Кое-что о торговле 18-19 века

До 18 века бухарские купцы выменивали ткани на пушнину и железо (в Тару, Томск, Тобольск). Флорентийский купец Бальдучи Пеголетти, живший около 1335 года, первым упоминает о торговой дороге из Азова в Пекин, которая проходила через Астрахань, Сару, Сарайчик и Ургенч. Без сомнения, караваны проходили через Отрар, так же как через Бухару и Самарканд, когда эти страны находились в состоянии мира. Вначале 19 века бухарские караваны выходили из Бухары в мае месяце, в июле уже были в России, а русские границы – в октябре и даже в ноябре. Путь от российских границ до бухарских в среднем занимает два месяца на верблюдах. В январе купцы подготавливаются к новому путешествию. Весной они покупают бумажную ткань, зимой хлопчатобумажную пряжу. Торговля с Россией в 1819 году в основном составляла – хлопок, пряжа, хлопчатобумажная ткань, бирюза, ляпис-лазурь, мех, каракулевые шкурки, сухофрукты, орехи, чай, шелковые ткани  (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах 19-начала 20 века. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Москва. Восточная литература. 1975. с. 121 -126).

Товары вывозимые бухарскими купцами из России 1819 году были следующие – гвоздика, сахар, олово, красное и синие сандаловое дерево, сукно, кожи, воск, мед, железо, медь, сталь, золотые нитки, зеркала, жемчуг, чугунные котлы, парча, стеклянного товара (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах 19-начала 20 века. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Москва. Восточная литература. 1975. с. 127).

На втором месте стоит торговля после России с Кашгаром у бухарцев (ежегодно требуется примерно 600 верблюдов. Отправляют караваны в конце мая или начале июня, после таяния снегов на перевале Терек. Перевозки товаров между Кашгаром и Кокандом обычно производятся на лошадях, потому-то горная дорога слишком утомительна для верблюдов. В Кашгаре бухарцы продают – сукно, кораллы, жемчуг, золотую парчу, золотые и серебряные нитки, меха, кожи, сахар, медь, латунь, стеклянный товар. Из Кашгара они привозят – большое количество зеленного чая, фарфоровые чашки, китайский шелк, китайские серебряные монеты. Иногда бухарцы отправив товар домой, с этим серебро и отправляются в Большой и Малый Тибет скупать козью шерсть, которую перевозят в Кашгар, где из нее ткут шали (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах 19-начала 20 века. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Москва. Восточная литература. 1975. с. 127-129).

Обычный груз верблюда – 18 пудов (288 кг) (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах 19-начала 20 века. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Москва. Восточная литература. 1975. с. 124).

Торговля бухарцев с Россией требует 3000 верблюдов. Торговля с Кашгаром требует 700-800 навьюченных верблюдов. С Персией требуется примерно 600 верблюдов для ведения торгового оборота (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах 19-начала 20 века. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Москва. Восточная литература. 1975. с. 130, 128, 130).

Бухария торгует и с индусскими купцами в основном из Северного Индостана (из Индии привозят кашмирские шали, шелковые материи, тонкое бумажное полотно, драгоценных камней и много индиго. В Персию и Афганистан из Бухарии привозят русские товары, аз из Персии грубые шали, деревянные гребни, ковры и бирюзу (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах 19-начала 20 века. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Москва. Восточная литература. 1975. с. 130, 128, 130).

На основе данных Мейендорфа можно говорить что в год грузооборот товаров с Россией в 1819 году примерно составлял – 864 тонны, с Кашгаром в 201,6 тонну, с Персией в 172,8 тонн. А стоимость перевозки грузов была следующая за 1 верблюда 108 рублей из Бухары до Троицка, а от Орска до Оренбурга – 99 рублей. От берегов Синда через Кабул до Бухары  от 108 до 126 рублей за верблюда.

Открытый во 2 веке до н.э. караванный путь из Китая в Переднюю Азию сделался впоследствии главным путем вывоза китайского шелка; тем же путем привозились в Китай с запада, из Греко-римского мира, стекло и хрусталь; под влиянием Запада в Средней Азии возникла стеклянная промышленность, как под влиянием Востока – металлическая. При Сасанидах важнейшие торговые пути перешли под их контроль. Согд – сосредоточил в своих руках торговлю шелком (Бартольд В.В. Сочинения. Том 2. Часть 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. Академия Наук СССР. Москва. Восточная литература. 1963. с.113).

От китайцев в 751 году самаркандцы научились выделывать тряпичную бумагу; из Самарканда бумага постепенно распространилась на запад и вытеснила как в мусульманском мире, так и христианском прежний писчий материал – пергамент и папирус; с запада оказала влияние на Персию и через Персию на Среднюю Азию текстильная промышленность (Бартольд В.В. Сочинения. Том 2. Часть 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. Академия Наук СССР. Москва. Восточная литература. 1963. с.121).

9-10 века н.э. В предместьях находились базары. Торговля с кочевниками приносила выгоду и культурному населению, получавшему от кочевников продукты скотоводства, особенно мясо и лошадей; еще более нуждались кочевники в произведениях своих культурных соседей – в хлебе и, в особенности, в предметах одежды. Везде, где происходила торговля кочевников с оседлыми народами – на границах Китая, мусульманского мира и России – кочевники сами пригоняли свои стада к пунктам пограничной торговли, не дожидаясь, пока торговцы приедут в их степи. Кроме нужных им товаров, кочевников привлекали удобные для зимовок местности вдоль берегов больших рек, поросших камышом. Приход кочевников для торговли на зимовку мог обращаться в грабительский набег, против чего предпринимались меры в виде постройки рабатов – укрепленных жилищ пограничной казачьей вольницы. Главными путями по-прежнему оставались пути в Китай, от которых отходили пути на север, к ставкам некоторых кочевых ханов  (Бартольд В.В. Сочинения. Том 2. Часть 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. Академия Наук СССР. Москва. Восточная литература. 1963. с.123-124).

В 1266 году Отрар снова сделался большим торговым городом (Бартольд В.В. Сочинения. Том 2. Часть 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. Академия Наук СССР. Москва. Восточная литература. 1963. с. 149).

В конце 1270-173 годов Бухара подверглась опустошительным погромам персидских монголов о 1281 года Бухара оставалась в запустении (Бартольд В.В. Сочинения. Том 2. Часть 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. Академия Наук СССР. Москва. Восточная литература. 1963. с. 151).

О-хо-хо, нужно еще карту кочевий наложить на карту дорог и базаров и культурных центров. Работы непочатый край?! Вероятно придется еще и пару-тройку ночей не спать, но как это интересно и захватывающее. Не, что ни говори ГИС технологии рулят, География это круть! Как здорово!

18 век политический, экономический упадок в Средней Азии одной из важных причин являлась по Бартольду В.В. с. 164., 1963, то что произошел упадок караванной торговли.

Будущность страны, как всякой страны, зависит от того какое положение будет принадлежать ему в мировой торговле. Бартольду В.В. с. 166., 1963.

Местные жители Нуратау продают свою продукцию овощеводства, садоводства, виноградарства и в меньшей степени скотоводства на региональном базаре в Джизаке и местных базарах в селениях Янги или Богдан. В Янги-кишлаке тоже есть базар. Торговля идет между местными кочевниками и жителями горных ущелий с заезжими из Джизака или Зарафшанской долины. Продают ситец, платки, седла, кишмиш, хлеб (Хорошхин А.П. Сборник статей касающихся до Туркестанского края. Санкт-Петербург. 1876.  с.397).

В Сарымсаклы и Синтабе бывают базары. В Сентябе продавали продукцию из России. Местное население в горных ущельях в поймах рек занимается садоводством и овощеводством, есть и посадки ореха и шелковицы. На конусах выноса в степи почти у каждого кишлака имеются огромные дынные плантации. Март и апрель местное население живет в юрте, вне кишлака, ради подножного корма его скоту, в мае переходит в сад, выращивая там тутовые ягоды, урюк и другие плоды или живет на овощной плантации. Только поздней осенью население возвращается в кишлаки для того, чтобы перезимовать в них (Хорошхин А.П. Сборник статей касающихся до Туркестанского края. Санкт-Петербург. 1876.  с.398-401).

Базарные кишлаки. Они большей частью значительного объема. Купцы из городов лишь изредка посещают эти базары, и большею частию во время сбора шелка, хлопка и винограда. Привозимые сюда из городов товары: железные инструменты, глиняные сосуды и материи. В основном эти базары больше служат целям местного населения – для удовлетворения потребностей земледельцев, которые продают здесь свою продукцию и покупают необходимые для себя покупки. Из местных произведений более всего продаются земледельческие орудия, арбы, колеса, съестные припасы: хлеб, фрукты и овощи, Пайшабэ город на Акдарье по средам и четвергам, Митан (к северу от Акдарьи), Каты-курган – по средам и субботам, Джума базар расположенный между Гобдунтагом и Каракчитау работал по пятницам. Главными центрами для нескольких базарных округов служат города. Они состоят из кишлаков с большой полосой садов  (Радлов В.В. Средняя Зерафшанская долина. Записки Императорского Русого Географического Общества. Санкт-Петербург. 1880. с.17-19).

Лучшие коконы Зарафшанской долины 0 бухарские, на втором месте Ката-Курганские, но лучше Бухарских – кокандские, но кокандцы не умеют изготавливать из них шелк, поэтому шелковые ткани в Бухаре стоят дороже, так как бухарцы знают в этом толк. Вокруг Каты-Кургана очень много занимаются производством шелка - сырца, около 5000 пудов в год. Этот шелко-сырец через Афганистан поставляется в Индию. В Ката-Кургане также значительно производство хлопка (Радлов В.В. Средняя Зерафшанская долина. Записки Императорского Русого Географического Общества. Санкт-Петербург. 1880. с.42-43).

Торговля с Кашгаром совершенно прервана. Прежде оттудого привозили чай и серебро (Радлов В.В.  Средняя Зерафшанская долина. Записки Императорского Русого Географического Общества. Санкт-Петербург. 1880. с.49).

Через Чалек проходит дорога из Бухары в Джизак, которой часто следуют караваны, оставляющие в таком случае Самарканд в стороне. Тут кроме краткости дороги влияет еще другое обстоятельство: Зарафшан, от таяния снегов в его верховьях, в самую середину лета делается страшно глубок (Федченко А.П. Топографический очерк Зарафшанской долины и заметки соседних бегствах и памятниках Самарканда. Москва. Типография Мамонтова А.И. и Ко. 1870. с.7.).

Дагбит большой базар в с13 верстах от Самарканда на берегу Акдарьи. На этот базар съезжаются жители 5 уездов, и меня уверяли что он по своим оборотам больше Самаркандского. Базары есть и в Челеке, Яны-Кургане, Пейшамбэ (Федченко А.П. Топографический очерк Зарафшанской долины и заметки соседних бегствах и памятниках Самарканда. Москва. Типография Мамонтова А.И. и Ко. 1870. с.9.).

Торговля ведется по одним и тем же дорогам (Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах 19-начала 20 века. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Москва. Восточная литература. 1975. с. 120).

Торговые отношения, сложившиеся с давних времен между Россией и Бухарией, приняли особенно широкий размах начиная со второй половины восемнадцатого столетия. Так как эта стана (Кашгар) гориста, то караваны совершают только небольшие дневные переходы.

Предметом внутренней торговли Бухарии служат главным образом продовольственные товары, сельского хозяйства. Торговля содействовала установлению и развитию взаимоотношений между различными государствами.

Почти весь Нуратинский хребет интенсивно использовался человеком. Почти все участки, где было возможно орошение, в течении многих веков осваивались переселенцами из Самаркандского оазиса и Хорезма под лесосады (Камелин Р.В., Коршунова Е.П. Нуратинский заповедник. В книге Заповедники Средней Азии и Казахстана. Под общей редакцией Соколова В.Е., Сыроечковского Е.Е. Москва. Мысль. 1990. с.233).

Древние народы-земледельцы создали в долинах своеобразные и устойчивые антропогенные ландшафты, соседние племена скотововодов-кочевников осваивали богатые разнотравьем горные пастбища (Камелин Р.В., Коршунова Е.П. Нуратинский заповедник. В книге Заповедники Средней Азии и Казахстана. Под общей редакцией Соколова В.Е., Сыроечковского Е.Е. Москва. Мысль. 1990.с.242).

Район Нуратау уникален, самобытен и обладает особым историческим значением – они имеют следы древней цивилизации оседлых народов, живших на границе с кочевыми племенами, что придавало ей своеобразие. Большой интерес в историческом отношении представляют наскальные изображения охоты, в урочище Осраф.


Район Нуратау никогда не был изолирован от остального мира, ни географическое положение, ни суровые природные условия, не были непреодолимым препятствием для караванов Великой магистрали древности «Шелкового пути». Эта территория имела интенсивное караванное торговое сообщение еще с 10 века до н.э. А в период существования ВШП имела тесные торговые и культурные контакты с тремя континентами (Европы, Азии и Африки) которые лишь оборвались вынужденно в середине 30-х годов прошлого столетия.   


Рецензии
Впечатляющий обзор.

Юрий Николаевич Горбачев 2   07.06.2021 20:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.