Шелковый Путь Ч. 5

Великий Шелковый Путь (далее ВШП) Ч.5

*Великий Шелковый Путь – название караванных путей, связывающих со 2 в. до н.э. и до 16 н.э. Китай через Среднюю Азию, Переднюю Азию и далее с Европой. Начинался в центральном районе Китая и через Ланьчжоу шел на Дунохуан. Южный и Северный путь.

Северный путь шел через Самарканд. В 5-6 вв. н.э. значительная часть Ш,П, находилась в руках у Иранских и Согдийских купцов. А с 7 века у арабских купцов. С 14 века с развитием мореходство, значение Ш.П.упало.

Караванные дороги разбросаны по обширным площадям района Нуратау (горные долины, перевалы, пустыни и степи). По этим дорогам осуществлялись как торговые операции, так и военные действия и набеги. Караванные пути, уже начиная с 6 века нашей эры имели уже свою уникальную инфраструктуру. Эта инфраструктура включала в себя: колодцы объединенные в систему своеобразных подземных хранилищ, мест для ночлега и отражения атак разбойников, мест продажи корма для скота, региональных и локальных базаров, крепостей. В более позднее время с 9 века появляются и почтовые станции. Первые караван-сараи в районе Нуратау (Фаришской и Чадарьинских степях) датируются 6-8 веками нашей эры (эпоха Тюркского каганата). 

Кроме инфраструктуры караванные пути способствовали развитию придорожной торговли, как уже отмечалось выше – появлению разнотипных мест продажи продукции (базары), населенных пунктов. А также появлению разбойников, охранников караванов, проводников, путеводителей, налоговых сборщиков и т.д. То есть с появлением дороги, оживает и экономика, появляются новые возможности, виды деятельности, рабочие места. То есть, зная, где проходила караванная дорога, можно определить, где располагались те или иные составные части ее инфраструктуры. Например – колодцы, караван-сараи и т.д.

Таким образом, упрощенно говоря, имея карту старых караванных дорог, несколько древних путеводителей и географическо-исторических описаний местности можно составить планкарту перспективных зон для поиска инфраструктурных сооружений на караванной дороге. Наличие же в арсенале исследователя, космической и аэросъемки в значительной мере упрощает эти поиски и делает их более интересными.

Начало 13 века Монгольское нашествие, разрушение крепостных валов, крепостей, плотин, ирригационных сооружений.

В древности на стратегически важных магистральных торговых путях создавались опорные укрепленные пункты, которые выполняли ряд функций: контроль перевозок, взимание налоговых транзитных пошлин и т.д.

Чач-Илак 10-12 века проходил Северный караванный путь. Чач-Илак был горно-рудным центром который производил серебрено-золотые руды и изделия из них, известных далеко за пределами этого оазиса (Европа, Викинги, Китай, Персия).

В период существования Шелкового Пути крупнейшими региональными базарами были (Бухара, Самарканд, Ката-Курган, Ташкент, Термез).

В период времени с 4 века до н.э. до конца 16 века н.э. произошло появление новой торговой инфраструктуры:
• колодцев
• караван-сараев
• сторожевых крепостей
• почтовых станций
• локальных базаров
• региональных базаров
• появление новых рабочих мест:
o разбойников (существовали целые населенные пункты, что даже в принципе отражено в некоторых топонимических названиях типа Каракчитау – Разбойничья гора)
o караван-баши (проводников)
o охранников караванов
o купцов
o менял
o продажа верховых животных
o налоговых сборов
o ремонтных работ (улучшение дорог)

Почему появилась эта инфраструктура?:
Появилась необходимость продавать свой товар, обменивать его на другие, расширять свою территорию, появилась потребность в новых ресурсах, водных потоков и т.д.

Почему именно Нуратау?
Из-за уникальных транзитных возможностей района, являющегося связующим звеном между кочевнической и оседлой культурами разных народов.

По уникальным физико-географическому расположению. Фактически район исследований – это перекресток где встречались и встречаться разные культуры, этносы и народы (персы, китайцы, гунны, тюрки, арабы, монголы, европейцы и т.д.). Этот район являлся естественной преградой на пути из пустыни в оазисы и наоборот. Через Нуратау существовали естественные, удобные и сравнительно безопасные проходы, сокращающие временные издержки в разные культурные области (Ташкентский, Ферганский, Бухаро-Самаркандский, Кызылкумский, Южный Казахстан, Семиречье). Далее в Московские княжества, Европу, Персию, Турцию, Афганистан, Индию, Китай, Японию.

Последствия их возникновения?
В районе Нуратау возникла густая транспортная сеть как международного, так и регионального, локального и местного характера. Появилась инфраструктура:
• колодцы
• ирригация и сельское хозяйство (степное, горно-долинное, предгорное)
• населенные пункты
• базары
• караван-сараи
• крепости и т.д.

Начались возделываться некоторые сельскохозяйственные культуры, появились ореховые  и шелковичные плантации, стала более интенсивно развиваться выплавка металлов и добыча минералов. Возникновение новых торговых пунктов, проникновение разных культур, народов, технологий, расширение географических знаний о сопредельных местностях. Появление необходимости создания путеводителей по торговым путям и местностям, через которые они проходили. Оживление экономики стран, через которые проходили торговые пути. 


Какие произошли изменения и к чему это в итоге привело?
Увеличилась антропогенная нагрузка на природные экосистемы. Они стали изменяться. Эрозия почв, засоление, изменение видового состава растительного мира, трансформация ландшафтов. Обезлесенье склонов гор. Создание толоков около колодцев, нарушение почвенного покрова в местах прохода торговых дорог.

Увеличение благосостояния населения. Создание культурных центров. Развитие экономики ориентированной на торговые отношения связанные с ВШП. После изменения статуса ВПШ и его затухания, привело к деградации и исчезновению части инфраструктуры (колодцы, ирригация, сельскохозяйственные земли, населенные пункты, крепости, караван-сараи и т.д.). Затухание экономического роста регионов завязанных на мировую торговлю и возрождение территорий, завязанных на региональную и субрегиональную торговлю. 

Воздействия человека на природные ландшафты района Нуратау:
• добыча и выплавка металлов (Кызылкумы и Южные Нуратау) –драгметаллы, олово, свинец – результат металлические шлаки на склонах гор, вырубка почти повсеместно на склонах гор древесно-кустарниковой растительности, остатки древних шахт и выработок на склонах гор и в степи;

• древние агроценозы на равнине (Юго-Восточные Кызылкумы – Фаришская и Чардарьинская степь), в гроно-долиной части Нуратау;


• изменение водотока горных речек, создание каналов и плотин – результат трансформация природных ландшафтов, изменение локального микроклимата;

• миграция этносов – результат проживание в районе Нуратау (монгол, арабов, тюрков, персов, сельджуков, огузов, аббисинцев)

В чем уникальность района Нуратау:
• В транзитных возможностях, наличие удобных проходов и старых транспортных маршрутов, проверенных тысячелетиями
• В наличие густой речной сети в горных местностях района
• В земельных ресурсах пригодных к сельскохозяйственному освоению и наличию древних ирригационных сооружений известных еще с времен неолита – средневековья
• Мощной минеральной базе (строительных материалов, металлических руд, кремния, соли, изысканного мрамора)
• Культурных традициях кочевой и оседлой культур (тюрско-монгольской, персидско-китайской)
• Святых мест (Нур, Хаят-Баши, Маджерум, Андыген и т.д.).

Издревле, по горным проходам и через перевалы, по долинам рек, пролегали караванные дороги и тропы, проходил основной путь торговых караванов, следовавших из одних областей в другие. Эта важнейшая стратегическая дорога в ряде узловых пунктов была укреплена мощными крепостями (С. Савчук-Курбанов. Дорогами Шелкового Пути. БВВ газета. 15 марта 2007 года. №31 (886) с. 13.).

Основные места обмена устанавливались в пограничных со степью районах, куда кочевники пригоняли свой скот и привозили свои изделия, туда же прибывали и согдийские купцы для покупок и обмена (7 век н.э.) (Согдиана страна чудес. БВВ газета. 7 июня 2007 №68 (917) с.14).

В район Нуратау, по описанию отдельных источников, на протяжении многих веков проходили древнейшие караванные дороги (еще в 4 веке до н.э.).

В 13 веке н.э. – были развита ирригация в юго-восточных Кызылкумах (Ф.С. и Ч.С.), попытки были возобновлены в 16 веке н.э. (Hidiraliev K.E. 2002. About the issue of placement and specialization of agriculture in     Hungry Steppe. Desert Development Problems. International Scientific and Practical Journal. Ashgabad. Volume 2: 29).
 
Ташкентский оазис поставлял – золото, серебро, железо, олово. Ферганский оазис поставлял сельскохозяйственную продукцию, лошадей, минералы. Кызылкумский район медь, олово. Зарафшанский оазис -  шелковые ткани, продукцию земледелия, золото, серебро, ляпис-лазурь, соль, кремний, олово. Южный Казахстан – продукция скотоводства.

Селение [Нурата] имело важное стратегическое значение (как пограничный пункт с кочевьями тюрков) и торговое значение (Bartol'd V.V. 1963. Works. V.1. Moscow: 165).

К селению Нур (ныне Нурата) монголов в 1220 году конце января – начале февраля провели по неизвестной дороге, с тех пор дорога получила название «Ханской»  (Bartol'd V.V. 1963. Works. V.1. Moscow: 165).

Отрар – Нур – связывали их караванные дороги, через Зернук. От устья реки Арысь. Монгольские отряды в 1220 году шли по обоим берегам реки Зарафшан. Сам же Чингисхан шел по северному берегу Зарафшана (Правобережье Зарафшана), как пишет Чан-Чунен в 1221 году  (Bartol'd V.V. 1963. Works. V.1. Moscow: 478).

В конце 7 века в район Нуратау пришли арабы. Древняя степная дорога.

В 15-20 км к северу от подножия хребта Нуратау, параллельно ему проходит большая древняя степная дорога, соединяющая Бухару через Нурата с областями Южного Казахстана. В свое время на Сырдарье недалеко от Чардара имелась благоустроенная переправа. Оттуда путь на запад лежал через степь на каждом 30 километре был устроен укрепленный рабат с колодцем (в до арабские времена за один день караван проходил 25 км, а в арабские 30 км см. у Ртвеладзе ВШП. 1999). Судя по археологическим материалам, эти постройки были созданы в 6-7 веках (времена Тюркского каганата – Арабов). Именно по этой дороге прошла на Бухару армия Чингисхана, а в мирные времена ею пользовались торговые караваны, послы, путешественники (Gulyamov Ya. G. 1979. Bukhara Nur. Ethnography and archeology in Central Asia. Academy  of Science of USSR. The Institute of Ethnography. Moscow. Science: 133).

Родник на котором возник Нур, жители Самаркандской и Бухарской областей считают святым «ата». В древности Нурский оазис был окружен стеной (там же с. 134). Крупный родник в безводной степи привлекал постоянно людей.

Водоем и родник с юга прикрывают развалины Нурской крепости, а с остальных сторон его окружают остатки жилых и культовых зданий. Крепость Нур (500*500 м) был огражден мощной стеной и имел одни основные ворота в середине северной стены. В древности Нурский оазис вместе с городом был окружен оборонительной стеной (примерно 7*7 км), она имела единственный въезд на северной стороне, против городских ворот (там же с. 134).

Археологические раскопки в Нуре не проводились, хотя объект в этом отношении весьма привлекателен (там же с.135).

Нур – был пограничным со степью торгово-ремесленным городом, с мощной крепостью, прикрывавшей стратегически важный проход в Зарафшанский оазис и далее в оазисы Ташкента и Ферганы. Здесь, останавливались купцы с товарами, где велась торговля (главным образом оптовая) зерном, кожей, сухофруктами, шкурами каракульских овец, мануфактурой, обувью, скотом и т.л. (там же. С 137-138).

Золото, серебро, медь, свинец, бирюза – добывали в Каратау, Нуратау, Гобдунтау                (Алескеров Ю.Н. Самарканд-Путеводитель. Ташкент. 1976. с.32-33).

Фергана – медь, олово, алебастр, золото, серебро – плавка металлов. С 10 века добыча ртути, асбеста до конца 12 века, с 17 века добыча – селитры.

Исторические рукописи +старые карты +археологические работы + древние путеводители + аэрокосмические снимки + ГИС + Глобальная Навигационная Спутниковая Система+ Цифровые Модели Местности + 3D Анимация + 3D лазерное моделирование+Беспилотники с 3D лазерными сканерами, тепловизорами+устройства сканирования земной поверхности = современный арсенал исследователя исторической географии, в идеале. У нас дело с этим обстоит несколько иначе, чем например в Китае, Японии, Южной Корее, Германии, Австрии, Венгрии.

Одним из характерных признаков развития человеческой цивилизации являются транспортные коммуникации, облегчающие интеграцию государств и народов в международном сотрудничестве.

Кто из знаменитых людей посещал исследуемый район Нуратау:
1. пророк Ной – останавливался по преданиям на вершине хребта Нуратау – Хаят-Баши
2. Китайский монах Чжан Цань (около 103 года до н.э.) прошел по правобережью Зарафшанской долины
3. Александр Македонский (4 век н.э.) район города Джизака, селение Нур, Фаришская степь, хребет Нуратау, правобережье Зарафшанской долины
4. Китайский путешественник Фа Сянь (399-414 г н.э.) район правобережья Зарафшанской долины
5. Китайский монах Сюань Цзан (630 г. Н.э.) прошел через Джизак, Илан-Отты, по реке Санзар в Самарканд
6. Монгольский император Чингисхан (1220 год конец января – начало февраля) был в селение Нур, Нуратинская долина, Южный Нуратинский хребет, правобережье Зарафшанской долины
7. Китайский путешественник Чань-Чунь (1221) был в Заамине, прошел через Илан-Отты в Самарканд
8. Старшие Марко Поло (1254) были вероятно на правобережье Зарафшанской долины

Расцвет городских цивилизаций и государств напрямую зависел от динамики торгово-экономических взаимоотношений между странами.

Изучение освоения прошлого Нуратау дает новые данные для его настоящего изучения. Таким образом, позволяет сократить число белых пятен в истории развития региона Нуратау, позволит в будущем проследить тенденции изменения торговых, экономических а возможно и режима питания подземными водами колодцев в разные эпохи на этом торговом пути.

Шелковый путь связывал Азию с Европой.

Дороги – коммуникации между крупными населенными пунктами внутри определенных историко-культурных областей, старые тропы между селениями которые уже ныне не существуют.

В Средней Азии однодневный путь, пройденный караваном, составлял 23-26 км (в первые века до н.э. – и первые века н.э.).

В арабское время (7-11 века) величина дневного прохода была равна примерно 25-30 км (Ртвеладзе Великий Шелковый Путь. 1999. с. 22-31).

Помимо трех основных трасс (южные морские, южные земные, степной путь) Великого Шелкового Пути, существовали другие дороги, посредством которых все эти трассы соединялись между собой.

Сеть торговых дорог, связывала степные поселки с оазисами, эти дороги имели множество сезонных ответвлений.

Основные места обмена устанавливались в приграничных со степью районах, где осуществлялся обмен между кочевниками и жителями оазисов.

Район Нуратау является интересным полигоном для изучения последствий длительного человеческого влияния на природную среду, ее изменений, выяснением этих причин и последующей трансформацией этих комплексов в прошлом и настоящем.

Как уже было сказано территория Нуратау осваивается длительное время, еще с палеолита. Это, значит что в районе исследований, имеется достаточное количество еще не исследованных мест «белых пятен» (распространение наскальных рисунков, древние арыки, колодцы, караванные трассы, караван-сараи, развалины крепостей, древние и позднесредневековые агроценозы, археологические стоянки, древние шахты и рудники, исчезнувшие населенные пункты и многое другое) которые ждут своих исследователей и авторов.

Выбор территории Нуратау, не случаен. Описываемый район представляет большой интерес. В древности это была территория культурного освоения человеком (земледелие, скотоводство, горное дело). Это очень перспективный район, для историко-географического исследования, воссоздания прежних физико-географических, палеоэкологических, антропогенных, истрико-экономических (сельского хозяйства, границ, транзитных миграционных и торговых коридоров связывающих разные культурные области друг с другом и минеральных центров) реконструкций территории Нуратау.

Сухопутный транспорт был преимущественно вьючным.

Транспорт – дороги – почта – благоустройство дорог.
Дороги способствовали росту внешней торговли между странами.

Важное значение имеют транспортные развязки.

Транспортные развязки – соединения дорог в разных уровнях со съездами для перехода транспортных средств с одной дороги на другую. Т.Р. – повышают пропускную способность дорог, обеспечивают безопасность, бесперебойность и скорость движения.

Дороги (ВШП соединяющие Европу и Азию) оказывают глубокое и разностороннее влияние на использование земель, в том числе они открывают территории для заселения.

Удобно расположенные пункты на торговых путях.

Ключевое положение в районе перевозок (транзитных).

Топонимы востока никогда не бывают случайными.

Правильно организованная транспортная система одинаково необходима как для распределения продуктов питания, так и для более полного развития торговли, без чего невозможно повышение благосостояния общества. По путям сообщения главным образом перевозят промышленную и сельскохозяйственную продукцию (Man and Machines. The Mitchell Beazley Joy of Knowledge Library. General editor J. Mitchell. Moscow. Mir. 1986:134).

Одним из характерных признаков развития человеческой цивилизации являются транспортные коммуникации, облегчающие интеграцию государств и народов в международное сообщество.


В некоторых подгорных районах вдоль Нуратинского хребта еще в начале нашей эры была создана густая сеть подземных арыков – кяризов. Кяризы перехватывали родниковые воды в предгорьях и, проходя под землей, выводили воду на дневную поверхность, иногда за многие километры от водоисточника (Бурыгин В.А., Марциновская М.И. Сельское хозяйство и экология. Учебное пособие. Ташкент. Мехнат. 1990:54).

Культурные и торговые связи. Товар поступал в большие оптовые базары города, затем распределялся по мелко-оптовым локальным базарам городам.

Исключительное значение ВШП в районе Нуратау как основных магистральных путей исторического формирования населенных пунктов.

Вдоль главных дорог, которые вели в глубь осваевымых территорий, создавались цепочки городов, контролировавших пути и обеспечивающих передвижение населения и грузов. Появление новых дорог вызвало создание вдоль них цепочек новых городских поселений и упадок или исчезновение старых городов на старых, утративших значение дорогах (Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. Москва. Мысль. 1987: 60).

Строились приграничные линии города – крепости. Дороги и населенные пункты (соответственно и их инфраструктура) создаются когда нужно что-то перевезти или обменять. Они фактически связывают разные центры (культурные, сельскохозяйственные, ремесленные, торговые, горнорудные и т.д.) друг с другом, осуществляя торговый обмен.
Быть воплощением связи времен – свойство, которое в наше время невиданного развития туризма цениться очень высоко (Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. Москва. Мысль. 1987: 38).

Историческая многослойность. Каждая эпоха вносит в их облик какие-то свои черты.

Исторический анализ необходим для понимания современных процессов и предвидение тенденций их развития. Пренебрежение этим анализом теоретически и практически разоружает исследователя. Для современных аналитических и перспективных разработок важно знать экономико-географический опыт торговых путей, городов: как они создавались, как складывалось и изменялось их экономико-географическое положение, как формировались зоны, транспортные сети, развязки, узлы и их инфраструктура. Знание прошлого позволяет лучше предвидеть тенденции, структуру, параметры будущего. 

Транспортные сети пережили возникновение, упадок, затем медленное развитие.

Зона обслуживания дороги включает:
• Расселение – хозяйственное освоение или трансформация хозяйства;
• Расселение – территориальная организация населения, сеть населенных пунктов (опр. терр. расселения по рисунку);
• Расселения – как техническая инфраструктура;
• Населенные пункты – центры производства и центры проживания людей
• Единые системы центров – узлов расселения.


Реконструкция событий той поры требует особой тщательности и аккуратности. Недооценка возможностей может привести к не правильным результатам.
 
Нынешний мир – мир движения.


Рецензии
Кто из знаменитых людей посещал исследуемый район Нуратау:
1. пророк Ной – останавливался по преданиям на вершине хребта Нуратау – Хаят-Баши
2. Китайский монах Чжан Цань (около 103 года до н.э.) прошел по правобережью Зарафшанской долины
3. Александр Македонский (4 век н.э.) район города Джизака, селение Нур, Фаришская степь, хребет Нуратау, правобережье Зарафшанской долины
4. Китайский путешественник Фа Сянь (399-414 г н.э.) район правобережья Зарафшанской долины
5. Китайский монах Сюань Цзан (630 г. Н.э.) прошел через Джизак, Илан-Отты, по реке Санзар в Самарканд
6. Монгольский император Чингисхан (1220 год конец января – начало февраля) был в селение Нур, Нуратинская долина, Южный Нуратинский хребет, правобережье Зарафшанской долины
7. Китайский путешественник Чань-Чунь (1221) был в Заамине, прошел через Илан-Отты в Самарканд
8. Старшие Марко Поло (1254) были вероятно на правобережье Зарафшанской долины

Впечатляющий нарратив. Объём архивной информации -вселенский. Океан вдохновения для исторических сюжетов.

Юрий Николаевич Горбачев 2   08.06.2021 03:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.