М. Де-Пуле. Нигилизм как патология

Новым человеком
управляют только личные выгоды
или личные расчеты.
Ни над собой,
ни вне себя,
ни внутри себя
он не признаёт никакого регулятора,
никакого нравственного закона,
никакого принципа...
Он делает только то,
что ему приятно;
ему приятно то, что ему хочется;
следовательно, он делает только то,
что ему хочется...

Он считает совершенно излишним
стеснять свою особу в чём бы то ни было;
он ни в ком не нуждается,
никого не боится,
никого не любит и
вследствие этого никого не щадит...

...Эгоизм, можно сказать, главная нигилистическая
добродетель, покоящаяся на
"удовлетворении естественных потребностей".
В этом отношении
новый человек есть пан, БАРИН,
нраву которого никто не смеет препятствовать.

Своею ближайшею задачей
они поставили нигилизировать
литературу и школу...

Отцы нигилизма, люди во всяком случае даровитые,
тотчас же заняли господствующее положение
в петербургской журналистике...

Завладев журналистикой, нигилистическая пропаганда
расчищала себе eo ipso широкий путь
в школу и в семью;
ибо по несчастью, по причине нашей умственной недозрелости
и порождаемой ею дряблости,
всё НОВОЕ имеет для нас великую приманку...

Взять школу - значит упрочить господство
своей идеи над обществом...
Сущность "последовательного реализма"
состояла и состоит у нас, с одн. ст.,
в преследовании и изгнании из учебных заведений
древних языков, всякого усидчивого труда,
идеальных стремлений и дисциплины,
с другой - в жажде облегчений, послаблений,
в даровом ученье и притом "чему-нибудь и как-нибудь",
по доброй охоте учащихся,
обусловливаемой лёгкостью и приятностью.

... Новая теория любви...
должна царить в обществе, окончательно разрушив
старую теорию,
основанную на целомудрии, женственности и святости
семейных уз.
"Новая любовь" есть любовь "свободная",
по образу и подобию животных,
с правом перехода от одного к другому,
проще - есть проституция, разврат.

...Всё сказанное нами до сих пор относится
к отрицательной стороне нового учения;
но где же его положит. сторона?
Такой стороны, строго говоря, совсем нет.
Правда, по разрушении религии получается АТЕИЗМ,
 нравственности - БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ,
целомудрия - РАСПУТСТВО,
семьи и гражданственности - ОДИЧАНИЕ,
государственности - АНАРХИЯ
и т.п.;
но эти и подобные понятия, будучи сами по себе
отрицательного свойства,
суть не что иное как видовые понятия одного родового,
общего им всем, - РАЗРУШЕНИЯ.

...Мы болеем ДУХОВНО,
у нас гниет не экономический строй нашей жизни,
вообще крепкий и здоровый;
у нас яд гниения
вносится в самую КУЛЬТУРУ нашу...

...Западники не признавали
культурного значения православного духовенства,
не желали видеть его в роли фактора
гражданственности.
Такой взгляд объясняется, с одн. ст., недостаточным знакомством
с отечественной историей,
а с другой - тем обстоятельством,
что они стояли на точке зрения
ЗАПАДНЫХ ЛИБЕРАЛОВ,
боровшихся со своими ЦЕРКВАМИ,
с духовенством...

К.С.Аксаков, говоря о последних годах
николаевского времени,
замечает в нём "всеобщее развращение
или ослабление нравственных начал в обществе,
(дошедшее) до огромных размеров";
но он имел в виду нравственные начала в жизни общественной,
государственной, но не личные, не семейные:
семья тогда стояла ещё крепко,
и нигилистическая нравственность ещё не практиковалась.

Не то мы видим в конце 70-х годов!
Здесь уже речь вести должно
не о ПОВРЕЖДЕНИИ,
а о ГНИЕНИИ нравов,
о глубочайшем общественном растлении,
существование которого оправдывается живыми фактами,
а не вытекает из представлений какого-либо
желчного моралиста!
И всё это совершалось в самое ЛИБЕРАЛЬНОЕ царствование.

И что же мудреного, что
"свободу" и "освобождение"
отождествили с "своеволием",
личное "достоинство" - с дерзким "вызовом",
сознание своих "прав" - с "неповиновением";

когда "долг" и "обязанность" выбросили из словаря;

Когда разнузданная личность,
знающая только свои "права" и требующая всё новых,
но "права других" не признающая,
стала ИДЕАЛОМ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
в семье, в школе, в жизни...

Практические ДЕЯТЕЛИ реализма,
подготовляемые и чаемые апостолами нигилизма,
пошедшие "в народ" сначала просто,
а потом с ядом и с револьверами, -
убийцы,
неутомимо преследовавшие и безпощадно истреблявшие
намеченные ими жертвы -
все эти "воры" вышли из наших учебных заведений,
средних и высших,
принадлежали к нашей учащейся молодёжи!..

Но не одна семья и школа нигилизованы...
А суд, это зеркало общественной нравственности?..
А речи либеральных адвокатов?...
А некоторые приговоры присяжных?..
А оправдание Веры Засулич и восторг,
возбуждённый этим оправданием
чуть ли не во всём Петербурге?!!

Долго придавляемая и почти подавленная
личность русского образованного человека
при покойном государе
получает наконец человеческие права,
выводится на простор, на свежий воздух...
Почему же эта личность не успокаивается,
а будоражится?
Почему не работает мирно на своей ниве,
а лезет на задор,
обнаруживает одни РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ИНСТИНКТЫ?..

Потому что она
душевно болеет...

М.Де-Пуле. Нигилизм как патологическое явление русской жизни//
Русский вестник. 1881. Т.156, кн. 11.


Рецензии