Геграфические исследования российских мореплавател

РЕФЕРАТ


Тема: «Географические исследования российских мореплавателей в XVIII – начале XX веков».




План



1. Введение.
2. Географические исследования в период Великих Северных экспедиций XVIII века.
3. Кругосветные экспедиции российских моряков, открытие Антарктиды.
4. Исследование Дальнего Востока Головиным В.М.,          Невельским Г.И.
5. Заключение.






1. Введение.

С начала XVIII века со стороны правительства царя Петра I усилился интерес к Дальнему Востоку. Время это характерно для России крупными внутренними реформами и изменением международного положения.  Вернув свои старые земли на западе, страна вышла к берегам Балтийского моря. Резко стал меняться ее хозяйственный облик. Россия теперь не только обеспечивала себя промышленными изделиями, но и стала их вывозить за границу. Сделаны были первые шаги по использованию горных богатств от Урала до Забайкалья.
В своей преобразовательной деятельности Петр I не мог обратить внимание на огромные морские просторы, по которым бороздили суда голландцев, испанцев, англичан. Обучение мореходным навыкам россиян и развитие русского флота стало первоочередной задачей Петра I. Особенное внимание  он обратил на Дальний Восток, продолжил политику  сближения с Китаем и улучшения торговых и дипломатических отношений с этой страной.
За выходом к берегам Тихоокеанского побережья землепроходцев последовали морские походы, сначала вдоль берега, позднее далеко от берегов. Восточные  моря носили тогда другие названия. Северо-западная часть Охотского моря именовалась Ламским морем, северо-восточная – Пенжинским. Морские просторы у западных берегов Камчатки носили название «Бобровое море», море у Восточных берегов Чукотки называлось Анадырским. По приказу Петра I начинались географические исследования этих морей.

2. Географические исследования в период Великих Северных экспедиций XVIII века.

Из всех направленных Петром I экспедиций для розыска неведомых заморских земель на востоке наиболее важной была первая экспедиция Беринга – Чирикова (1725-1730 годы).
Незадолго до своей смерти (1725год) Петр I собственноручно написал инструкцию капитану Берингу, которого он назначил начальником Северной экспедиции. В инструкции говорилось:
«1. Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами.
2. На оных ботах (плыть) возле земли, которая идет на норд и по чаяниям (понеже одной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.
3. И для того искать, где оная сошлась с Америкою: чтоб доехать до какого города европейских владений, или ежели увидеть какой корабль европейский, проведать от него, какой оный кюст называют, и взять на письме и самим  побывать на берегу и взять подлинную ведомость и поставя  на карту приезжать сюды».
Витус Беринг, родом датчанин, был опытным моряком. Еще  до поступления на русскую службу оп посетил Индию, был в Америке. В 1704 году Петр пригласил его на службу в Балтийский флот, дав ему чин мичмана. С тех пор Беринг много лет плавал на русских кораблях.
Помощником его с широкими полномочиями был назначен русский моряк  Алексей Ильич Чириков. Чириков двенадцатилетним мальчиком попал в математическо-навигационную школу, где занял одно из первых мест среди учеников. После года учебы его отправили в только что созданную Петербургскую академию. Окончив ее в 1721 году, Чириков получил назначение унтер-лейтенантом в Балтийский флот. Оттуда вскоре был отозван и назначен преподавателем в Морскую академию. Как говорилось в характеристике Чирикова, он «по обучению гардемаринов и морских офицеров искуснее всех явился». 
Выехали Беринг и Чириков из Петербурга 5 февраля 1725 года. Пришлось преодолеть без дорог всю Сибирь и провести с собой огромный караван из 663 вьючных лошадей, груженных инструментами и корабельным оборудованием. О трудностях перехода можно судить по отчету Беринга: «Идучи путем оголодала вся команда и от такого голоду ели лошадиное мертвое мясо, сумы сыромятные и всякие сырые кожи, платье и обувь кожаные». 
Летом 1727 года экспедиция на шитике «Фортуна» переправились из Охотска на Камчатку. Там, в Нижне-Камчатске, построили корабль, назвали его «Святой Гавриил».
В июне 1728 года судно вышло в море. Двигаясь на север, 10 августа Беринг открыл остров, названный Святым Лаврентием.
Войдя в пролив, носящий ныне имя Беринга, капитан пригласил командный состав на совещание. Чириков предлагал идти до устья Колымы не останавливаясь, но Беринг решил повернуть на юг и вернуться в Нижне-Камчатск.
1 сентября 1728 года экспедиция прибыла к устью реки Камчатки. На следующий год, огибая полуостров, экспедиция Беринга нанесла на карту мыс Лопатку, затем отправились в Охотск и через всю Сибирь вернулись в Петербург.
Значение этой экспедиции было велико. Она вновь после Дежнева открыла пролив, отделяющий Азию от Америки. В результате этой глубокой разведки были подготовлены условия для последующих экспедиций.
Прошло несколько лет после первого плавания Беринга – Чирикова и русское правительство приступило  к огромным работам по обследованию побережья Северного Ледовитого океана и к детальному изучению Тихоокеанского бассейна.
В 1733 году начинает работать на Дальнем Востоке новая, так называемая  Великая северная экспедиция. В инструкции которой говорилось о том, что нужно еще раз проверить «есть ли соединение камчатской земли с Америкой, также имеется ль проход Северным морем».  Далее приказывалось идти к тем островам, которые шли от Камчатки к Японии.
Для проведения исследований Академия наук выделила трех своих членов и откомандировала пять студентов из числа особо прославившихся. Среди них был Степан Петрович Крашенинников.
В 1737 году, обеспечив переброску имущества в Охотск, туда же прибыли Беринг и Чириков. К тому времени закончилась постройка кораблей «Архангел Михаил» и «Надежда». Кроме того, были приведены в порядок старые суда «Фортуна» и «Гавриил».
Год 1737 стал началом новых выдающихся открытий на Тихом океане. На «Фортуне» к берегам Камчатки прибыл ученый исследователь Степан Крашенинников. Сын солдата Петровской армии, студент Российской академии наук. Не получая содержания, теснимый тупыми, бездушными приказчиками, он провел гигантскую работу по изучению полуострова, всесторонне описал природу Камчатки и собрал коллекцию минералов, горных пород, растений, нарисовал картины жизни местных жителей. После своего возвращения в Петербург в 1743 году Крашенинников десять лет упорно работал над своим трудом «Описание земли Камчатки», ставшим классическим.
В то время как Крашенинников описывал Камчатку, разворачивались морские путешествия Великой Русской Тихоокеанской экспедиции.
Летом 1738 года к берегам Японии и Курильским островам вышли «Михаил», «Надежда» и «Гавриил», результатом чего стало нанесение на географические карты ряда Курильских островов, восточного побережья Сахалина и северной части Японии (остров Хоккайдо).
К июню 1740 года в Охотске спустили на воду два вновь отстроенных пакетбота – «Святой Петр» и «Святой Павел». Это были солидные, стройные корабли. Длина каждого из них была двадцать три метра, грузоподъемность – сто тонн. На кораблях было по четырнадцать пушек небольшого калибра.
На этих пакетботах Беринг и Чириков отправились к берегам Америки. Во второй половине 1740 года они прибыли в Большерецк на Камчатке, обогнув мыс Лопатку, вошли в Авачинскую губу, где зазимовали. Место зимовки было названо Петропавловском, по имени кораблей.
Весной 1741 года экспедиция подготовилась к дальнейшему плаванию. 4 июня, подняв паруса, корабли отправились в далекий путь. Капитан Беринг командовал судном «Святой Петр», а капитан Чириков – судном «Святой Павел».
Сначала пакетботы шли на юго-восток, затем повернули на северо-восток и 20 июня потеряли друг друга из вида. Беринг два дня крейсировал в поисках «Святого Павла». Чириков тоже искал «Святой Петр», но капитаны не нашли друг друга и больше никогда не встретились. Плывя далее, каждый из них двигался почти параллельно гряде Алеутских островов.
16 июня, после полуторамесячного плавания, на широте 58 градусов 14 минут перед глазами Беринга открылась земля. Двигаясь вдоль берега, капитан обнаружил, что это был остров. Его нанесли на карту и назвали «Святой Илья». Сейчас этот остров называется Каяк.
25 июня 1741 года корабль продолжил свой рейс. На другой день они встретили еще один остров, видимо Кадьяк, а в начале августа увидели в тумане  новую землю. Этот остров так и назвали «Туманный». Путешественники увидели здесь странное животное, которое позднее описал Стеллер. Один из очень немногих сохранившихся на земле скелетов «морской коровы» находится в Хабаровском краеведческом музее.
В предпоследний день августа «Святой Петр» находился среди многих мелких островов, названных по имени умершего матроса Никиты Шумягина ,островами Щумягинскими. Здесь экспедиция впервые встретила людей-алеутов, которых члены экспедиции назвали американцами. В сентябре, на обратном пути пакетбот попал в полосу штормов, особо свирепых в этих местах. Многие матросы, ослабленные цингой и бесконечными авралами, слегли.
4 ноября перед путешественниками открылась новая земля. Судно находилось в отчаянном положении: снасти разорваны, мачты качались в гнездах, цинга косила людей. Началась зимовка в наскоро отрытых землянках. 28 ноября корабль во время шторма выбросило на берег. 8 декабря 1741 года командир-капитан Беринг умер. Остров, где зимовал экипаж, назвали островом Беринга.
В 90-х годах XX века группа казаков Приморского края побывала на могиле великого мореплавателя, поставила новый крест взамен свалившегося.
Удачнее прошло плавание Чирикова. За время своего плавания капитан описал и нанес на карту побережье Аляски и прилегающих к нему островов, общей протяженностью свыше 400 километров. Переход на Камчатку проходил в крайне суровых условиях. Только 8 октября показалась Авачинская сопка. Вместо слегшего от цинги Чирикова управлял судном штурман Елагин.
Меньше чем через год Чириков, едва оправившись от болезни, снова совершил плаванье. Им были открыты еще несколько островов, в том числе Святого Федора и Святого Иулиана. Необходимо отметить, что в целом Великая северная экспедиция значительно обогатила науку и укрепила положение России на Тихом океане. Вместе с тем она проложила дорогу новым значительным открытиям второй половины XVIII и первой половины XIX века.
3. Кругосветная экспедиция российских моряков. Открытие Антарктиды.

Во второй половине XVIII века выдвигается на первый план купец города Рыльска Курской области Григорий Иванович Шелехов. Шелехов не один раз пересекал океан, четыре года провел на Алеутских островах. Во время этих путешествий была основана торговая база (фактория) на острове Кадьяке. В 1787 году он представил проект образования монопольной компании под покровительством государственной власти. Смерть Шелехова в 1795 году помешала этим планам осуществиться.
Только в 1799 году была создана Русско-Американская компания. Первым правителем, который фактически заложил могущество этой компании, был купец Александр Баранов. Отрезанные от центра России сибирским бездорожьем владения Российско-Американской компании могли ожить только с установлением морских рейсов. Прокладка кругосветной трассы из Балтийского моря на Дальний Восток была произведена в результате огромных усилий и таланта таких мореплавателей как Крузенштерн, Лисянский, Головин, Хвостов, Давыдов.
История развития и становления русско-морского флота начиналась с Петра I. От тех лет  осталось немало документальных свидетельств настойчивой устремленности русских мореходов, едва начавших постигать искусство вождения судов, к далеким экзотическим берегам Тихого океана.
Среди проектов кругосветных экспедиций первой половины XVIII века особое внимание обращают на себя проекты генерал-инспектора флота вице-адмирал Головина  Н.Ф.: «чтобы в будущую весну отправить отсюда на Камчатку через море два фрегата военные российские… которые умеют иттить отсюда через Большое море-окиян  кругом  капа Горно и в Зюйдное море, и между многочисленных островов даже до Камчатки».  Проекту этому, тщательно разработанному, так и не суждено было осуществиться, как впрочем, и многим другим, помешала русско-турецкая война.
Но проекты, как этот, так и другие такого типа, послужили образцом дел подготовки первого кругосветного плавания на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.
В 1793 году выпускник Морского кадетского корпуса И.Ф. Крузенштерн, к тому времени прошедший хорошую военную выучку на судах русской балтийской эскадры с группой молодых офицеров, среди которых был и его будущий соратник по кругосветной экспедиции Ю.Ф. Лисянский, направляются за границу для совершенствования морских навыков и знаний. И.Ф. Крузенштерна  поразило то, что все европейские страны  участвовали в морской торговле, а Россия оставалась в стороне. Итогом его размышлений по этому поводу явилось письмо вице-президенту Адмиралтейств – коллегии Н.С. Мордвинцеву. «Счастлив был бы я, если бы своим усердием мог хоть мало способствовать процветанию… морских сил, дать нам ранг между морскими державами». 
Письмо И.Ф. Крузенштерна получило быстрое и благоприятное разрешение. Последовала повеление Александра I оказать содействие в организации первого кругосветного мореплавания. Во главе ее (капитаном фрегата «Надежда») стал И.Ф. Крузенштерн. Командование судном «Нева» было доверено капитан-лейтенанту Ю.Ф. Лисянскому, имевшему «достаточные  знания»  как о тех морях, по коим плыть надлежало, так и о «морской астрономии в нынешнем ее усовершенствованном состоянии, к тому же человека «беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе». 
Плавание кораблей, начавшись 26 июля 1803 года из Кронштадта, завершилось для «Невы» - 26 июля 1806 года, для «Надежды» - 7 августа этого же года. Оба знаменитых мореплавателя оставили интереснейшее описание своих одиссей по морям и океанам планеты.
Корабли «Надежда» и «Нева» проторили дорогу в океан другой русской экспедиции – Белинскгаузена и Лазарева, на долю которой выпала высокая часть в открытии Антарктиды .
Этим двум военным кораблям предстояло пересечь Атлантический океан, обогнуть мыс Горн, выйти в Тихий океан и взять курс на Сандвичевы острова. Оттуда каждый из кораблей получил самостоятельное задание. «Надежда» должна была идти к Камчатке, сдать в Петропавловске груз, а затем следовать в Японию, чтобы доставить туда посла Российско-Американской компании Резанова, после чего снова вернуться на Камчатку и, взяв груз пушнины, должен доставить его  для реализации в Контон. Что касается «Невы», то она с Сандвичевых островов должна была следовать к северо-западным берегам Америки, к острову Кадьяк. Там «Неве» предстояло зазимовать, и, тоже приняв груз пушнины, следовать на соединение с «Надеждой» и далее вместе в Кантон. После продажи пушнины оба корабля должны были заполнить трюмы чаем и двинуться в обратный рейс через Индийский океан вокруг мыса Доброй Надежды.
План был блестяще реализован. На своем пути русские моряки открыли ряд новых островов, провели важные гидрографические исследования, составили новые карты, собрали богатый этнографический материал. Описания и исследования Крузенштерна и Лисянского легли в основу дальнейших кругосветных путешествий.
Открытие шестого континента нашей планеты – Антарктиды.
В течение не одного предшествующего столетия мореплаватели пытались проникнуть все дальше и дальше к Южному полюсу в надежде отыскать жившую в легендах загадочную землю. Все попытки были тщетными. Ближе всех к осуществлению этой цели был английский мореплаватель Джеймс Кук. Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях, был настолько велик, что не все решались проникнуть к Южному полюсу через эти моря.
На этот подвиг спустя четыре с половиной десятилетия после Д. Кука решились русские моряки.
В июне 1819 года с Кронштадского рейда  одновременно снялось четыре корабля. Два из них – шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Белинскгаузена и М.П. Лазарева – взяли курс на южное полушарие. Два других – «Открытие» и «Благонамеренный», возглавляемые М.Н. Васильевым и Г.С. Шишмаревым – двинулись на север. Так начиналась эта комплексная экспедиция, подготовленная морским министром. Ее цель была: «для открытия, или лучше сказать, для осмотрения тех частей океана, кои миновали взоров прежних мореплавателей; главная цель – достичь самых больших широт, как на севере, так и на юге» . Так писал М.Н. Лазарев.
Начальник экспедиции и капитан шлюпа «Восток»                Ф.Ф. Белинскгаузен (1778-1852) был воспитанником морского кадетского корпуса, участником первого кругосветного путешествия, в котором проявил себя с наилучшей стороны. Во время этого путешествия он был произведен из мичманов в лейтенанты, карты были им составлены под руководством Крузенштерна. После окончания блистательного плавания он продолжил службу на Черноморском флоте, на завершающем этапе своей службы командует Кронштадским портом.
Сподвижником Ф.Ф. Белинскгаузена по экспедиции, командир шлюпа «Мирный» М.П. Лазарев возглавляет плеяду славных флотоводцев, среди которых известные всей России В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин.
Биография М.Н. Лазарева – яркий пример верности однажды избранной профессии, преданности дому и призванию.
Последние годы жизни М.Н. Лазарев командовал Черноморским флотом, на его счету еще два кругосветных путешествия: в 1813-1816 годах на корабле «Суворов» и в 1822-1825 годах на фрегате «Крейсер».

4. Исследования Дальнего Востока Головиным В.М.,
 Невельским Г.И.

В начале XIX века в 1807 году началась еще одна морская экспедиция на Дальний Восток под руководством Василия Михайловича Головина. Если Крузенштерн и Лисянский плыли на судах, купленных в Англии, то Головин непременным условием поставил плыть только на корабле русской постройки. Русское судно получилось добротным, устойчивым, превосходно оснащенным. Назвали его «Диана». На пути «Диана» была захвачена англичанами, однако капитану удалось благополучно увести свой корабль из плена. От мыса Доброй Надежды Головин пошел прямо на Камчатку, без захода в какую-либо гавань. Хотя провианта было мало, а запасы воды весьма ограничены, после четырехмесячного непрерывного плавания «Диана» прибыла в Петропавловск. Это был настоящий подвиг.
В течение двух лет Головин плавал в русских водах Тихого океана. В 1811 году он предпринял описание Курильских, Шантарских островов и южной части Татарского пролива. Но намеченный план ему не удалось завершить. На острове Кунашир Головин вместе с другими офицерами и матросами был захвачен японцами.
Только осенью 1813 года его удалось освободить. 3 ноября того же года Головин вернулся в Петропавловск.
В 1817 году Головин совершил свое второе кругосветное плаванье на ,превосходно оснащенном, фрегате «Камчатка». Путешествие это было плодотворным не только с точки зрения уточнения русских географических открытий, но и с точки зрения исследования состояния русских земель, входящих во владение Русско-Американской компании. По заданию Баранова Головин обследовал побережье Калифорнии. Второе плавание Головина заняло 2 года. 5 сентября «Камчатка» бросила якорь в Кронштадте.
Замечательные географические открытия и исследования после Лисянского, Крузенштерна, Головина продолжались в 20-30х годах XIX века такими выдающимися русскими мореплавателями как Коцебу, Литке, Матюшкиным, братьями Лутковскими и другими. Они вписали замечательные страницы в историю мировых географических открытий не только в северо-восточной части Тихого океана, но и на обширных просторах земного шара.
В середине XIX века большую географическую и государственную задачу разрешил выдающийся русский мореплаватель Г.И. Невельской. До Г.И. Невельского  существовало мнение, что Сахалин является полуостровом. Невельской сделал вывод об ошибочности этого взгляда. Он считал, что здесь находится выход из России  в Тихий океан через устье реки Амур и ясно представлял себе важность пути. В конце 1847 года он был назначен командиром военного транспорта «Байкал», предназначенного для перевозки груза из Кронштадта на Камчатку. 12 августа 1848 года «Байкал» вышел в кругосветное плаванье. Путь пролегал от Балтики через бурный Атлантический океан в Рио-де-Жанейро, вокруг Южной Америки к Петропавловску на Камчатке. 12 мая 1849 года он бросил здесь якорь. Затем пошел к Сахалину. Он обследовал устье Амура. Доказал, что Сахалин является островом. 1 августа 1850 года в двадцати километрах от устья на берегу Амура Невельской поднял русский военный флаг и основал военный пост, названный Николаевским (теперь Николаевск-на-Амуре). Передал  официальное сообщение для капитанов зарубежных судов, что весь Приамурский край  до корейской границы составляет Российские владения.
В 1851 году Невельской продолжил исследования Амура, Приамурья, острова Сахалин, побережья Японского моря. Во всех вновь открытых районах учреждались военные посты.

5. Заключение.

Конец XIX века – начало XX века стал временем заселения тех мест, которые открыли русские мореплаватели. Летом 1860 года специальная экспедиция, посетившая Сахалин, ознакомилась со строительством уже существующих там поселков и наметила строительство  новых. Особое внимание обращалось на морские берега у границы Кореи, в частности на бухту Посьет, где был основан ряд поселков. В том же 1860 году другая экспедиция обследовала бухту Золотой Рог. «Общественное внимание не только в России, но и в целой Европе обращено теперь на Приамурский край, естественное значение которого еще более увеличивается при открытии Китая для торговых сношений Европы. … Важность этого мирного завоевания, совершенного без кровопролития и без всякого участия военной силы, путем чисто дипломатическим, достаточно уже оценена всей Европой»  – писал  в конце XIX века русский журнал «Современник». Ф.Энгельс писал: в результате Пекинского договора Россия получила территорию, по величине равную Франции и Германии, вместе взятым и реку протяжением с Дунай».
Таким образом, русские географические открытия в XVIII – начале XX века привели к усилению российского влияния на восточных окраинах Российской империи.
За счет усиления морских границ Россия вступает в период активизации борьбы за свои восточные рубежи с Англией, Францией и Японией.












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Визев В.Ю. Русские мореплаватели. М.: Детгиз. 1953г.
2. Дивин В.А. Русские мореплаватели на Тихом океане в XVIII веке. М.: Мысль. 1971г.
3. Есаков, Плахотник, Алексеев. Русские океанические исследования в XIX – начале XX веков. М.: Детская литература. 1974г.
4. Дроздов В.Г. Отечеству полезным быть. Владивосток. Книжное изд-во. 1987г.
5. Ефимов А.В. Из истории великих географических открытий. М.: Наука. 1971г.
6. Марков С. Вечные следы. М.: Молодая гвардия. 1973г.
7. Рябов Н.И., Штейн М.Г. Очерки истории Русского Дальнего Востока. Хабаровское книжное изд-во. 1958г.


Рецензии
Добрый день, Ольга!
Вот какие вопросы возникли у меня только сейчас, хотя всё, что Вы здесь написали мне, профессиональному штурману, давно известно.
Почему в то время базовыми портами были Охотск, который по полгода закрыт льдами, и Усть-Камчатск, куда труден заход и маленькая бухта. Со свежими продуктами там была большая напряженка.
Ведь устье Амура было ближе и льда меньше, а тайга могла дать много свежей зелени. Будущая Авачинская бухта имела безопасный вход и множество меньших укрытий, полностью защищенных якорных мест.
С уважением.

Юрий Маков   18.04.2013 10:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, за прочтение моего небольшого доклада и ваш вопрос, возникший в ходе прочтения.Это не только приятно ,но и досадно на себя, что я ответ на него упустила в своем изложении темы.Мне кажется, что истина кроется в исторически сложившихся условиях освоения Сибири и Камчатки казаками.Они прошли дебри тайги по бездорожью ,а реки,глубокие и бурные, пересекали на самодельных плотах,теряя своих товарищей, и выходили к окену в тех местах,которые бали крайне неудобны,но приходилось обустраиваться там потому, что сил уже не было искать более удобные места,а базы обитания в виде насыпных крепостей нужны были ,чтобы облегчить дальнейшее продвижение первопроходцев и мореходов в эти дикие земли. Очень хорошо это описывает в своей книге Крашенниников,член Российской академии наук,изучая Камчатку.Поэтому и стали и Охотск, и Усть-Камчатск первыми крепостями и портами на Тихом океане.

Ольга Карабашина   18.04.2013 14:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.