Опоры для мысли

Существуют вопросы, на которые нет ответа. Есь и другие, привычные и обычные, но человеческое существо развивается лишь пересекая границу собственной зоны комфорта, круга привычных и безопасных вещей и представлений. Это значит, что мы можем выдти за пределы замкнутого круга проблем и начать менять себя и мир вокруг, научившись таковые вопросы создавать, и получить на них ответ от самих себя, не перекладывая ответственность за собственную жизнь на других.

Технолгия структурированных вопросов восходит еще к Сократу. На ней основывается современный коучинг и клиент-центрированная терапия. Данные ниже структуры вопросов основаны на иерархии нейрологических уровней, или уровней глубины личности. Прохождение по ним позволяет осознать текущие, актуальные и предстоящие в перспективе проблеммы, структурировать их по рангу и степени важности, а так же создать оптимальный спектр их возможных решений. Эта иерархия вопросов статновится переправой, стройным рядом опор моста, ведущего наш ум на другой берег мышления. Может оказаться небезинтересно пройти по нему, особено если за нами сзади гонятся стая голодных монстров, порожденных нашим же задремавшим разумом...

Однако, чем мы их породили, тем и поразим! Воопрошание себя, организованное правильным и точным образом, есть процесс самопорождения монстра, пожирающего монстров. Так разум, наполняющий себя традиционно собственной болтовней и невротичными ожиданиями, создает лекарство для собственного исцеления, сотканное из той же ткани что и поразивший его недуг.

Привычная болтовня и невротизирующие вопросы-без-ответа, донимавшие человеческое существо ночами, и регулярно прорывающиеся в повседневное бодрствующее сознание, входят в него с парадного входа с барабанным боем. Не как тать в ночи, уносящий покой. сон и иллюзию показного благополучия, нокак строй армии освободителей. Впрочем, как и со всякой армией - с ней нужен глаз да глаз. Инструмент трансформации важно держать острым но в тупых ножнах. Извлекать ловко для проведения глубинной и радикальной психологической интервенции, но столь же решительно убирать обратно, не позволяя инструменту развития и осознания стать новым еще более грозно терзающим нас в ночи хищником. Итак, приступим к его дрессировке.


ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВОПРОСНИКОВ


1. Ознакомиться с Ситуативным и Экзистенциальным вопросниками и текстом инструкции. Создать собственные ответы на вопросы Ситуативного вопросника продвигаясь строго по нумерации и порядку их изложения сверху вниз. Записать все ответы на них в том же порядке письменно, не заботясь о красоте слога, аргументации и связности речи, логичности своих соображений или их «правильности» или «неправильности» с моральной точки зрения.

2. Аналогично обработать вопросы Экзистенциального опросника. Для удобства формулировки ответов воспользоваться таблицами психотипов, с помощью которых оценить собственные представления о себе и мире. При необходимости вносить изменения в ранее данные ответы.

3. Оценить собственную честность ответов и решимость изменить ситуацию — по 10-бальной шкале. Достаточна ли Ваша честность и решимость работать над собой для осуществления реальных изменений? Если бы она возросла всего на один-два пункта по этой шкале, какие изменения в Вашем поведении, мыслях, чувствах, мечтах и настроении это бы вызвало? Какие изменения в Вашей ситуации, поведении и внешнем виде заметили бы при этом окружающие — Ваши друзья, незнакомые люди, другие участники ситуации?

4. Завести дневник и записывать в него все свои мысли, чувства и обстоятельства, связанные с выполнением инструкции и прочих заданий, ответами на вопросы, и развитием ситуации в целом. При этом каждый раз указывать день и время начала записи.
При каждом случае возникновения сильных переживаний, чувств, ярких снов — подробно описывать их в дневнике. При этом указывать обязательно: точное время возникновения и завершения переживания, обстоятельства ему предшествующие и последовавшие, сосбственные мысли и чувства по поводу этого переживания как во время его так и после, а так же по возможности точное описание структуры переживания — поза и движения тела, тип и изменение ритма и глубины дыхания и сердцебиения, наличие мышечных напряжений, чувства слабости или болезненных и дискомфортных ощущений — где именно, в каих частях тела, на какой глубине, с какой силой, обширность или локализованность, пульсации, перемещения и иные изменения этих ощущений.
Аналогичные записи вести по каждому случаю совершения реальных действий во внешнем мире по изменению жизненной ситуации, а так же по каждому случаю отказа от таковых действий. То же самое по поводу изменений, наступивших без Вашего вмешательства в ситуацию.

5. Осознать и оценить, чему важному и нужному может научить Вас ведение дневника и самоанализ. Какие положительные качества и умения Вы можете в себе развить с их помощью? Какую пользу принесут вам эти новые качества в других ситуациях Вашей жизни? Какие изменения в Вашу ситуацию и жизнь, в отношения с другими людьми, в отношения с миром в целом внесут эти новые качества и умения?
Каие негативные качества и привычки Вы можете приобрести ведя дневник и практикуя самоанализ? Какой вред для Вас, вашего отношения к людям и миру они могут принести? Каким способом и средствами, с помощью каких действий Вы избежите приобретения этих негативных качеств и привычек? С помощью каких действий Вы закрепите и усилите те положительные качества и умения, которые Вы обретете с помощью самоанализа и ведения дневника? Все соображения и чувства на этот счет так же занести в дневник.

6. Регулярно перечитывать прошлые записи в дневнике. Фиксировать каждый факт перечитывания, а так же новые мысли, чувства и настроение которые возникают при перечитывании записей. Сравнивать чувства и мысли, записанные в прошлом и нынешние, а так же появляющиеся в результате этих сравнений выводы. По мере появления, вносить изменения в ранее данные ответы на вопросы вопросников. Свои мысли и чувства по этому поводу так же фиксировать в дневнике.


СИТУАТИВНЫЙ ВОПРОСНИК


1. В чем состоит ситуация? Каковы обстоятельства дела? Какие чувства, мысли, желания и фантазии по ее поводу Вы испытываете? Каким следует быть положению вещей во внешнем и внутреннем мире, в Ваших мыслях, чувствах, фантазиях и мечтах? Каково было бы идеальное положение вещей? Какие изменения во внешнем и внутреннем мире должны для этого произойти? Какие качества, убеждения и умения Вам для этого понадобятся? Какие еще варианты существуют?

2. Насколько Вы бы оценили Вашу решимость изменить ситуацию — по 10-бальной шкале? Достаточна ли Ваша решимость для осуществления реальных изменений? Если бы она возросла всего на один-два пункта по этой шкале, какие изменения в Вашем поведении, мыслях, чувствах, мечтах и настроении это бы вызвало? Какие изменения в Вашем поведении и внешнем виде заметили бы при этом окружающие — Ваши друзья, незнакомые люди, другие участники ситуации?

3. Насколько Вы бы оценили Вашу приверженность Вашему решению изменить ситуацию — то есть решимость и намерение ему следовать, предпринимать усилия и преодолевать препятствия, пока дело не будет доведено до конца - по 10-бальной шкале? Достаточна ли Ваша приверженность, стойкость и мотивация для осуществления реальных изменений? Если бы она возросла всего на один-два пункта по этой шкале, какие изменения в Вашем поведении, мыслях, чувствах, мечтах и настроении это бы вызвало? Какие изменения в Вашем поведении и внешнем виде заметили бы при этом окружающие — Ваши друзья и знакомые, незнакомые люди, другие участники ситуации?

4. Какой представляется ситуация с точки зрения внешнего мира? С точки зрения ваших знакомых и друзей? Какие рекомендации бы дали они Вам? Как описали бы ее незнакомые Вам лично люди, услышав о ней? Какой совет они дали бы Вам? Как ее описал бы и какой совет дал бы Вам Ваш любимый исторический персонаж, герой книги или фильма? Как бы он сам поступал и что предпринимал, оказавшись в Вашей ситуации? Како описал бы ситуацию и как повел бы себя, или как рекомендовал бы поступать Мудрый Учитель из мифов и легенд минувших времен или современной литературы — Будда, Иисус, Гэндальф, Конфуций, Сократ - человек обладающий максимальной мудростью, сочувствием и опытом?

5. Чему важному и нужному может научить Вас эта ситуация? Какие положительные качества и умения Вы можете в себе развить с ее помощью — осмысливая ее, извлекая уроки и преодолевая существующее положение дел? Какую пользу принесут вам эти новые качества в других ситуациях Вашей жизни? Какие изменения в Вашу жизнь, в отношения с другими людьми, в отношения с миром в целом внесут эти новые качества и умения?
Каие негативные качества и привычки Вы можете приобрести находясь в этой ситуации? Какой вред для Вас, вашего отношения к людям и миру они могут принести? Каким способом и средствами, с помощью каких действий Вы избежите приобретения этих негативных качеств и привычек? С помощью каких действий Вы закрепите и усилите те положительные качества и умения, которые Вы обретете проходя через эту ситуацию?

6. Каким человеком Вы станете в результате обретения этих новых качеств и умений? Как изменится Ваше отношение к себе, людям и миру? Какие изменения в Вашем поведении и внешнем виде заметят окружающие? Как будут воспринимать Вас в этом новом качестве Ваши знакомые и друзья, другие люди? Какие изменения в Ваших взаимоотношениях это вызовет? Какую новую роль в вашем окружении, в социуме и Мироздании вы будете играть? Какой Миссии Вы посвятите свою дальнейшую жизнь? Каким станет девиз вашей новой жизни? Каким станет Ваш идеал, образец для подражания, любимый исторический и литературный герой? Каким мог бы стать Ваш герб, символ, тотем? Какие рекомендации на этот счет мог бы Вам дать Мудрый Учитель из мифов и легенд?
Насколько комфортен для Вас будет этот новый образ себя? Заслуживает ли он усилий? Если да, то когда Вы начнете их предпринимать? Каким будет Ваш Первый шаг?


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ОПРОСНИК


1.Как устроен Мир вокруг Вас? Мироздание в целом, Человечество, Общество, Страна, Семья и Профессиональное сообщество? Каковы их законы, принципы и границы?
А каковым Миру - следует быть? Что ему угрожает - и что его поддерживает?
Каков будет Ваш собственный вклад - в переход от того что есть - к тому что должно быть? Или в поддержание того что уже и так хорошо?

2. Какова Ваша личная Миссия - в этом Мире? Чем именно Вы - важны и уникальны для этого Мира? В чем - от Вас - он нуждается?
А в чем для Мира - угроза и опасность с Вашей стороны?
Насколько Ваш собственный стиль жизни и род занятий сейчас - соответствуют Вашей Миссии? Какие именно изменения надо в них внести?

3. Кто Вы в этом мире? Каков Ваш символ? Ваша роль и статус, ролевая модель? Кто для Вас представляет или может представлять пример для подражания? Какие люди, исторические персонажи, книги, картины, произведения искусства и их герои оказали на Вас влияние? Какое именно? Чему Вы у них научились и чему готовы научиться? Какой Вы изберете себе герб, девиз. Кого Вы избрали бы себе на роль тотема – существо, растение, природный объект, на которое Вы хотели бы походить и черпать в нем силы. Как звучала бы Ваша "победная песнь" – Ваш персональный гимн?
Насколько вы сегодня соответствуете всему этому?

4. Какие Убеждения Вам понадобятся - в этом Мире, для реализации Вашей Миссии, которые будут соответствовать Вашему Образу себя? Какие из них - у Вас уже есть? Какие - предстоит приобрести - и поверить в них?
Какие убеждения, из тех что у Вас есть сейчас, помешают Вам реализовать Вашу Миссию и Вашу идентичность в этом мире?
Вы готовы от них избавиться? Какими убеждениями Вы их замените?

5. Какие Ценности в этом мире будут для Вас важными? От каких - придется себя отвратить? Как именно Вы это сделаете? Кто и что Вам поможет – а кто и что помешает? Как Вы будете идентифицировать наличие достижений и помех, по каким признакам и событиям? Как Вы поймете, что пора менять или корректировать поставленные список ценностей? Как Вы узнаете, что отклонились от них и как вернете себя к ним?

6. Какие цели - и в каком порядке - Вы для себя поставите? От каких - придется отказаться? Кто и что поможет их достичь, а что и кто – помешает? Как Вы узнаете, что приближаетесь к цели? Как именно Вы узнаете и заметите, что отклонились от целей? Как именно Вы будете себя мотивировать на их достижение? Какими способами Вы будете узнавать, что пора скорректировать или полностью обновить список целей?

7. Какие Способности, привычки и умения Вам понадобятся - для исполнения Вашей Миссии в этом мире и достижения своих Целей в соответствии с Вашими Ценностями? Какие из них у Вас уже есть, какие надо развить, как и когда?
Какие способности, привычки и умения Вам помешают? Вы готовы от них избавиться? Когда и как Вы это сделаете?

8. Какие действия и в каком порядке Вы будете предпринимать для реализации всего этого? Чем заниматься? От каких занятий и дел - удерживать себя? Каков будет первый шаг? Как Вы будете себя мотивировать и побуждать? Как Вы заметите, что делаете что-то иное? Как возвратите себя к избранной стратегии действий?

9. Какие люди, вещи, события и обстоятельства будут вас окружать в том будущем, где Вы будете полностью соответствовать своей Миссии и Идентичности, когда будете обладать всеми нужными Убеждениями и Способностями?
Что будет происходить при этом внутри Вас - что Вы будете чувствовать, о чем думать и мечтать, что и как вспоминать, о чем знать, что любить и что ненавидеть?
Что из того, что окружает Вас сейчас, и того что присутствует в Вас сейчас - надо будет оставить? Чем заменить? Вы к этому - готовы? Оно - Вам точно надо??? Вы - уверены??? Вы готовы отнестись к своему решению как к обязательству?


Рецензии