Смех сквозь невидимые миру слезы

В Доме культуры Центрального района актеры народного театра «Замок на песке» показывали сочинским школьникам отрывки из бессмертных творений Гоголя
Во дворике перед ДК резвятся сочинские школьники, то и дело слышны строгие голоса учительниц и работниц дома культуры. Детской энергии можно позавидовать, а нетерпение простительно. В зале полумрак, идут последние приготовления. Режиссер и преподаватель Сочинского училища искусств Лариса Коростелева проверяет осветительную технику, а потом идет встречать зрителей из школы с их наставниками. Также среди театралов - молодые пары с детьми.
За кулисами пока тихо. Сцена дремлет. Откуда-то снизу доносятся взволнованные голоса: актеры смеются и подбадривают друг друга перед премьерой.
- Гоголя репетировали с сентября, - рассказывает актер театра «Замок на песке», любимец публики Алексей Шеин (на груди – «звезды», на плечах – эполеты). – А играю и городничего, и Ивана Кузьмича, и Акакия Акакиевича, и  даже Феклу с Дуняшей, - улыбается он.
Зрители рассаживаются. Суета остается там, за стенами дома культуры и этого зала. Мы ждем чуда обновления. И оно происходит.
Но прежде ведущая и актриса Светлана Максимова объясняет, почему был выбран именно этот материал для постановки (в 2009-м году было 200 лет со дня рождения Гоголя), и проводит со школьниками несколько викторин на знание творчества Николая Васильевича.  А потом начинается действо.  И в сотый раз убеждаешься в силе искусства, в силе меткого слова, в силе талантливой игры пусть и актеров-любителей.
Оформление сцены минималистично и в то же время красноречиво. Все происходит на фоне четырех страниц пожелтевших рукописей Гоголя. Указатели на дороге, столы и стулья, вазы и вешалки меняются, дух гоголевской прозы остается.
Актеры показали эпизоды из трех произведений классика. Мы вспомнили «Ревизора», «Женитьбу» и «Шинель». В ролях жены и дочери городничего блистали Светлана Максимова и Вардуи Карагюзян. Хлестакова сыграл Роман Сафонов, он же был Гоголем, размышлявшим и своем творчестве,  о людях и нравах своего времени. Городничий, Иван Кузьмич, Акакий Акакиевич – такие разные персонажи. Всех их замечательно показал Алексей Шеин. Особенно запомнился и впечатлил главный герой «Шинели». Переживания скромного чиновника будто опрокинули спокойствие души, разорвали полотно мыслей, заставили сопереживать маленькому человеку. Впечатления трудно передать словами. До слёз. Какую громаду текстов выучил Алексей Шеин! Как точно он передал характеры персонажей, их мечты и страхи. Каким мощным становится в его игре сам Гоголь.
После спектакля не хотелось ничего говорить. Молчание, воспоминания, образы, грусть и надежда. Что изменилось со времен Гоголя в российском обществе. Многое и почти ничего. Вот так странно. А перечитать произведения классика ой как захотелось. Не зря, видимо, многие знакомые перечитывают «Мертвые души», «Тараса Бульбу», «Старосветских помещиков». Люди ищут параллелей с реальностью, а еще веры, тепла, понимания.
Школьники сидели тихо во время спектакля. А в финале громко аплодировали. Что и говорить – вечно актуальная классика.


Рецензии