - эпохи правления императора Хирохито. А 2011 год – это 22 год эпохи Хэйсэй («Установление мира»), начавшейся с восшествием на престол нынешнего императора Акихито. Говорят, это обычай был перенят японцами в VII веке из Китая, где он возник почти на тысячу лет раньше.
Такой же счет времени существовал в Римской империи во времена Иисуса. Например, евангелие относит начало его проповеднической деятельности к «пятнадцатому году Тиверия кесаря». Имена императоров были запечатлены и в названиях месяцев. Так месяц «июль» носит имя Юлия Цезаря, а «август» - имя его преемника Октавиана Августа.   
Когда в 1792 году произошла Великая французская революция, свергшая власть короля и католической церкви, французы посчитали необходимым увековечить это событие, приняв новый, революционный календарь.
Год упразднения монархии был объявлен первым годом Новой эры.
Прежние названия месяцев были заменены новыми, революционными, отражающими природные явления:
Жерминаль - месяц прорастания,
Флореаль – месяц цветения
Прериаль - месяц лугов
Мессидор - месяц жатвы
Термидор - месяц жары
Фрюктидор - месяц плодов
Вандемьер – месяц сбора винограда
Брюмер – месяц туманов
Фример - месяц заморозков
Нивоз - месяц снега
Плювиоз - месяц дождя
Вантоз - месяц ветра.
Месяцев в революционном календаре осталось по-прежнему 12, но в каждом из них теперь было ровно по 30 дней, причем каждый день имел собственное имя, производимое от названия сельскохозяйственной культуры, домашнего животного, или орудия сельского труда. Был, например, день Курицы (Poule), день Укропа (Fenouil), день Собаки (Chien), день Навоза (Fumier), день Топора (Coigne)…
 Всего, стало быть, в 12 месяцах было 360 дней.  Но в году-то ведь 365 дней, а в високосном – ещё на один день больше!  Эти «лишние» дни были объявлены праздничными (их назвали «санкюлотидами» - от «санкюлот» - «бесштанный»: так презрительного называли революционеров  их противники; штаны в те времена были предметом роскоши). «Санкюлотиды» вставлялись в календарь в начале осени, после месяца фрюктидора, и каждый такой праздничный день имел собственное название:  день Доблести, день Таланта, день Труда, день Мнений, день Наград. А дополнительный шестой день, день Революции, отмечался в високосные годы в канун равноденствия. Но этим реформа календаря не закончилась. Реформаторы пошли дальше. Они упразднили семидневную неделю, заменив её декадами по десять дней в каждой.  Вообще революционеры питали слабость к десятеричной системе счисления, у них даже в прямом угле было не 90, а 100 градусов!
День теперь делился не на 24, а на 10 часов, каждый час состоял из 100 минут, а в каждой минуте было 100 секунд.  Понятно, что при таком счислении времени пришлось заменить часы, которые показывали «контрреволюционное» время.
Попробовали бы вы пожить с таким календарем и с такими часами!
Французы выдержали 13 лет, пока Наполеон не сказал «хватит!» и не вернул старый календарь.
Русская революция тоже не преминула запечатлеть себя в календаре. 
В 1918 году большевистская Россия перешла на григорианскую календарную систему («новый стиль»).
Подобно своим французским предтечам, русские большевики стали вести отсчет времени от даты Октябрьской революции (хотя параллельно указывались и годы по традиционному счислению).
В 1929 году  (XII год Революции) в СССР был принят новый, советский, календарь,  в котором год разделялся на 72 недели по пять дней в каждой. На пять дополнительных дней, не попадающих ни в какую неделю,  приходились государственные праздники, наподобие французских «санкюлотид». Календарь был рассчитан на «непрерывное производство», в нем не было общих выходных дней (помимо пяти праздников). Работники каждого предприятия или учреждения разбивались на пять групп, каждой из которых присваивался соответствующий цвет, и каждая из этих групп имела свой выходной день, выпадающий на один из дней пятидневной недели. Таким образом, работа предприятия никогда не прерывалась – каждый день недели 4/5 штатного состава выходили на работу.
В конце 1931 года советский календарь был пересмотрен: в году стало 60 недель, неделя теперь состояла из шести дней, из них пять дней были рабочими для всех, а каждый шестой день, т.е. 6,12,18,24 и 30 числа каждого месяца, – выходным. 31-е числа, не вписывающиеся в шестидневки, были дополнительными рабочими днями.
Дни недели самостоятельных названий не имели, только номер: шестидневка состояла из «первого», «второго», «третьего», «четвертого», «пятого» и «шестого» дней. Тем самым, из календаря был совершенно выброшен седьмой день – воскресенье, намекавший на воскресение Христа.
Большевистские эксперименты над календарём продолжались бы и дальше, если бы товарищ Сталин не сказал "хватит!" и не вернул нормальный календарь. 
Указ президиума Верховного совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» предписывал: «Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели — воскресенье – днем отдыха».
Таким образом, период радикальных реформ календаря в СССР закончился возвратом к традиционной семидневной неделе. Вернулись и прежние названия дней недели, в том числе и одиозное "воскресенье". Отсчет лет от даты Октябрьской революции в СССР также не прижился – о нём вспоминали только в день празднования очередной годовщины Революции, а официальный счет лет вели от Рождества Христова, правда, завуалировав его под "Новую эру".   
Справедливости ради нужно сказать, что проект календарной реформы в России неоднократно пыталось провести ещё царское правительство. Особенно это стало актуальным в начале XX века, когда использовавшийся в России юлианский календарь отстал от принятого во всем просвещенном мире григорианского на 13 дней. При этом некоторые территории обширной Империи, например, Польша  и Финляндия, уже жили по григорианскому стилю.  Представьте, Варшавскому генерал-губернатору М.И.Черткову приходит срочная телеграмма: "Обеспечьте встречу товарища министра финансов, прибывающего литерным поездом 26 февраля сего года для инспекции пограничной службы". А Михаил Иванович, глядя в отрывной календарь, недоумевает: да как же, изволите видеть, мы его встретим 26 февраля, ежели на дворе уже март в разгаре!
Можно управлять такой империей?
На григорианский стиль вынуждены были перейти и некоторые государственные ведомства Российской империи, в том числе министерство иностранных дел, которому расхождения в календаре доставляли большие неудобства в общении с Европой.
Однако проекты календарной реформы, предлагавшиеся выдающимися деятелями русской науки, среди которых были такие светила, как Д.И. Менделеев, натыкались на глухое сопротивление клерикальных кругов. Впрочем, и сама православная церковь высказывала недовольство существующим календарем, а именно - названиями месяцев, носящих имена языческих божеств - двуликого Януса, Марса, Юноны и т.д., что представлялось ей неуместным для православной державы. В связи с этим предлагалось, например, заменить название месяца «март», названного в честь древнеримского бога войны, на «мир», в честь предложения Николая II о созыве Гаагской мирной конференции.
Таким образом, переведя Россию в 1918 году на григорианский "новый стиль", большевики фактически завершили давно назревшую календарную реформу, которую никак не удавалось осуществить царскому правительству.
И все же самое крутое календарное увековечение  принадлежит христианам.
До VI века отсчет лет в христианском мире вёлся по старинке, по эре римского императора Диоклетиана. Уже мало кто помнил, кто такой этот Диоклетиан, но годы считали от его воцарения. И вот, в 248 году Диоклетиановой эры, христиане вдруг прозрели: чем считать года от императора-язычника, гонителя и мучителя наших собратьев, "не лепо ли ны бяшет" начать летоисчисление от самого Христа? Год рождения Христа, вычисленный ученым монахом Дионисием, был принят за точку отсчета новой, христианской эры, по которой текущий 248 год по Диоклетиану становился 532 годом от Рождества Христова. Так, задним числом, была введена в оборот Христианская эра, или Новая эра, навсегда увековечившая память об Иисусе Христе, спасителе человечества. Эту память не смогли стереть даже радикальные революционные эксперименты с календарем. 
И сегодня любая дата, которую мы называем, будь то год первого космического полёта или год запуска Большого адронного коллайдера, - служит напоминанием о Христе, поскольку она означает количество лет, прошедших от его рождения.   


Рецензии
Спасибо большое за познавательную информацию, особенно относительно советского периода. Можно к вам обратиться с просьбой. Поскольку вы уже знакомы со всеми изменениями в советской истории, не могли бы вы мне помочь и выслать более полные тексты относительно изменения календаря в СССР. По моим понятиям это во многом связано с изменениями рабочего времени. Вышлите если это не затруднит вас оригиналы этих решений советского правительства. Заранее вам премного благодарен. Иван.

Иван Евдокимов   21.12.2010 15:36     Заявить о нарушении