82-й ГБАП. Боевой путь

на снимке : карта-схема боевого пути 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного, орденов Суворова и Кутузова, Берлинского полка (точками с надписями на карте обозначены места полевых аэродромов, где базировался полк в определенное время боевых действий)
______________________________________________
***
Дополнение к повести-хронике "Соколиный полет «пешки»" начало см. через «Произведения» http://www.proza.ru/avtor/echorny
***
История создание Пе-2  http://www.youtube.com/watch?v=g9xRsSF63Zg&NR=1

Технические характеристики
Самолет Пе-2 (1944) 1/2 
Пе-2 (1944) 2/2  http://www.youtube.com/watch?v=duZtPl_IgIo&feature=related

Пе-2 боевое применение
Ч1 http://www.youtube.com/watch?v=FQVYYhy36H4 
Ч.2 http://www.youtube.com/watch?v=zA3Qbezaims&feature=related

______________________________________________
***
1. Доклад  Героя Советского Союза гвардии майора Г.И.Новикова «О боевом пути 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного, орденов Суворова и Кутузова, Берлинского полка на встрече однополчан в г.Умани в мае 1977 г.»
Составил Г.И.Новиков, апрель 1977 г.
*
Доклад приведен в сокращенном виде. Опущены некоторые места общего характера, в которых приводились общевойсковые данные о положении на фронтах, где 82-й ГБАП принимал участие. Данная информация практически соответствует информации, приведенной в более расширенном виде в книге Гапеёнок Н. И. «Дороги победы. Боевой путь 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка».("Редакция журнала "Щелково", 2002.)
80-й, 81-й и 82-й полки фактически участвовали в одних и тех же районах боевых операций, поскольку входили в состав одной дивизии - 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной ордена Богдана Хмельницкого, Краснознаменной Кировоградской дивизии.

*  *  *

82-й гвардейский бомбардировочный авиационный, орденов Суворова и Кутузова, Берлинский полк.
*
321-й полк пикирующих бомбардировщиков Пе-2 формировался в г.Скопине Рязанской области в августе 1941 г. Боевое крещение получил в октябре в жестоких оборонительных боях под Москвой.
В марте 1943 года стал именоваться 82 Гвардейским, входил в состав 1-й Гвардейской Краснознаменной, ордена Богдана Хмельницкого Кировоградской авиационной дивизии, которая входила в 6-й Гвардейский бомбардировочный авиационный, ордена Суворова, Краснознаменный Львовский корпус.
Как резерв ставки Главного командования, полк с честью пронес боевое знамя по 8-и фронтам: Западном, Калининском, Волховском, Северо-Западном, Воронежском, Степном, 2-м Украинском, 1-м Украинском.
В составе 2-й воздушной армии авиаторы 82 ГБАП штурмовали Берлин, участвовали в освобождении Праги.
Каждый однополчанин удостоен не менее двух боевых правительственных наград.
***
Командиры полка в период 1941 -1945 г.г. :
капитан Захарченко – первый к-р полка, погиб под Москвой (1941 г.) (заместитель – капитан Янгуразов)
майор Янгуразов
майор Анискин   с 10.1942 – по апрель 1943 г. (сняли)
майор Богатов
гвардии майор Пчелкин  (погиб 23.08.1943)
гвардии майор С. Тюриков (погиб 12.04.1944)
гвардии ? Немашкал (погиб летом 1944)
гвардии майор Голицин

***
Герои Советского Союза 82 ГБАП
1. Аксенов Константин Филиппович – командир звена, гвардии капитан.
2. Белявин Евель Самуилович – командир эскадрильи, гвардии майор
3. Голицин Анатолий Васильевич – командир полка, гвардии майор
4. Мамай Николай Васильевич – штурман полка, гвардии майор
5. Глыга Григорий Семенович – штурман, гвардии майор в отставке
6. Новиков Геннадий Иванович - командир эскадрильи, гвардии майор в отставке
7. Пашков Иван Дмитриевич – заместитель командира эскадрильи, гвардии полковник в отставке.
8. Панин Борис Владимирович – командир звена, гвардии лейтенант.
9. Стрелков Владимир Дмитриевич - командир звена, гвардии капитан в отставке.
10. Плотников Павел Артемьевич – дважды Герой Советского Союза,  бывший заместитель командира эскадрильи 82-го гвардейского авиаполка 1-й гвардейской авиадивизии герой Советского Союза гвардии капитан Плотников П. А. 27 сентября 1944 года был назначен командиром 2-й эскадрильи 81-й полка (вместо трагически погибшего Гусенко Павла Яковлевича), генерал-майор в отставке.
***
В школах Москвы, Ульяновска, Харькова, Умани, Городище, в селе Иловское Белгородской области созданы музеи и уголки боевой славы о боевых свершениях и подвигах 82 ГБАП.
О боевых подвигах гвардейцев полка рассказано в многотомной «Истории Великой Отечественной воны», в книгах «Битва за Москву» и «Летчики на защите Москвы», в книге Маршала Советского Союза С.Красовского «Жизнь в авиации», в мемуарах трижды Героя Советского Союза И.Кожедуба, в сборнике «Крылья Родины», в ряде других изданий, очерках, в журнальных и газетных статьях.
 
______________________________________________________

***
Боевой  путь 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного, орденов Суворова и Кутузова, Берлинского полка
(4)
В этой Великой битве на фронтах Отечественной войны участвовал и наш 82-й  гвардейский бомбардировочный авиационный, орденов Суворова и Кутузова, Берлинский полк в составе 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной ордена Богдана Хмельницкого, Краснознаменной Кировоградской дивизии, которая входила в 6-й гвардейский бомбардировочный авиационный, ордена Суворова, Краснознаменный Львовский корпус.
Славен послужной список полка, прошедшего свой боевой путь на 8-ми фронтах войны.
Вернемся еще раз к истории и боевому пути нашего 82 ГБАП, в прошлом 321 БАП.

(5)
20 июля 1941 г. часть группы летного и технического состава от бывшего 213 СБП (базировался в Идрице, за Великими Луками, у границы с Латвией) перебросили в г.Скопин Рязанской области, где вошли в состав формировавшегося 321 БАП. Сформировали 4-е эскадрильи, командиром полка был назначен капитан Захарченко , бывший инспектор по технике пилотирования 23 АД, заместителем – капитан Янгуразов.
С 15.08.1941 полк приступил к тренировочным полетам на самолете УСБ на полевой площадке дер. Гниломедовка (в 20 км от г. Скопина).
27.08.1941 инспектор по технике пилотирования ВВС МВО майор Карпенко пригнал два с-та Пе-2, привез с завода инженера и мы приступили к изучению матчасти, а 10.09.1941 начались полеты.
12.09.1941 полк сократили до 2-х эскадрилий из-за отсутствия самолетов и из-за недостатка времени и перебазировали на полевой аэродром Сторожилово в 40 км южнее Рязани, где эти две эскадрильи продолжали полеты.
6.10.1941 был получен приказ: полку, не проходя боевого применения, закончить полеты и приготовиться к перебазированию на фронт.
8.10.1941 321 полк перелетел под Москву в г.Подольск.
*
Чем это было вызвано?
Наступление на Москву немецко-фашистских войск началось 30.09.1941 ударом соединений группы армий «Центр» по войскам Брянского фронта (генерал-полковник Еременко), а на рассвете 2.10.1941 она нанесла удары по войскам Западного фронта (генерал-полковник Конев) и Резервного фронта (маршал Буденный).
4.10.1941 – противник занял города Спас-Деменск и Киров;
5.10.1941 – Юхнов и Мосальск, 6.10.1941 – Карачев и Брянск.
*
(6)
В результате окружения противником значительны сил Западного и Резервного фронтов в районе Вязьмы и части сил Брянского фронта, южнее Брянска… Москва оказалась под непосредственным ударом врага. На всем пространстве от Вязьмы до Можайской линии обороны не было оборонительных рубежей и ни войск, способных задержать наступление к Москве танковых групп противника. Приближаясь к Москве противник привлек массу бомбардировщиков.
*
(из воспоминаний в книге «Битва за Москву» генерал-лейтенанта Н.А.Сбытова, тогда полковника, бывшего командующего ВВС МВО и Московской зоны обороны:
На рассвете 5.10.1941 воздушные разведчики летчики-истребители Серов и Дружков обнаружили прорыв танков в направлении на Юхнов. Оседлав Варшавское шоссе фашистские танки и бронемашины двумя колоннами быстро продвигались к рубежу р.Угры.
До Москвы оставалось всего лишь 200 км.
По приказу была объявлена боевая тревога всем авиационным частям и авиационным училищам (кроме авиации ПВО, которая использовалась только по прямому назначению).
Летчики в одиночку, звеньями, группами, в условиях плохой погоды (туман, низкая облачность) двинулись к Юхнову, нанося удары по фашистским войскам, занявшим город. С улучшением погоды, удары штурмовиков и бомбардировщиков стали интенсивнее. Противник восстановил мост р. Угра, готовясь к переправе, - следуют удары авиации, мост снова разрушен. На рубеж реки вышел последний наземный резерв – курсантские батальоны, заняли оборону и вместе с отходящими частями преградили путь гитлеровцам.

(7)
Вряд ли можно переоценить эти штурмовые удары нашей авиации, без преувеличения следует сказать: авиация и курсантские полки закрыли «ворота» на Москву, заставив гитлеровцев топтаться в районе Юхнова несколько суток. Этого оказалось достаточно для того, чтобы подтянуть резервы и укрепить оборону на рубеже Волокаламск-Можайск-Малоярославец-Серпухов.»
*
В этих первых действиях авиации Московской зоны обороны участвовали:
120 ИАП 9 (на И-153), 173 СБП (на СБ), 321 БАП (на ПЕ-2), 502 ШАП (на ИЛ-2), 606 БАП (на Р-5) сформированный из курсантовЯрославской школы стрелков-бомбардиров, отдельная АЭ Егорьевской школы пилотов.
Позже авиагруппа (воздушных армий еще не было, они стали формироваться в 1942г.) была усилена 46-м БАП и 243 ШАП.
*
За период с 8 октября по 22 октября 1941 г. в тяжелых кровопролитных боях полк (321 БАП ) потерял большинство летного состава, материальную часть и был отправлен на формирование в Петровск в 15 ЗАП.
В Петровском ЗАПе полк укомплектовали молодым летным составом, но дальше этого не шло…
*
Только в мае 1942 г. полки начали разгонять в разные точки для переучивания… 15.05.1942  нас перебросили во Ртищево, где мы начали тренировочные полеты на УСБ из Ф-1. В третьей декаде мая приступили к полетам на Пе-2.
24.05.1942 разбился к-р 1АЭ Волостников и штурман эскадрильи.
Прибыли новый к-р АЭ капитан Григорьев и зам. к-ра капитан Голицин. Для прохождения боевого применения 24.07.1942 г. перебазировались на полевой аэродром Грязнухина ( в 9 км от Петровска).
12.08.1942 полк 2-х эскадрильного состава закончил переучивание. Командир полка майор Янгуразов, комиссаром полка назначили майора Клокова, нач.штаба капитан Ищенко, командиры АЭ Григорьев, Зайцев.

(8)
5 сентября 1942 г. полк перелетел в Лопатино (вблизи г.Мурома), где вошли в состав 263 БАД к-р полковник Добыш Ф.И.
В дивизию вошли также полки 46 БАП и 202 БАП, а дивизия в 1-й БАК к-р генерал-лейтенант Судец В.С.
2.10.1942 корпус был зачислен в действующую 3-ю воздушную армию генерал-лейтенанта Громова М.М. на Калининский фронт, командующий Конев И.С.
Вскоре к-ром полка назначили майора Анискина. Получили в пополнение экипажи: Малыгина, Ляпина, Стрелкова и Морозова.
*
Калининский фронт (05.10.42 – 05.02.43)
5.10.42 перелетели в Калинин, 7.10.42 – на боевой аэродром Выдропужск, а позже 9.11.42 перебазировались в Пречистую-Каменку (под Торжком).
*
Состав 1-й АЭ. (летчик – штурман – стрелок/радист)
1. Григорьев – Назаров – Конон-Рыжий.
2. Голицын – Чуфистов - Зильберборд.
3. Зотов – Каримов - Федоров.
4. Новиков – Радзивилло – Карпов.
5. Зимнухов – Косенко – Сарычев.
6. Серебряков – Коротков – Ермолаев.
7. Седов – Бородин –Лесков.
8. Назаров – Ворбивский – Акбардия.
9. Косарев – Гринин - ?
10. Ляпин – Турчак - ?
11. Прокопенко – Ушаков – Маслов.
12. Панов - ? - ?
*
Состав 2-й АЭ. (летчик – штурман – стрелок/радист)
1. Зайцев - ? - ?
2. Слободянюк - ? - ?
3. Малыгин – Серпков - ?
4. Стрелков – Беликов - ?
5. Николаев – Коптев - ?
6. Морозов - ? - ?
7. Рыбалко –
8. Панин – Адамянец –
9. Рязанов – Янушкевич –
10. Костин – Костромин
*
 На Калининском фронте мы содействовали нашим войскам в тяжелых боях в районе г.Белый, где обстановка была очень сложной – «слоёный пирог», так называли мы, нанося обстановку на полетные карты – трудно было разобрать, где свои и где немцы. Было налажено четкое взаимодействие с наземными войсками – для обозначения своих и направления удара применялась сигнализация ракетами, полотнищами, стрелами.

(9)
Мы также наносили бомбовые удары по боевым порядкам врага под Великими Луками, а потом и в самом городе выкуривали его из крепости.
В январе 1943 г. Велико-Лукская группировка врага была разгромлена…
В боях на Калининском фронте и главным образом в тяжелых неравных воздушных боях, мы потеряли экипажи: Косарева, Слободянюка, Морозова, Серебрякова; летчика Прокопенко, штурманов Назарова, Ушакова, Бородина; стрелка-радиста Конон-Рыжего.
Всего 17 человек.

*
Волховский фронт (05.02.1943 – 21.02.1943)
В начале февраля 1943 г. корпус перебросили на Волховский фронт. Полк базировался среди лесов и болот на полевом аэродроме Порог под Тихвином.
*
Обстановка на фронте.
12.01.1943 артиллерия и авиация Волховского и Ленинградского фронтов обрушили на позиции врага лавину стали и огня,  17-18 января 1943г. была уничтожена Шлиссельбурско-Синявинская группировка и прорвана блокада г.Ленинград. Создался коридор 8-11км, по которому Ленинград получил сухопутную связь. Была построена железная дорога Шлиссельбург-Поляны (Жихарево) – 36 км и сооружен мост через р.Нева – 6 февраля дорога полностью вступила в строй, но постоянно находилась под обстрелом артиллерии.
*
В период с 5 февраля по 21 февраля мы содействовали войскам Волховского фронта, ведущим бои за расширение коридора прорыва и кольце блокады, наносили бомбовые удары по Мчинско-Киришинской группировке, пытавшейся замкнуть кольцо.
Боевые вылеты проходили в условиях низкой облачности, при сильном противодействии З.А. Целями в основном были доты и дзоты, бомбовая нагрузка состояла из бомб крупного калибра ФАБ-250 и ФАБ-500.
Тяжело было, работали без технического состава, наземный эшелон был в пути.
*
Северо-Западный фронт (21.02.43  -  18.03.43)
После выполнения поставленной задачи на Волховском фронте, корпус передали Северо-Западному фронту.
Полк базировался на аэродроме Выползово, около ж.д.узла Бологое, являвшимся станцией снабжения фронта.
Северо-Западный фронт, командующий маршал Тимошенко, проводил операцию по ликвидации группировки врага (16-я армия) на сильно-укрепленном Демянском плацдарме. Фронт начал наступление 15.02.1943 с целью замкнуть кольцо окружения группировки 16А немцев.
Наша авиация наносила бомбовые удары по укреплениям и узлам сопротивления, по ж.д.узлам (ст.Русса), по автоколоннам, по аэродромам (Гривочки, Дно и др.) и др. целям. 28.02.1943 наши войска вышли на рубеж р.Ловать, Демянский плацдарм был ликвидирован.
*
Мы летали в условиях сильного противодействия ЗА и ИА противника, редкий вылет обходился без воздушного боя.
Нас прикрывали истребители (Кобры и Киттихауки) дивизии полковника Иванова, базировавшиеся с нами на одном аэродроме. Благодаря постоянному контакту и четкому взаимодействию в бою, вылеты проходили без потерь.
В условиях низкой облачности опытные летчики полка летали на охоту (Голицын, Новиков, Рыбалко).
*
На Северо-Западном фронте мы потеряли три самолета и двух человек.
В одном из вылетов был сбит ЗА самолет Стрелкова.
В другом вылете, после выполнения задания, штурман Л.Янушкевич обнаружил в люке зависание 2-х 100 кг бомб. Все попытки летчика В.К.Николаева сбросить бомбы остались безуспешными. Виктор принял решение садиться. На пробеге бомба упала и, взорвавшись, оторвала хвост самолета – при этом погиб стрелок-радист Швецов.
*
14 марта 1943 г. на задание по уничтожению артиллерийских позиций с\з Старой Руссы, группу 1 АЭ вел капитан Голицын, правое звено капитан Тюриков, назначенный  к-ром 1 АЭ, я (- Новиков Г.И.) шел справа. Боевое задание было выполнено отлично. С двух заходов накрыли артиллерийские позиции, горловину станции и пристанционный склад боеприпасов, сосредоточенный врыв которых поднял столб дыма на высоту выше 2000 м. При уходе от цели близко к нижней кромке облаков, Ме-109 охотник, вынырнув из них, внезапно атаковал мой самолет и скрылся. Меткая очередь стервятника зажгла центральный бак, штурман Михаил Радзивилло был убит.
17 марта, рано утром, вся дивизия нанесла удары по аэродромам немцев. Наш полк бил по аэродрому Гривочки. Налет был неожиданным, ЗА открыла огонь, когда мы уходили. В результате было уничтожено 13 самолетов противника, уничтожено несколько аэродромных построек, выведено из строя летное поле.
*
Получили пополнение в 1АЭ два молодых экипажа:
1. Москвин – Кожевин – Серебрянский.
2. Донцов – Столяров – Попов.
*
С 46 БАП (вскоре переименован в 80-й ГБАП ) нам передали экипажи:
1. Аксенов К.Ф. – Куимов – Стародубцев.
2. Черный В.И. – Костюковский – Смирнов. (1АЭ)
3. Пашков И.Д. – Богатов –
*
(12)
Получен приказ на перебазирование на Юг.
18 марта 1943 весь корпус перелетел в Тамбов, где нас ожидала радостная весть.
Приказом НКО СССР №128 от 18 марта 1943г. за проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава 263 БАД переименована в 1-ю гвардейскую БАД и соответственно ее полки 46, 202 и 321 БАП в 80, 81 и 82 гвардейские бомбардировочные авиаполки.
*
Воронежский фронт (26.03.43 – 18.07.43 )
26.03.1943 полк перелетел на фронтовой аэродром Евстратовский, вблизи Россоши и вошел в состав Воронежского фронта , командующий Н.Ф.Ватутин.
29.03.1943 на аэродроме выстроилась вся дивизия. Генерал-лейтенант Судец В.С. сдал корпус Герою Советского Союза полковнику И.С. Полбину (бывшему командиру 35 гвардейского Сталинградского авиаполка).
*
Особой активности на фронте не было, шли бои местного значения, поэтому летали редко.
После захвата Харькова, 18 марта танковый корпус СС захватил Белгород, но дальше немцы были остановлены – положение на Курской дуге стабилизировалось.
*
Приход И.С.Полбина в корпус влил свежую струю бодрости и организованности, он был всегда в среде летного состава, учил и личным примером показывал, как надо бить врага.
*
Не в пример многим, Иван Семенович Полбин не отсиживался в штабе, а на самолете ежедневно курсировал между полками. На местах не льнул к начальству, а шел к летчикам, штурманам, стрелкам, техникам. Слушал их, говорил сам.
Чаще всего такие визиты наносились нашему полку. Очевидно, нового командира полковника И.С.Полбина подкупало то, что у нас все парни были как на подбор, получили крепкую бойцовскую закалку в битвах при обороне Москвы, прорыве Ленинграда, освобождении города Великие Луки, при выполнении других важных стратегических заданий. Опираясь на эти качества, Полбин рассчитывал сделать из нашего полка особый ударный кулак.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 не в полную меру использовался по назначению. Во всех полках корпуса началась учеба. Мы отрабатывали одиночные и групповое пикирование, создавались снайперские звенья и эскадрильи.
Началась учеба.
На одном из первых занятий И.С.Полбин повел речь о том, каким должен стать полк:
- «Петляков-2» отличная машина, только в ваших руках похожа на мотылька, порхающего с цветка на цветок. Прекрасен ее вид в полете и малоэффективен в боевом деле. Надо учить самолет пикировать. Именно с пикирования можно снайперски обрабатывать цели…»
А потом начались тренировки до седьмого пота, проходили они одиночно и группами, с раннего утра и до поздней ночи. Когда в овладении пикирующего полета были «разглажены» все складочки, Иван Семенович и предложил испробовать свои способности на «вертушке». Впоследствии она получила постоянную прописку в бомбардировочной авиации всех фронтов.
*
Полбинская «вертушка»
Суть полбинского новшества незамысловата. Как правило, под прикрытием истребителей, бомбардировщики на месте выполнения задания образовывали круг над целью, поодиночно пикировали на нее, поражая бомбами и пулеметным огнем, а затем вновь занимали место в общем строю.
Пикирование в содружестве с «вертушкой» принесло славу полку в грозной битве на Курской дуге. Первые же бомбовые удары по врагу с пикирования на Курской дуге были отмечены благодарностью командующего Степным фронтом генералом Коневым И.С.
Командующий благодарил за отличное поражение целей и особо отметил, что пехота ликовала и плакала от радости, увидев наши самолеты пикирующими.
*
И.С.Полбин организовал ночные полеты и наносил удары по аэродромам противника.
Командир корпуса до фанатизма любил свое крылатое мастерство. Именно он лично показал авиаторам как и с чем «едят» пикирование. Сам водил экипажи на первые «вертушки». Смело испытывал капризный Пе-2 в ночном полете, а потом учил других. Однажды сам попробовал одиночную «охоту», затем увлек ею десятки экипажей.
Были определены экипажи, которые могли вполне самостоятельно находить цели, летать при любой погоде, даже самой неблагоприятной. Первоначально из всего авиакорпуса было отобрано «охотниками» 7 экипажей – летчики: Г.Новиков, И.Пашков, Д.Рыбалко, Б.Панин, Д.Малыга, В.Черный, В.Николаев.
И.С.Полбин лично проводил семинары «охотников».
*
В числе 7 экипажей корпуса, после проведенного инструктажа зам.командующего В.А.Ненайшвили и командиром корпуса И.С.Полбина, мой экипаж ( Г.Новиков – Н.Чуфистов – В.Смирнов) выполнял боевую работу в качестве охотника по железным дорогам Харьков-Полтава, Харьков-Красноград, Харьков-Лозовая по уничтожению эшелонов, идущих к фронту с живой силой, техникой и горючим.
В этот период в полку произошли неприятности. Зотов-Каримов, будучи лидерами, привели группу бомбардировщиков вместо Ростова, занимаемого немцами, в Таганрог.  Группа, ведущий к-р полка Анискин , штурман Скробогатый, нанесла удар по своим.
*
(13)
Анискина с должности сняли, назначили ком-ром полка майора Богатова; освободили нач.штаба Ищенко, назначили майора Казачука, штурмана Скоробогатова отправили стрелком на ИЛ-2.
Летчик Зотов и штурман Каримова  после трибунала были разжалованы и отправлены в штрафные батальоны (штурман Каримов, после тяжелого ранения, впоследствии вернулся в полк, продолжал летать до конца войны).
Перевели в дивизию Грибакина Тюрикова, на 1-ю АЭ назначили ст. лейтенанта Огурцова, а вскоре капитана Голицина.
На 2-ю АЭ прислали ст.лейтенанта Скоробогатова В., а штурманом взяли с 1-й АЭ Н.В.Мамая.
*
12.05.1943 полк перебазировался на полевой аэродром Иловское.
В начале мая получили пополнение, целиком была придана 3-я АЭ к-р майор Маринин В.Т.: летчики Петров, Плотников, Солодко, Шпигель, Дормидонтов, Мотузов; штурманы Боркун, Третьяков, Никитин, Егоров, Оленич; стрелки-радисты Орлов, Михеев, Шкуро, Раунист, Плотников – с техническим составом из бывшего ночного 459 СБП.
*
Все знают летчика нашего полка – первого в полку Героя Советского Союза Бориса Владимировича Панина, кто знает лично, кто слышал о нем, но знают все.
*
(14)
Это был летчик смелый, решительный, отлично владеющий самолетом, постоянно ищущий что-то новое, еще не испытанное, правда, не всегда этот поиск сочетался с требованиями авиационных уставов.
Он «брил» на недозволенной высоте, при этом гнул винты и забивал радиатор ветками деревьев. При выполнении боевых заданий часто покидал строй и штурмовал позиции врага. При возвращении с задания уходил в облака для тренировки «слепого» полета. Еще на Северо-Западном фронте, когда на «охоту» в сложных условиях уходили опытные экипажи, Панин настойчиво просился, говоря, что он освоил «слепой» полет. И это была правда.
Панин первым на самолете Пе-2 выполнил «бочку» - фигуру высшего пилотажа для истребителей, чем наделал много шума.
В июне 1943 г. его самолет базировался на аэродроме истребителей, под их надежным прикрытием Панин, его штурман Дмитрий Адамянец и стрелок-радист Василий Ермолаев выполняли важное задание командование фронта: вели воздушную фотосъемку линии обороны противника. Это требовалось для подготовки к Курской битве. В свободное время Борис Панин общался с летчиками-истребителями, выпытывал у них, как делаются фигуры высшего пилотажа. Потом, прикинув в уме, решил рискнуть на одну из них. И не отступил от своего дерзкого замысла. По окончанию аэрофотосъемки, экипаж возвращался на родной аэродром, располагавшейся по соседству с селом Иловское, Белгородской области, где в средней школе сегодня действует «Уголок боевой славы» о нашем 82-м ГБАП. И вдруг на высоте 500 метров самолет завращался вокруг своей продольной оси. Одна «бочка» следовала за другой. Еще больше поразились все, когда после приземления бомбардировщика узнали, что куролесил в воздухе Боря Панин.
Техническая служба взбунтовала: как же, грузный фюзеляж с крыльями малой подъемной площади не рассчитан на «бочки». Узнав о такой вольности, командир дивизии посадил Панина на гаупвахту. Весть дошла до Полбина, он немедленно прилетел в полк. Беседовал с Борисом, вызволенным из «губы», а потом поднялся в воздух и сам прокрутил несколько «бочек». На земле похлопал одобрительно Панина по плечу и, сияя от удовлетворения, произнес:
- Хорошая и приятная эта самая штукенция, «бочка»…
*
Я участвовал в том боевом вылете, когда погиб Борис. Это было 4.08.1943 г. После нанесения бомбового удара и штурмовки, он не встал в строй, увлекшись штурмовкой и был сбит фоккерами. Погиб весь славный экипаж Панин-Адамянец-Ермолаев.
*
Позже кинодокументалисты создавали фильм «Битва за нашу советскую Украину»    ( режиссер: Александр Довженко ). Там есть кадры, как звено бомбардировщиков (три самолета) делает каскад «бочек», а возглавляет смельчаков И.С. Полбин.
*

Затишью наступил конец. Немцы готовил к наступлению и рассчитывали на реванш. Для проведения операции «Цитадель» немцы сосредоточили до 900 тыс.солдат и офицеров, около 10 тыс.орудий, 1000 бомбардировщиков, привлекалось еще 200, а всего более 2000 самолетов, т.е. ;  всей авиации на советско-германском фронте.
5.07.43 – началось наступление немцев…
12.05.1943 – началось наступление наших Брянского и Западного фронтов, а 15 июля и Центрального фронта.
18.07.1943 введен в бой из резерва Степной фронт (командующий генерал армии Конев И.С.) – с этого числа наш 1-й БАК передан в состав 5 ВА (командующий генерал Горюнов) на Степной фронт.
*
(15)
…немецкое командование рассчитывало ударами с севера и юга в направлении Курска прорвать нашу оборону, окружить и уничтожить наши войска, расположенные по дуге Курского выступа.
Развернулись ожесточенные бои. Пришла в действие вся масса техники. Было жарко на земле и тесно в воздухе. Нескончаемым потоком с обеих сторон шли группы бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей, шли жаркие воздушные бои на всех высотах, от разрывов зенитных снарядов стояли черные облака дыма. А на земле стоял сплошной грохот тысяч орудий и взрывов авиабомб, шли жестокие танковые бои больших групп стальных машин.
Все знают танковый бой под Прохоровкой, в котором участвовало с обоих сторон свыше 1500 танков.
Мы содействовали войскам фронта, нанося бомбовые удары по врагу с пикирования.
25.07.1943 успешными действиями наших войск окончательно ликвидировано июльское наступление немцев…
*
5.08.43 войска Воронежского фронта освободили Орел, а войска Степного фронта Белгород. Москва произвела первый в войну салют войскам победителям.
7.08.43 освобожден Богодухов,
13.08.43 прорван внешний оборонительный рубеж Харькова, находящийся в 8-14 км, а 23.08.43 освобожден сам Харьков.
*
(16)
Отступая враг оказывал упорное сопротивление, создавал оборонительные рубежи на реках Мерефа, Мжа, Ворскла, превращал города Валки, Красноград, Полтаву и др. в опорные пункты. Тяжелые бои шли за Мерефу и Люботин. Началась жестокая битва за Украину на земле и в воздухе. Масса зенитной артиллерии, снова большими группами ходят мессеры и фоккеры.
Полк нес потери.
От прямого попадания зенитного снаряда взорвался самолет экипажа Боброва, вечером 22 августа сбиты самолеты Горелова и Москвина.
Для подавления сопротивления немцев в населенном пункте Буды - ю/з Харькова – вечером 23.08.1943 полк повел к-р АП майор Пчелкин  (всего 12 самолетов).
Перед вылетом к-р 1-й АЭ Голицин сказал: «Нас осталось 5 экипажей, но это одни старики (Голицин, Новиков, Николаев, Черный, Костин), надо в бою стоять друг за друга, сражаться до последнего».
Боевое задание выполнили, но в тяжелом неравном бою погиб к-р полка майор Пчелкин, а из пятерки 1-й АЭ пришел домой один самолет (летчик Черный В.И.)
*
Степной фронт с боями двигался вперед.
23.09.43 освобождена г.Полтава,
29.10.43 – г.Кременчуг.
Войска Центрального, Воронежского и Степного фронтов на 600 км ширине фронта вышли на р.Днепр.
25.09.43 7-я гвардейская армия Степного фронта начала форсировать Днепр..
*
Наши цели Днепропетровские и Кременчугские мосты, железнодорожные узлы и укрепленные пункты Пятихатка, Александрия, Протопоповка, Знаменка, передний край обороны врага.
*
С 20.10.1943 Воронежский фронт переименован в 1-й Украинский, а наш Степной фронт во 2-й Украинский фронта.
*
20-го же октября мы стали свидетелями небывалого в истории Отечественной войны случая. С Харьковского аэродрома основную группу из 17-ти Пе-2  82 ГБАП на боевое задание повел командир корпуса генерал И.С.Полбин. В неблагоприятных условиях погоды,
(17)
группа бомбардировала с высоты 500 м и обстреляла жел/дор. эшелоны на станциях Александрия и Протопоповка на Украине.
При отходе от цели И.С. Полбин обнаружил большую группу бомбардировщиков  Ю-87, которые кружились над своим аэродромом, поджидая истребителей для сопровождения на задание. Полбин принял решение атаковать и немедленно дал команду нашим истребителям прикрытия блокировать вражеский аэродром, не позволить подняться с него истребителям. Потом по связи призвал летчиков: «За мной, в атаку!»
Группа пикировщиков, открыв огонь из носовых пулеметов, сходу врезалась в строй Ю-87. От неожиданности фашистские пилоты растерялись, не ожидали такого дерзкого действия советских авиаторов.
В результате воздушного боя было сбито 6 «юнкерсов» противника и 1 подожжен, остальные сбросили бомбы в районе аэродрома своих истребителей и ушли не выполнив задания. Лично Полбин уничтожил один Ю-87, а другой поджег.
Об этом поистине легендарном случае громко говорили на всем фронте.
За бомбардированный удар и отличные боевые действия командующий фронтом генерал армии Конев объявил благодарность лично И.С.Полбину и всем участникам боя.
*
7.11.1943 – войска 1-го Украинского фронта освободили Киев.
К утру  8.01.1944 г. взят Кировоград. Наша дивизия, отличившаяся в боях, награждена орденом «Богдана Хмельницкого» и получила наименование «Кировоградской».
*
24.01.1944 г.  войска 2-го и 1-го Украинских фронтов начали Корсунь-Шевченковскую операцию, а 28 января в г. Звенигородке замкнулось кольцо окружения. Враг отчаянно сопротивлялся, пытаясь выйти из окружения, особенно 11 февраля и в ночь на 12 февраля окруженная группировка на узком участке фронта пыталась сделать прорыв.
17.02.1944 г. все было покончено.
Полк активно участвовал в ликвидации Корсунь-Шевченковской группировки.
Никогда не забудется эпизод из этих боев.
Кольцо окружения сжималось. В н.п. Городище на площади образовалось большое скопление техники и живой силы противника, на уничтожение которых 4 февраля мы с Н.В.Мамаем получили боевую задачу. Я (- Г.И.Новиков) в то время исполнял обязанности командира АЭ.
Городище – это Родина Н.В.Мамая, там были мать, сестра и 5-ти летний сын.
Попытка уговорить его не лететь была безуспешной. Всегда веселый, неунывающий, Николай Васильевич молчал, чувствуя его переживания, молчал и я. Приближаясь к цели, я завел разговор о том, что можна ударить не по центру площади (вблизи неё был дом матери), а левее, но согласия не получил, тогда перед сбрасыванием бомб образовал снос влево. Николай выключил сбрасыватель бомб, потребовал делать повторный заход.
Повторный заход, отличный удар. Через некоторое время слышу Коля напевает какую-то, не помню сейчас, песню. Спрашиваю: «Дом-то цел? – Цел – отвечает»
Возвратились домой. Докладываю обо всем находящемуся на КП комдиву Ф.И.Добышу, он приказал дать Николаю Васильевичу отпуск после освобождения Городищ.
Войска идут вперед, идем и мы: Полтава, Немудри, Белая Церковь, Станиславчик, Умань – меняем мы точки базирования.
С Умани летаем в основном на уничтожение переправ и скопления войск и техники отступающего противника у водного рубежа р.Днестр, в районах Тирасполя-Бендеры, Рыбницы, Сороки, Ямполь.
В одном из вылетов звено - к-р Аксенов К.Ф., Полосухин и Абросимов – уничтожило шоссейный и вывело из строя ж.д. мосты через р.Прут.
Умань – место трагическое для нашего полка.
12.04.1944 г. от взрыва двух немецких бомб ФАБ-250 погибло 16 человек и 11 человек получили тяжелые ранения и ожоги.
Среди погибших к-р полка майор Тюриков, к-р 2 АЭ Владимир Скоробогатов, к-р звена лейтенант Солодко.
В день похорон 15 апреля не вернулись с задания - были сбиты истребителями при нанесении удара по танкам противника с/в румынского города Тыргу-Фрумос – экипажи к-ра 3 АЭ Новикова Г.И. и к-ра звена Зиновьева.
Позже не вернулся из разведки экипаж Полосухина.
*
В июле месяце 1944 г корпус был переброшен на 1-й Украинский фронт во 2 ВА.
14.07.1944 г. войска 1-го Украинского фронта начали наступление на Львовском направлении…к исходу 18 июля в районе Броды окружили группу немецких войск до 8 дивизий, 27 июля был взят Львов.
Корпус отличившийся в боях под Львовом получил наименование «Львовский».
12.01.1945 г. с Сандомирского плацдарма началось наступление войск 1-го Украинского фронта.
17.01.1945 – завязались бои на подступах к Кракову, а за 7 дней войска продвинулись на 150 км.
С 8 по 24 февраля войска фронта проводили наступательную операцию с/з Бреслау и вышли на рубеж р.Нейссе.

*
Берлинская операция.
16.04.1945 г. ровно в 5 час. (моск.время) войска 1 Белорусского фронта начали артподготовку. В 6-15 дрогнул воздух и над р.Нейссе на 1-м Украинском фронте… Началась завершающая битва Великой Отечественной войны.
*
Армейская газета «Крылья Победы» в то время писала: «прославленные пикировщики Плотникова, Белявина, Новикова, Рахманова, Черныша непрерывно поддерживали с воздуха наступающую пехоту, артиллерию, танки за р.Нейссе».
*
26.04.1945 г. с утра начался штурм Берлина с массированных ударов бомбардировочной авиации 16, 2 и 18 ВА.
Право первого удара по Берлину в нашем полку было предоставлено 3-й АЭ и она это с честью выполнила.
*
Штурм Берлина продолжался днем и ночью в течении 7 суток и завершился 2 мая безоговорочной капитуляцией.
*
Полк отличившийся в Берлинской операции и взятии Берлина получил наименование «Берлинский», на гвардейском знамени полка засияли ордена Суворова и Кутузова.
Мы вправе гордиться своим соединением – 36 раз его за ратные подвиги благодарил Верховный Главнокомандующий.
*
Много славных дел на счету полка, которые он совершил в боях за Родину. Вот имена тех, кто вершил эти дела: Панин Б.( летчик), Скоробогатов В. ( летчик), Мамай Н. (штурман), Плотников П. ( летчик), Пашков И. ( летчик), Аксенов К. ( летчик), Стрелков В. ( летчик), Николаев В. ( летчик), Солоха Т., Черный В. ( летчик), Сафонов К. (штурман), Чупраков Н. (штурман), Лычкин В., Беликов Б. (штурман), Зильберборд Ю.( стрелок-радист), , Кярунц О. ( стрелок-радист), Смирнов В., Демиденко Н. и многие др.
Летчики, штурманы, стрелки-радисты отдавали все, не щадя своей жизни во имя Победы.
В невероятно трудных условиях, днем и ночью, зимой и летом, в морозы и жару, механики и мотористы, оружейники и различные специалисты, весь наш технический состав самоотверженно трудился, готовил самолеты к боевым полетам, ремонтировал, восстанавливал их и еще труднее всего было им ждать свой самолет, свой летный экипаж с боевого задания, который и не всегда возвращался.
Вот имена тружеников фронтовых аэродромов, наших ветеранов: Н.Васильев, В.Мудровский, Ф.Рядинцев, И.Яркин, Н.Трегуб, Л.Войтаник,  Н.Лазарев, Е.Стрий, Л.Сидоров, И.Кулешов и мн.др.
Вместе с нами несли тяготы войны, бремя фронтовой жизни и наши девушки. Сегодня на встрече присутствуют сестры Стрий Лида и Евгения, Рита Ашерова (Сапега), Лида Кольцова (Черная), Тоня Ткаченко.
*
В послевоенный период победители 82 полка заняли достойное место в общем трудовом строю героического советского народа, с гвардейской настойчивостью, инициативой и добросовестностью выполняя свои обязанности..
Именно так зарекомендовали себя А.Домарев, Г.Новиков, И.Пашков, В.Черный, И.Федяев, Н.Чупраков, В.Беликов, П.Биберман, О.Кярунц, В.Николаев, П.Кемеров, А.Буевич, А.Шалимов, А.Киселев, Л. Бербинец, Л.Войтаник, И.Кулешов, А.Рукояткин, И.Яркин, А.Зернов, Л.Сидоров, П.Чеченков, П.Янкин, Н. Трегуб, В.Ягодин, Н.Лазарев, В.Лукичев, Е.Зюриков, А.Григорьев, А.Максимов, П.Гончаров, Ю.Зильберборд, М.Юркин, М.Вартапетов, В.Фишбин… (из «Мы – полбинцы», подготовил гвардии капитан И.Кулешов для встречи ветеранов 82 ГБАП, 1988, тип. «Огни Саян», тир.200)
*
В войну, когда за один год почти полностью менялся состав бомбардировочного полка, когда на смену погибшим и исчезнувшим экипажам из Казани приходили новые самолеты и молодые экипажи, похорон не было.
Они гибли за линией фронта, взрывались на наших глазах в воздухе, догорали под нами на земле, не выходили из пикирования, просто улетали и не возвращались.
Вот имена некоторых из тех, сохранившихся в нашей памяти, кто отдал свои жизни во имя Победы:

- капитан Захарченко – первый к-р полка, погиб под Москвой (1941 г.),
- экипаж Фоменко,
- экипаж Карагезяна  (октябрь 1941 г.),
- экипаж Ситака,

- экипаж к-ра АЭ Волостникова (июль 1942),
- экипаж В.Зимнухова (октябрь 1942),
- экипаж Косарева (ноябрь 1942),
- экипаж В.Слободянюка,
- экипаж Морозова,
- экипаж и Серебрякова,
- штурман эскадрильи Назаров,
- флагм. стрелок-радист А Конон-Рыжий (январь 1943)
- летчик Прокопенко,
- штурман Ушаков,
- штурман Бородин,
- стрелок-радист Швецов (март 1943),
- штурман М.Радзивилло (14 марта 1943 г),
- экипаж Москвина,
- экипаж Горелова,
- экипаж Панова,
- экипаж Боброва,
- экипаж Б.Панина (лето 1943)
- штурман Н.Чуфистов,
- стрелок-радист Солдатов,
- экипаж к-ра полка Пчелкина  (23.08.1943),
- экипаж Д.Рыбалко (декабрь 1943)
- экипаж Костина,
- экипаж Дормидонтова,

12.04.1944 во время Уманской трагедии:
- к-р полка С. Тюриков,
- к-р 2 АЭ В. Скоробогатов,
- к-р звена Солодко,
- летчик Николаев… а всего 16 человек.

- экипаж к-ра звена Зиновьева,
- стрелок-радист Шкуро   (15.04.1944)

- к-р полка Немашкал (лето 1944)
-майор П.Петров (октябрь 1944),

- штурман Л.Янушкевич  (декабрь 1944),
- механик Г.Булыгин,
- штурман полка Н.В.Мамай,

апрель 1945г. в Берлинскую операцию:
- экипаж Пудова,
-  экипаж Улькина.
*
Вспомним сегодня и тех, кто прошел в боях суровые годы войны, но безвременно ушли от нас в послевоенный период.
В 1945 г при перелете на парад Победы в Карпатах погиб экипаж Амбросимов-Богатов-Макеев и техник-лейтенант Савельев В.П.
Лопатин А.Ф (11.08.1948 - при катастрофе), Стрелков В.Д. (6.11.1950 – трагически) Петраков И.Н. (23.11.62), Аксенов К.Ф. (7.11.1966 – трагически), Никитанченко А.Ф. (6.11.1968), Клоков Б.И. (2.04.1971), Удалов Д.М. (11.11.1971), Белявин Е.С. (10.11.1972), Бережной С.И (26.11.1973), Матвеев В.Ф. (17.11.1975), Шпигель Т.Л. (12.02.1977).

_____________________________________________

Уточнение от 23.06.2020(Ч.Е.):
В отношении правомерности использования фамилии “ПАНОВ” при упоминаниях в тексте об одном из летчиков 82 ГБАП в повесте «Соколиный полет “пешки”». Послужившие основой для создания повести воспоминания В.И. Чорного оформлялись в письменном виде уже после его смерти. Отсутствие возможность уточнить определенные детали непосредственно у участника тех событий – главная причина подобных неточностей в тексте.
Это стало окончательно понятно в марте 2020 г. после информации, полученной от Олега Сидорова, руководителя группы “Поиск” школы № 1256 в г. Москве. По архивным данным, гв. младший лейтенант Панов Георгий Ефимович, 1921 года рождения не возвратился с боевого задания 15 августа 1943 года (пропал без вести). При этом в газете 1 БАК "За Советскую Родину" № 99 от 23.02.1943 г. в статье “Зрелость” за авторством ст. сержанта Зильберборда (стрелок-радист) упоминается лётчик, сержант Панов.
К сожалению, следует признать, что фамилия “ПАНОВ” не является подлинной для летчика, упоминаемого под этой фамилией в повесте «Соколиный полет “пешки”». Установить реальную фамилию летчика пока не представляется возможным.


Рецензии