Кризис прозы. Роль романов, подобных Живи, для оте

     Гигантский системный кризис затронул все стороны бытия. Самое печальное, пожалуй, то, что коснулся он не только материальных сфер, но в не меньшей (если не в большей) степени - сфер духовных.
Я имею в виду кризис русской литературы, или, если точнее, тотальное ослабление интереса к литературе и культуре вообще, не говоря уж об их развитии.
Но, в общем, немудрено, народ за последние годы был поставлен в такие условия, что вовсе не до литературы и культуры ему было.
Народ был вынужден выживать всяческими не связанными с культурным развитием способами. Но что ещё более печально, власти предержащие, (а может и не только они) кажется, вполне заинтересованы в таком вот развитии событий.
Так что особого изумления такой ход событий вызывать не может.
Но всё же встаёт вопрос, почему отголоски этого кризиса разлагающе коснулись даже узкоспециализированного сообщества читающей и пишущей части населения?
Я имею в виду многих пользователей сайта Проза. ру, которые, может и в меньшей степени, но поддались тем же тенденциям.
    Взять, к примеру, присуждение Букеровской премии в этом году.
Премию присудили некой госпоже Елене Колядиной за создание «бессмертного шедевра» Русской литературы, «Цветочный крест».
Так за что же присудили данную «высокую» премию, за какой такой вклад, и какова реакция некоторых авторов сайта Проза. ру на данное присуждение?
Нужно сказать, что в целом произведение написано с учётом современных тенденций и устремлений к обязательному описанию непосредственных и естественных надобностей человеческого тела.
Впрочем, некоторые «авторы» описания эти стараются сделать как можно более скабрезными и пошлыми, как это сделала Елена Колядина, или же наиболее цинично анатомичными, как это делают некоторые «пользователи» Прозы .
Что ж, для поколения, впитавшего в себя эстетику представлений «Камеди клаб» и сериалов вроде «Реальные пацаны», такие произведения близки и понятны, и проходили бы на ура, если бы все эти реальные пацаны умели и хотели бы читать. Но нет, не хотят и не умеют.
Так для кого же это всё пишется? Вот что странно.
И вот в этом свете уже не кажется странной реакция некоторых «авторов» с прозы, которые нашли это произведение интересным, замечательным и талантливым. Хотя …чем же ещё привлечь внимание потребителей миниатюр. Над такими текстами ведь не нужно особо задумываться. Главное, чтоб не скучно было!
И что же из того, что некоторым будет противно, много ли их таких! Огреем их по башке Колядиной, задушим какими-нибудь «Воровайками»!
    Так что же остаётся нам, авторам, если и употребляющим ненормативную лексику и жаргонные выражения, а также описывающим эротические моменты бытия, но не считающим это самоцелью, и тем более целью своих повествований?
Вот и в романе «Живи» Валерия Тверитнева персонажи по ходу сюжета неоднократно используют ненормативную лексику и уголовный сленг, правда, в основном на иностранных языках.
Также в романе довольно часто встречаются эротические сюжеты, иногда переплетающиеся со сценами насилия.
Но при детальном рассмотрении любой мало-мальски понимающий читатель обнаружит, что роман совсем не о том.
Конечно, автору не удаётся избежать всех сцен, которые встречаются в жизни, они её неотъемлемый антураж. О жизни и о смерти он пишет.
Избежать этих сцен, и этой лексики он особо и не стремится, дабы не придать искусственности всему сюжету романа «Живи» и, несмотря на всю его фантастичность, не увести его в сферу надуманности.
Так для чего же автору всё это нужно?
Да просто используя популярные сюжетные ходы, иногда даже и литературные штампы, а также сюжеты в жанрах приключений, мистики, эротики, хоррора, автор пытается донести до читателя, свои представления о высоких моральных, духовных и этических нормах и принципах, а так же и об общечеловеческих гуманистических ценностях. 
А иначе нет-с, не поймут-с! 


Рецензии