Люди в потоке истории. А. Винников

                ЛЮДИ В ПОТОКЕ ИСТОРИИ



      Именно об этом сегодня мы говорили с Александром по телефону. Люди и исторические мифы людей. Есть не история сама по себе, но есть истории людей и истории вещей, физических тел или того, что соответствует нашим моделям - физические тела.
      Действуют люди, применяя различные физические средства и собственный организм как физическое средство, в первую очередь. Противопоставление коллектива и индивида, общества и личности не может быть корректным. Если есть индивиды А, В, С, ..., Z, то не может ни один из индивидов быть противопоставлен некоторому коллективу К, куда якобы входят все эти А,В,C, ..., Z. Если А противопоставляется, то только каждому из оставшихся по-отдельности, а также всем им вместе, согласующим действия против него, т.е. уже другому коллективу, куда он не вхож. И этот коллектив есть не как нечто самостоятельное К, но как действующие индивиды, согласующие свои действия, а без этих индивидов нет и коллектива. Следовательно, воображать столкновение интересов коллектива и личности некорректно, но этим приемом пользуются те, кто только себя считают вправе представлять всех и действовать от имени несуществующего
коллектива без кого-либо из тех, против кого они выступают от имени коллектива. Если я - гражданин России, то никто из граждан России не может против меня выступать от имени России.
Если я - русский, то никто не может выступать от имени русских против меня, если он даже русский.
    "Цитируем А.Винникова: "Мне не нравились стихи Евтушенко, кроме того, я понималб что живу в мире, в котором без соизволения начальства Евтушенко никогда не стал бы издаваться большими тиражами, печататься в центральных газетах и разъезжать по Европе. Так что и тон, и многочисленные умолчания в тексте его интервью вызывали раздражение не только у меня, но и у моих многочисленных друзей - мы считали допустимым и законным договор между личностью и тоталитарной системой, "договор с дъяволом", нарушение которого влечет за собой санкции. Представление о том, что личность обладает абсолютными и неотъемлемыми правами, у меня отсутствовало. Ежедневная практика школьной жизни и вдалбливаемые на уроках "Основы марксистско-ленинского мировоззрения" сделали свое дело - как и большинство одноклассников, я вступил в комсомол, понимая, что без этого шага дорога к высшему образованию будет закрыта. Однако, если быть совсем объективным, следует признать, что главными были не эти практические соображения, а стремление к мимикрии, попросту говоря - желание быть как все, чтобы застраховаться от очередного "облома" (А.Винников, с.13). Эта честность автора просто поражает, как и точность описания. Впрочем, ум и честность - это для меня одно и то же, две грани характера, которые по-отдельности не существуют. В отношении себя я могу утверждать: приспосабливая себя к собственным модельным представлениям, делал себя я сам. Так называемое Марксистско-ленинское мировоззрение никто мне не вдалбливал, как и иное. Мне могли только создавать различные условия, но выбор был за мной. Бабушка придерживалась того, что все начальники жулики и воры, особенно, самые высокие и молилась на икону Божьей матери с младенцем на руках, а дедушка плакал, когда умер Сталин, хотя так и не вступил в колхоз, отсидев несколько лет в тюрьме. Все люди, без всяких исключений, могут ошибаться, а потому применяй всегда собственную голову. Учи ЭТО не потому, что оно правильно, но потому, что ЭТО ты должен знать. Патриархальный быт и натуральное хозяйство, где все было просто и очевидно, где ребенок овладевал собой, развивая себя за счет приобретения умений и навыков, - это такие условия, когда правильная ориентация является наиболее целесообразной. Если она установилась прочно, то уж после 7-8 лет ничто ее не сможет разрушить. Именно потому Сталину и его подручным не удалось бы ничего сделать без физического уничтожения большого числа людей правильной природной ориентации, которые не поддавались переделке. Но в явлениях, которые характеризуются большими числами, всегда есть случай. Таковые случайно уцелели. Мои предки оказались в числе случайно уцелевших, по материнской линии. По отцовской были уничтожены. Родители отца. Он и сестры остались живы.


Рецензии