Девичья память или если ты такой умный...

 АФОРИЗМЫ.РУ - Литературный сайт Геннадия Волового
Лучшие авторы современной русской литературы, афоризмы, притчи, анекдоты.
www.aphorisms.ru

ДЕВИЧЬЯ ПАМЯТЬ ИЛИ ЕСЛИ ТЫ ТАКОЙ УМНЫЙ, ТО ПОЧЕМУ ТАКОЙ БЕДНЫЙ?

                "Мудрость - лучше жемчуга, и ничто из желаемого            
                не сравнится с нею" (Соломон)


Когда я недавно опубликовал рассказик "Идеальное убийство", то на удивление обнаружил, что ни один из читателей не проник в подлинный смысл рассказа, который был написан имено так, чтобы его разгадывали. Это и не удивительно, потому как еще Лермонтов говорил, что в россии публика не приспособлена думать.«Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения». Вообще читатель словно отключает такую функцию как мозг. Он ждет, чтобы писатель сам все разжевал, а ему, читателю, осталось только проглотить готовые выводы, не напрягая мыслительную функцию. В результате подобного способа чтения даже элементарные понятия не могут быть усвоены читателем. И я неоднократно убеждался в этом. Вы можете проверить это на себе.

Я абсолютно уверен, что современный читатель настолько выработал апатичный ум, что не может понять простые истины, которые требуют хоть незначительного умственного усилия, например, читателю совершенно не ведом изначальный смысл поговорки "девичья память". Почему в народном эпосе плохую память уподобляют девичьей? Что значит поговорка девичья память?..  Какое сравнение подразумевают древние создатели пословицы? Дайте ответ, и я уверен, что вы не сможете это сделать. Просто не прозреете в подлинный смысл поговорки. И это все потому, что вы, уважаемый читатель, отказались от способности мыслить. Для вас это понятие обозначает плохую память, но при этом вы совершенно не задумываетесь, что стало причиной сравнения плохой памяти с "девичьей памятью".

Также мне всегда были интересны притчи Соломоновы. У них есть одна особенность. По сути самой мудрости в притчах не так много, они лишь постоянно повторяются и варьируются. Почему так происходит?..Ну сказал Соломон один раз, что надо быть мудрым - "Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум". Я согласился, а Соломон тут же сказал второй раз - "Приобретай мудрость, приобретай разум", я опять  согласился. Сказал он и третий раз, - "Главное -- мудрость; приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум". Ладно, махнул я рукой, для повторения согласен. Но когда он эту же мысль повторил снова: "Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым", и снова "Сын мой! Внимай мудрости моей и приклони ухо твое к разуму моему", и снова"скажи мудрости: Ты -- сестра моя!, и разум назови родным твоим" - я возроптал!.. Доколе мне можно талдычит одно и тоже?.. Доколе надо толочь в ступе одно и тоже?..

Десятки если не сотни раз Соломон мне говорит, что надо следовать мудрости! Но я же не глупый, не тупой, не олигофрен, чтобы не уразуметь, что мудрость есть правильная установка в жизни. Зачем меня держать за дурака и долдонить одно и то же?.. И что получается Соломон  сам не обладает мудростью, раз повторяет в разных вариациях одно и тоже. И получается или я дурак, что не понимаю зачем это надо, или Соломон дурак, полагая, что я не соглашусь с ним. Да согласен я с первой же его мудрости. Так зачем он мне твердит одно и то же?.. Пусть читатель попробует дать ответ. Вдруг неспроста Соломон дает так много указаний на то, что человеку надо следовать мудрости. Пусть попробует, и я уверен, что не сможет  ответить, потому что его мозг атрофировался, да и не хочет читатель разгадывать загадки. Лучше он кроссворд будет решать, поле чудес смотреть, передачу "что, где, когда" пытаться решить, но здесь в Соломоновых притчах читатель  отключит мозг. И только думающий читатель найдет ответ, для чего Соломон повторяет набившую оскомину истину. Попробуйте ответить на этот вопрос, если вы считаете себя умным...

Из последнего следует определить, кто же на самом деле является мудрым или умным. Есть такая якобы "мудрость". "Если ты такой умный, то почему почему такой бедный?.." То есть умный человек однозначно должен проявить способности своего ума в зарабатывании денег. Никто не спорит, что умение зарабатывать есть признак ума, но не главный же...  Вот допустим опоненты показателя ума в количестве заработанных денег, утвреждают, что данная способность есть высшая оценка ума, то есть ее можно приравнять к мудрости. Точно также можно сказать, что высшим признаком ума является достижение славы. Это тоже критерий высшей мудрости. В наше время эти два показателя определяют статус человека. Как говорится рука руку моет. Или богатый или знаменитый, а еще лучше богатый и знаменитый. Люди признаю, что ум есть умение заработать денег и добиться славы, и ничего больше не хотят слышать о подлинном уме и о подлинной мудрости.

Они в своем сознании просчитали выгоды, которые дают деньги и слава, и все другие ценности для них отмирают. То, что человек может стать преступником и сесть в тюрьму, то что слава может принести побочный продукт в виде разбитой личной жизни или даже смерти от наркотиков, это не принимается в расчет . Ум - это достижение материальных благ и славы.  И все!.. Хорошо, допустим это так, а что нам говорят следующие факты личной жизни некоторых обладателей денег и славы? Китайский  император Цин Шихуанди, обладавший и деньгам и славой объединителя Китая, мечтая о продлении жизни, пил мышьяк и создал терракотовую армию, призванную его охранять в загробном мире. Мысль о том, чтобы прожить долго вынудила его принимать мышьяк, от которого он по своему неразумению и умер. Не менее щепетильны в продолжении жизни были египетские фараоны. То есть, когда человек достигает этих двух блистательных в глазах обывателя вершин, то он вдруг осознает никчемность достигнутого и говорит, что главное для него это жизнь.  И не только жизнь, но и здоровье.

Вот возьмем судьбу двух известных людей: актера Абдулова и спортсмена Али Алиева. И тот и другой были знаменитыми и достаточно обеспеченными. И того и другого поразил недуг и они вынуждены были закончить свои дни задолго до отведенного им срока. В своем прощальном письме Абдулов написал коллегам: "Любите не себя в искусстве, а здоровье в себе". А пятикратный чемпион по борьбе Али Алиев , умерший в расцвете сил сказал, если бы у меня была возможность, то я бы собрал все свои медали и достижения и отдал бы их за горстку здоровья... Вот и получается, что только находясь на краю могилы, эти знаменитые люди осознали как ничтожны были их цели, что самое ценное это жизнь, и что умным надо признать не того человека, который сказал, что "если ты такой умный, то почему такой бедный", а того, кто скажет, "я потому и умный, что такой здоровый".


Итак мои вопросы к читателю думающему, если таковые найдутся.

1. Какой изначальный смысл вложен в пословицу "девичья память".
2. Почему Соломон на разные лады повторяет одну и туже мысль о мудрости.
3. Какой скрытый смысл я вложил в рассказ "Идеальное убийство"
http://www.proza.ru/2010/10/24/898


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.