Свидетельства Истории России

Свидетельства Истории России
 О судьбах Русской эскадры, которая ушла из Крыма 90 лет назад,  и  о жизни потомков белоэмигрантов в тунисской Бизерте, "Голосу России" рассказал  14 декабря 2010 года журналист, писатель, сценарист, оператор Николай Сологубовский
Интервью провела Надежда Ширинская. http://rus.ruvr.ru/2010/12/21/37348676.html
 
Ширинская: Мой гость - Николай Сологубовский, мой коллега, журналист, писатель, сценарист, оператор. Он наш соотечественник, который сейчас проживает в Тунисе и часто бывает  в тунисском городе Бизерта. Уверена, что   Бизерта очень многим знакома. Она  имеет огромное значение в жизни наших соотечественников за рубежом, потому что именно туда пришла Русская эскадра в 1920 году.
Сологубовский: Я приехал в Москву из Туниса, из Бизерты, чтобы вместе с вами участвовать в церемониях, посвященных девяностолетию эвакуации русской Белой армии из Крыма. Девяностолетие исхода, девяностолетие окончания Гражданской войны.
Я был в Севастополе, где прошли Исторические чтения. Я был в Питере, где состоялась Международная историко-патриотическая конференция "Судьбы Русской эскадры. Севастополь-Бизерта. 90 лет исхода". Я участвовал в «Морском походе», когда на белоснежном лайнере мы, современники, соотечественники, граждане России и граждане других стран, люди,  корни у которых русские, совершили обратное плавание из Бизерты в Севастополь.
Говорить об этих событиях очень трудно. Я выслушал много противоположных мнений  в ходе  моих встреч и в Севастополе, и в Санкт-Петербурге, и на борту корабля. Я вижу, что до сих пор раны не зажили, до сих пор мы продолжаем дискутировать, иногда даже повышая тон, кто же был прав, почему победили красные, почему проиграли белые...  В Интернете даже есть и такие дискуссии: на чьей стороне были бы мы..., если бы снова оказались в те годы...
Я полностью поддерживаю позицию тех, кто призывает к примирению, кто считает, что гражданская война   была страшной трагедией для России. И эта трагедия, когда брат пошел против брата, русский против русского, когда русские уничтожали цвет своей нации, когда честные и порядочные люди оказались по разные стороны баррикад, не должна повториться!
Я думаю, что те публикации, которые посвящены девяностолетию, те книги, которые будут изданы, фильмы, которые  снимаются, будут пронизаны мыслью, что Настоящее без Прошлого - это Настоящее без Будущего. Эту мысль я впервые услышал от Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн, с которой  познакомился 23 года назад в Бизерте.
Мы должны знать свою Историю. История неделима, в ней не может быть провалов - ни «белых», ни «красных». Мы должны быть вместе, мы должны думать о будущем России. Вот к чему нас призывает Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн. И я счастлив, что провел с ней более 50 часов, это только  50 часов ее рассказов, записанных на видеокассетах.
Мы смогли  вместе с ней сделать фильм "Анастасия", фильм получил высшую кинонаграду - премию "Ника". Это еще один фильм о судьбе русских людей за рубежом. Для меня русские за рубежом - это первая, внешняя  половина одного огромного мира: вторая половина - это Россия, и мы, граждане России,   внутри нее. Мы, россияне, рассеяны. Но мы должны быть вместе. Когда мы отмечали  на днях пятнадцатилетие Дома Солженицына, мы опять говорили о том, сколько нам нужно сделать, чтобы восстановить то, что было разорвано 90 лет назад.
Ширинская: Я недавно читала ваше интервью. Меня поразил сон, который вам приснился: в дом к Бабу, как вы называете Анастасию Александровну, пришли ваши родители. Мне кажется, это очень символичный сон. Расскажите его, пожалуйста.
Сологубовский: Так получилось, что мой отец очень тяжело заболел и был уже на грани... Я сказал главному врачу: я живу в Тунисе, может быть, можно туда взять отца. И он сказал, что да, это шанс! Отец прожил в Тунисе еще два года. Мой отец - советский генерал, генерал-майор Алексей Лукич Сологубовский, прошел всю Великую Отечественную... Моя мама была медсестрой, работала во время войны в госпитале для тяжелораненых. Можете себе представить, какой это тяжелый женский труд!
И мне приснился этот сон, эта встреча: с одной стороны, я вижу Анастасию Александровну, женщину, которая девочкой  ушла со своими родителями, с Белой армией из Крыма и которая была вынуждена прожить всю свою жизнь за рубежом, мечтая вернуться. А с другой стороны - красного генерала Алексея Лукича. Я слышу их разговор. Они говорят о том дорогом, едином для них - о России. Они говорят о ее пейзажах, о ее литературе, говорят на прекрасном русском языке. И они понимают друг друга, потому что каждый из них прошел свой честный путь. Анастасия Александровна хранила русские традиции, русскую культуру, русский язык. Отец мой защищал Россию, русскую культуру, стоял на страже. Они делали одно общее дело.
Да, есть еще большие «белые страницы» в нашей Истории. Я работаю над темой "Русские эмигранты в ходе Второй мировой войны в Северной Африке". В храме Воскресения Христова есть черная мраморная доска, на ней фамилии тех молодых русских парней, которые погибли, сражаясь за Родину в далекой Африке. В те времена для Родины они были изгои, предатели, отщепенцы. Они так не считали. Для них война с фашистами началась не 22 июня 1941 года, а гораздо раньше. Они погибли смертью храбрых. Они тоже приближали, как и мой отец, День Победы.
Ширинская: Мы с вами говорим сегодня о девяностолетии исхода Русской армии и гражданского населения из Крыма. Вы знакомы с тем, как жили эти люди в Бизерте? Вы, наверное, бывали на кладбище, где они похоронены. Вы очень много разговаривали с Анастасией Ширинской, я уверена, что она вам рассказывала все, что знает. Что для этих людей был русский мир? Что для них была Россия, Родина?
Сологубовский: Россия, Родина, русский мир - это было святое в душе каждого из русских людей. В Бизерту пришли более шести тысяч человек. Я столкнулся с судьбами многих, читая свидетельства и  документы.
И бывают  чудеса. Вот как  мы начали снимать фильм "Анастасия"? Бабу очень серьезно болела зимой 2007 года. И когда она переболела, когда она вернулась обратно в этот мир, как она сама говорит, мы встретились, она посмотрела на меня и сказала: «Если вернулась, то для чего-то...»  И мы сняли с ней фильм! И дальше, еще чудо. Буквально на днях,  я стою  в Питере перед Александро-Невской Лаврой с видеокамерой снимаю Невский, падает красивый снег. Ко мне подходит мужчина и говорит: «Извините, пожалуйста, может быть, вы мне подскажете, где здесь конференция о русской эскадре в Бизерте?»  Я отвечаю: «я сам с конференции, пойдемте со мной». И оказывается, что этот человек - из семьи Смирновых. А Смирнов был радистом на корабле "Жаркий", которым командовал Александр Сергеевич Манштейн, папа Анастасии Александровны. И  радист Смирнов, который вернулся в Россию, вел дневник. Можете себе представить!
Я недавно получил первые страницы дневника. Это потрясающе! Смирнов пишет о том, как русские корабли шли из Константинополя в Бизерту, как  было тяжело, штормы, поломки... Но русские матросы, русские морские офицеры сделали свое дело. Великий подвиг русских людей в Бизерте в том, что они до конца, до последнего дня, до спуска Андреевского флага делали все, чтобы сохранить корабли. Они их поддерживали в боевом состоянии. В Морском корпусе  готовили гардемаринов.  И в декабре 1924 года академик Крылов, советская делегация осматривала корабли, чтобы подготовить из возвращение  в Россию.    Крылов  потом написал в своем дневнике, что  когда они шли вдоль рядов огромных снарядов линкора "Генерал Алексеев", то все было готово. К новой службе! На одном из кораблей они даже нашли записку: «будущему красному командиру от командира эсминца».
Ширинская: Это просто какая-то фантастика. Слушаю вас и понимаю, что все это было. И насколько все это переплетено. Люди о чем-то думали, кто-то ведь оставил эту записку. Зачем?
Сологубовский: Потому что они хотели вернуться! Каждый Новый год они поднимали тост "За возвращение!". Они очень надеялись, что новая Россия их примет, что они будут востребованы, будут нужны. Но, к сожалению, этого не произошло. Правители новой России хотели построить новую светлую Россию, но, к сожалению, забыли, вычеркнули соотечественников, оказаышихся за рубежом...
И ведь опять, как судьба все-таки повторяется! Во время Гражданской войны 90 лет назад два миллиона граждан покинули родину. Когда рухнул Советский Союз, двадцать миллионов остались за рубежом. Вы можете представить, какая новая трагедияслучилась, как опять по сердцам, по душам наших людей рубанули недальновидные политики.
Русские в Бизерте создали свой мир. Я его  называю «Бизертинской республикой»   в своей книге, которую пишу на основе рассказов Бабу, которые не вошли в наш документальный фильм. В республике было единоначалие. Там была школа, был госпиталь. Русские люди построили на свои скромные сбережения Храм, и назвали его храм Александра Невского. И в комитете по созданию Храма был Александр Сергеевич Манштейн, командир «Жаркого». И опять совпадение: я приехал в Санкт-Петербург от  этого храма Александра Невского, где молился перед поездкой в Питер. Я стою перед Александро-Невской Лаврой, и ко мне подходит человек, и я узнаю, что у него есть дневник радиста с миноносца "Жаркий".
Ширинская: Прошло 90 лет, вы были участником «Морского похода», который был задуман  как символ примирения сторон, которые должны протянуть друг другу руки. Произошло ли это в «Морском походе»?
Сологубовский: Да, в «Морском походе» торжествовал этот дух примирения, хотя люди высказывали разные мнения, иногда даже диаметрально противоположные. Но, самое главное, в их выступлениях звучали забота о будущем России и уверенность, что мы, русские,  должны быть вместе. На корабле звучали русские песни, советские песни, показывали интересные фильмы.
Помню, рано утром 25 июля  наш корабль входил в Севастополь, еще не светало даже, и передо мной была Графская пристань, залитая огнями, и ни одной души. И я подумал, что, с одной стороны, это страшно, что нет никого, что не может быть, чтобы  на Графской пристани не звучала русская речь, не стояли корабли под Андреевским флагом, а с другой стороны - я почувствовал, что вместе со мной возвращаются души умерших, которым я молился, к которым я прихожу на русские кладбища, разбросанные в Тунисе, разбросанные по всему миру. Сколько людей, сколько душ, сколько сердец Россия потеряла! Давайте думать о том, чтобы сберечь каждого из нас, подумаем об этом!
 Бабу каждый день говорила: "Делайте добро, добро и будет!" Что интересно - моя мама говорила: "Робы добро, добро и будэ". То есть, и мама всю жизнь жила с этим в сердце, и Бабу жила тоже с этим. 
Ширинская: У вас очень много планов. Когда вы все успеваете? Это и фильмы, и книги, и сценарии, и встречи, и конференции, вам хватает времени на все?
Сологубовский: Я хотел бы работать 48 часов в сутки. Бывает, засыпаю перед компьютером и просыпаюсь, чтобы опять монтировать. И работа спорится, и  очень легко. Надеюсь, что дорогие слушатели наберут в поисковике - "Анастасия Александровна Ширинская", или мою фамилию, или просто "соотечественники", и вы выйдете на огромный пласт документальных фильмов. На телевидение с документальными фильмами пробиться очень трудно. Но, слава Богу,  есть Интернет.
Перед поездкой в Россию я был в Париже и взял интервью у прекрасного русского историка Плотто и  у Жевахова,  председателя ААОМИР Франции,  Ассоциации бывших морских офицеров Русского Императорского флота, и эти  фильмы тоже привез в Россию. Но показать это трудно, поэтому заходите на мой сайт, там вы можете их посмотреть, пишите мне, пишите на радио "Голос России".
Мы так радуемся, когда находим новые дневники, новые письма, переписку. Все это нужно сохранить. Прекрасно! Но, дорогие мои, давайте подумаем о живых, о наших ветеранах Великой Отечественной, наших бабушках и дедушках, которые рядом с нами, они же могут уйти в любой момент... Давайте запишем их свидетельства, чтобы они зазвучали на радио, по телевидению когда-нибудь. Вот что я хотел вам сказать.
Ширинская: Сейчас очень много выходит литературы, посвященной нашим соотечественникам разных волн. Эти книги безумно интересные. Потому что то, что пережили эти люди, наверно, живущие в России, если и переживали, то совсем по-другому.
Сологубовский: Да, очень много книг новых появилось, в том числе и о Русской эскадре, о русских в Тунисе. Я хотел бы, чтобы вы, когда будете в Москве, заглядывали в Библиотеку Зарубежья, которая находится около метро "Таганская". В этих книгах вы найдете много грустных размышлений об истории России, о судьбах русских людей. Но вы также найдете главное - великую любовь к своей Родине, которую наши соотечественники за рубежом пронесли через свои жизни.
Не будем переписывать историю, не будем ее фальсифицировать! Просто пусть каждый из нас, как маленький чистый ручеек, вольется в огромную реку истории России, единой, неделимой нашей Родины.
Ширинская: Спасибо.
Сологубовский: Спасибо, дорогие слушатели. Всего вам хорошего. Берегите друг друга!


Рецензии
Романовский Иван оставил новый комментарий к статье "Свидетельства Истории России" :

Спасибо за тепло вашего сердца, приложенного для сохранения Истории России. Многие не хотят считать ушедших из России героями. А зря.... Многие ушли, так как не хотели продолжать тупую, бессмысленную бойню среди русских. Они пытались сохранить кусочек России, именно той, в которой они жили и за которую боролись. За образ жизни, за русский язык и культуру.

Николай Сологубовский   23.12.2010 01:11     Заявить о нарушении