Диалектика философского акта. Резюме
1. Нас интересует л о г и ч е с к а я с т р у к т у р а философского акта как такового.
2. Ц е л о е логической структуры философского акта, взятое отвлечённо, можно назвать о б щ е й ф о р м о й последнего.
3. И какой бы ни был дан философский акт, т.е. о ч ё м бы он ни говорил (каково бы ни было его содержание), я всегда смогу указать те черты, которые принадлежат ему как философскому акту (его общую форму).
4. Внешняя детерминация в процессе философии может быть отнесена лишь к условиям возникновения того или иного к о н к р е т н о г о философского акта.
5. Поэтому в нашем случае для учёта возможности внешней детерминации к а к т а к о в о й попросту не остаётся места.
6. Чистый психологизм не отображает внешней детерминации философского акта. Он – момент общей формы последнего.
7. В процессе изложения своего содержания философский акт в л ю б о м конкретном случае показывает свою общую форму.
8. Но существуют и такие места, в которых сама форма переходит в содержание. Имеет место экспликация или рефлексия общей формы философского акта.
9. Тогда форма выступает дважды: один раз – как собственно форма, второй раз – как высказанное в своём собственном процессе содержание. Можно показать, что в с я чистая философия сводится к подобной рефлексии.
10. Это удвоение формы приводит к редукции относительно любого в н е ш н е г о содержания. (Мы заняты феноменологией философского акта.)
11. В пределах непрерывности одного философского акта его общая форма не может быть полностью эксплицирована. Эксплицируется не более одного м о м е н т а общей формы.
12. В этом можно усмотреть границу в о з м о ж н о с т е й мышления: философский акт всегда более богат, нежели он в состоянии о себе подумать.
13. С р е д с т в о м для полного выражения общей формы философского акта в едином рассмотрении, объединяющем р я д философских актов по их с о д е р ж а н и ю, служит диалектика.
МОМЕНТЫ ФИЛОСОФСКОГО АКТА:
1. ЧИСТЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ, как принцип воспроизводства философского акта в качестве п р е д м е т н о г о с о б ы т и я в рамках предзаданного фактического мира (как события культурной жизни, человеческого общества и т.п.) посредством воли к власти частного философа.
К о р р е л я т: мир как натуральный (социальный и психологический).
2. ЧИСТАЯ МЫСЛЬ, совокупность идеальных структур образования смысла (вне зависимости от разрешения последнего на том или ином предмете), как эксплицируемый в философском акте п р и н ц и п у п о р я д о ч е н н о с т и чего бы то ни было безотносительно к его предметному содержанию. Любой мир может быть предзадан, лишь будучи упорядочен как частный случай разрешения смысла.
К о р р е л я т: мир как идеальный (физический, природа).
3. ЧИСТОЕ САМОСОЗНАНИЕ, как п р и н ц и п е д и н и ч н о с т и фактического разрешения смысла в философском акте, то есть принцип упорядочивания мира как «моего», «этого». Любой мир может быть упорядочен лишь одним-единственным, уникальным образом. Принцип абсолютного солипсизма.
К о р р е л я т: мир как единичный (представление).
4. ЧИСТЫЙ ДУХ, как п р и н ц и п п р е д м е т н о с т и с о з н а н и я посредством философского акта (но не в философском акте, что могло бы относиться к 1 и 2 ступеням). Само-снятие самосознания безотносительно к предметности психологического и физического миров, и тем самым уничтожение уникальности моего мира перед лицом духа.
К о р р е л я т: мир как ничто.
5. ЧИСТОЕ НИЧТО.
_______________________________
За снятием каждой из вышеперечисленных ступеней стоит к о н е ч н о с т ь человека как исполнителя философского акта: его конечность как психического существа, конечность как мыслящего ума, конечность как сознающей души, и конечность как агента духа.
Свидетельство о публикации №210122200146