Быть или иметь

...........Кончается время, отпущенное для ответа,
...........Вот-вот мне губу обожжет, догорев, сигарета.
...........Но кажется мне, что я вижу тоннель в конце света,
...........Тоннель в конце света, тоннель в конце света
..........................................................А. Кортнев


Миланна "В моём аду тишина" - http://www.proza.ru/2010/01/10/1116

Я искренне рада, что странствия по ОТ привели меня в "тихий ад" Миланны. Вернее, в "серый ад" - ведь главный герой её повести в финале потерял способность "видеть цветомузыку". А звуки остались - бездушные децибеллы мегаполиса, прорывающиеся даже сквозь наушники.

Вещь получилась плотная, сжатая как пружина, несмотря на то что тема взята вечная - талант и плата за место под палящим солнцем.

При чтении сразу же возник эффект dolby surround, свёрнутое в тоннель внутреннее пространство текста затянуло в себя и понесло в бешеном ритме подземки, без остановок проскакивая развилки выборов, нагнетая по ходу тревогу и ощущение надвигающегося финального превращения мотылька-пианиста в гусеницу-менеджера.

Эта вывернутая на изнанку метаморфоза кажется неотвратимой на постоянном сквозняке соблазнов, который сначала сдувает пыльцу иллюзий, а потом и сами крылья  бедных мотыльков, летящих на Огни Большого Города. С первой же страницы это бескрылое будущее ЛГ маячит в виде старшего друга-менеджера, добровольно отгрызшего свои крылья некоторое время назад.

Главный герой до поры сохраняет хрупкий внутренний баланс, отстаивая своё право быть пианистом, не изменяя себе и не растворяясь в кислотной окружающей среде. Но эта самая среда небольшими подспудными толчками разрушает карточный домик призрачного душевного равновесия.

О, по отдельности ничего критического – безнадёжный  запах нафталина от наставницы; глухая тоска и хроническое безденежье родителей; «проверка документов»  с последующим грабежом; потеря глянцевой макулатуры, за которую нужно расплатиться с работодателем; угроза того, что Мечта-всей-жизни в виде супердорогого рояля "Блютнер" ("красное дерево, клавиши - слоновая кость") того и гляди уплывёт в руки богатого быдла…

И вот тут у меня, как  читателя, возникает первый вопрос - а чем, собственно, «высокая» мечта пианиста о дорогом рояле в принципе отличается от «низменной» мечты менеджера о дорогом авто. И я не нахожу этого кардинального различия. Мечта ИМЕТЬ рояль против мечты ИМЕТЬ авто.

Далее по сюжету герою предоставляется вполне фаустовский выбор – чтобы иметь рояль, нужно согласиться, чтобы поимели тебя самого. И выбор этот  добровольный – нет угрозы собственной жизни и жизням близких людей или необходимости защитить любимую девушку – ничего такого. Только плата за рояль.

И герой соглашается. А после того, как его самым наглядным образом отымели в самом низменном и непристойном значении этого слова, он перестаёт БЫТЬ - пианистом, талантом, человеком.

Но это ещё не всё – в конце света виден тоннель – бытие заканчивается, посмертное существование продолжается: со временем герой превращается в менеджера, мечтающего ИМЕТЬ – квартиру, девочек, дорогое авто и т.д. и т.п. 

Акт метаморфозы свершается, бытие подменяется потреблением. Опредмечивание мечты приводит к опредмечиванию человека.

Свет гаснет. Занавес.

--------------------------------

Рецензии в Открытом Тексте: http://www.proza.ru/comments.html?2010/12/21/298


Рецензии
Наш диалог с Вовву по поводу текста Миланны в силу неведомых мне причин был стерт в ОТ. Мне он показался интересным. Поэтому размещаю у себя на странице.

-------------------------------------------------------------------------

Вовву 21.12.2010 16:42

Очень сожалею о том, что не располагаю достаточным временем, чтобы написать на рассказ Миланны самостоятельный отзыв, (отдельные моменты у меня прочитались чуть иначе) но коротко мое ощущение касательно рассказа таково - вполне "бумажный" текст. И я не буду удивлен, если увижу его в одном из периодических изданий.

-------------------------------------------------------------------------

Аманда Глумская 21.12.2010 17:18

Согласна с вами, Вовву, текст вполне бумажный, и за плечами автора чувствуется не только профильное образование, но и ранний горький опыт.

В тексте ещё несколько перспективных линий - в частности - взаимоотношения города (как личности) и человека, который идёт по встречной к потоку, не желая в нём растворяться, стратегии выживания таланта (тут у меня не такой безнадёжный взгляд, как у автора), спорный вопрос о наличии души у менеджеров и т.д. и т.п.

Если можете, хотя бы несколькими штрихами обозначьте своё отношение к тексту, очень интересно ваше мнение.

-------------------------------------------------------------------------

Вовву 21.12.2010 17:32

Мне кажется, (для меня очевидно) линия вещей в рассказе более многопланова.
Рояль Беккер не просто престижная вещь. Это как скрипка Страдивари, от качества инструмента зависит качество исполняемой музыкальной партии, даже не на техническом уровне, а, скорее даже, на внутреннем осознании, ЧТО у тебя под пальцами. Как печатная машинка "Ундервуд", когда купивший по случаю в комиссионке неожиданно узнает, что несколько десятков лет назад по тем же самым клавишам Пастернак выстукивал "Доктора Живаго"

Превращение людей - да. Город - да.

Но и содержательное превращение вещей, внешне неизменных.
В общем, рассказ не на один раз.
Примерно так.

-------------------------------------------------------------------------

Аманда Глумская 21.12.2010 17:54

Понятно, что рояль - не просто вещь и не совсем вещь для пианиста. Инструмент, орудие души. Но всё же инструмент. Но всё же орудие. И, мне кажется, "грехопадение" начинается со слитности вещного и горнего, с неразделимости души и инструмента. Так происходит врастание в мир. И забвение своей божественной природы. (Пардоньте за пафос)

-------------------------------------------------------------------------

Вовву 21.12.2010 19:32

Аманда, все же, роль вещей в рассказе значительно больше.
Те же самые герои через восприятие вещей становятся ощутимее, тактильнее, что ли, перестают быть 8-ми битными.
Мне эта линия в тексте показалась значительной.

Но не настаиваю.

-------------------------------------------------------------------------

Аманда Глумская 21.12.2010 19:46

Полностью согласна, Вовву. Особенно осязаемыми вещи показались мне в особняке богательких буратин - неуместные кеды и мятые джинсы на фоне роскошного белого ковра, пошлые бордовые простыни, рассыпавшиеся купюры, слякотная обочина, на которую выворачивало Дениса...

Смыслов много, они слоятся садом расходящихся тропок.

Аманда Глумская   22.12.2010 01:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.