Кольцо уробороса

Со всей скромностью заявляю – я не Плутарх, но сравнить отдельные моменты биографий двух выдающихся исторических личностей вполне могу. В последнее время много говорят о Мишеле Нострадамусе – как в связи с юбилеем ученого предсказателя, так и в связи с «грядущим концом света» 2012 года. Главное достоинство современных информационных каналов заключается в том, что из вороха откровенной бредятины всегда можно вычленить нечто воистину любопытное. Мое внимание привлекла почти забытая история гибели Генриха II Валуа. По странной причуде судьбы как две капли похожая на историю гибели другого великого правителя – времен Античности.
Персона первая – Генрих II Валуа (1519-1559) – король Франции, скончался в возрасте 40 лет.
Король-рыцарь, король-завоеватель, объединитель Французского королевства, рожденный отнюдь не наследником престола. Он стал таковым после смерти старшего брата. В юности был заложником при дворе Карла V Испанского.
Персона вторая – Филипп II Аргеад (382-336 гг. до н.э.) – царь Македонии, скончался в возрасте 46 лет.
Царь-воин, царь-завоеватель, третий по старшинству сын царя Аминты. Стал регентом при малолетнем племяннике после смерти старших братьев. Провозглашен царем на общевойсковом собрании спустя несколько лет. В юности был заложником в Иллирии и Фивах.
Сходство их судеб – даже по приведенным фактам, бросается в глаза. Казалось бы, ничего удивительного. Привычный алгоритм рождения принца – перипетий его возмужания и воцарения.
В частной судьбе героев также наблюдается потрясающе четкая параллель:
Генрих II женат на умной и властной Екатерине Медичи, подарившей ему несколько детей. Но в сердце короля живет прекрасная фаворитка Диана де Пуатье, положение которой при дворе было воистину королевским в сравнении с униженным положением мадам Екатерины.
После смерти венценосного супруга королева Екатерина внесла изменения в свою личную геральдику, добавив новый девиз и изображение уробороса, пожирающего собственный хвост змея. Мишель Нострадамус предсказал это событие в 19 катрене 1 центурии: «Когда змеи окружат алтарь, Троянская кровь будет пролита».  Трудно сказать, является ли это намеком на мифического предка Валуа – одного из спасшихся царевичей древней Трои, или же является прямым указанием на грядущие смерти в королевском семействе, аналогичные тем, что постигли некогда дом Приама. Но, так или иначе, змеиное коварство королевы-матери не уберегло ее детей – они уходили из жизни один за другим.
Филипп II оставляет свою честолюбивую и властную супругу, имеющую статус царицы – Олимпиаду Эпирскую (мать Александра Великого) и вступает в брак с юной, прекрасной македонкой Эвридикой. Был ли последний брачный союз весьма активного в делах Эроса царя  порождением политики или страсти, историки спорят и по сей день.
О змеях в гинекее Олимпиады написано немало. Не стану повторять здесь все легенды, связанные с рождением будущего великого завоевателя, и потерей супружеского пыла у Филиппа – вслед за выбитым глазом… Царица-менада, увитая ручными змеями – такой образ Олимпиады Эпирской навсегда останется в истории. Ей не было нужды прибегать к официальной символике. А свой род цари Эпира вели от Ахиллеса и троянской царевны, заложницы его сына.
Что касается детей Филиппа и Олимпиады, увенчанные диадемами, они прожили недолго. Великий Александр умер, или был отравлен в 33 года. Его сестра Клеопатра испытала униженную судьбу пленницы и была убита в заточении.
Обратимся к обстоятельствам смерти героев:
Летом 1559 года Генрих II празднует заключение Като-Камбрезийского мира и свадьбу своей дочери Елизаветы с испанским королем Филиппом  II (занятное совпадение). Король устроил грандиозный трехдневный турнир и собрался выступить на ристалище лично, хотя в 35 катрене 1 центурии Мишель Нострадамус прямо указал, что
«Молодой лев превзойдет старого
На поле боя в одиночном поединке,
Поразив ему глаза в золотой клетке,
Что приведет старого льва к мучительной смерти»
Презрев опасность, на второй день король выехал на поединок против командира своей гвардии, молодого графа де Монтгомери. Обломок расщепившегося от удара копья графа вонзился в глаз Генриха через золоченое забрало шлема. Через 10 дней Генриха не стало.

Летом 336 года до нашей эры Филипп II Македонский, собирающийся в великий поход на Восток, торжественно празднует свадьбу своей дочери Клеопатры и Александра, царя Эпира. Второй день торжеств открывается представлением в театре, куда направляется Филипп. Под сводами театра его ждет командир царской стражи Павсаний, знатный молодой человек из Верхней Македонии, который поражает грудь царя кинжалом. Удар оказывается смертельным.
Незадолго до этих событий Филипп II, по установленной в Античности традиции, запросил Аполлона Дельфийского о судьбе предстоящего вторжения в Азию. Пифия, говорящая устами бога, изрекла ответ: «Бык увенчан. Конец близок». Македонцы приняли его за благое предзнаменование, сочтя «быком» Великого царя Персии.
Быки, или львы, царские венцы,  или шлемы – какая,  в сущности, разница, если Судьба творит историю по одному сюжету… И все эти удивительные совпадения заставляют меня продолжить изыскания. Если не наступит конец света :)
 


Рецензии
Варвара! Спасибо Вам огромное за то, что вы пишете. Я просто в ужасе от Вашего решения не публиковаться в сети. Чувствую себя дико виноватым, потому что я как раз из тех, кто читал и молчал. К сожалению, я судил по себе, а мне самому как раз нравится тишина без откликов. Глупо. Ну и конечно рвался прежде все прочесть, не отвлекаясь на рецензии, эгоизм жуткий. Простите меня, пожалуйста. Буду искать Ваши книги в магазинах. Мне жаль, что молчание читателей Вас обидело - я уверен, что на самом деле все Вам очень благодарны за Вашу работу, как я.

Простите, и успехов Вам. Спасибо за те счастливые дни, когда я читал Вашу "Александрию".


Волчокъ Въ Тумане   17.07.2011 12:02     Заявить о нарушении
Удачи в творчестве, Волчокъ Въ Тумане :)

Варвара Рубина   21.07.2011 00:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.