Особенности возникновения городов Востока, Греции

ТЕМА: «Особенности возникновения городов Востока и античных городов Греции, Рима».









ПЛАН

1. Введение.
2. Город и его признаки.
3. Особенности возникновения городов Востока и античных городов     Греции, Рима.
4. Заключение.











1. Введение.

При изучении локальных цивилизаций большая роль отводится социально организованным структурам, в которых проживает человек. Здесь приоритет принадлежит самому сложному конгломерату человеческих взаимоотношений – городу. Город – трансикторическое образование. Возникает в период разложения родоплеменных отношений, он постоянно сопровождает историю людей на Западном и Восточном полушариях.
Меняя во времени и пространстве свой характер, город в каждой цивилизации оказывается, удивительно присущ именно тому обществу, в котором он существует.
Это относится не только к индустриальному обществу, которое по своей сути является городским.
Город органически вписывается и  в  период старейших цивилизаций, преимущественно аграрных, где он включал лишь небольшую часть населения и, в известном смысле, противостоял периферии.
Кроме того, город отражает и воплощает уровень и формы всеобщего разделения труда и социального деления, степень и уровень культуры данной цивилизации. Это происходит потому, что город в каждое время и на каждой территории выступает как организатор сообщества людей данной эпохи. В нем концентрируется население, численность и плотность которого намного выше, чем в окружающих сельских поселениях. В городе концентрируются все функции общества, постепенно отрывающиеся от непосредственной деятельности на земле. К ним относятся торговый обмен, промышленность, финансовое хозяйство, транспорт, пути сообщения, строительство, оборона. В городе концентрируется администрация (светская, церковная, гражданская, военная, судебная, государственные и частные учреждения, резиденция правительства, военные и полицейские органы, учреждения образования и культуры и пр.). Город дает возможность общаться между собой разным сословиям и группам, представителям разных этнических групп, иной культуры, которые скапливаются в городах.
В городе образуется большое число различных ассоциаций. Можно сказать, что городская жизнь пронизана разными общностями. Она состоит из них, реализуется в них. Каждый гражданин оказывается в центре пересечения многих обществ. Например, в европейском обществе бюргер зачастую входит чуть ли не в десяток разных сообществ: купеческую гильдию, корабельное товарищество, церковной приход, сообщество соседей (сообща борются с пожарами, грязью и беспорядками на улице), в муниципалитет (как советник или мэр), в воинское ополчение, в бюргерскую корпорацию и т.д.
Эти ассоциации сыграли выдающуюся роль в получении гражданами всевозможных прав, закрепление их личной свободы, выработке чувств собственного достоинства и самоуважения. Таким образом, город играл роль активного центра во взаимодействии культур на индивидуальном и системном уровнях.
Так, если взять межсоциальные отношения, то видно, как город организует взаимодействие между классами и группами, изнутри связывая общество. Или территориальные, или этнические срезы, благодаря которым становится  понятным, как город осуществляет общение между разными территориями и этносами, подчас весьма отдаленными и разнородными. Город явился  и связывающим звеном между эпохами: от раннеклассовых обществ к античности, затем к феодализму, капитализму. Тогда ранний город  стал необходимой опорой складывающегося государства и элитарных групп. Именно город сказал слово в формировании новых обществ. В старые эпохи роль города вовсе не сводилась к конкретным экономическим или административным функциям, роль города и тогда имела решающее значение для цивилизаций.
Еще одна черта города – динамизм городского общества. Особая роль принадлежит городам и городским системам в механизме социального общения.
Богатство и сложность городской жизни, размеры городов и удельный вес горожан в численности населения страны, сфера влияния городов на сельские  и полуцивилизованные районы, участие городов в товарообмене – все эти показатели служат объективным мерилом уровня, достигнутым внутренним и международным способом общения. С другой стороны города являются историческим стержнем всего процесса разделения труда и создателем различных видов и форм общения. По мнению марксистов, противоположность между городом и деревней «проходит через всю историю цивилизации. Город является ядром, в котором собрана информация и состояние цивилизации.

2. Город и его признаки.

«Город представляет собой замкнутое (хотя бы относительно) селение, населенное место, но, во всяком случае, не один и не несколько отдельно друг от друга расположенных жилищ».
В городах дома расположены густо; в наше время даже стена к стене. Количественный признак – большое селение, составляющее настолько обширное населенное место, что взаимное личное знакомство жителей друг с другом отсутствует. Но это не решающий признак. В России были деревни, которые с многочисленным населением значительно больше иных старых городов.
С точки зрения чисто экономического определения, городом можно назвать такое населенное место, обитатели которого в своем большинстве живут торговлей и промышленностью, а не сельскохозяйственным трудом. Другим признаком является многосторонность промысла. Городом нельзя назвать и городское и княжеское замкнутое натуральное хозяйство со значительным населением, хотя значительная часть городов возникла из таких поселений. Дальнейшим признаком города является наличие рынка, не в виде случайного, а постоянного товарообмена на месте поселения, являющегося существенной составной частью удовлетворения потребностей населения. Но и не каждое поселение, имеющее рынок, может быть городом. Каждый город является рыночным местом, то есть имеет в качестве экономического центра рынок.
Бывает, что город возникает в виде рыночного поселения на подходящем перегрузочном пункте, или на основании захвата  посторонними территории, или  как место пребывания владельца земли, вождя. Города возникали путем союза пришельцев, мореплавателей, торговых поселенцев.
Чаще всего наблюдается единение между хозяйством князя, сеньора и прочее с одной стороны и рынком с другой.
Город является местом проживания потребителей: чиновников, аристократии, пролетариев и т.д. Возможно и прямо противоположное явление – место жизни производителей тоже является городом.
Отношение городов к сельскому хозяйству не было однородным. Существовали и существуют земледельческие города, которые имеют кроме производства ремесел, торговли и значительный слой жителей, производящих продукты питания. Но, как правило, городские жители обладают  меньшей аграрной площадью. Иногда земельная собственность находилась в руках крупных городских корпораций и местной аристократии. Например, херсонеское  владение Мильтиада.
«Взаимоотношения города, как средоточие промышленности и торговли, и сельской округи, как поставщика съестных припасов, составляют совокупность явлений, которые называются – городским хозяйством».
Для регулирования условий обмена и производства в городах создается городская власть.
3. Особенности возникновения городов Востока и античных городов Греции и Рима.

Греческие и италийские города, в частности сам Рим, возникли из синойизма (объединение нескольких поселений в единый полис, вызван развитием ремесла и торговли) землевладельческих общин. От многих ранних городов Африки, доколумбовой Америки, Азии, их отличало довольно быстрое и полное слияние жителей этих поселений в один народ при сохранении общин только как хозяйственных и культовых ячеек. Города других континентов оставались соединением общин со своими, составляющими иерархию старейшинами и вождями. В таких случаях рядовой горожанин имел значение в своей первичной общине, к делам же большего союза (города) не имел никакого отношения.
По аналогичному пути шла в дальнейшем история ранних городов Греции и Италии, которые определяли характер античного мира: устранение или ограничение примитивной царской власти, замененной господством аристократии. Но в результате  одержанных побед, простым народом (демосом, плебсом) ,установлены демократия, по выражению М. Фипли, на основе редкого для древности феномена – включение крестьян в городскую общину, как равноправных граждан. Античная демократия исключала порабощение сограждан и ограничивала возможность их эксплуатации. Видимо, поэтому обуславливала в дальнейшем рабство иноплеменников, стоявших вне всяких городских сообществ и не имеющих никаких прав. В отличие от городов Востока, в античных городах были горожане и рабы без всяких градаций и промежуточных состояний.
Сходной была и последующая судьба греческой и римской демократии – раскол городского общества, резкое обострение социальных противоречий и возникновение крупных монархий эллинистических царств и римской империи при сохранении в них ведущей роли городских общин.
Но вместе с тем, с ростом населения и нехваткой земли, и грекам и итальянцам приходилось решать эти проблемы по-разному.
Греки решали эту проблему широкой колонизацией по берегам Средиземного и Черного морей. Возникли греческие города-колонии.
По иному решались вставшие проблемы римлянами. Выход из трудностей искали в войнах за захват земли и добычи. Первые века истории римляне прошли в непрерывных войнах с соседями, поражениях и победах. По мере присоединения новых территорий на путях их продвижения, строились новые города, присоединялись захваченные. Римская городская община была верховным собственником всей территории, реальные отношения сочетали общественную и частную собственность. Общинные связи были характерны для развития в римских отношениях со всеми: в семье, в сельской местности, в общем труде, в религии. Чем богаче и могущественнее становился Рим, тем более росло число горожан и улучшалась их жизнь. Римляне подчинялись закону. Город, не подчиненный закону не имел права считаться цивилизованным. Только при наличии политико-административного управления городом, вправе говорить о поселении как о городе.
В далеком прошлом ,в античности и средние века, часто город представлял собой крепость и место пребывания военного гарнизона. В настоящее время этот признак утратил свое значение. Но восточным, античным и средневековым городам были присущи стены или крепость. Повсеместно были распространены такие укрепления и наличие при них знатных лиц.  В Месапотамии, судя по древнейшим источникам, развитию царств способствовала оседлая в крепостях княжеская власть, также это было и в Западной Индии, в Иране, и в других местностях: владелец крепости – князь, кшатрий, властелин и прочее. Владение крепостью означало военное господство над округом.
Таким образом, крепость становилась центром хозяйственной жизни и превращалась в город.
В Риме, в Италии и в Южной Индии военный лагерь всегда находился рядом с экономическим и политическим центром. Видимо поэтому, где можно было установить с легкостью контроль над торговлей, замечался следующий процесс: рядом с монопольным правом военачальника, князя росло у воинов стремление к праву участия в прибылях от торговли и при наличии силы.Это вело к уничтожению монополии князя, военачальника. Сила монополии сильно ограничивалась, права князя урезались, усиливалась власть народа. Эти явления наблюдались в античных городах со времен Гомера. Местом аналогичных процессов были  страны, лежащие в верховьях и устьях рек, на перекрестках караванных и речных путей (например, Вавилон).
Не каждый город в экономическом смысле и не каждая крепость были «общиной». Городская община была известна в Сирии, Финикии, Месопотамии.
В городах общего устройства появляется сословие горожан, обладающее сословными привилегиями, правами, имели суд. Нередко  торговые   центры  создавали особые судебные округа. В Китае, Египте, передней Азии, Индии они были и местом пребывания политических объединений. В азиатской и египетской древности города были крепостями и резиденциями царя , но они не имели автономии, общинного устройства, привилегированного сословия горожан.
Первые крупные поместья встречаются на берегах Средиземноморья и реки Евфрат. В них существует патрициат, власть которого основывается на торговом капитале и земельной собственности с рабами.
Этот патрициат долго сохранял связи с регионами и союзы, имея или главу города в виде царя, или, как в Риме, знать с ее консулами. Такая власть существовала и в городах арабского побережья.
В городах ислама были сильны родовые отношения. Такой город не всегда представлял замкнутое объединение. Например, арабский город Мекка и до сего времени представляет собой родовое поселение, и отсутствует городское представительство. Вместо родов в иных городах господствовали (например, в Константинополе) представители городских кварталов, в Александрии партии «зеленых» и «голубых».
Археологические раскопки современных историков позволили обнаружить и описать древние города Востока, которые отражают высокий уровень градостроительства и свидетельствуют о наличии сильной централизованной власти.
В раскопанных древних городах Индии Хараппе, Мохенджо-Даро, находится комплекс построек, который ученые рассматривают как резиденцию правителя. Эти постройки стояли на холме и были сильно укреплены. В такой цитадели находились храмы и жилища жрецов. В Мохенджо-Даро в цитадели был откопан большой бассейн длиной в 12 метров, шириной в 7, выложенный обожженным кирпичом. Бассейн снабжался водой из глубокого колодца. Вода из него отводилась очень хорошо устроенной канализационной системой. Планировка этих городов представляет правильные квадраты, разделенные главными улицами, и пересекаются под прямым углом более узкими улицами и переулками. Улицы были застроены двух- или трехэтажными домами из обожженного кирпича. В нижних этажах домов были только двери, окон не было. Свет и солнце проникали через небольшое отверстие в верхней части стен.
Все здания лишены украшений. Это говорит о том, что таких украшений либо не было совсем, либо они были деревянными, поэтому не сохранились.
В некоторых домах найдены огромные глиняные сосуды, служившие для хранения продуктов. В стенах обнаружены ниши, в которых, видимо, были деревянные полки. Использовались они как кладовые. В этих городах существовала наиболее совершенная для городов древности система канализации. Сточная вода и нечистоты попадали в отстойники. Когда отстойник наполнялся на ; , то вода из него поступала в уличный канал, выложенный обожженным кирпичом. Такие каналы имелись на всех улицах и даже переулках. Широкие магистральные каналы перекрывались известняковыми плитами. В городе имелось большое количество колодцев.
В Китае в результате археологических раскопок тоже были обнаружены большие города. Так столица Иньского государства Иньсюй-Аньян представляла крупный политический и экономический центр. Город занимал площадь более шести квадратных километров. Он был обнесен деревянной стеной и заполненными водой рвами. В центре города был расположен храм, крыша которого опиралась на деревянные колонны, установленные на бронзовые тумбы. Вблизи храма находился дворец правителя (вана). В обе стороны от дворца шли ремесленные кварталы, причем кварталы литейщиков и мастеров по нефриту располагались ближе ко дворцу, дальше от него находились кварталы камнедробильщиков, торговцев резчиков костяных изделий. Наряду с жилищами аристократов находились ямные жилища и дома с деревянным каркасом, выложенный влажной и утрамбованной землей, в которых жили простолюдины и рабы. Археологические раскопки дают основание предполагать, что в городе действовал своеобразный водопровод. Дома в аристократическом квартале были соединены системой деревянных желобов, промазанных глиной и закрытых сверху досками по всей длине желобов. Вода в них поступала из водоема, устроенного несколько выше городских кварталов. Города в Китае, предполагают историки, были административными и торговыми центрами определенного района или области. Позднее в Китае строились города, как опорные и торговые пункты на всем протяжении Великого шелкового пути.
Поражал современников, отстроенный заново при царе Навуходоносоре, город Вавилон, который был им превращен в неприступную крепость. Целая система каналов была устроена таким образом, что можно было запрудить весь вавилонский округ, а сам Вавилон превратить в недоступный остров. Геродот рассказывает в своей «Истории» следующее: «В Ассирии (Геродот называет Ассирией Вавилонию) есть много больших городов, но самым знаменитым и наиболее укрепленным городом, столицей царя, был Вавилон… Устроен он так прекрасно. Как ни один из известных городов. Вавилон прежде всего окружен глубоким, широким и наполненным водой, рвом. За рвом следует стена, шириной в 50 царских локтей, а вышиною в 200 локтей (локоть – около 0,5м)… На стене по обоим краям ее были поставлены одноярусные башни, одна против другой. В середине. Между ними, оставлен проезд для четверки лошадей. Стена имеет кругом 100 ворот, сделанных целиком из меди, с медными косяками и перекладинами.… Самый город со множеством трех- и четырехэтажных  домов рассекается прямыми улицами в разных направлениях…».
Кроме рассказов греческих историков, о Вавилоне,свидетельствуют своеобразные путеводители по городу, расшифрованные учеными.
В плане Вавилон представлял правильный прямоугольник, поделенный поперек Ефратом. Вавилон окружало двойное кольцо крепостных стен, в которых было восемь ворот, которые носили имя одного из вавилонских богов. Это была могучая система обороны. Пространство между двойным кольцом стен не было застроено, оно должно служить убежищем для сельского населения и скота в случае осады. За воротами справа поднимались крепостные стены царского дворца с выступающими башнями, затем шли городские и торговые кварталы и, наконец, возвышалась массивная белая стена, ограждавшая главное святилище Вавилона Эсагилу, посвященный богу Мардуку.
В центре огромного дворца поднимались удивительное сооружение – вавилонская башня, созданная ассирийским архитектором Арадаххешу во времена царя Асархаддона. Башня высотой 90 метров состояла из семи ступеней-ярусов. Каждый уступ был посвящен отдельному божеству. Первый, нижний уступ был черным, второй – красный, третий – белым. Последний, седьмой, был выложен снаружи бирюзовыми глазурованными плитками и украшен золотыми рогами. Верхний храм служил «жилищем» бога Мардука.
Но больше всего привлекали путешественников рассказы о чудесных висячих садах, разбитых во дворце царя Навуходоносора.
Эти знаменитые сады, подаренные Навуходоносором своей жене, мидийской царевне, размещались «на четырехъярусной башне. Внутри каждого яруса были сделаны крепкие кирпичные своды, опирающиеся на мощные высокие колонны. Платформы террас были сложены из массивных каменных глыб. Сверху они были покрыты слоем камыша из двойного ряда кирпичей, сцементированных гипсом. Сверху кирпичи были прикрыты свинцовыми пластинами, чтобы вода не проникала в нижние этажи сада. На все это сложное окружение сверху был настлан толстый слой плодородной земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти самые крупные деревья. Ярусы садов поднимались уступами, соединяясь между собой широкими лестницами, выложенными гладко отшлифованными плитами розового и белого цвета».
Такие башни, зиккураты, строились в Вавилоне в каждом городе возле храма главного божества. Некоторые исследователи считают изобретение таких архитектурных форм, как «арка», «свод» принадлежат вавилонским зодчим, однако они встречаются еще в шумерском царстве в III тысячелетии до н.э.
Как видим, на Древнем Востоке города возникли давно. Это были развитые образования, с высоким уровнем развития. Города возникали с развитием родо-племенных отношений, места нахождения административной, судебной, религиозной, военной власти в землевладельческих  районах. Особенности  развития городов Востока – образование аристократической знати в  местах  развитого землевладения. В городах возникали общинные управления; советы старейшин, в которые входили представители наиболее богатых кланов. Очень сильны были древнеродовые традиции, которые передавались из поколения в поколение.
Города в архитектурном плане представляли укрепленные крепости. Кроме того города возникали на всех торговых путях для охраны торговых караванов. При войнах появлялись новые столицы, которые становились опорными центрами завоеванных территорий с сильными гарнизонами и неограниченной властью правителей.
В Древней Греции и Риме возникали другие отношения в городах.
Город-государство Спарта было центром Лаконии. Спартанцы были завоевателями, которые в незапамятные времена ее покорили. Часть местного населения спартанцы называли периэками, которые жили вокруг Спарты и в других городах, занимались торговлей и ремеслом. Периэки не имели никаких прав. Еще в более тяжелом положении были крестьяне-плоты, которые не имели не только никаких прав, но фактически были на положении рабов. Спартанцы зверски эксплуатировали труд илотов, сами же занимались охотой и войной. Спартанцев было мало, им приходилось держать в повиновении не только покоренные государства, но и население своей собственной страны. Поэтому вся жизнь была подчинена воспитанию дисциплины, храбрости, выносливости. Власть царей в Спарте была ограничена ,  существовало народное собрание, а также выборные должности. Однако Спарта была аристократической республикой. Главную роль в ней играла герусия, куда избирались самые знатные граждане, не связанные между собой родством. Все управление в Спарте ,между народными собраниями ,держали в руках пять эфоров. Каждый месяц цари давали эфорам клятву царствовать по законам государства. Если цари противились, эфоры изгоняли неугодных им царей, а некоторых могли приговорить к смерти.
В другом эллинском городе – Афинах управление было более демократичным. Народное собрание избирало в высший и государственный орган – Совет пятисот и народный суд. Все государственные должности были выборные. Народное собрание собиралось часто, в котором принимали участие все свободные афиняне: аристократы, бедняки, знать, ремесленники, крестьяне, торговцы.
Важнейшими делами государства руководили избранные стратеги.
Афины, участвуя в оборонительных войнах, были городом крепостью. Особого расцвета достигли при Перикле. Лучшие скульпторы и художники украшали город. Самые знаменитые ученые и философы открывали свои школы. Афинский театр стал лучшим в Элладе.
Центр Афин – Акрополь – превратился  в своего рода музей. Вход в Акрополь шел через Пропилеи. Это была мраморная колоннада, по обеим ее сторонам находились открытые галереи, стены которой украшали творения знаменитых художников. Гордостью афинян был храм на Акрополе – Парфенон, который был посвящен богине Афине. Другим замечательным сооружением был Одеон – здание, предназначенное для поэтических и музыкальных соревнований. Древнегреческая архитектура к тому времени выработала основные стили, которыми архитекторы пользуются до сих пор. Наиболее простой и древний был дорический стиль. Дорические колонны просты и не имеют никаких украшений. Ионический стиль предполагает колонны более стройные и нарядные. Их верхняя часть – капитель, украшена изящными завитками. Самым пышным и нарядным был коринфский стиль. Колонны коринфского стиля заканчиваются капителью, похожей на распустившийся цветок.
В Древнем Риме главную роль играли патриции – коренные жители города. Они покорили окрестных жителей и превратили их, в  лишенных прав слои населения, которых называли плебеями. Они могли служить, владеть землей, но не участвовали в народном собрании.
Во главе Рима стоял рекс (вождь союза племен) и сенат (Совет старейшин). Высшая власть принадлежала народному собранию. Рекс (царь) не имел неограниченной власти, власть  не передавалась по наследству, а власть была ограничена Народным собранием и Советом старейшин. С усилением знати. Патриции перестали мириться с властью Рекса. В 510 году до н.э. последний Рекс Тарквиний Гордый  был изгнан и в Риме установилась республика. Патриции стали выбирать из своей среды двух консулов сроком на один год. Основным содержанием истории Рима была борьба патрициев и плебеев.
Рим находится на семи холмах, которые находились, примерно, в 25 километрах вверх от устья реки Тибр. Это место было удобной для защиты от нападения и развития торговли с другими районами Италии. Наиболее древний заселенный холм Палантин. В связи с разрастанием населения заселялись другие холмы – Эсквилин, Целий, Виминал, Квиринал, Капитолий и Авентин.
На Палантине был построен дворец основателя Римской империи Октавиана Августа – Палаций. Дворец этот был так знаменит, что от слова «палаций» произошли английское слово «пэлас», французское «палэ», русское «палаты».
В период Республики центром Рима стал Капитолийский холм, который был самым неприступным. Здесь находился храм Юноны Монеты. По имени храма получили название металлические деньги «монеты», так как здесь находился монетный двор государства.
Главным храмом города был храм Юпитера Капитолийского – который находился на Капитолии. С ростом населения заболоченная местность между Капитолием и Палатином было осушена и превратилось в рыночную площадь – Форум, который постепенно стал застраиваться. Самое большое здание – базилика Юлия служила для судопроизводства и заключения сделок. Здесь находился храм двуликого Януса, за ним находился Колизей – место для народных собраний. Посредине Колизея находились ростры – трибуны для ораторов.
Замыкало обширное здание Табулария – Государственный архив. Перед Табуларием стоял храм богини  Согласия, в котором заседал римский Сенат. Направо от храма Согласия стояла городская тюрьма – Карцер.
Форум для римлян был всем. Здесь совершались сделки, решались государственные дела, встречались друзья, назначались свидания. Самым древним зданием Рима был Цирк, предназначенный для различных состязаний, торжественных праздничных процессий. Он  занимал долину между Палантином и холмом Авентином, который был обителью для бедных.
На улицах Рима были колодцы, журчали фонтаны, в домах зажиточных римлян работал водопровод. Римляне не знали насосов. Чтобы создать напор воды, они использовали закон сообщения сосудов. Источник выбирали высоко в горах. На пути водопровода приходилось строить мощные каменные мосты на арках, которые называли акведуками.
Для военных парадов в Риме использовали Марсово поле, на котором почти не было построек. Только после смерти Августа появился Мавзолей, в котором он был похоронен. Во времена Империи в Риме был построен громадный амфитеатр- Колизей.
Римляне в древности были искусными землевладельцами, преимущественно они были крестьянским народом. Для них обладание землей было вопросом жизни и смерти. Вся их история – история борьбы за землю. Древний Рим заселили, прежде всего, земледельцы, у которых было общинное устройство. Поэтому особенностью возникновения Рима было заселение землевладельцами Рима, однако в связи с тем, что заселяли несколько общин, управление городом было совместным, и царь не имел никакой реальной власти, ограничивался Народным собранием и Советом старейшин.


4. Заключение.

Таким образом, возникновение городов на Древнем Востоке и античных городов Греции и Рима имеют общие черты. Города возникали как административные, политические и торговые центры на путях завоеваний и торговли. Большинство из  них были укрепленными крепостями с военными гарнизонами, владениями крупных землевладельцев и правителей.
Характерные признаки городов: большая территория и численность населения, разделение труда – ремесленное производство, незначительное крестьянство, развитие торговли – появление торговых площадей, складских помещений. Появление укрепленных дворцов правителей, религиозных храмов, развивались наука и искусство. Городом поселение становилось при появлении системы управления. Города стран Востока и античные города Рима и Греции отличались управлением. В странах Востока образовалась деспотическая власть, которая передавалась по наследству, была неограниченной. Опиралась восточная власть на древние обычаи, традиции. Деспотия – форма правления на Востоке.
В античных городах Греции и Рима горожане вели борьбу за свои права. Власть правителей ограничивалась демократическими институтами. Большую роль играли народные собрания, выборные должности. Форма правления античных городов Греции и Рима – аристократическая или демократическая республика, которые опирались на законы, принятые в результате коллективного обсуждения на собраниях. Самоуправление распространялось только на отделочные районы города, улицы, кварталы, сословия граждан.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




1. Бушен. История градостроительного искусства. М.: Искусство. 1992г.
2. Вебер Макс. История хозяйства. Город. М.: Канон-пресс-ц, «Кучково поле». 2001г.
3. Воробьев-Десятовский В.С., Итс Р.Ф., Липин Л.Н., Петровский Н.С. Очерки истории Древнего Востока. Л.: Учебно-педагогическое изд-во. 1956г.
4. Герман М.Ю., Селецкий Б.П., Суздальский Ю.П. На семи холмах. Л.: Учебно-педагогическое изд-во. 1960г.
5. Крузе М. Общая история цивилизаций. М.: Наука. 1991г.
6. Любимов Л. Искусство древнего мира. М.: Просвещение. 1980г.
7. Нейхард А.А., Шишова И.А. Семь чудес света. М.: Учебно-педагогическое изд-во. 1963г.
8. Утченко С.Л., Каллистова Д.П. Древняя Греция. М.: Учебно-педагогическое изд-во. 1954г.


Рецензии