Роль православия в развитии культуры России

ТЕМА: «Роль православия в развитии культуры России».



План.



1. Введение.
2. Культура Древней Руси и периода феодальной раздробленности.
3. Русская культура и православие в период возрождения и образования Московского централизованного государства.
4. Культура России XVII века – переходного периода к новой эпохе.
5. Заключение.








1. Введение.

Летопись рассказывает, что в 988 или 090 году над Киевом «воссиял свет Христовой веры». Киевский князь Владимир, убедившись в лживости языческих богов, решил переменить веру и после целого ряда поездок в Византию, переговоров и даже военных походов признал истинной верой византийское православие. Он принял его сам, и приняли его дружинники. Затем по его приказу крестились киевляне и вся остальная Русь.
Когда под властью константинопольского патриарха появилась новая русская церковь, из Византии хлынули греческие епископы, священники, монахи. Например, основатели Киево-Печерского монастыря был греческий монах Антоний. Другие монастыри открывались русскими князьями, боярами, но для управления ими приглашались греческие монахи. С течением времени в составе приходского духовенства и монашества появился значительный процент местных, но митрополит и епископы по -прежнему оставались греческими.
Церкви ставились князьями и боярами в качестве официальных государственных храмов или в качестве усыпальниц, или для обслуживания культов излюбленных святых.
Так, Владимир после крещения поставил в Киеве церковь Богородицы, на содержание которой отдал десятую часть своих доходов и обязал своих преемников, под угрозой проклятия соблюдать это обязательство.
Так с самого начала появления христианства на Руси образовалось переплетение новой веры с княжеской властью. Новый христианский бог мыслился как замена языческому Перуну. Бог – верховный повелитель князей, дающий им власть, венчающий на княжение, помогающий в походах.
В союзе князей и церкви сильнее были князья потому, что в хозяйственном отношении они были сильнее. Митрополиты пытались вмешиваться в дела князей, особенно во время княжеских усобиц, но эти попытки редко бывали успешными. Напротив, князья не раз показывали свою силу и сгоняли с кафедры неугодных им епископов. Первенство княжеской власти отразилось и в культе святых. Первыми святыми русской церкви стали князья Борис и Глеб, убитые после смерти Владимира. В последующее время сохранилась такая тенденция: из восьми святых канонизированных в Киеве и Новгороде , пять были княжеского происхождения, в том числе княгиня Ольга. И только трое были из монахов – Антоний и Феодосий Печерские и новгородский епископ Никита.
Иное положение заняла церковь в следующий период  - удельного феодализма, когда после разгрома Киевской Руси татарами и ее запустения, центр русской жизни переместился в Суздальско-Ростовскую и Новгородскую области.
Период с XIII до середины XV веков характеризуется феодализацией жизни российского общества, которая охватила и сферу православной религии. Форма церковного господства приобрела феодальный характер и совершенно слилась в одно целое с формами феодального господства. Познание о христианском вероучении и культах в этот период были слабы и, по большей части, чужды русскому народу. Иностранцы, бывающие в тот период на Руси, отмечали, что православные жители не знали, ни евангельской истории, ни символов веры, ни главнейших молитв, даже «Отче наш». Мало было изменений и во внешнем проявлении веры. В византийском культе центр тяжести лежит в отправлении общественного богослужения во время литургии. На Руси в это время предпочитали пользоваться теми религиозными культами, которые были понятны большинству. Например, обряд освящения воды и окропления ею домов, дворов, полей, людей, скота, обряд крещения младенцев, отпевание мертвецов, молебны за здравие болеющих и т.п.  Христианское богослужение прониклось чертами старинной магической обрядности. Мертвых и предков поминали в великий четверг, пасхальную неделю и в Троицыну субботу с соблюдением старинных церемоний. Праздники, связанные с годовым круговоротом солнца были днями веселья. Естественно, что при таком сочетании христианства и древних обычаев на Руси оставались волхвы, юродивые, пророки, в которых, якобы, вселялось само божество. Знаменитым юродивым при Иване Грозном был Василий, объявленный после смерти святым. Его мощи были выставлены в Покровском соборе на Красной площади, получивший название собор Василия Блаженного. Продолжалась вера в колдунов и знахарей. Христианская вера приспособила их для себя. В заговорах колдунов, волхвов стали фигурировать обращения  к деве Марии, ангелам, архангелам, святым, которые своей силой должны были спасать человека. Такая вера была всеобщей. Известны случаи, когда к волхвам, бабам ворожеям обращались великие князи, цари. Например, Василий III, после женитьбы на Елене Глинской искал чародеев, которые помогли бы ему иметь детей.
Круг религиозных представлений, свойственный всему обществу в XII – XV веках от низов до верхов завершался всеобщим преклонением перед иконами. Иконы сопровождали своих хозяев повсюду: в дороге, на свадьбе, на похоронах и прочее.
В этот период церковь сыграла положительную роль в освобождении русских земель от татарского нашествия и в объединении русских земель в единое централизованное государство.
В условиях военных тягот православные священники оказывали людям духовную поддержку, помогали нищим и убогим людям.
Среди митрополитов были весьма образованные люди, поддерживающие князей в их политике. Так митрополит Алексей был фактическим главой московского правительства в годы малолетства Дмитрия Донского. Митрополит Геронтий активно побуждал Ивана III к борьбе с нашествием Ахмата. Об этом просил его и епископ Вассеан из Ростова. Величайшим сподвижником стал Сергий Радонежский, который создал Троице-Сергиев монастырь. Отказ от стяжательства, накопления денег, вещей, трудолюбие привлекали людей к монаху Кириллу, который основал Кирилло-Белозерский монастырь. Но формирование феодальных отношений сказывалось и  на жизни церкви. Монастыри обрастали хозяйством. Князья и бояре наделяли их землями с прикрепленными к ним крестьянами. Многие превращались в обычные феодальные хозяйства.
В XV веке католическая церковь пыталась подчинить себе православную путем объединения. Тогдашний митрополит всея Руси, грек по национальности, был сторонником такого объединения. Василий II приказал посадить его в тюрьму. С 1448 года митрополита всея Руси стали избирать на Соборе русских священнослужителей. Это значительно повысило роль православия.
В результате церковь, которая стала богатым и влиятельным феодалом, соперничала с великокняжеской властью. Но великие князья не желали делиться властью с церковью. С течением времени от князей стало зависеть избрание митрополитов.
Со второй половины XV века появляется и расширяется рынок сбыта сельскохозяйственных продуктов, растут города, появляется русское купечество, денежные отношения начинают приходить на смену натуральному хозяйству, проникают в деревню.
В XVI веке складывается централизованное Московское государство. Церковь тоже преобразуется. Отдельные феодальные церковные миры централизуются в единую Московскую патриархию. Централизация церкви была завершена в XVI веке, когда для решения церковных и государственных дел стали собираться Соборы. В этот период была сформулирована теория об основании, на котором стоит православная церковь. Самодержец и государь всея Руси, наместник самого бога, под судом, властью и попечением которого находится вся русская земля, включая церковь и ее владения.
Московская церковь стала национальной, со своим независимым от греков патриархом, со своими святыми, со своими культами, отличавшиеся от греческого. Союз государства и церкви стал определяющим фактом на XVI век.
Конец XVII, весь XVIII и 60 лет XIX века русской истории проходит под знаком крепостного права. Явление церковной жизни тесно переплелись с политическими, ибо церковь, начиная с 20-х годов XVII века из фактической служанки государства превращается в орудие государственного управления. Петр I сначала создает в 1701 году Монастырский приказ. К нему переходят все административные и хозяйственные дела из расформированного патриаршего двора. Помимо судебных функций над церковными людьми Монастырский приказ получает право управления всеми церковными вотчинами, через назначаемых светских членов приказа. Начиная с реформ Петра I, происходит постепенная секуляризация церковных земель. Прежняя свобода церковных имений от всяких государственных обложений была заменена чрезвычайно тяжелыми налогами. Помимо обычных общегосударственных налогов были определены сборы на сооружения каналов, содержание отставных военных чинов, наряды в адмиралтействе, подмога при отливке пушек и другие. Священнослужителям было назначено жалование.
В 1721 году был создан Синод. Управление церковью, отныне, всецело принадлежало государству. Членов Синода приглашал император на определенный срок из числа архиереев, архимандритов. Контроль над деятельностью Синода был вверен обер-прокурору. Екатерина II закончила секуляризацию церковных земель. Все доходы от церковных земель отчуждало и распределяло государство. К концу царствования Екатерины, началась раздача земель разным вельможам и любимцам Екатерины.
Государственная церковь должна была прежде всего, и главным образом, исполнять те обязанности, которые на нее возлагало государство. Первейшая обязанность духовенства было воспитание верноподданнических чувств среди православного населения. Такими оставались задачи и организационная структура церкви вплоть до 1917 года.
Таким образом православие в России развивалось в соответствии с развитием общества. Рассмотрим примеры влияния православия на развитие русской культуры, их взаимосвязь и взаимодействие.

2. Культура Древней Руси и периода феодальной раздробленности.

Задолго до своего крещения, Древняя Русь, стоявшая на перекрестке торговых путей, познакомилась с другими культурами. Летописи указывают, что Русь имела связи с Европой, особенно со славянскими странами – Польшей, Чехией, Болгарией и Сербией. Арабские купцы обеспечивали русских князей товаром из восточных стран. Тесными были связи с жителями Прибалтики и угроффинами. Связи с этими странами и Византией сказались на развитии русской культуры
Русское народное начало было сильно на Руси. Культура старого языческого мира с его поверьями, обрядами, песнями, танцами всегда оставалась сильнодействующим фактором в развитии русского народа.
Признание христианства государственной религией повлекло на Русь значительное число греков, которые привнесли в культуру Руси значительные изменения, однако вытеснить языческие традиции христианство так и не смогло. Христианство и язычество переплелись между собой, ассимилировались. Такое переплетение христианских и языческих традиций явилось особенностью древнерусской культуры. В культуре русского народа настойчиво находили себе место народные начала. Византийская культура в сравнении с русской было строгой и суровой. Русская культура была более многокрасочной и более яркой. Новый художественный мир Киевской Руси являлся глубоко оригинальным творением русского народа.
С крещением Руси стало развиваться письменность и грамотность. Вместе с деятелями церкви из Византии пришли писцы, переводчики, хлынул поток греческих, болгарских, сербских книг. Появились школы, которые были открыты со времен Владимира Святославовича при церквах и монастырях, позднее появились школы и для девочек. Так,  сестра Владимира Мономаха Янка основала в Киеве женский монастырь и открыла при нем школу. Монастыри, храмы – стали центрами письменности, грамотности. Появление большого числа грамотных людей способствовало появлению древнерусской литературы. Главное место занимают в ней – летописи. Историк В.О. Ключевский писал: «Летописи занимают главное место среди литературных памятников за большую половину нашей истории; они передают явления, которые, плывут по поверхности жизни, давая ей тон, направляя или своим течением указывая то направление, какое принимает жизнь». 
Первым известным литературным произведением «Слово о Законе и благодати» написанное Илларионом, первым русским митрополитом. Сам митрополит Илларион был хорошо образован, много читал, знал Священное Писание – Библию и Евангелие.
Летописи писались сначала как хронологии важнейших событий, но так как писали их монахи (считается, что летописи писали монахи Десятинной церкви Киева), эти хронологии обрастают личными впечатлениями, впечатлениями окружающих и превращаются в художественные и исторические произведения.
В XII веке монах Киево-Печорского монастыря, Нестор создал летопись, которую назвал «Повесть временных лет». В ней он поставил вопрос: «Откуда есть, пошла Русская Земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская  земля есть стал». Своим повествованием Нестор отвечает на этот заданный вопрос.
В XII веке появляется знаменитое «Поучение Владимира Мономаха» - первые воспоминания о прожитой жизни.
Наивысшим достижением литературы Руси стало «Слово о полку Игореве». В центре повествования лежал неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославовича, главная мысль – славен тот, кто выражает интересы родной земли.
Целый мир русской жизни раскрывался в былинах. Их главные герои – богатыри, защитники народа: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Волхв Всеславич.
Логическим  явлением, с переходом к христианству, было строительство Киевской Руси. Строительство и украшение храмов отображало стремление князей объяснить свое могущество пожеланиями бога. Строительство было монументальным. О Киевско-Софийском соборе, воздвигнутом при князе Ярославе, современник писал: «Дивна всем окружающим им странам».  Все 13 глав этого собора не находят себе прообраза ни в Византии и ни в какой другой христианской стране. Греческие зодчие принесли на Русь замечательное и давно отстоявшееся искусство. Но под влиянием местных традиций, отвечая вкусам заказчиков, находясь в общении с русскими мастерами, они строили русские храмы. Своим многоглавием, открытыми галереями, постепенным ступенчатым нарастанием Киевский храм вносил коррективы в монолитность византийского зодчества. При строительстве храм не был побелен. Кирпич, из которого он был выложен, чередовался с розовой цемлянкой, что придавало ему нарядность. Внутри 12 мощных крестообразных столбов расчленяют огромное пространство. По стенам сияли золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелеными и пурпурными переливами, то затухающими, то вспыхивающими красками. Это был шедевр «мерцающей живописи». Над головою молящихся в главном куполе был изображен Христос. В простенках вереница святых, словно парящих в воздухе, а в централе абсиде (простенке) богоматерь с воздетыми к небу руками. Пол был покрыт мозаикой. Кроме «мерцающей живописи» храм был украшен живописью обычной – фресками, прославляющими княжескую власть. С закатом Киевской Руси дорогостоящая мерцательная мозаика была заменена фреской. «Фреска подкупала русских художников не только более гибкой техникой, но и более плотной палитрой никак не связанной с имеющимися под рукой набором мозаичных кубиков. Тем самым фреска допускала более реалистичное изображение».
Уже в конце XII во фресках Кирилловского монастыря в Киеве в лицах святых, с большими глазами, окладистыми бородами появился неповторимый русский отпечаток.
Таким образом, с принятием христианства на Руси, вся культура пережила глубокие перемены. Христианское искусство было подчинено задачам воспевания бога, подвигов святых. Все, что мешало божественному предначертанию искусства, церковь преследовала и уничтожала. Однако, и в рамках строгого церковного искусства, русские скульпторы, живописцы, музыканты создавали произведения, которые продолжали народные традиции.
Большого мастерства достигли ювелиры. С особым мастерством они украшали оклады икон, а так же книги, которые в то время были редкостью и представляли ценности.
Киевскую Русь сменил период раздробленности. Ослабленная, ограбленная, истекающая кровью в братоубийственных распрях, Русь сохранила свои лучшие традиции в становлении культуры, которая основывалась по-прежнему на христианской вере. Во всех княжествах, во всех городах работают русские зодчие, художники, мастера. Имена многих дошли до нашего времени. При всем различии художественных местных школ все русские мастера сохранили во всем многообразии русское единство. Все их работы обладали общими чертами, при сохранении местных особенностей.
В княжеских городах возникают одноглавые, четырехстопные или шестистопные храмы, кубом вросшие в землю. Их объемы невелики. Каждый храм образует массив без галерей и лестничной башни. Исчезла декоративная полосатая кладка. Шлемообразный купол виден издали. Храм – как твердыня. Православные шедевры соединяют в себе зодчество, живопись и ваяние.
Примером развития искусства стал в это время город Владимир, в который перенес княжескую сын Юрия Долгорукого от брака с половецкой княжной Андрей Боголюбский. При нем город стал очагом русской культуры. Владимирский, Успенский и Дмитриевский соборы, церковь Покрова на Нерли – величайшие шедевры этого периода. Перед ними русский человек должен был испытывать волнение. В них соединилась ясность и стройность, гармония с окружающим пейзажем.
Успенский собор воздвигнут на круче реки. Видимый отовсюду, он, как бы, парил над городом. Внутри все ослепительно сияло золотом, серебром и драгоценными камнями. Через два века после постройки храма великий Рублев украсил его фресками. Эти храмы отличались от тех, что строил Юрий Долгорукий. Вместо грузного куба устремленная вверх церковь.
Икон XII-XII веков, связанных с Владимиро-Суздальским княжеством осталось немного. Но среди них имеются шедевры: «Деисус» (по-гречески моление или прошение), «Дмитрий Салунский».
С изгнанием монголо-татар начинается возрождение и подъем Руси, а с ним развивалась и русская культура, которая была пронизана идеями христианско-православной церкви.

3. Русская культура и православие в период возрождения и образования Московского централизованного государства.

Церковь в период борьбы с татаро-монголами играла немаловажную роль в объединении русских сил против врага и развивала объединительные тенденции в образовании Русского государства.
В первую очередь все эти явления и тенденции отразились в литературе. На смену летописям приходит создание крупных исторических сочинений. В них обосновываются идеи обороны страны, борьбы за независимость и единства. Появляются жития сказания и хождения (описание путешествий).
Жития – это повествования о жизни святых. Их героями становились люди, которые являлись примером для других. Таким было «Житие святого Александра Невского». Известностью пользовались «Жития Михаила Ярославовича», который был растерзан в Золотой орде и «Житие Сергия Радонежского». Популярными становятся сказания, посвященные крупным историческим событиям. Например, рассказ о Куликовской битве «Задонщина».
Возрождение Руси начиналось со строительства храмов. Храмы в то время были источниками высокой нравственности. Мудрости, стойкости, любви к Родине. К концу XVI века зодчество переходит повсеместно от деревянного к белокаменному и краснокирпичному строительству.
Иван III венчая свои усилия по созданию могучей и единой державы, заменяет кремлевские стены времен Дмитрия Донского на красно-коричневый Кремль с 18 башнями. Московский Кремль – плод совместного творчества итальянских и русских мастеров. Итальянец Аристотель Фиораванти прежде чем приступить к созданию Успенского собора Кремля съездил во Владимир посмотреть каков тамошний Успенский собор. Как свидетельствуют летописи, Фиораванти научил русских мастеров более совершенной выделке кирпича и составлению особых известковых растворов. Взяв за основу общую формы Успенского собора во Владимире, аркатурный пояс посередине его стен и колонны, он спрятал абсиды (алтарный выступ) за мощные угловые пилястры (прямоугольный вертикальный выступ на поверхности стены), что придало главному фасаду строгий, стройный, величественный вид и добился слитности пятиглавия, выражающее единство и могущество Русского государства. Одновременно было решено внутреннее убранство собора. Огромный торжественный зал, массивные круглые столбы, поддерживающие купола. Собор предназначался для венчания государей на царство.
Архангельский собор, служивший усыпальницей русских царей, строил соотечественник Аристотеля Алевиз Новый. Не смотря на то, что он пятиглавый, этот торжественный и нарядный храм напоминает двухэтажное здание типа «палаццо» с необычным на Руси карнизом. Следует признать, что смешение в его архитектуре разнородных принципов не позволяет рассматривать его как единое целое.
Псковским мастерам обязан Кремль храмом поменьше: Благовещенскому и Ризположения. Благовещенский собор был возведен на высоком подклете ( белокаменном цокольном этаже) и окружен обходной галереей – гульбищем. Украсили его снаружи узорным поясом из наклонно поставленного кирпича, так называемым «бегунцом».
В это время, сначала в Новгороде, а затем, в Москве писал иконы прославленный Феофан Грек. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля – великое произведение искусства Феофана. Кроме Феофана над росписью Благовещенского собора работали Прохор, старец с Городца и чернец Андрей Рублев. Андрей Рублев считался при жизни выдающимся мастером иконописи, но подлинная слава пришла к нему после смерти. Ошеломляющее впечатление произвело на зрителей раскрытие иконы Рублева «Троица». «Троица» находилась тогда в Троице-Сергиевой лавре в Троицкой церкви. Раскрыли ее в 1904 году, когда нашлись письменные источники, которые подтверждали, что икона написана самолично Андреем Рублевым.
Новая Россия складывалась как единое и централизованное государство, в котором церковь была тем ядром, вокруг которого происходило сплочение. Идею царя как ставленника божьего, церковь поддерживала и внедряла в народное сознание. Культура того времени стояла на службе у церкви и самодержавия. Наиболее развитые виды русского искусства: зодчество, иконопись, литература утверждали идеи единого государства и самодержавия. Благодаря поддержке церковью процесса централизации, Русь выдвинулась на международную арену, вернула себе место среди крупных европейских держав.
Укрепление централизованного государства, превращение России в царство, эпоха Ивана Грозного, опричнина, войны, расправы с боярами – все это нашло отражение в дальнейшем развитии культуры.
Создание централизованного государства, реформы управления требовали все большего количества образованных людей. Церковь теряет монополию в организации образования. Появляется светское образование. Печатаются учебники по грамматике и арифметике. Первую русскую грамматику составил Максим Грек. При Иване Грозном впервые некоторых способных молодых людей стали посылать в Константинополь для изучения греческого языка. В богатых домах стали появляться библиотеки. Иван грозный обладал огромной библиотекой, но после его смерти она исчезла. Где она находится, до сих пор является исторической загадкой.
Важной вехой в истории русского просвещения для дальнейшего развития всей культуры стало появления книгопечатания. В 1564 году напечатал свою первую книгу русский первопечатник Иван Федоров. Это был «Апостол» - сборник, содержащий тексты из Библии. Переехав в Белоруссию, затем на Украину позднее он издал первую славянскую «Азбуку».
Среди произведений литературы в XVI веке выделяется книга «Домострой». Ее автором был Сильвестр. Под руководством митрополита Макария и самого Ивана Грозного создавались летописи и исторические сочинения, в которых проводились идеи самодержавия и преемственности русских царей от византийских императоров. Был издан Лицевой летописный свод. Согласно этой летописи, вся русская история вела к власти Ивана IV. Идеи божественного происхождения царской власти отражена в Степенной книге, в которой шаг за шагом показаны все степени династии Рюриковичей.
В XVI веке появляются первые публицистические произведения, написанные на волнующие в то время темы. Таким произведением стала челобитная, поданная царю Иваном Пересветовым, в которой призывал царя к решительной борьбе за укрепление власти или переписка с царем князя Курбского.
Появляются новые веяния в архитектуре, иконописи, музыке.
Строительство новых храмов должно было увековечить деяния русских властелинов. В честь рождения Ивана IV была построена церковь Вознесения в селе Коломенском. Французский композитор Берлиоз писал князю В,Ф, Одоевскому: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе было для меня чудом из чудес».
Это памятник шатровой архитектуры. Обширные галереи с лестницами, исполинский шатер и невысокая главка. Никаких посторонних эффектов. Четко выступающие пилястры, друг над другом чередующиеся кокошники, двускатная кровля, продолговатые наличники окон, стройные грани шатра, увитые бусинами. Все естественно и динамично.
В иконописи появляются черты реализма, происходит переход от иконы к портретной и жанровой живописи. Знаменитым живописцем был тогда Дионисий.
Мы видим, что во времена централизации Московского Государства в русской культуре усиливаются новые веяния. Содержание расширяется, появляется стремление сочетать церковную догматику с реальной жизнью. Многие представители церкви были этим недовольны. С яростными протестами выступал дьяк Висковатый. Его возмутило, например, что в одной росписи рядом с Христом была изображена «пляшущая женка». Однако, церковь вынуждена была считаться с новыми веяниями. Так, на знаменитом Стоглавом соборе было разрешено изображать на иконах «цари и князи и святители и народи», равно как не возражал против «бытийного письма» (исторических сюжетов). Светские начала все больше заявляли в Российской культуре свои права.

4. Культура России XVII века – переходного периода к новой эпохе.

Возросшему могуществу Российского государства в 17 веке соответствовал и масштаб развития культуры. Это был период, когда на смену традициям древнерусской культуры, безраздельного властвования церкви над умами россиян, приходило новое время, светского по содержанию, не опирающееся и не оглядывающееся на православие. Исчезали величавая лаконичность и высокая одухотворенность культуры. Поиски нового были мучительны. Новая реалистичная культура не могла еще развиваться гармонично в рамках не обновленного петровской реформой культурного развития России. Но живая струя народного творчества по-прежнему облагораживала и живопись, и архитектуру и другие виды искусств. Благодаря народным элементам – нарядности, декоративности – искусство XVII века, не смотря на обилие новшеств, было близко к древнерусским традициям.
Крупнейшим русским художником этого периода был Симон Федорович Ушаков, которому благоволил патриарх Никон. Ушаков стремился к реальному изображению людей. Но это были лишь первые попытки. Таковы были изображения царя Алексея Михайловича и царицы Марии. Ушаков стал одним из основоположником портретной живописи, так блестяще развившейся в следующем столетии.
В архитектуре заметным явлением стало строительство ансамбля Кремля Ростова Великого. Белизна высоких каменных стен, гармония широких плоскостей, уступы башен, лазурь, серебро и золото куполов – все сливается в симфонию архитектурных форм. Этот ансамбль был создан при митрополите Ионе. Почти 40 лет он управлял Ростовской митрополией. Кремль при Ионе был построен как резиденция митрополита с высокими надвратными храмами: церковью Воскресения, церковью  Иоанна Богослова и церковью Спаса на сенях, каждая из которых радует взгляд нарядной монументальностью. Все церкви внутри были украшены фресками, сплошь покрывающими их стены. При Ионе была сооружена и грандиозная звонница, ибо он мечтал озвучить, созданный им ансамбль. Мастер Фрол Терентьев, имя которого достойно вошло в мировую историю музыки, отлил колокол весом в две тысячи пудов, дающий тон «до» большой октавы. Празднично-торжественный звон слышался за 20 верст кругом. Ростовский Кремль построен так, что можно пройти от храма к храму по его галереям, не спускаясь на землю. В надвратной церкви Иона распорядился отвести, наподобие театральной сцены, значительно больше места для духовенства, нежели для мирян. Ростовские храмы были построены в соответствии с русской традицией, тогда как в Москве зодчество приобретало новые формы, отмеченные пышными формами европейского барокко. Теремной дворец Кремля – крупнейшая из гражданских построек того времени. Травяной узор покрывает в архитектуре все, он является мотивом искусства XVII века.
Внешнее убранство дворца или храма все чаще становится самоцелью зодчего. Церковь Рождества в Путинках, что в самом центре Москвы, стояла, словно игрушечная. Хотя некоторые детали повторяют собор Василия  Блаженного, весь этот храмик с обилием пенящихся кокошников, красивыми наличниками составляют его прелесть. В Никитниках построена была церковь Троицы. Снаружи это многообъемное сооружение с большим богатством мелких деталей, а роспись отличается изысканностью и большим количеством присутствия в колере киновари.
В XVII веке властолюбивый патриарх Никон попытался использовать искусство для утверждения могущества возглавляемой им церкви. Выстроенный по его велению собор Воскресенского-Ново-Иерусалимского монастыря на Истре, который повторял в общих чертах композицию храма «над гробом Господним» в Иерусалиме. Украшение собора было невиданным по своей роскоши. 10 декабря 1941 года фашисты его взорвали, отступая от Москвы.
Родственники матери Петра I стали строить роскошные здания, с использованием элементов стиля барокко. Этот стиль в Москве называли Нарышкинское барокко. Образец этого стиля храм Покрова в Филях, колокольня Ново-Девичьего монастыря.
Художественный гений проявился в создании двадцатидвухглавого Преображенского храма в погосте Кижи. Созданный деревянный храм без единого гвоздя стал памятью о древнерусском великом искусстве.
В скульптуре XVII века тоже пробиваются реалистические ростки. Потрясающее впечатление оставляют деревянные скульптуры, хранящиеся в Пермском музее. «Распятие Соликамское», «Распятие Ильинское», «Страдающий Христос» и другие. Почти все они сделаны в натуральную величину, лица отражают гамму человеческих чувств. У одного в глазах скорбь, у другого ужас. Острая выразительность, реализм, своеобразие отличают скульптуры «Пермских богов».
Расцвета достигли в XVII веке и другие виды искусств. Изделия «золотых дел мастеров» составляют основную массу сокровищ Оружейной Палаты Московского Кремля. Оклады, напристольные кресты, потиры, братины, чарки, ковши, серьги – истинные шедевры искусства.
Наступал XVIII век – новая эра нашей истории. Православие оставалось составной частью истории России, но перестало играть в ней главенствующую роль. XVIII век стал переворотом, которого не знала ни одна культура Европы. На смену церковной православной культуре приходит светская. Но это не значит, что в процессе ломки старой культуры погиб весь опыт древнерусского творчества. Подлинная связь с традицией сказывалась во всех случаях, когда художники решали новые задачи , поставленные новыми историческими условиями, но опирались на весь предыдущий опыт русской культуры.

5. Заключение.

Культура России складывалась и развивалась под влиянием православия. Благодаря православию складывались благоприятные условия для развития русской культуры. Взаимопроникновение православия и культуры, их синтез дали возможность развиваться русской культуре по самобытному пути.
Художники, зодчие, иконописцы создавали свои произведения на века. Это значит, что творцы, благодаря свом шедеврам, могли вступить в связь с новыми поколениями на века, завещая будущему свои самые затаенные думы.
Сами художники полагали в своем сознании, что творят они по велению бога и ради прославления его, но созданная ими культура служила и собственным земным человеческим целям. Ведь выдавая за божественное свое человеческое творение, художник утверждал его в качестве бессмертной и величайшей ценности.
Русская культура отличается от других культур, благодаря взаимопроникновению и взаимовлиянию не только других культур, в частности византийской, но и языческого верования древних русичей, проявившегося в обычаях русского народа и влияния православия.
Русь не просто заимствовала высокоразвитое искусство Византии, но подхватила его, качественно обновила, обогатив собственной традицией.
В результате на Руси сложилась в высшей степени оригинальная культурная система с неповторимыми комплексами мирового значения, такими как Москва, Новгород, Суздаль, Владимир, Ростов Великий. Русское искусство – великое творение времени. Оно неповторимо и входит в духовную культуру русского человека в неразрывной связи с современной культурой.































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Будовниц И. Общественно-политическая мысль Древней Руси. М.: Наука, 1960г.
2. Гордиенко И.С. Современное православие. М.: Политиздат. 1968г.
3. История Москвы с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1997г.
4. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.7. М.: Мысль, 1989г.
5. Любимов Л. Искусство древней Руси. М.: Просвещение, 1981г.
6. Митяев А.Н., Сахаров А.Н. Очерки истории русской культуры. IX – XVIII век. М.: Просвещение. 1984г.
7. Токарев С.Н. Религия в истории народов мира. М.: Мысль, 1976г.


Рецензии
Добрый вечер, Ольга. С большим интересом прочитала Вашу статью. Я не могу назвать себя православной верующей и никогда глубоко не вникала в историю православия. Считаю, что Библия - книга всех времен и народов, книга мудрости. Православие - часть мировой культуры и основа религиозной культуры России. Знать ее историю полезно каждому образованному человеку. Человек должен знать историю своей родины и историю страны, в которой он живет.
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Анна Арбатова   21.02.2013 20:15     Заявить о нарушении
Анна, я вам искренне благодарна за прочтение этой статьи. Ваши мысли на эту тему во многом созвучны моим. Спасибо.

Ольга Карабашина   22.02.2013 01:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.