Бел-горюч Алатырь-камень. Калининградская область

«Янтарный бум» в Риме устроил Нерон. Его очередная невеста, Поппея Сабина, была блондинкой, и коронованный рифмоплет воспел в поэме волосы цвета янтаря. И спровоцировал тем самым не только повальную моду на белокурые парики, но и столь же повальное увлечение янтарем, который превратился для римлян в символ роскоши. Его цена сравнялась с ценой золота – ни до, ни после застывшая смола кайнозойских деревьев не продавалась так дорого! При этом спрос был огромным, применение – широчайшим: от лечебно-магических бусин, которые следует держать в кармане и периодически поглаживать пальцем для укрепления сил и во избежание порчи, до облицовки стен. Особо ценился прозрачный красноватый янтарь, вследствие чего возникли такие способы обработки, как вываривание его в жиру с натуральными красителями… А вот в странах востока считали, что ценен не только прозрачно-желтый, но и беловатый, «облачный» янтарь, поскольку последний гораздо целительнее. Китайские же императоры признавали лишь прозрачный янтарь редкого кровяного цвета, поскольку верили, что именно в такой камень превращается, уйдя в землю, душа умершего тигра. Версия по-своему уникальная, так как в легендах всех прочих народов янтарь – это, как правило, женские слезы о погибшем герое, кто бы ни плакал – морская царевна Юрате о рыбаке Каститисе или гелиады – дочери Гелиоса – о брате своем Фаэтоне, который погиб, не справившись с управлением солнечной колесницей… Кстати, предки литовцев тоже связывали рождение янтаря с космогоническими катастрофами: они утверждали, что раньше на небе было два солнца, затем одно из них разбилось и вот его-то осколки, теплые на взгляд и на ощупь, выносятся на берег морскими штормами.
В определенном смысле они были правы. Янтарь – это действительно солнце, законсервированная солнечная энергия. Около 40 миллионов лет назад просторы Феноскандии (то есть, будущей Скандинавии, Карелии, Кольского полуострова) были покрыты лесами, в которых преобладали янтароносные сосны. Такие деревья росли и в других частых света, и не факт, что там их было меньше: ведь янтарь встречается и в Южной Америке, и на Дальнем Востоке, и в Африке, и где хотите. Но, видимо, только вблизи будущего Балтийского моря гидрогеология местности была такова, что янтарная смола выносилась ручейками в огромную пра-реку, устье которой располагалось примерно там, где ныне стоит поселок Янтарный Калиниградской области, и где сосредоточено более 90% мировых промышленных запасов янтаря. По некоторым сведением, даже 96 %, но это, видимо, относится именно к сукциниту – собственно янтарю, у которого есть масса «родственников», отличающегося от него и цветовой гаммой, и плотностью, и способностью к флуоресценции. «Светящиеся» янтари – сицилийский, доминиканский, мексиканский – очень красивы и ценны, но королем янтарей считается все же наш, прибалтийский. Его цвет, чаще всего желтый, «медовый», может варьировать от красного и черного до голубого (порой даже василькового!) и зеленоватого, но лучшим янтарем в современной традиции признаются соломенно-желтые, равномерно прозрачные камни. Кстати, прозрачность янтаря определяется отсутствием в нем пузырьков. В непрозрачных янтарях суммарный объем микроскопических пузырьков доходит до 50 %, поэтому такой янтарь (белый, «костяной») плавает даже в пресной воде, тогда как прозрачный – только в соленой. Вот вам способ отличить натуральный янтарь от эпоксидно-пластиковых подделок: он гарантированно всплывает уже в 20-процентном растворе поваренной соли, тогда как подделка – только в 30-процентном.
А по моему мнению, лучший янтарь – «пейзажный». Созданные матушкой-природой рисунки не требуют от мастера ничего, кроме качественного распила, а зрителю остается только включить воображение! Но еще больше пищи воображению дает янтарь с инклюзиями – застывшими в нем листочками, кусочками коры, червячками, мошками, жучками, а порой и ящерками. Самая роскошная инклюзия была обнаружена в Бразилии – это бабочка с размахом крыльев 12 сантиметров! Удивительно, что эти инклюзии почему-то не убеждали средневековых ученых в органическом происхождении янтаря. В отличие от античных мыслителей Плиния, Тацита и других, которые считали само собой понятным, что янтарь – это застывший сок растений, западноевропейские схоласты считали такие воззрения просто детским лепетом, а янтарь – минералом, и лишь Карл Линней вернулся в этом вопросе к здравому смыслу, а чуть позже происхождению янтаря посвятил несколько трудов М.В.Ломоносов. В одном из которых содержится совершенно очаровательный «монолог» законсервированных в янтаре бедняжек: «Пользуясь летнею теплотою и сиянием солнечным, гуляли мы по роскошествующим влажностью растениям … не опасаясь от них никакой опасности. И так садились мы на истекшую из дерев жидкую смолу, которая нас, привязав к себе липкостью, пленила, и, беспрестанно изливаясь, покрыла и заключила отовсюду…». Инклюзии, позволяющие получить «образцы» флоры и фауны кайнозойской эры, и сегодня представляют немалый интерес для ученых, так же, как и пузырьки воздуха, по которым можно судить о составе тогдашней атмосферы.
Впрочем, янтарь во все времена давал людям пищу для размышлений – уж очень необычными были его свойства. Это и в названиях отражено. У греков он звался «электрон» - светящийся, у финнов «марикиви» - камень моря, у германцев «бруштейн» - горючий камень, у персов «кавуба» - похититель мякины, а наши предки вложили в знаменитый ритуальный текст весь набор информации: на море окияне (вот тебе и марикиви) на высоком острове бел-горюч камень (вот тебе и бруштейн) Алатырь (латырь, разбойник, «похититель мякины», который притягивает к себе, «крадет» мелкие предметы), в нем сокрыта сила могучая… Сила – целебно-мистические свойства янтаря, не зря мы и сегодня зовем его литовским именем «гинтарис» - целебный. Под «высоким островом» подразумевалось, видимо, древнее славянское святилище на острове Рюген, оттуда «паломники» прихватывали с собой кусочки чудесного камня. А про целебные свойства янтаря  вы и сами, наверное, наслышаны: про янтарную кислоту – панацею от многих хворей, про бусы из необработанного янтаря, восстанавливающие функции щитовидной железы, про водку, настоянную на янтаре, которая, опять-таки, панацея…
«Горюч камень» - тоже не выдумка. Янтарь горит, как и всякая смола, и источает при этом довольно приятный запах. На Руси его звали также «морским ладаном», и в северных местностях действительно использовали в этом качестве для богослужений. Древние римляне применяли его в домах как благовоние, средневековые европейцы – как средство борьбы с эпидемиями, поморы окуривали янтарем сети – это должно было гарантировать добрый улов. Янтарь вообще считался у многих народов камнем добрых предзнаменований и пожеланий – его использовали на свадьбах, дарили женщинам «на счастье».
Но на самом деле счастье янтарь приносил далеко не всем. Конечно, насобирать после шторма мешок-другой янтаря и продать римлянам – дело хорошее. Но времена вольного сбора янтаря для пруссов - жителей тогдашнего балтийского побережья - закончились, когда в 13-м веке их земли подчинил себе Тевтонский рыцарский орден. Судя по сохранившимся сведениям, тевтонские захватчики здорово напоминали фашистских. «Псы-рыцари» объявили: весь янтарь отныне принадлежит ордену. Законы 1394, 1466, 1581 годов словно соревнуются друг с другом в жестокости. Собирать янтарь было можно только по специальному разрешению, хранить, продавать и обрабатывать запрещалось категорически. За нарушение предусматривалась казнь - через повешение, колесование, четвертование и так далее, в зависимости от масштаба нарушения. Тевтоны не шутили. Впрочем, и после них любая власть на этом побережье не позволяла населению самостийно пользоваться драгоценным даром моря; интересно отметить, что последняя смертная казнь по «янтарной» статье состоялась в Кенисберге в 1826 г – практически в современную эпоху, когда уже была сделана первая фотография и проложена первая железная дорога.
Но, несмотря на все драконовские меры, полной законопослушности от населения никому добиться не удавалось. Не зря же до сих пор то там, то здесь обнаруживают драгоценные клады – «нычки» тогдашних контрабандистов; одна из таковых потянула без малого на три тонны «солнечного камня». Да и в наше время народ не зевает. Калининградский янтарный комбинат тогда только нашел управу на «несунов», когда полностью заменил местных охранников на «вахтовиков» из Санкт-Петербурга.
А вот какую злую шутку сыграл с нами тот давний тевтонский запрет на обработку янтаря: он привел к тому, что искусство изготовления янтарных изделий развивалось в Италии, во Франции – где угодно, только не там, где, казалось бы, сам Бог велел. И до наших дней пальма первенства по ювелирным изделиям из янтаря принадлежат, увы, не Калининграду: «янтарной столицей» считается Гданьск. Впрочем, в настоящее время и Калининградский янтарный комбинат, и многочисленные малые предприятия на глазах наращивают профессионализм в изготовлении изделий из янтаря. Прогулка по набережной Светлогорска, так же, как посещение любого туристического объекта, неизбежно включает в себя «экскурсию» по лоткам, заваленным таким разнообразием янтарного ширпотреба, что уйти без покупки может лишь человек с незаурядной силой воли. Выполняются и эксклюзивные изделия: например, роскошная модель Кафедрального собора продается за 50 тысяч рублей, а кому придется по карману выставленный в холле калининградского Музея янтаря гарнитур – обеденный овальный обеденный стол и стулья, чьи спинки и столешница выполнены из просвечивающих янтарных пластинок - я уж и не знаю…
Но основная функция Калининградского янтарного комбината – это все-таки не обработка, а добыча «солнечного камня». Его добывают в пласте глауконитовой глины – «голубой земли», где содержание янтаря достигает полутора, а то и двух с половиной килограммов на тонну. Мощность пласта – до 14 метров, а залегает он на глубине 40-60 метров от «дневной поверхности». Мощные гидромониторы размывают пустую породу, а многоковшовый экскаватор укладывает продуктивный слой на движущуюся ленту транспортера, по которому она направляется на промывку и далее - сортировку на виброгрохотах. Самые крупные из обнаруженных «самородков» переваливают за 3 и 4 килограмма, но это большая редкость; обычно кусочки невелики. Их дальнейшая судьба зависит от качества: поделочный янтарь идет в обработку, совсем мелкий или некачественный – на переплавку и прессовку: ведь прессованный янтарь выглядит в изделиях совсем неплохо, и только специалист способен отличить его «на глаз» по измененной форме пузырьков и «струйчатой» внутренней структуре. Совсем же низкосортный, загрязненный «вскрышной» янтарь идет на изготовление утилитарных, очень полезных вещей: янтарного масла и янтарной кислоты, лаков, канифоли, медикаментов и медоборудования, изоляторов, капроновых нитей, витаминов, пищевых добавок и т.д. Таким образом, не пропадает ни кусочка, вся продукция комбината востребована.
Такая технология, как разработка открытого карьера, появилась совсем недавно – уже в двадцатом веке. А в давние времена преобладал самый простой способ – ручной сбор. Море порой дарило людям поистине королевские подарки: так, за одну ночь с 22 на 23 декабря 1787 года волны вынесли на берег такое количество янтаря, что собирать его хватило местным жителям на несколько лет. Повторялись подобные «янтарные» чудо-бури и впоследствии, в среднем же за год море выносит на берег около 40 тонн янтаря. Однако растущие потребности рождали новые способы сбора: допустим, в тихую погоду отец семейства подцепляет специальными «вилами» водоросли со дна и выносит на берег, где женщины и дети выбирают запутавшиеся в них кусочки янтаря. Или, еще лучше, ловля с лодки: в тихую, опять же, погоду, когда сквозь прозрачную воду дно просматривается до глубины семи-восьми метров, один ловец тормошит шестом дно и водоросли, а второй ловит всплывающие кусочки янтаря сачком. Ловили янтарь и сетью, а в 18-19 веках дошло и до ныряльщиков в специальной одежде. Копали ямы в прибрежной полосе, доставая таким образом янтарь из толщи песка. Пробовали и шахтный способ, но он не принес успеха. Самым производительным оказался открытый способ добычи. В 1912 году близ Пальмникена (современный пос. Янтарный) был заложен карьер, который функционировал вплоть до 1972 года. Правда, в Великую Отечественную немцы при отступлении затопили его, но наши откачали и закончили отработку карьера, после чего затопили вновь – теперь в нем успешно тренируются дайверы, ведь его глубина достигает 45 метров. Теперь успешно функционирует новый карьер, поставляющий сотни тонн янтаря в год.
Этот карьер – один из наиболее посещаемых туристских объектов Калининградской области. Туристам не только показывают с верхней точки панораму исполинского работающего карьера, но и дают самим «попытать счастья». В большой песочнице взрослые дяди и тети с увлечением копают песок, выбирая из него крупицы янтаря, которые время от времени подсыпает туда (как бы незаметно) сотрудница комбината. Сдав набранное, турист получает сертификат, гласящий, что теперь он – дипломированный янтарный старатель… «Улов» вскоре возвращается в песочницу «для будущих поколений», а новоявленные старатели, хотя и понимают всю условность жанра, уезжают довольными: ведь так приятно самому найти в песке частицу солнечного камня – просто так, на счастье…


Рецензии
Ольга, интересно было прочесть, калининградцу о янтаре, спасибо.

С уважением Николай

Братья Бирт   12.09.2013 10:04     Заявить о нарушении
Ну и как, похоже?

Повезло вам с местом жительства... одно из лучших в нашей стране, мне кажется.

Ольга Шевелева -Статьи Про Путеш   12.09.2013 11:31   Заявить о нарушении
ОЛЯ,в Калининграде особая аура жизни, интересная историческая архитектура. Мягкая зима. Интернациональное население, то есть полное отсутствие титульной нации. И, наконец, близость европейских стран.

С уважением Николай

Братья Бирт   12.09.2013 12:27   Заявить о нарушении
Да! И еще чудесная природа, климат, море, и оч хороший менталитет жителей - такие в меру европейцы, в меру русаки. Я была в Калининграде и окрестностях в 2009 году - до сих пор опомниться не могу от восторга. Одно из мест, где реально хотелось бы жить. Я и говорю - счастливые вы люди!

Ольга Шевелева -Статьи Про Путеш   12.09.2013 13:49   Заявить о нарушении