Пацан и рыба

      С позиций взрослой логики и «здравого смысла», наверное, невозможно объяснить детское поведение. Мотивацию. Цели. Смыслы. Что заставляет, ни с того, ни с сего, не взирая на погоду, потащиться за 8 километров в степь, прийти на знакомое место, посидеть там …. И пойти обратно? Цели? Нет цели. Было – «просто пойти». И это было больше, чем цель.
     Зачем идти из школы самым причудливым маршрутом, что бы всего лишь, зайти, постоять под интересным деревом? Или, постоять, посмотреть на листья в незнакомом месте?
     Или, за 10 километров, поднявшись в три часа ночи, с пустыми руками (без ружья или фотоаппарата), бежать на далекую степную запруду… посмотреть до восхода кто из перелетных там отдыхал этой ночью. Гуси? Чомги? Гагары? Или никого?
     «Смысл» такого похода состоял в следующем. Бесшумно прокрасться по оврагу до гребли (запруды), потом, осторожно, чтобы не вспугнуть залезть на греблю, и …. И просто смотреть. Смотреть, как отдыхают на воде дальние, загадочные и диковинные гости…
К чему это я?

      Да к тому, что непонятно зачем, для чего и с какой целью я оказался на довольно далеком, наглухо заросшем элодеей и ряской рукаве нашей речки.
     Конец мая. Начало лета. Купаться там было нельзя. Рыбу ловить не собирался (да и не слышал от кого-либо, что бы она там была).
    Просто приперся.
    Лазил по зарослям. По ивовым джунглям вдоль берега. Пока (за чем-то) не нашел не заросший кусочек открытой воды. Он как-то отличался. Чем-то. Но, не только тем, что был не заросшим…
     Остановило. Уселся между ивовых кустов и «впав в прострацию» уставился в воду.
      Умбристая, прозрачная вода. Глубина – метра полтора. Видно илистое дно. Окошко начиналось от моего берега и тянулось метров на 6 поперек речки, почти до другого берега. Метра 4 по ширине. Слева и справа окошка – таинственные, густые заросли элодеи. Над элодеей одеяло ряски.
     Не знаю, сколько там сидел. И думал ли? О чем? Вряд ли. Просто - смотрел.
    Почуялась, ощутилась странная волна на воде. Вода как бы зашаталась, зашевелилась…
   … из элодеевой, темно – зеленой таинственности выплыла Рыба. Сазан.
    Меня ударило каким-то ветром, я онемел, помер, ожил и замер… таких рыб я не видел. Наверное, меня бы не так снесло, если бы я увидел слона. Или леопарда. Ягуара или мастодонта… Я читал про китов, акул, про других больших рыб (кит, хоть и млекопитающее, но для меня он все равно был рыбой), только все это не у нас, где-то в очень далеких и дальних реках, морях и странах. А у нас – плотва, красноперка, едва больше ладошки… такие же окуни. Ерши, пескари, уклея… те еще поменьше. Ну, иногда щуки. Поймать щуку сантиметров 30-40 длины – это Событие. Достижение лета. А тут… Сазан!!! Больше метра длиной! Плавал в окне, шатал зеркало воды и вокруг…
Потом, из элодеи вышли еще два.
Потом еще.
И еще…
И вот уже больше десятка громадных рыбин просто плавают в нескольких метрах от меня…
Я видел у них каждую чешуйку и плавничок. Видел их глаза. Видел, как у них шевелятся губы и жабры. Я видел, как они плавают. Легко. Просто. Естественно. Они плавали только в окне. Не убегая, не прячась, не кормясь. Они плавали без смысла. Просто плавали. Но только в окне. И я их смотрел.
Подводный мир и так был для меня таинственнее самого потустороннего,… а тут, рядом, совсем рядом, плавали те, существование которых, моя детская фантазия просто не вмещала.

      Сколько продолжалось это потрясение, сказать не могу даже примерно. 5 минут, полчаса, полтора – не знаю. Но, налетел ветер, погнал рябь, и видимость пропала.
Но они-то, остались там?

    Рассказать друзьям-знакомым-сверсникам-приятелям? Не поверят. А если поверят? Я же не смогу рассказать ВСЁ и ТАК!
    Пацаны часто всякую фигню придумывают. Может, и посмеются как над фигней. Зачем рассказывать. Эту Тайну я оставил себе. А Тайн у меня было много.

   


Рецензии
Весь рассказ
соткан из кусочков, которые можно тронуть,ощутить и попробовать.
Наверное, талант,это когда вот так,получается емко, выбрав самые присамые верные слова, которые вдруг становятся не просто словами, а в связке с другим словом, превращаются в мелодию. превращают повествование в путешествие, которая пробуждает в тебе каждую клеточку.
И читая,слушаешь эту мелодию, купаясь в ее настоящести, примеряя на себя,и вспоминая себя в этом.

////

Умбристая, прозрачная вода. Глубина – метра полтора. Видно илистое дно. Окошко начиналось от моего берега и тянулось метров на 6 поперек речки, почти до другого берега. Метра 4 по ширине. Слева и справа окошка – таинственные, густые заросли элодеи. Над элодеей одеяло ряски.
////
отзывается в каждой клеточке, и откликается.
хорошо как.узнаваемо, дивно, тихо и очень трогательно все.
каждый штрих в этой картине-рассказе, на своем месте, и оттого,картина вся наполнена звуками, светом,запахами и настроениями.
а еще, я вижу этого мальчика,и слышу его дыхание, и даже слышу как бьется его сердце..

///
Меня ударило каким-то ветром, я онемел, помер, ожил и замер…///

строка, как начало сказки, как солнечный зайчик)))
врывается и мгновенно овладевает тобой и твоим вниманием.
вызывая удивление, восторг, онемение,смущение,и улыбку.
после нее..начинается
россыпь драгоценных строк...
от которых урчит нутро, окрыляется дыша, и распахнув во всю ширь,душа влетает туда.

/////Я видел у них каждую чешуйку и плавничок. Видел их глаза. Видел, как у них шевелятся губы и жабры. Я видел, как они плавают. Легко. Просто. Естественно. Они плавали только в окне. Не убегая, не прячась, не кормясь. Они плавали без смысла. Просто плавали. Но только в окне. И я их смотрел.
Подводный мир и так был для меня таинственнее самого потустороннего,… а тут, рядом, совсем рядом, плавали те, существование которых, моя детская фантазия просто не вмещала. ////

я сидела там,рядом с этим мальчиком, и ощущала эту необыкновенность момента, и смотрела в это окошечко.. и видела этих удивительных созданий.
я там была, когда читала этот чудесный рассказ.
:)

Шагана   18.12.2017 18:56     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.