Критические заметки о марксизме-39
«Напротив того, именно духу свойственно иметь центр в себе, его единство не вне его, он нашел его в себе, он в себе и у себя. Субстанция материи находится вне ее, дух есть у себя бытие. Именно это есть свобода, потому что, если я являюсь зависимым, то отношу себя к чему-то другому, чем я не являюсь; я не могу быть без чего-то внешнего; я свободен тогда, когда я есть у самого себя. Это у себя бытие духа есть самосознание, сознание самого себя. В сознании следует различать две стороны: во-первых, что (dass) я знаю, и, во-вторых, что (was) я знаю. В самосознании обе эти стороны совпадают, потому что дух знает самого себя: он является рассмотрением своей собственной природы и в то же время он является деятельностью, состоящей в том, что он возвышается к самому себе и таким образом сам себя производит, делая себя тем, что он есть в себе».
«После этого отвлеченного определения можно сказать о всемирной истории, что она является обнаружением духа в том виде, как он вырабатывает себе знание о том, что он есть в себе, и подобно тому, как зародыш содержит в себе всю природу дерева, вкус, форму плодов, так и первые проявления духа виртуально содержат в себе всю историю».
«Восточные народы еще не знают, что дух или человек как таковой в себе свободен; так как они не знают этого, то они не свободны; они знают только, что один свободен, но такая свобода оказывается лишь произволом, дикостью, тупостью страсти. Лишь у греков появляется сознание свободы, и поэтому они были свободны, но они, как и римляне, знали только, что некоторые свободны, а не человек как таковой; этого не знали даже Платон и Аристотель. Поэтому у греков не только были рабы, но сама эта свобода отчасти являлась случайным, недолговечным и ограниченным цветком. Лишь германские народы дошли в христианстве до сознания, что человек как таковой свободен, что свобода духа составляет самое основное свойство его природы; это сознание сперва появилось в религии, в сокровеннейшей сфере духа, но проведение этого принципа в мирских делах являлось дальнейшей задачей, разрешение и выполнение которой потребовали тяжелой продолжительной культурной работы… Это применение принципа свободы к мирским делам, это внедрение и проникновение принципа свободы в мирские отношения является длительным процессом, который составляет самую историю».
«Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, – прогресс, который мы должны познать в его необходимости».
––––––––––––––––––––––––––
Стараясь вникнуть в гегелевскую концепцию исторического прогресса, я поставил себе вопрос: «А пошел ли Маркс дальше своего учителя?» И пришел к выводу: Маркс «пошел другим путем». За основу исторического прогресса он взял не веру, как в религии, не познание, как у Гегеля, а способ производства материальных благ и способ их распределения, поставив политику, идеологию, науку, культуру на второе, третье и т.д. место, отведя им ту роль, какую играет хвост у собаки. Можно сказать и так: голову общественного организма поместил ниже желудка.
В конце истории, при коммунизме, когда все производственные и распределительные проблемы будут решены, острые общественные различия и противоречия «сняты», государство за ненадобностью отомрет («уснет»), – наступит, наконец, долгожданное состояние. Наступит блаженство: все оставшиеся в живых (хорошо обученные и физически здоровые, ибо образование, медицина и спорт при коммунизме получат высокий статус) станут интенсивно и с увлечением работать; материальные блага потекут широкой рекой; сам собой воплотится принцип: каждый трудится по способностям, а получает по потребностям. На этот результат ориентировался первый марксистский классик.
У Гегеля субстанцией развития является дух, – с его двумя первоначалами – самосознанием и волением, теоретическим разумом и практическим разумом. Основным качеством материи является тяжесть, основным качеством духа является свобода. Но свобода не как произвол, не как субъективная воля, а как сила, идущая из самой субстанции и потому тесно связанная с необходимостью. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, – прогресс, который мы должны познать в его необходимости». А этапы истории? Свободин один (эпоха восточной деспотии), свободны некоторые (эпоха греков и римлян), свободны все (христианская эпоха). Мысль Гегеля мне близка и понятна. Сначала человек должен осознать, понять, что он свободен. Свободен по природе, по субстанции, по сущности, в себе. Развить в себе потребность свободы и быть готовым отстаивать ее. Свобода, полученная как подарок, может стать несчастьем как для него, так и для общества. Далеко не все освобожденные реформой крестьяне в России нашли себя – не спились, не превратились в нищих, разбойников и т.д. «Как же мы теперь без барина?!», – восклицали те из них, кто не готов был к переменам.
Вот Марксова историческая «лестница»: первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический. Есть ли это – «лестница» освобождения человека? В известной мере – да. При феодалезме угнетение трудящегося человека, действительно, стало слабее, при капитализме – еще более. Но вот социализм уже выплескивает с водой ребенка, потому что господство большинства (господство партии от имени большинства) физически уничтожает весь творческий класс, всех предпринимателей в сфере экономики и всех «предпринимателей» в сфере духа – как эксплуататоров. На практике освобождение вылилась в революционную диктатуру пролетариата, в экспроприацию (это идеи Маркса, они не придуманы большевиками), в физическое уничтожение других классов и групп, в военный коммунизм, продразверстку, террор, ГУЛАГ. Даже после уничтожения всех врагов Марксовы ученики не успокоились и в качестве профилактики стали терзать тех, кто думает иначе и бывает откровенным лишь в кругу узких друзей или дома на кухне. Они стали приклеивать ярлыки всем «ненадежным»: «отщепенцы», «внутренние эмигранты», «агенты влияния» и т.д. и принудительно определять в психбольницы с диагнозом вялотекущей шизофрении.
Почему такое случилось? Потому что Марксова идея предусматривает не освобождение человека как существа мыслящего, саморазвивающегося, но освобождение человека как существа экономически угнетенного – вялого или озлобленного. И потому меняет лишь формы угнетения: на место рабовладельцев пришли феодалы, на место феодалов – капиталисты, на место капиталистов – коммунисты. При этом последний вариант угнетения оказался сврхжестоким, по жестокости он объединил все предыдущие, потому что опирался не на разум, а на ненависть так называемой трудящейся массы ко всем умникам, людям талантливым, к тем, кто может стать выше, лучше, кто может что-то придумать, изобрести, написать, выделиться. Коммунисты создали тоталитарное государство и физически уничтожили миллионы «врагов».
Даже сегодня, после отстранения от власти вождей и преобразования общества, значительная часть вышеупомянутой массы просит «цепей», мечтает о «великом вожде». О чем это говорит? Это говорит о том, что мировой дух еще не успел провести соответствующую работу в России по освобождению сознания народа. Он поработал лишь в верхушке, в головах части элиты, прежде всего – элиты партии. Перестройка удалась в политике, в экономике, в культуре. Однако сознание масс (трудящихся масс, народа, плебса, демоса, низов) живет еще законами и традициями советского крепостного права. (Как же мы теперь без барина?) Но в этом нет трагедии, это обычная ситуация после каждой революции. Мировой дух продолжает свою работу. 22 декабря 2010 г.
Свидетельство о публикации №210122201390
Если принять во внимание, что при социализме в СССР господствовал не социалистический строй, а , де факто, государственный капитализм, то тогда нельзя его недостатки приписывать социализму.
С уважением!
Юрий Лазин 24.12.2010 13:38 Заявить о нарушении
Сергей Корягин 25.12.2010 21:05 Заявить о нарушении
Я не так давно узнал, что в Испании есть наиболее популярный национальный литературный герой. Как и везде. Это Дон Кихот. Я тогда понял, почему я так недолюбливаю Ильфа и Петрова. А ведь это веяние времени, которое до сих пор веет и воспитывает нас в определённом духе.
Юрий Лазин 25.12.2010 22:44 Заявить о нарушении
Сергей Корягин 26.12.2010 17:36 Заявить о нарушении
Юрий Лазин 26.12.2010 18:02 Заявить о нарушении
Сергей Корягин 26.12.2010 20:46 Заявить о нарушении