Письмо из будущего. Глава 13, 14

                Глава 13



      На следующий день мы с Казбеком поехали к Мусе. Он только что приехал. И был рад нас видеть. Он пригласил нас в дом, находившийся рядом с его бильярдной.

      - Давно вас не видел, - сказал Муса, усевшись в кресло напротив нас. Мы же с Казбеком устроились на диване. – Рассказывайте. Как дела? Что нового в Крепи?

      - Нормально, - ответил Казбек. – Все по-старому.

      - Конфликтов никаких не было?

      - Козыкин с Ильясом опять подрались.

      - Опять?

      - Да. Причем Козыкин решил ему отомстить. Застал его одного у дороги, когда Ильяс со своим мотоциклом стоял, вышел из своего КамАЗа и, ничего не говоря, двинул ему в голову монтировкой. Потом поджог его мотоцикл и удрал.

      - Серьезно что ли?

      - Угу.

      - А тот ему что-нибудь сделал?

      - Какой там сделал! Он лежал без сознания. Пока он лежал, тот и поджог мотоцикл.

      - Ну а после Ильяс что-нибудь сделал?

      - Пока ничего. Мы с ребятами ему говорим, этого нельзя просто так оставлять. Надо поставить Козыкин на место.

      - Да-а-а. У вас там скучать не приходится. Этот Козыкин совсем оборзел. Неужели ни у кого нет на него управы?

      - Сын мента. Поэтому и оборзел. Знает, что сухим выйдет из воды. А ты почему к нам не приезжаешь?

      - Да ну! У вас там монтировками забивают! – он засмеялся собственной шутке.

      - А ты как? – спросил меня Муса. – Домой не собираетесь?

      - Мать с братом в Грозный уехали. Посмотрят, что к чему, и, если обстановка будет стабильной, уедем. Я, может, останусь.

      - Кстати, - сказал Казбек, - мы как раз хотели тебя спросить на счет твоей бильярдной.

      - Ага, - подхватил я. – Помнишь, ты мне предлагал работать управляющим?

      Муса закурил сигарету, которую до сих пор держал в руках, затянулся, выпустил клубы дыма и произнес:

      - Должен тебя огорчить. Я посчитал расходы и пришел к выводу, что не могу позволить себе управляющего. Я сам им буду. Ты уж извини. Может, когда дела пойдут хорошо, и мы начнем расширяться, я буду тебя иметь в виду. Ты будешь первым, кому я предложу работу.

      - Да ладно. Пустяки.

      Хотя я так не считал. Я был почти уверен, что Муса возьмет меня к себе на работу. Только таким я видел свое будущее. А теперь, раз ничего не получилось, у меня меньше шансов остаться здесь. Конечно, были и другие предложения, но самое дельное из них было это. Когда выяснилось, что ничего не получится, у меня опустились руки. У остальных, кто обещал мне работу, наверняка тоже найдутся какие-нибудь отговорки. А если у меня не будет реальной гарантии, что в ближайшее время я начну работать, у меня не будет причин тут оставаться. Придется возвращаться в Грозный. И жить там убогой и скучной жизнью. Этот день все равно должен был наступить. Не буду же я всю жизнь сидеть на шее у родственников? У них своя жизнь. Так или иначе, надо было возвращаться домой.

      Долго у Мусы задерживаться мы не стали. И мы вернулись домой. Я чувствовал себя подавленным. Меня все раздражало. Не хотелось даже обедать.

      Чтобы как-то отвлечься, я решил пойти к Муслиму с ночевкой. Перед этим я предварительно позвонил к ним домой. Мне ответила Элита. Узнав, что это я, голос ее повеселел. Мое плохое настроение тут же пропало.

      Я спросил, дома ли Муслим. Элита сказала, что он куда-то вышел, и будет только вечером.

      Мы с Казбеком договорились уехать в Крепь на следующий день утром. Завтра мы должны были встретиться прямо на автовокзале.

      Вечером я пошел к Муслиму. Мы сидели, вспоминая прошлое. Больше говорил Муслим, поскольку я почти ничего не помнил о своем прошлом. Я начинал с какой-нибудь фразы, к примеру: «А помнишь, как..?», «А помнишь то время..?». Муслим подхватывал и погружался в воспоминания. Так я узнавал от него свое прошлое. Мое новое прошлое почти ничем не отличалось от старого. Оно изменилось незначительно. А еще я собирался спросить у него про Седу, узнать, что у меня с ней было. Но у меня это вылетело из головы. Причиной тому была Элита. Я все время думал о ней.

      - Эй! – Муслим пощелкал перед моим лицом пальцем. – Земля вызывает Беслана! Ты вообще меня слушаешь?

      - Да, конечно!

      - Кажется, я знаю, о чем ты думаешь.

      Я насторожился.

      - О чем же?

      - О том, что тебе сказал Муса.

      Я снова расслабился.

      - Забей! – говорил он. – Мы тебе что-нибудь другое найдем. Один наш родственник работает в одном предприятии…

      Я его не слушал. Я любовался Элитой, которую видел через окно, выходящее на балкон. Она вешала стиранную одежду. Ее силуэт находился как раз за включенным телевизором. Поэтому я смело смотрел на нее, делая вид, что смотрю  телевизор.

      Тут я встрепенулся, услышав по телевизору нечто интересное.

      По одному из федеральных каналов шла передача про Чечню. Там в частности рассказывалось о начале войны и причинах ее возникновения. Но не это меня заинтересовало.

      - В сентябре 1992 года обязанности президента Чечни были возложены на Зелимхана Яндарбиева, - говорил голос за кадром. Показывали кадры, снятые, вероятно, в те дни. Зелимхан Яндарбиев говорил что-то с трибуны. – Своим первым декретом он провозгласил независимость Чечни, что не было признано ни российскими властями, ни какими-либо иностранными государствами.

      - Ну конечно, - сказал Муслим. – А как же знаменитая фраза Ельцина «Берите свободы и независимости столько, сколько сможете проглотить!»?

      - В октябре президент России Борис Ельцин издал указ о введении в Чечне и Ингушетии чрезвычайного положения, - продолжал голос за кадром.

      - Яндарбиев? – удивился я. – В 1992 году?

      - Ты что, вчера родился? – сказал Муслим.

      - А как же Дудаев?

      - Ну, он был президентом до него.

      - Разве не ОН объявил независимость Чечни?

      - В смысле Дудаев? Нет, конечно. Это сделал Яндарбиев.

      - А что случилось с Дудаевым?

      Муслим рассмеялся, не понимая, шучу я или нет.

      - Что сделали? Убили! – ответил он.

      Моя голова пошла кругом.

      Дудаева убили, и до этого он был президентом. Но независимость объявил не он, а Яндарбиев, которого назначили президентом в 1992 году.

      Что же там произошло в прошлом? Мое письмо дошло до него или нет?

      Дальше в телепередаче повествовалось о начале боевых действий. В отличие от моего старого прошлого, в этом мире они начались на пару месяцев раньше - 23 сентября 1994 года. Сценарий почти тот же. Только вместо Дудаева – Яндарбиев. В июле 1996 года он был убит в результате ракетного удара, наведенного на сигнал его мобильного телефона. А вот про Дудаева они больше ничего не сказали. Так и осталось непонятным, когда и кто его убил.

      Президентом он, тем не менее, стал. И был бы им до сих пор, пока его не убили. Мне надо было выяснить, что же все-таки произошло. Мне удалось внести в прошлое значительные изменения, и это означало, что я все-таки могу изменить историю. Предотвратить начало войны.

      - Слушай, - сказал я, - я тут вспомнил. Мне надо проверить электронную почту. Здесь есть где-нибудь интернет-клуб поблизости?

      - Есть. А это до завтра не может подождать?

      - Мне завтра утром уезжать надо. Я не успею.

      - Хорошо, пойдем. А у тебя как вообще со здоровьем?

      - В смысле?

      - В смысле ты меня что-то пугаешь. То летаешь где-то в своем мире, то вопросы неуместные задаешь, то вдруг тебе почту взбрело в голову проверить.

      Я рассмеялся и, хлопнув его по предплечью, сказал:

      - Не боись! Я опасен только после полнолуния.

      - Вот теперь я за тебя спокоен. А когда, кстати, полнолуние?

      Интернет-клуб оказался совсем рядом. Он работал круглосуточно, поэтому мы могли просидеть хоть до утра. Мы заняли места рядом друг с другом. Я открыл почтовый ящик. Сейчас меня интересовал не он. Я открыл новое окошко браузера, оставив старое, чтобы, если Муслим посмотрит в мой монитор, быстро перейти на него. Иначе у него начнутся вопросы. А он любил их задавать. Я набрал в поисковой системе «Джохар Дудаев». Найденных результатов было очень мало. В моем старом прошлом я помню, что получил ссылки сайтов с именем Дудаева не меньше двух десятков тысяч. А тут эта цифра не доходила даже до ста.

      Биографии Джохара Дудаева среди ссылок я не нашел. Неудивительно, раз он не объявлял независимость. Он лишь какое-то время был президентом, после чего его убили. Что еще можно о нем рассказать?

      На одном сайте говорилось, что Дудаева пригласили в Чечню на первый Чеченский национальный съезд. Затем съезд избрал руководящий орган в лице исполнительного комитета. А потом члены исполкома приняли декларацию об образовании Чеченской Республики. Интересно, что Дудаев сначала не одобрил эту декларацию. Но потом вдруг передумал. Авторы статьи были уверены, что его к этому склонил Яндарбиев. Ведь Дудаев президентом стал благодаря ему.

      Никаких значимых реформ Дудаев не провел. У него часто возникали противоречия с Яндарбиевым. Последний пытался добиться независимости Чечни. Но Дудаеву такая перспектива совсем не нравилась. Один раз между ними завязался конфликт прямо в президентском дворце, который чуть не закончился перестрелкой. Через год Дудаев внезапно ушел в отставку. В народе о нем отзывались не очень хорошо. Его называли нерешительным и весьма подозрительным. Что стало причиной его ухода - так и осталось загадкой. Его место занял Зелимхан Яндарбиев, и первым декретом он провозгласил независимость Чечни. Через полгода он стал официальным президентом. Далее события разворачиваются все по тому же сценарию, что и в том мире, где независимость объявил   Дудаев. 23 сентября 1994 года – начало введения федеральных войск в Чечню. Во главе с Яндарбиевым, чеченский народ взялся за оружие и пошел против агрессора.

      Дудаев уехал из Чечни через пару дней после введения российских войск, не принимая в войне ни прямого, ни косвенного участия. По неофициальным данным, он уехал в Турцию. В начале 1996 года он был убит неизвестными. Шли слухи, что его убрал Яндарбиев. Об этом не раз говорили по российским СМИ. Авторы же статьи считали эти слухи абсурдом. Обстоятельства его гибели были достаточно туманны и противоречивы. Они были уверенны, что с ним расправились спецслужбы.

      После гибели  Зелимхана Яндарбиева, исполнение обязанностей президента Республики Ичкерия возложили на вице-президента Хож-Ахмеда Яриханова. 17 сентября были заключены Хасавюртовские соглашения между РФ и ЧРИ. В 1997 году президентом ЧРИ бил избран Аслан Масхадов. Затем последовало вторжение ваххабитов в Дагестан. И снова война.

      На этом наиболее важные для меня события, которых коснулись изменения, закончились.

      Все говорило в пользу того, что Дудаев все-таки получил письмо и отнесся к нему со всей серьезностью. Видимо, он уже получил подтверждение событиям, которые я описал в своем письме, и решил отказаться от независимости Чечни. Но я не учел одного. Независимости первоначально добивался не Дудаев. А Яндарбиев. Дудаев ушел, поняв, что все кончится плохо. У меня было такое чувство, что письмо было не единственной причиной, по которой он не захотел участвовать в войне в 1994 году. Не зря же он уехал в Турцию и скрывался там. Должно быть, он знал, что его убьют.

      Я распечатал всю хронологию войны, вплоть до наших дней, биографию Дудаева и Яндарбиева, и другие важные события, происшедшие в мире. Я решил вернуться в прошлое и написать другое письмо. На этот раз Яндарбиеву. Если письмо подействовало на Дудаева, то и на Яндарбиева может.

      Спешить с этим я не стал. Надо проверить, правду ли пишут в СМИ? Я не раз убеждался, что в СМИ редко просачивается правда. А чаще ее просто искажают. Не умалчивает ли история ничего? И вообще, мне нужно было больше информации. Самую достоверную информацию я могу получить только дома. Мать с братом вот-вот должны приехать. Надо уезжать с ними. Там я получу больше информации.

      На следующее утро мы с Казбеком уехали в Крепь. Всю дорогу меня не отпускало чувство, что я что-то забыл. Только приехав домой, вспомнил, что же это. После того, как мы с Муслимом поздно пришли из интернет-клуба, я больше не видел Элиту. Утром она, должно быть, пошла в школу. Я подозревал, что никогда больше ее не увижу. Я уеду в Грозный, а потом изменю прошлое, и мы с ней больше не увидимся.

      Почему она вызвала во мне столько приятных чувств? Может, она мне напоминала Седу? Если их сравнивать, то между ними не было почти ничего общего. Каждая была по-своему хороша.

      Вскоре приехали мать с братом. В Грозном было относительно безопасно. В самом городе боев практически не было. Лишь изредка перестрелки и подрывы. Бои шли в горах. Света и воды у нас дома не было. Газ часто отключали. В Грозный нам с братом ехать еще рано, сказала мать. Опасно. Она пока оставит нас с братом в Гудермесе у родственников, а сама поедет в Грозный. Дело в том, что к молодым сейчас в Грозном придирались. Тебя могли среди ночи забрать люди в масках, и увезти в Уазике в неизвестном направлении. А позже, если тебе повезет, отпускали с переломами и синяками. Так что пока лучше нам с братом побыть в Гудермесе. Я, в общем-то, был не против. Мне в этом мире все равно недолго оставаться. Этот мир может для меня стать таким же старым и забытым, как остальные.

      Через неделю мы все трое поехали в Чечню. Оставив нас с братом в Гудермесе, мать уехала в Грозный.

      С газом и водой проблем не возникало. Зато электричество отключали почти каждый день. Хорошо еще вечером включали.

Мой дядя работал в газете, поэтому у него было полно литературы про чеченскую войну. Информации мне хватало с лихвой. Прежде всего, мне надо было изучить историю, поскольку она могла измениться с момента внесения мной изменений. Нельзя допустить ошибок в моем новом письме. Если я совершу хоть одну, у адресата может появиться сомнение.

      Пожалуй, информации хватит, подумал я. Пора отправляться в прошлое.

      Сначала я думал над тем, что же делать с первым письмом? Ведь, если я напишу новое письмо Яндарбиеву, и он клюнет – будущее изменится. Все те события, которые касаются Дудаева, изменятся, или совсем исчезнут. Потом я решил оставить все как есть. Некоторые события все-таки останутся прежними. Все же, Дудаев стал президентом благодаря Яндарбиеву. И независимости тоже добивался последний. Главное – чтобы письмо получил Яндарбиев. Первое письмо станет страховкой, если Дудаев вдруг решит самостоятельно добиться независимости.

      Точкой прибытия я выбрал то время, после которого написал первое письмо. Я не стал ждать ночи, чтобы отправляться в прошлое. Просто уединился в пустой комнате, и сконцентрировался. Образ тропы появился не сразу. Я будто забыл, как это делается. Мне пришлось изрядно поднапрячься. Тропа вскоре появилась. Я двинулся по ней назад.

      На этот раз я лучше подготовился к письму. Я  даже записывал образец письма, которое напишу Яндарбиеву. Иногда изменял его, вносил поправки и изменения. Оно в принципе было готово. Только в моей голове.

      Как только я оказался в своем детстве, я принялся писать второе «Письмо из будущего». Я указал в письме все важные события, которые коснутся его, Яндарбиева. В отличие от моего первого письма, новое получилось больше. Страницы на две. Вроде вышло очень эмоционально и убедительно. Я, можно сказать, выплеснул на бумагу все чувства, которые меня переполнили за обе войны. Не забыл указать и даты важных событий в мире. Их я тоже указал не один десяток. Получился прямо-таки сборник предсказаний. Главное, чтобы Яндарбиев не использовал это письмо в корыстных целях, выдавая себя за второго Нострадамуса.

      Закончив, я перечитал свое творение, и, убедившись, что ничего не пропустил, отправил его по почте.
Теперь, наконец, я сумею предотвратить войну? Я на это очень надеялся.

      Я отправился в свое время.



                Глава 14



      По мере того, как я двигался вперед по тропе, и, соответственно, во времени, мое сознание все больше затуманивалось. Если бы я был в своей физической оболочке, я бы сказал, что теряю сознание. В общем, в какой бы форме я не существовал на этой тропе, я чувствовал, как реальность уходит от меня. И я, можно сказать, двигался дальше по тропе по инерции. Мысли куда-то пропали. Время перед глазами продолжало двигаться в бешеном темпе, но разум отказывался воспринимать то, что я вижу. Осталась одна тропа. Я видел только ее. Видел то, как двигаюсь по ней вперед. Мыслей при этом не было никаких.

      Появление кривой дороги вывело меня из этого гипнотического состояния. И то я не сразу понял что происходит, и где нахожусь. Монотонный звук, сопровождающий меня, пока я двигался по тропе, превратился в какофонию звуков. Точнее, неприятных звуков. От такого даже мертвый выскочил бы из своей могилы.

      Мне удалось остановить время с трудом. Словно тормозные колодки моей машины времени уже стерлись. Я чувствовал некую слабость. Не знаю, почему. Раньше такого не бывало. Видимо, к путешествиям во времени привыкнуть нельзя. Это не как укачивание. Скорее, как что-то вредное для здоровья. Как радиация, алкоголь, наркотики. Моя времен`ая болезнь регрессировала.

      Я пропустил кривую тропу, и дальше шла уже ровная. Время замедлялось медленно. Вскоре я смог кое-что разобрать из сменяющихся перед глазами одна за другой картин. Это были чьи-нибудь образы и места. Что-то из этого мне уже знакомое, а что-то совершенно новое.

      Время вернулось в свой нормальный темп неожиданно. Я почувствовал резкую боль в голове, за которой последовало головокружение. В глазах помутнело. Земля ушла у меня из-под ног. Должно быть, я упал, поскольку почувствовал удар. Боли я не ощущал. Все мое тело онемело.

      Откуда-то издалека донесся чей-то голос:

      - Что с тобой?

      Я чувствовал, как меня пытались привести в чувства, тряся мою голову и хлопая по щекам.

      В глазах прояснилось. Надо мной стоял испуганный Казбек.

      - Что со мной было? – спросил я.

      - Ты упал.

       Головокружение более или менее прошло. Я чувствовал себя человеком, который только что проснулся от глубокого сна и не может понять, где находится. На какое-то время из моей головы вылетели последние события. Я не знал, где я и как тут оказался. Я даже думать нормально не мог. Боль в голове до сих пор не прошла. Когда я пытался о чем-то подумать, боль только усиливалась.

      Я присел. Закрыл глаза. Потер лоб.

      - Сейчас-то ты как? – спросил Казбек.

      - Хреново, - ответил я.

      И тут я вспомнил все что произошло. Прошлое… письмо Яндарбиеву… тропа.… Я опять изменил прошлое. Но…

      Что здесь делает Казбек? Я снова в Крепи? Ведь я был в Гудермесе в последний раз. Как я сюда попал?

      Я вскочил на ноги. Казбек смотрел на меня с некой настороженностью.

      - Может, вызвать врача? – спросил он.

      - Не надо, - сказал я, оглядывая комнату, в которой находился.

      Нет. Это не похоже на домик в Крепи. Я был в другом месте. Только где? Бывать здесь мне не доводилось. Это точно.

      Комната выглядела скромной. Маленький телевизор, тумбочка, шкаф и пару диванов. За окном находился балкон. Значит, я был в квартире. Но у кого?

      - Теперь уже все в порядке, - уверил я Казбека, чтобы его успокоить, хотя не совсем был честен. Голова еще болела. И головокружение не прошло полностью. Казалось, потеряю бдительность – и тут же лишусь сознания. Надо присесть. Я так и сделал.

      - Что это вообще было? – не унимался Казбек.

      - Пониженное давление.

      - А раньше ты терял сознание?

      - Пару раз было головокружение. Но сознания еще не терял.

      - Это не шутки. Тебе надо к врачу обратиться.

      - Схожу. Только подышу свежим воздухом.

      После этих слов я вышел на балкон. Мне надо было понять, где я.

      Как только я выглянул с балкона пятого этажа на улицу, я почувствовал разочарование. Уже вопрос о том, где я, стал не так важен. Следы войны говорили сами за себя. Где же еще может быть столько разрушений, как не в Чечне? Не поеду же я в страну, где шла война? У меня опять ничего не вышло. Война была. Возможно, что-то в истории изменилось. Яндарбиев ушел в отставку. Но его место занял кто-то другой, объявил независимость, и опять началась война. А я, вместо того, чтобы быть в Гудермесе, нахожусь в Грозном. Моя история тоже изменилась. Например, я приехал из Баку, или Крепи, или Гудермеса чуть раньше. А может, я вообще никуда не уезжал. Сидел здесь, в Грозном, вместе с родителями.

      Минутку, подумал я. Это не мое время. Я же пропустил кривую тропу. После нее пошла прямая. Возможно, даже ничего и не изменилось. Просто я попал в свое будущее. Если это так, то я не смогу вернуться назад. Как я уже говорил, в моем прошлом мое тело будет занято мной-из-прошлого. Чтобы убедиться в этом, можно было проверить свою теорию. Но сейчас мне этого делать совсем не хотелось. Боюсь, для второго путешествия меня не хватит. Я наверняка опять пропущу свое время, когда буду возвращаться назад, и попаду в какое-нибудь очень далекое будущее, где мое лицо полностью покроют морщины.

      Впрочем, и это не особо меня беспокоило. Мной опять одолело отчаяние. Мне все теперь было безразлично. Ничего не поделаешь. Войну не прекратить. Как бы я не старался, она все равно начинается.

      Глядя на центр города с балкона, меня никак не отпускало чувство, что что-то не то. Чего-то было не правильно. Не так, как должно быть. Но потом решил, что мой мозг опять прокручивает мои новые и старые воспоминания, и никак не может решить, какие из них являются настоящими.

      На балкон вышел Казбек.

      - Ну, что? Идем в поликлинику?

      - Давай завтра, - устало сказал я.

      - А если ты до завтра не дотянешь?

      - Дотяну! Обещаю!

      - Ладно. Только не тяни с этим. Потом будет хуже.

      Как оказалось, квартира принадлежала моей тете. Она в данный момент находилась в другой комнате и смотрела телевизор. Казбек жил и работал вместе с ней. В одной из комнат я увидел какие-то рабочие станки. Кроме того, повсюду в комнате валялись очки, оправы и линзы. В моей голове возник образ оптики. Они работали в оптике. Я не раз там бывал в своем новом прошлом вместе с Казбеком. Еще я часто приходил к ним с ночевкой. Это все что я вспомнил. Сегодня они не работали. Вероятно, потому, что сегодня выходной.

      Наверное, сегодня я тоже пришел с ночевкой.

      В гостиной я обнаружил ежедневный календарь. Последняя дата на нем значилась


      10 апреля 2001 года.


      То есть я пропустил почти месяц своей жизни.

      День был рабочий. Вторник. Насколько я знаю, никакого праздника в этот день не было. Так почему же они не работают?

      Вечером мы с Казбеком вышли на улицу. Я заметил очень интересную вещь. В городе не было ни одного российского военного. Вместо них по городу сновали самые настоящие боевики.

      «Какого черта?» - подумал я.

      Людей в центре было мало. Если и был кто, то только люди в военной форме. Магазины и ларьки почти все закрыты.

      К чему бы это?

      Выглядело все примерно так, как было в 1999 году в моем старом прошлом, перед тем, как началась война.

      - Казбек, - обратился я к двоюродному брату, - кто у нас президент кстати?

      Он посмотрел на меня как на сумасшедшего и ответил:

      - До сих пор был Яндарбиев. А что?

      Я задумался. Вместо того чтобы уйти в отставку, как Дудаев, он держался за власть и при том продолжал воевать с Россией. Так что ли? Я, получается, усугубил ситуацию своим письмом?

      Тут мы встретили пятерых знакомых. Я узнал среди них Муслима и Мовсара. Муслим почему-то был в военной форме. Лицо его покрывала небольшая щетина.

      - Рад тебя видеть! – воскликнул я и обнял его.

      Тот как-то смущенно улыбнулся и сказал:

      - Ты, наверное, меня с кем-то путаешь.

      Я посмотрел ему прямо в глаза, пытаясь понять, шутит он или нет.

      А может, нет? Может, в этом мире мы не знакомы? Муслим был еще тем шутником. Но в его глазах не было никакой иронии.

      - Извини, - сказал я. – Ты так похож на одного моего одноклассника.

      Вроде бы я все сделал правильно. Ни Муслима, ни остальных двоих мы с Казбеком не знали. Мы были знакомы только с Мовсаром и Идрисом. Мовсар был все тот же, что и в моем старом прошлом. Как и в прошлый раз, он был в охране Масхадова. Теперь уже не президента. Остальных двоих звали Хасан и Заур.

      - Что там слышно с фронта? – спросил Казбек Мовсара.

      - Басаев с Хаттабом еще держатся. Говорят, они полностью захватили какое-то село в Дагестане.

      - Ничего, - сказал Муслим. - Скоро весь Дагестан возьмем.

      - Ничего нам это не даст, - произнес Мовсар.

      - Нам это даст райские сады.

      - Вот не надо опять начинать!

      - А что? Ты считаешь, мы должны были сидеть и смотреть, как наших братьев мусульман убивают в Дагестане?

      - Они такие же мусульмане, как я христианин.

      Муслим от такой шутки загоготал.

      - Да-да, - подтвердил Мовсар свои слова. - Никакие они не мусульмане. И не ваххабиты. Кремлю надо было завязать с нами вторую войну, чтобы вернуть Чечню под свой контроль.

      - А как же подписание мирного договора в Хасавюрте? – заметил Идрис. - Думаешь, Кремль стал бы подписывать его, если бы хотел добровольно отдать нам Чечню?

      - Это тоже был их план. Они поняли, что переборщили с «контр-террористической операцией» в Чечне. Тем более на них стал давить запад. Надо было сделать передышку и создать новый план. Вторжение Басаева и Хаттаба в Дагестан – самый подходящий вариант.

      - Думаешь, Басаева и Хаттаба можно купить? – спросил Казбек.

      - Не знаю, можно или нет. Но сами они могли не знать куда их втянули. На человеческую психику можно воздействовать до такой степени, чтобы он покончил собой. А на войну пойти – тем более.

      - Да зачем Кремлю вообще Чечня сдалась? – осведомился Хасан.

      - Нефть. Все дело в нем. Все потраченные деньги можно восполнить им. Вы знаете как много у нас нефти?

      - Тогда почему Кремль не начал войну с Азербайджаном? Там тоже много нефти. К тому же он находится у Каспийского моря. А у нас никакого доступа к морю.

      - Во-первых, Азербайджан больше нас, во-вторых…

      - Это вы уже перегнули палку! – махнул рукой Муслим. – Вы еще скажите, что развал СССР тоже придумал Кремль.

      - Развал скорее придумала Америка, - сказал Идрис. – Как и войну в Чечне.

      Муслим усмехнулся.

      - Это еще зачем? – спросил он.

      - Чтобы подорвать целостность России. Действительно, зачем Кремлю Чечня, неся такие жертвы?

      - Значит, ты их защищаешь? – спросил Муслим.

      - Я их не защищаю. Я смотрю на вещи объективно. Америка и Россия – это же две мировые державы. Россия - вечная головная боль для Америки. Она все время пытается  ее во всем обогнать. В техническом прогрессе, в освоении космоса, в вооружении. Что по мне, так холодная война еще не закончилась. Просто она перешла на другой уровень. Америка стравила Россию и Чечню. А кто финансирует чеченцев, как вы думаете? Арабские террористы? Завгаев? Березовский? Может быть и они. Но они только исполнители. Организатором является Америка. Выяснение отношений с помощью грубой силы осталось в прошлом. Теперь все по-другому. Не нужно тратиться на военную технику, не надо отправлять для этого бойцов армии. Для этого нужно только внедрить своего агента в лоно врага, подкупить кого надо или прочистить мозги, - и все сделано.

      - Интересно, - заговорил Мовсар. – России всегда свойственно сваливать все беды на Америку. Чуть что не то – виновата Америка. А вот американцы, наоборот, во всех смертных грехах винят Россию. Пойми кто из них прав. Друг друга обливают грязью.

      - Все мы не без греха. Но факт остается фактом. Войну в Чечне придумала Америка.

      - Ты считаешь, они купили Хаттаба с Басаевым?

      - Этого я не говорил. Хотя и допускаю такое.

      - Чеченцы не продаются!

      - Поверь мне, купить можно любого человека, какой бы статус он не занимал и какой бы он ни был нации.

      - Если следовать твоей логике, то и Магомедова подкупили, чтобы он в девяносто пятом объявил независимость Чечни.

      - Что? – невольно встрянул я в разговор. Все повернулись ко мне. – Какой Магомедов?

      - Как какой? – сказал Казбек. – Президент наш.

      - Бывший, - подчеркнул Идрис.

      Вот теперь я точно ничего не понимал. Независимость? Магомедов? В девяносто пятом году? Казалось бы, так просто, спросить - и тебе ответят. Скорее, если я задам хоть один из этих вопросов, на меня посмотрят как на сумасшедшего. Чтобы этого избежать, я решил импровизировать:

      - А кому вообще пришла в голову идея объявить независимость? Разве Магомедову?

      - Да об этом еще Яндарбиев с Закаевым говорили в девяностом году, - ответил мне Мовсар, - когда Магомедова еще не избрали. Только дальше слов дело не пошло. Замяли это. Яндрбиев вообще пропал куда-то. Навряд ли Яндарбиев его этому надоумил. Наверное, Закаев. Хотя и тот довольно долго оставался в стороне от власти.

      - А я знаю где они были, - сказал Идрис. – Их обрабатывали. Точнее, Яндарбиева обрабатывали. Готовили, так сказать, к будущей войне и к тому, какую он роль в ней сыграет. Помните его знаменитую реплику: «Война должна была начаться. Историю не изменить»? Это он неспроста говорил.

      Эта реплика стала для меня как послание. Послание для меня лично от Яндарбиева. Он получил письмо. После чего отошел от дел. Через какое-то время снова появился и подписал Хасавюртовский договор. Как и в моем старом прошлом. Но война все равно началась. Только когда?

      - Ты поосторожнее с утверждениями, - предупредил Идриса Заур, рассмеявшись. - Если тебя услышит охрана Яндарбиева, тебе уже бояться не Америки надо будет.

      - Зато он протестовал против того, чтобы в войну не втягивали Ингушетию, - заметил Казбек.

      - Это не делает ему чести. – Сказал Идрис. - Ингушетия все же ввязалась. Помните?

      - Ага, - подхватил Мовсар. – И теперь расплачивается за наши грехи.

      - Это Магомедов во всем виноват, - сказал Хасан. – Он и втянул Ингушетию в войну.

      - Кто же виноват в этом мы знаем, - подмигнул мне Идрис, ухмыльнувшись. Он, конечно же, имел в виду Америку, но для меня смысл сказанного стал совсем иным. По сути, я в этом и был виноват. Своим вмешательством я изменил ход событий и втянул в войну Ингушетию.

      - Кто бы виноват ни был, - сказал Муслим, - война действительно должна была начаться. В этом Яндарбиев был прав. Будущее делаем не мы, а… - он указал пальцем в небо.

      Вопросов у меня было много. Чтобы узнать все, мне нужен интернет. Однако все кругом закрыто. Никто не работает. Что делать?

      - У кого-нибудь из вас интернета нет случайно? – спросил я.

      - У меня на работе есть, - ответил Идрис.

      - Мне надо было срочно электронную почту проверить. Есть сейчас возможность туда пойти?

      - Конечно, - ответил Идрис. – Пойдем туда. Посидим пока, чем тут стоять.

      Работа Идриса была в нескольких шагах. Я узнал его помещение под офис. Мы все частенько собирались здесь вечером, после того, как работа Идриса закончится. Так было в моем новом прошлом. Кажется…

      Идрис включил мне компьютер. Я уселся за стол. Идрис оставил меня одного, присоединившись к остальным в зале.

      Я сразу зашел в поисковую систему и набрал ключевое слово: «война в Чечне хронология».

      В этом мире война в Чечне началась в 1997 году. В 1991 году Чечня и Ингушетия стали отдельными республиками. В том же году президентом Чеченской Народной Республики стал некий Расул Магомедов. За время его президентства в республике начинаются беспорядки. Грабежи, похищения людей, вооруженные столкновения. Кремль утверждает, что президент сам затеял эти беспорядки, дабы подорвать отношения с Россией. Магомедов, напротив, утверждает, что все затеяли спецслужбы. На свое второе избрание президент объявил независимость Чечни. Он обещал прекратить беспорядки. В Ингушетии тем временем были свои беспорядки. Там никто независимость не объявлял. Зато Магомедов решил «помочь» ингушам, введя в Ингушетию войска, чтобы навести там порядок. После напряженной обстановке в Чечне власть в Ингушетии под контроль взял Кремль, отправив в отставку всю местную власть, поскольку, по их словам, они пособничали чеченцам по вопросу объявления независимости, к чему якобы и сами стремились. Так Ингушетия была втянута в войну. В самой Чечне война началась на несколько дней позже. Главной причиной начала боевых действий в Чечне стало именно введение на территорию Ингушской Республики войск Магомедовым.

      В конце июня в Чечне началась операция по «наведению конституционного порядка». В первый же день Грозный был взят, поскольку основные силы чеченских войск были направлены в Ингушетию, где до сих пор шли боевые действия. Однако через пару дней боевики отбили российские войска и освободили Грозный. Затем началась бомбежка с воздуха. Чеченский отряд под командованием Шамиля Басаева совершил рейд на город Буденновск. Потом и нападение Салмана Радуева на Кизляр. Позже Магомедова уничтожают в его же резиденции. В общем, так война продолжалась до 1999 года. И тут на арену выходит Яндарбиев и подписывает с Россией мирный договор в Хасавюрте. Этот день назвали «встреча большой тройки». В подписании договора участвовали Александр Лебедь, Зелимхан Яндарбиев и полевой командир Ингушетии. И вот, 7 марта 2001 года Басаев и Хаттаб нападают на Дагестан. Большинство авторов статей сходилось во мнении, что это может закончиться второй чеченской кампанией.

      Теперь мне стало ясно, почему в центре так мало людей, и почему многие магазины закрыты. Все ожидали начала бомбежки. Так было в конце 1999 года в моем старом прошлом.

      Интересно было то, что сценарий войны очень схож со сценарием войны моего старого прошлого.

      Позже мы с Казбеком попрощались с ними и вернулись домой.

      Свое новое прошлое я не пытался вспоминать. От этого голова шла кругом. Я уже научился не думать о нем, когда был в Крепи. Тогда путаницы в голове не возникало. Прошлое всплывало понемногу само. Я думал о том, как исправить ошибку. Как все-таки прекратить эту войну? Письма Дудаеву и Яндарбиеву ничего не дали. Если я напишу письмо Расулу Магомедову, к власти придет другой человек, и тоже объявит независимость. И все начнется заново. А что, если письмо написать Ельцину? Может, он и не питает нежных чувств к чеченцам, но все же, если я напишу ему к чему это приведет, какие потери понесет не только чеченский народ, но и русский, какой скандал из-за этого разразится, как будет давить на Россию запад, и все остальное, он наверняка задумается. Стоит попытаться. К тому же я чувствовал себя в ответе за войну в Ингушетии. Если бы я не вмешался в прошлое, ее бы там не было….

      Мы с Казбеком сидели на парах. Мы вместе учились на юридическом факультете. Преподаватель диктовал нам что-то из учебника Гражданского права. Студенты записывали. Когда я посмотрел на свою тетрадь, то увидел, что делаю записи про войну. Про то, как я участвовал в боевых действиях.

      Я огляделся и увидел, что все студенты одеты в военную форму. И все они были мне знакомы. Только не как студенты. А как друзья, знакомые и родственники. Здесь были Казбек, Муслим, Мовсар, Идрис, Мансур и многие другие, с кем меня судьба связывала в разных вариантах моего прошлого. Также я увидел Седу с Элитой. Они были единственными девушками в аудитории. И сидели они вместе. Только на них не было военной формы.

      Тут я обнаружил, что преподаватель читает не гражданское право, а кое-что из моей личной жизни. Посмотрев на него, мне показалось его лицо очень знакомым. Я пригляделся. Это был я сам. Только намного старше. Все мое лицо было в морщинах. Волосы покрылись сединой.

      Преподаватель задал какой-то вопрос по теме. Я потянул руку, чтобы дать ответ. Но преподаватель/я-старый меня в упор не видел. Он спросил у кого-то другого. Тот ответил. Затем он задал другой вопрос. Я опять потянул руку и тут же ответил на вопрос. Тот продолжал вести себя так, словно меня вообще тут не было.

      Я подумал, может, меня здесь действительно нет?

      Попытки докричаться до своих однокурсников ничего не дали. Меня никто не видел. Я попробовал потрясти сидящего рядом со мной Казбека. Тот словно превратился в камень. Я не смог сдвинуть его ни на миллиметр. С остальными было то же самое. Я будто стал призраком.

      Тогда я подумал, а может, я попал в свое будущее? Этот преподаватель – я сам. Если это так, то я-из-будущего каким-то образом вытиснул меня из своего тела и теперь я остался без оболочки. А если я вернусь назад в прошлое, то мое тело уже будет занято мной-из-прошлого. Что же тогда делать? Оставаться призраком здесь, в будущем, или жить в одном теле с собой-из-прошлого?

      На улице раздался мощный взрыв. Стекла окон разлетелись на мелкие кусочки. Стены в аудитории пошли волнами, так, словно они были резиновыми. Присутствующие в аудитории продолжали сидеть на своих местах, как будто ничего и не было.

      Раздался второй взрыв…

      Я проснулся.

      Стояло утро. Я лежал в одежде. Вчера я прилег на диван, и, видно, так и уснул.

      Я не мог понять, был ли взрыв на самом деле? Или мне показалось. Эхо раздавшегося взрыва до сих пор стояло у меня в ушах. Часто бывает, когда человек спит, внешние шумы ему кажутся намного громче, чем они есть на самом деле. Возможно, так было и сейчас. Например, это мог быть шум захлопнувшейся двери. А я принял его за взрыв. Во время военных действий со мной часто такое бывало. Я просыпался от какого-нибудь грохота, и после гадал, был ли то взрыв. Не только во время войны. Со мной такое бывало и в Баку и в Крепи. Услышав грохот, я с испугом просыпался, думая, что началась бомбежка. Но потом, вспомнив, где нахожусь, успокаивался и ложился обратно спать.

      Словно отвечая на мой вопрос, я услышал три следовавших друг за другом взрыва. Они прогремели где-то совсем близко.

      Прислушавшись, я услышал рев двигателей самолетов, на который сначала не обратил внимания.

      Теперь у меня не осталось никаких сомнений. Это были взрывы. И удары были с воздуха. Авиация наносила на город бомбовые удары.

      Разве вчера война была? В пределах Чечни ее точно не было. Бои шли в Дагестане. Там находился отряд Басаева и Хаттаба. Неужели история повторяется? Авторы статьи, которую я прочел вчера в интернете, были правы, утверждая, что после войны в Дагестане, может начаться вторая чеченская компания. Кто бы сомневался. Интересно то, что я оказался в самой гуще этих событий.

      В комнату, как ошпаренный, влетел Казбек.

      - Ты слышал? – тяжело дыша, изрек он.


Рецензии