Улица Зодчего Росси

Улица Зодчего Росси является уникальным памятником архитектуры, поскольку построена по канонам, принятым в древнем Риме. Длина, ширина и высота домов здесь имеют идеальное соотношение. Существует заблуждение, что на улице всего два дома, по одному с каждой стороны. На самом деле здесь пять домов. Также улица Зодчего Росси не является самой короткой в Петербурге, она длиннее, чем Малая Садовая.
В начале 19 века на этом месте стояли простые хозяйственные постройки и огороды, имевшие отношение к Аничкову дворцу. Царь Николай Первый заказал архитектору Росси перепланировку всего района. В 1828 году Карл Росси завершил архитектурный комплекс во главе с Александринским театром. Улица, ведущая к театру, была названа Театральной. Теперь она носит имя своего создателя.
По нечетной стороне должны были находиться учебные заведения, но вместо этого сюда въехали различные правительственные конторы. На противоположной стороне планировалось разместить  лавки и магазины. Изначально, в доме были арки и галереи, как в Гостином дворе. В 1832 году газета «Северная пчела» опубликовала объявления о сдаче помещений для торговли внаем. Сюда въехали магазины фарфоровой, бумажной и стеклянной фабрик. Над магазинами разместилась гостиница. Но когда торговый дом начал работу,  владельцы лавок Гостиного двора на Невском обратились к Николаю Первому с просьбой закрыть конкурентов. Просьба была удовлетворена, здание передали театральным организациям.
Так конкурентная борьба владельцев магазинов превратила улицу в поистине театральную.
Фасад дома был реконструирован, арки переделали в окна, которые мы видим до сих пор.
С 1835 года здесь начала работу театральная школа, в которую влилось балетное училище, созданное еще императрицей Анной Иоановной. В разные годы  его закончили выдающиеся артисты балета, такие как Анна Павлова, Михаил Фокин и Агриппина Ваганова, чье имя носит сейчас балетная Академия.
Существуют легенды про циклопические подвальные помещения, спроектированные зодчим Росси под своей идеальной улицей. Может, они строились как огромные склады для лавок и магазинов, или для какой-то другой цели, но по легенде, после революции в них скрывались сотни людей, преследуемых новой властью. Вперемежку с бывшими дворянами, выселенными из своих домов, здесь собирались воры и проститутки. Милиция совершала регулярные рейды по подвалам балетного училища.
В тридцатые годы в этих катакомбах располагался штаб ПВО, для чего был достроен бетонный бункер.
Во время блокады училище было эвакуировано в Пермь, благодаря чему образовалось пермская школа балета.
Улица зодчего Росси дошла до наших дней почти что в первоначальном облике. В 1990 годах ее замостили цветным гранитом и восстановили домовую церковь Святой Троицы, в которую можно попасть через вход в Академию балета. Улица пережила послереволюционные годы и блокаду Ленинграда, но подверглась изменениям в наше время.
Несмотря на протесты общественности, на крыше дома номер два по улице Зодчего Росси начаты работы по строительству мансард. В результате этого изменилась классическая высота дома, но, впрочем, с улицы это не заметно.


Рецензии
Спасибо. Я очень люблю эту улицу. Добавила бы еще, что Уланова тоже закончила это училище. Впрочем, рассказ про училище может быть бесконечным, а про улицу вы хорошо рассказали. В городе этом чудесном была только в гостях, поэтому о подвалах ничего не знала, а мансарды - действительно святотатство. Как же надо не любить Питер, чтобы решиться на такое.

Мария Купчинова   05.09.2015 20:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Мария! Статья была написана для телепередачи, необходимо было уложиться в определенное количество букв, так что не разбежишься...

Роберт Тальсон   06.09.2015 20:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.