Елена Сергеевна и Андрей Юрьевич
- Французы считают, что любое воспитание - это, прежде всего, образ жизни, приобретаемый путем привычки и подражания, следовательно, полезнее обращаться не к учебникам хорошего тона, а к художественной литературе,- тихо прочитала Елена Сергеевна.
- А англичане считают, что дворянское чувство долга замешено на чувстве собственного достоинства, среди дворян встречаются люди, поражающие нас своей неправдоподобной честностью, - спокойно ответил Андрей Юрьевич.- Для джентльмена есть только два образа действия: либо быть со своим врагом подчеркнуто вежливым, либо сбивать его с ног. Если человек преднамеренно оскорбляет тебя - ударь его, но если он только задевает тебя, лучший способ защитить себя - это быть изысканно вежливым с ним внешне. Но сбивать с ног человека из-за каждого косого взгляда – это ставить себя в смешное положение. Демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика - считается признаком дурного воспитания. Люди порядочные никогда не дуются друг на друга.
- Андрей, - спросила Елена. – Что ты имеешь ввиду? Искусство общения для человека, щепетильного в вопросах чести, состоит, в частности, в том, чтобы избегать ситуаций, чреватых возможностью попасть в уязвимое положение. Честный человек не должен подвергать себя виселице. Дворянский ребенок, которому в семье внушалась традиционная этика, испытывал потрясение, сталкиваясь с невозможностью следовать ей в условиях государственного учебного заведения, где он обычно получал первый опыт самостоятельной жизни. Верность кодексу дворянской чести никак не благоприятствовала успешной карьере. Воспитанность граничит с робостью, храбрость граничит с хамством, поэтому лучше показаться нерешительным, чем наглым.
- Вот, послушай, - сказал Андрей. - У порядочного человека, превыше всего, должны быть открытое лицо и скрытые мысли. Отличительной чертой людей, вращающихся в свете, является ледяное, невозмутимое спокойствие, которым проникнуты все их действия и привычки, от самых существенных до самых ничтожных: они спокойно едят, спокойно двигаются, спокойно живут. В светской жизни человеку часто приходится очень неприятные вещи встречать с непринужденным и весёлым лицом, он должен казаться довольным, когда на самом деле очень далек от того, должен уметь с улыбкой подходить к тем, к кому охотнее подошел бы со шпагой. Если стимулом всей жизни является честь, совершенно очевидно, что ориентиром в поведении человека становятся не результаты, а принцип: «Делай что должен, и будь что будет». Жизнь тех немногих дворян, которым удалось выжить в советское время, по всем житейским меркам, сложилась катастрофически неудачно. Может быть, аристократическая гордость не позволяла им жаловаться, а может быть, их и в самом деле поддерживало убеждение, что они жили так, как должны.
Елена забралась с ногами на сиденье и сказала:
- Хороший тон скрывает особенности характера человека так же, как хороший лак скрывает качество дерева. Надо скрывать свой нрав и уметь не быть, а казаться. Эта особенность светских людей очень часто являлась предметом нареканий, оцениваясь как лицемерие. Вероятно, она действительно создавала немалые затруднения для людей по натуре импульсивных. Вначале эта сдержанность не слишком приятна, но очень скоро она входит в привычку. Сдержанность даёт определенные преимущества в отношениях с людьми, защищая человека от недоброжелательных собеседников. Невозможно прочесть что-либо в непроницаемом сердце человека, с детских лет воспитанного в правилах хорошего тона, предписывающих самым тщательным образом скрывать чувства и переживания. К тому же, прекрасно владеющий собой человек владел и ситуацией: умел направить беседу в нужное русло, разрядить обстановку или переключить внимание собеседников с одного предмета на другой.
В это время в купе постучала проводница и, открыв дверь, спросила:
- Чьё кофе?
- Мой, - тихо сказала Лена.
Молодая проводница немного смутилась и сказала:
- Ой, извините меня, пожалуйста, не «чьё?», а «чей?».
До Москвы оставалось ехать 15 часов.
Свидетельство о публикации №210122301587