Иеремия, пророк страдания и надежды

Иеремия, пророк страдания и надежды
1990-1995

Жаркое лето 1990-го года. Первые годы свободы. Можно поехать куда угодно - и никого не спрашивать. Не проходить унизительные парткомиссии. Не отвечать на идиотские вопросы старых маразматиков-ветеранов партии. Просто: - купил билет и поехал. И, конечно же, первая моя поездка - в Рим. Об этом я мечтал всю жизнь. И думал, что эта мечта несбыточна. Надежды пройти парткомиссию и ветеранов с моим послужным списком никакой. Но судьба распорядилась иначе. Нет больше парткомиссий и ветеранов, этих дьявольских изобретений. А я в Риме!

В своих несбыточных мечтах я обхожу весь Рим. Из книг и альбомов знаю все его достопримечательности. Но все мои походы по Риму начинаются с Ватикана, с собора Святого Петра. При этом никакими религиозными соображениями я не руководствовуюсь. От религии я пока весьма далек. Просто хочу увидеть творения великого Микеланджело в подлиннике, а не в фотографиях и репродукциях.

И вот я в знаменитом храме. Увиденное превосходит всякое воображение. Необъятныые размеры! Колонны, скульптуры, картины! Тысячи туристов вроде меня. И тысячи верующих, с фанатическим блеском в глазах, непрерывно крестящиеся, стремящиеся облобызать каждый камень, каждый угол и каждую ступеньку. Швейцарские гвардейцы в средневековых нарядах. Золотохрустальные люстры и тысячи горящих свечей. Священослужители в пышных нарядах и со смешными тонзурами. Для меня все увиденное никак не ассоциируется с святым храмом.Это скорее музей, в котором проходит какой то спектакль. Слишком много пышности!

И, наконец, жемчужина музея – Сикстинская капелла. Как завороженный, смотрю на творение гениального мастера и не могу оторвать глаз. Кажется, все это я вижу не впервые. Знаю почти все, что изображено на ее величественных сводах. Но действительность превосходит всякое ожидание! И начинаешь понимать, почему Микеланджело называют “титаном Возрождения”. Тела людей и небесных созданий сплетаются в рассказе библейской истории человечества. Хроника сотворения Мира и история Ноя. Вот господь дарует душу Адаму, а вот апостолы. Изображения ветхозаветных пророков и сивилл, предсказавших рождение Христа. Невозможно представить, что это работа одного человека. Почти 1000 квадратных метров и 4 года непрерывного труда. Без праздников и выходных. Душу охватывает восторг! Но не религиозный, как подобает в храме, а восторг и благоговение перед человеческим гением, озаренным божественным вдохновением.

Несколько часов я стою в капелле и не могу насмотреться. Все новые и новые сюжеты, и новые восторги. Вдруг мой взор останавливается на фигуре могучего старца, скорбно сидящего скрестив босые ноги, одетого в простую одежду, с клокастой седой бородой, с могучими руками. Левая рука бессильно опущена на колено, правая подпирает лицо. Какая невыразимая мука во всей его позе! Какое безграничное страдание во взоре! Мороз пробирает по коже! Кто этот человек? Над чем он так горько размышляет? Почему так страдает? К стыду своему – не знаю. Поэтому и нет ответов на вопросы. Останавливаю проходящего мимо монаха и спрашиваю.

Пророк Иеремия, - кратко отвечает монах и проходит дальше . И во всей его походке физически ощущаю, что он обо мне думает: - «Еще один турист. Еще один невежда». И я с ним согласен. Я и вправду невежда! Я впервые слышу это имя.

Вот так случилась моя первая встреча с пророком Иеремией.

Следующая встреча с Иеремией происходит буквально через пару дней. Флоренция. Колокольня собора Санта Мария дель Фиоре. Скульптура Донателло. Ничего  общего с фреской Микеланджело. Крепкий мужчина. Голова молодого античного героя. Безбородый, в римской тоге. Сжатые губы. Вздувшаяся жила на шее. Так и кажется, что по ней мощным потоком пульсирует кровь. Так бывает при огромном внутреннем напряжении. И те же глаза страдальца. И в этих глазах, и в этом огромном внутреннем напряжении, в какой то невидимой нам борьбе, я ощутил внутренее сходство между этими двумя творениями гениев Возрождения.  И я дал себе слово узнать об этом человеке как можно больше.

Но есть хорошая пословица: ”Благими намерениями вымощена дорога в ад.”  Я дома. И, как мне кажется, занят более важными делами. Я занимаюсь бизнессом –“делаю деньги”. Много денег... Еще больше.... Маловато! Еще бы! Все равно мало! Надо больше!... Какие там ветхозаветные пророки?! Я о близких не всегда вспоминаю. Работаю как одержимый. Без праздников и выходных. По 16 часов в день. Четыре года. Как Микеланджело?  Да нет.  После него осталась Сикстинская каппела и еще множество других произведений, являющихся гордостью челевечества. А что же достиг я?  Заработал немерянную кучу денег, которыми даже не умею нормально распорядиться? И не всегда честно. Ничего реального не создал. Так... Купи-продай. Вы помните безумную круговерть 90-х?  Хватают все, кто только может. Вернее, я так тогда думаю, что все.  А если кто-то думает иначе, значит он дурак или лентяй. Единственный человек, который не думает так и прямо мне об этом говорит - моя ныне покойная мама. Царствие ей небесное! Мудрейшая была женщина!  Сколько раз она мне говорила: - остановись, оглянись вокруг. Вспомни детей! Вспомни друзей. Подумай о себе, о своей душе! Но кто слушает родителей? Ничего они не понимают, только ворчат! Мы же умнее их! Мы очень заняты – мы делаем деньги. И нет ничего важнее!

Но нашелся друг, который сумел оторвать меня от делания денег. Он просто пришел ко мне в оффис с двумя билетами в Амстердам и сказал:”поехали”. И мы полетели. Представляете? После четырехлетней безостановочной погони за золотым тельцом вдруг отоспаться, просто гулять. Без охраны. Не думать о деньгах, компаниях, контрактах, бандитах, милиции. Посидеть в каком-нибудь уличном кафе, пойти в кино, в театр. Зайти в музей.

И вот я в Рейксмузеум – Государственном музее Голландии. Я всегда мечтал побывать в Голландии.  Почти как в Италии. Я воспитывался на голландской живописи. Моим кумиром был Рембрандт. И естественно, что осмотр музея я начинаю с его экспозиции.  Я испытываю подлинное наслаждение от подлинников великих картин. Мое внимание привлекает небольшая картина: - на фоне губительного, недоброго света пожарища изображен охваченный горем старец.  Знакомое страдание во взоре. Окутанный каким то мягким и  мудрым светом, на фоне гигантских колонн, он сидит опираясь левой рукой на сундук. Подхожу ближе и читаю знакомое имя – Иеремия. “Иеремия оплакивает гибель Иерусалима”.

Так кто же он такой - пророк Иеремия? Что он за человек? Почему величайшие гении человечества снова и снова обращаются к его истории? Почему Рембрандт сам выступает в роли натурщика для этой картины? Потому что сам страдал немерянно? Чем Иеремия заслужил такую честь? Ведь в библии есть много других персонажей. Но немногих из них с такой любовью изображали великие художники. Как оказалось, изображений Иеремии гораздо больше. Например, в русской иконописи. Я видел фреску ХII века в Старой Ладоге, на которой Иеремия предстает немолодым аскетом с ярко выраженными восточными чертами. Еще один облик, но страдание во взоре все то же. Страдание...

 Почему везде образ Иеремии неотделим от страдания? Что его заставляет так страдать? Кто он? И я собираю все, что написано об Иеремии. К стыду моему, о нем написано очень много. К теме Иеремии обращались, и поныне обращаются, множество художников, поэтов, писателей и исследователей.  А о его месте в христианстве можно и не говорить. Он один из четырех великих ветхозаветных пророков. Он последний пророк Иудейского царства. В библии Иеремия упоминается многократно. Самая большая пророческая книга Ветхого Завета – «Книга Иеремии». И еще есть «Плач Иеремии» - небольшое, полное трагизма поэтическое произведение, в котором оплакиваются Иерусалим и народ Иудеи.

Из истории мы знаем: - Бог посылает людей уровня Иеремии в нужное время и в нужное место. И поэтому невозможно разобраться в судьбе Иеремии и понять истоки его страданий без экскурса в эпоху и страну, в которых происходили события, активным участников которых был он.

VII-VI вв до р. Х.

Год рождения пророка  - 645 год до Рождения Христа. Место рождения -  Анатот, патриархальный городок недалеко от Иерусалима. Левит Хилкия - отец. Знаток Торы и Священных книг. И семья, в которой из поколения в поколение передаются древние обычаи и предания со времен Моисея. А так как священническое служение не дает больших доходов, семья кормится крестьянским трудом.

Превыше всего в семье Хилкии ставится неукоснительное исполнение пунктов Завета, Торы и Священных книг. Этих же устоев придерживается практически все население городка, состоящее в основном из таких же священников - крестьян и их семей. И неудивительно, что младенцу дают еврейское имя Ирмеяху, которое в переводе с иврита означает «Бог, восставь». (Иеремия - это русская транскрипция этого имени)

О детстве и юношеских годах Иеремии известно немного. Бог призывает его к пророческой миссии в 626 году до р. Х.. Почему именно в этот год? Да потому, что год этот был критическим для Иудеи, крошечного и бедного царства. Иудеи, на протяжении многих лет чудом выживающей в окружении трех мощных, враждующих между собой супердержав – Ассирии, Вавилона и Египта. Ассирия, более 12 веков  наводящая ужас на окружающие народы, уже не так сильна. Ее царь Ашурбанипал правит более 40 лет. Видимо подустал от бесконечных войн. И это сразу же чувствуют соседи. Апатия Ашурбанипала к концу жизни приводит к деградации ассирийской армии, а покоренные ранее народы становятся все смелее. Не упускает свой шанс Египет, при первой же возможности сбросивший ассирийское иго.

Успех египтян воодушевляет вавилонян. Сколько попыток на протяженнии последних десятилетий сбросить удушающее ярмо ассирийской зависимости! И вот новая возможность. Умирает наместник Ашурбанипала в Вавилоне Шамашшумукин. В борьбе за управление Вавилонией побеждает халдей Набопаласар. И почти в это же время умирает Ашурбанипал. Набопаласар провозглашает независимость от Ассирии. Никчемные наследники Ашурбанипала ничего не могут противоставить Вавилону. Только войну. Это единственное, что умеют делать ассирийцы. Зато воюют они героически. Ассирийцы бьются за каждую пядь земли. Но время, отпущенное Богом Ассирии, закончено. Вавилоняне ценой огромных потерь продвигаются к самому сердцу  Ассирии. Ассирийцы почти разбиты. Еще одно усилие и ассирийцам конец. Но... у вавилонян не хватает сил довершить разгром.

Халдеям нужны союзники. И они их находят. Находят среди кочевников севера и востока, объединенных мидийским царем Киаксаром. Набопаласар и Киаксар заключают военно-политический союз. И тут впервые на исторической арене появляется  сын Набопаласара Навуходоносор. Очень скоро ему предстоит сыграть решающую роль в судьбе еврейского народа. А пока для укрепления союза с Киаскаром Навуходоносор женится на мидийской царевне.

Киаксар с огромным войском вторгается в Ассирию и захватывает ее древнюю столицу Ашшур. Это конец! Ассирия еще долго может сражаться с двумя могучими врагами, но победить их уже не может. Что ей остается делать в такой ситуации? Конечно, тоже искать союзников. Но где их взять? Ведь Ассирии никогда не нужны были союзники. Она брала все, что только хотелось ее царям. А тут такой конфуз! И выбор то небольшой - только Египет. Больше некого. Тот самый Египет, в котором ассирийские войска всего несколько десятков лет тому назад маршировали вверх по Нилу, сметая все на своем пути. А сегодня приходится униженно просить о помощи свою бывшую марионетку – египетского фараона Нехо. Между прочим, очень хитрого и коварного.

Перед фараоном встает дилемма – помогать или не помогать? Поможешь – будешь иметь в союзниках слабую Ассирию, не поможешь – победит Набопаласар. Но в последнем варианте мощь халдеев возрастет неизмеримо, и тогда бояться придется Вавилона. И фараон решает оказать помощь Ассирии. Пока он раздумывает,  армии Набопасалара и Киаксара врываются в Ниневию. И настолько ненавидима была Ассирия, что Ниневия была разрушена полностью! А на месте великой столицы остался только покрытый травой курган. В одночасье великая Ассирия, державшая в страхе полмира, перестала существовать. Радость угнетенных народов была безмерна!

Вот как выражает свою радость пророк Наум

Горе городу кровей! (Наум 3:19)
И далее
Все услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать тебе;
Ибо на кого не распространялась беспрестанно злоба твоя? (Наум 3:19)

И только благодаря тому, что евреи включили ненавистное имя в библейские сказания, память об Ассирии дошла до наших дней.

Но ассирийцы еще сопротивляются. Под водительством талантливого полководства Ашшурбалита остатки ассирийского воинства отходит к городу Харрану. И вот наступает последний акт гибели империи – две армии движутся к Харрану. Кто первый? Стремящиеся окончательно уничтожить Ассирию халдеи? Или движущаяся на помощь ассирийцам армия Нехо?

Кстати, о Харране. Это тот самый город из которого, за много веков до описываемых событий, прибыл в Ханаан прародитель всех евреев Авраам. И там  семья его осталась. И туда он послал за женой и сыном Иаковом. И четырех своих жен Иаков нашел в Харране. Удивительны зигзаги истории!

К несчастию для евреев, на пути египтян находится Иудея. Иудея, только что освободившаяся от многолетнего ассирийского ига. Царь Иудеи, благочестивый Иосия, внук Манасии, изгоняет ассирийцев из севера Иудеи.  Он проводит религиозную реформу, признавшую Бог единственным богом. И единственным храмом, в котором следует поклоняться Бог, он определяет храм Иерусалима.

И тут иудеи, опьяневшие от одержанной победы, от наконец обретенной независимпсти, совершают стратегическую ошибку – они решают не пропускать египтян через свою территорию. Опьянев от свободы - они хотят ее удержать. Охраняя веру и страну, Иосия выступает против египтян. И проигрывает. Не имеющие регулярной армии евреи в битве под Мегидо разбиты наголову. Иосия погибает на поле боя.

Евреев можно понять. Нам тоже такое знакомо! Мне памятна всеобщая эйфория после распада Советского Союза. Когда вдруг осознаешь, что компартия  больше не диктует тебе как жить! И КГБ не следит за каждым твоим шагом! И настоящая свобода вероисповедания!   И весь мир открыт для тебя!... Советский Союз был настоящим игом для своего народа, таким же, каким было иго ассирийское для народов подвластных. И нельзя сказать, какое было хуже. Иго оно и есть иго.

Но вернемся во времена ветхозаветные. Трон царя-реформатора занимает его старший сын - Элиаким. Но это абсолютный антипод Иосии. Заносчивый и нелюбимый народом. Совет старейшин Иерусалима отстраняет Элиакима от трона, и возводит на царство второго сына Иосии Иохаза.

А Неро опоздывает. И Харран пал. Ассирия навсгда исчезает с лица земли... Мидянам достаются огромные, но пустынные и бедные территории. Набопаласар же получает небольшую по размеру территорию. Но это не простая территория. Это весь Плодородный Полумесяц – территория, содержавшая самую цивилизованную и богатую часть западного мира. За исключением Египта.

Египтяне еще какое то время находятся на Евфрате. Вскоре они возвращаются в Иудею и восстанавливают власть Египта над Палестиной. Египтяне увозят Иоахаза в Египет, а на трон снова возводят«без лести преданного» Египту Элиакима, взявшего имя Иоаким.  Иоаким – полная противоположность своего отца. На первом месте у него увеселения и роскошь. Вопрсы религии его не интересуют. Политическая независимость не нужна. На троне он держится благодаря египтянам. Поэтому он к ним не просто лоялен. Он раболепствует перед ними. Иоаким регулярно платит Нехо дань, средства на которую берет не из казны, а выжимает из народа.

Набопаласар не успевает разобраться с египтянами. Он заболевает и возвращается в Вавилон. Но оставляет вместо себя своего сына Навуходоносора. И сын не подводит. Навуходоносор делает с египтянами то же самое, что тремя годами раньше египтяне сделали с евреями.  В битве при Кархенише, в верховьях Евфрата, вавилоняне разбивают армию Нехо. Египтяне в панике бегут в нильскую долину. Кажется, ничто их не может спасти. Но в это время умирает Набопаласар. И Навуходоносор вынужден прекратить преследование и вернуться в Вавилон. Египтянам повезло. А Иудее в очередной раз нет.

Задержавшиеся в Иудее египтяне непрерывно интригуют против Вавилона.  доставляя ставшему царем Навуходоносору постоянную головную боль.  И эту головную боль приходится лечить исключительно военным путем. Но, к огромному сожалению, между Египтом и Вавилоном лежит маленькая Иудея. Как зернышко между жерновами. В военном отношении Иудея никак не может противостоять ни Вавилону, ни Египту. Она слишком мала. Ее правителям следует принять сложное политическое решение – чью сторону принять. Из популистких соображений предпочтительней, конечно же, Египет. В союзе с не очень сильным Египтом Иудея сохраняет видимость независимости и свою религию. В союзе же с могучим Вавилоном Иудея попадает в гораздо более жесткую зависимость, как политическую, так и, наверное, в религиозную. Как быть? Вернее, с кем быть?

А что в это время происходит в самой Иудее? В общем-то ничего хорошего. Преобразования Иосии полностью заброшены. Правда, чтобы задобрить духовенство, Иоахим оставляет за храмом положение единственного святилища. И это создает иллюзию Божиего благословения – как же, ведь Иерусалим и храм стоят нерушимо. Египтян не интересуют вопросы еврейской религии. Их интересует только дань. А Сион стоит. Значит, Бог по прежнему обитает в своем доме. Значит, и евреи тоже чего то стоят. И еврейский патриотизм начинает вырождаться в еврейский национализм. Вот какие мы – евреи! Даже наши поработители нас боятся! Погодите! То ли еще будет! А Служители храма сквозь пальцы смотрят на забвение достижений Иосии. Начинают возвращаться старые языческие обычаи. Крестьяне вновь приносят жертву Ваалу, а женщины носят амулеты Астарты.

Страшная это штука – национализм. Не раз играет он с евреями злую шутку. Национальное самосознание, гордость за свой народ, за свою страну, за свою избранность Богом вдруг становится как нечто само собой разумеющееся. И в умах начинает происходить сдвиг. Гордость за свой народ перерождается в пренебрежение к другим народам. Избранность Богом начинает рассматриваться как нечто само сабой разумеющееся. Как бы у Бога просто не было другого выбора. Не с другими же народишками! И Богу еще повезло, что евреи согласились вступить с ним в Завет. А могли бы и не согласиться.

Мы сами себе господа; мы уже не придем к тебе (Иер. 2.31)

А раз так, то им позволено и от Завета отступать. Вседозволенность очень нравится толпе. Как грибы после дождя появляются  новоявленные вожди-краснобаи крикуны-демагоги, безответственные лжепатриотические речи которых так возбуждают толпу. Как правило шумны они и громогласны, и речи их заглушают голоса людей трезвых и разумных.

И вот в это смутное время Бог призывает Иермию к пророческой деятельности. Но ему то всего 20 лет! Он не чувствует себя готовым к такой миссии. Сомнения терзают его. Но для Бога возраст избранника не имеет значения. Потому что голосом пророка говорит Бог. А  Бог, как известно, возраста не имеет. Сам Иеремия об этом говорит так:

И было ко мне слово господне:
Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя,
И прежде ты вышел из утробы, Я освятил тебя;
Пророком для народов поставил тебя.
А я сказал: О Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод.
Но Господь сказал мне:
Не говори: «я молод»;
Ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь,
и все, что повелю тебе, скажешь.
Не бойся их; ибо Я с тобою, Чтобы избавлять тебя.... (Иер 1. 4-8)

И Бог посылает пророку знамения. «Жезл миндального дерева», символизирующий верность Бога своему слову и скорое его исполнение, и «поддуваемый ветром кипящий котел и лицо его со стороны севера», откуда «откроется для всех обитателей сей земли». То есть у Иеремии выбора нет: - он должен пророчествовать, должен донести землякам слово Божие. Но суть его трагедии в том, что он должен сказать людям совсем не то, что те хотят услышать. Извечная проблема человеческого общения! Синдром Кассандры! Иеремия должен возвестить грядущие бедствия людям, пьяным от иллюзии свободы, ощутившим сладость собственного и национального достоинства, полных надежд на возрождение Израиля.  И в таком состоянии люди могут слушать, но не будут слышать. И действительно, пророчества Иеремии вызывают у них только лишь раздражение. И Господь это понимает. Он говорит Иеремии:
Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя... (Иер 1. 18-19).
Для своего первого выступления Иеремия приходит к воротам святилища и обращается к присутствующим от имени Бога:
Исправьте пути ваши и деяния ваши, и тогда Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова говорящих «Здесь храм Господен, храм Господен, храм Господен!».  Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будуте верно производить суд между человеком и соперником его, не будуте притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинную кровь на месте сем, и не пойдете вослед иных богов на беду себе, – то Я оставлю вас тогда жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. Вот вы надеетесь на обманчивые слова, которые принесут вам пользы. Хорошо ли, что вы, воруя, распутничая и принося ложные клятвы, кадя Ваалу и следуя чужим богам, которых не знали прежде, приходите потом и становитесь пред лицом Моим, говорите: «Мы спасены!» - только для того, чтобы снова совершать эти гнусности? Не сделался ли для вас Дом этот, названный моим именем, вертепом разбойников?» (Иер. 7, 3-11)
Понимаете, в чем трагедя Иеремии? Он настоящий патриот. И он настоящий поборник веры. Более того, он глашатай Бога! Он уполномочен Всевышним говорить от его  имени. Но говорить вещи, не согласующиеся с сиюминутными чаяниями иудеев. То есть говорить правду. Ох, как горька эта правда! Но ее он обязан говорить! Несмотря ни на что! Даже если его не хотят слышать. Вот откуда страдание в глазах пророка! Оно отражение его душевных мук...
Что он пророчествует? Ведь в Иудее относительно спокойно. Иерусалим на месте. Храм цел. Более того, только в нем проходят служения Бог. И служители довольны. Что еще надо этому беспокойному человеку?
Платим дань Нехо? Ну и что? Зато он не лезет в наши дела. Не очень хорош Иооаким как царь? Лезет в наш кошелек? Интересуется только гулянками и женщинами? Строит себе роскошный дворец и не платит строителям? Ничего, он еще молодой. Но ладит с египтянами. Поэтому в стране мир. И царь, и царедворцы довольны. И в храме идут служения. И город цел. Что еще ему надо?
Правда, кое кто отрекся от веры, не следует законам Моисея? Кое кто вернулся в язычество и стал поклоняться Ваалу? Стали приносить жертвы идолам? Ну и что? Зато в стране мир. И в храме идут служения. И город цел. И народ доволен. Что еще ему надо?
Другие пророки проповедуют совсем другое. Сулят возрождение Израиля. Вражеским царствам погибель. Народу израильскому процветание. Как приятно это слышать! Ах, как это ласкает слух! Вот это настоящие пророки! И их гораздо больше. И вообще, почему Иеремия считает, что он один уполномочен говорить от имени Бога?  Народу ведь трудно разобраться кто пророк, а кто лже-пророк. Да и не очень хочется разбираться...
А Иеремии нужно, чтобы еврейский народ выполнял данный Богу Завет. Для его же блага. То, чему так рады большинство евреев, - ненастоящее, временное. Очень и очень хрупкое. И он знает, что народ его за отход от веры ждёт страшная расплата. И не боиться предупреждать об этом. Но народу сегодня эти предупреждения не нужны. Многие хотят закрыть Иеремии рот. И к сожалению, в первую очередь, служители храма. Его бросают в яму с нечистотами. Грозят смертной казнью. Унижают. Но унизить или запугать Иеремию невозможно. Его устами говорит Бог!
Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего все те слова, что вы слышали; итак, исправьте пути ваши и деяния ваши и послушайтесь гласа Господа Бога Вашего и Господь отменит бедствие, которое изрек на вас. А что до меня, вот- я в ваших руках: делайте со мной все, что вам покажется хорошим и справедливым. Тлько твердо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложиту на субя и город сей и его на жителей: ибо истино Господь послал меня к вам сказать те слова в уши ваши. (Иер. 26. 12-15)
Но слова эти в Иудее все труднее становится говорить. Они не нравятся Иоахиму. Царь приказывает расправляться со смутьянами. А Иеремия первый смутьян. От него отшатываются как от прокаженного. Мрачные мысли посещают Иеремию. Все его усилия разбиваются о глухую стену. И снова я вспоминаю Кассандру. Ведь послушай ее троянцы, и все у них сложилось бы иначе. И послушай евреи Иеремию, и у них наверняка тоже все сложилось бы  иначе. Но история не имеет сослагательного наклонения.  Иеремию тоже не слышат. И в этом причина его страданий. И он пишет потрясающие по своему трагизму псалмы. В них он обращается к единственному своему прибежищу – к Богу:
Ты будешь прав Господи, если я стану судится с Тобою: и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их и укоренились они, они вырастают и приност плод. Ты близок на устах их, но далек от сердца их. А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое. (Иер. 12, 1-3)
Как не вспомнить дугой библейски персонаж – Иова. Буквально с теми же словами тот обращается к Богу:
Почему беззаконные живут, достигают старости и силами крепки? (Иов, 21. 7)
Два библейских персонажа. Один литературный, другой реально живший. Два величайших страдальца. Два поборника веры. И если конец книги Иова - типичный литературный «хеппи энд», то конец жизни Иеремии гораздо страшнее. Людская неблагодарность преследует пророка по пятам. И как не вспомнить еще один библейский персонаж – Сатану. Благодаря его проискам вынес невыразимые страдания Иов. И я думаю, что горестная судьба Иеремии также есть результат происков Сатаны. Но Сатана испытывает не только Иеремию. Он постоянно испытывает и избранный народ. И продолжает испытывать сегодня.
1943-2008
Жаркое лето Калифорнии. Музей Холокоста в Лос Анжелесе. Я и дочь. Срашные картины концлагерей, расправ над ни в чем не повинными людьми. Вернее, не совсем не повинными. Все таки вина у них есть. Все эти несчастные – евреи. И в этом их вина. Дочка потрясена. «Папа, неужели это правда? Так люди не могут поступать с людьми!» Что я могу ей ответить? Да, родная, это првда. Это было на самом деле. И даже некоторым образом меня коснулось.
Воспоминания... Раннее детство. Вместо сказок мама рассказывает мне нескончаемую историю  первых лет моей жизни. Это моя самая любимая сказка. Только под нее я засыпаю. Но на следующий день требую продолжения. Всю ее я пересказать не могу. Сказка эта рассказывалась несколько лет, и всю ее повторять здесь не имеет смысла. Не это цель моей книги. Но если коротко , дело было так...
Моя мама родом из Житомира, из обычной еврейской семьи. И, как примерная еврейская девочка, поступает в медицинское училище. Только успевает она его закончить, как ее отправляют военфельдшером на финскую войну. Домой она возвращается с двумя медалями и двумя ранениями. Не успевает залечить раны – новая война. С немцами. Мама остается на оккупированной территории. Для еврейки это почти верная смерть. Но находятся добрые люди, которые выправляют ей новое свидетельство о рождении, в котором вписаны новая фамилия и новая национальность – осетинка. И отправляют ее работать заведующей медпунктом в глухое село на Кировоградщине. Вскоре в село входят немцы, и на окраине его организуют концлагерь для военнопленных.
Отец мой родом из Тбилиси, из семьи грузинских евреев. С первых же дней войны его забирают на фронт, даже не дав закончить мединститут. В одном из боев молодого лейтенанта медицинской службы ранят в ногу, и он попадает в плен. И именно в тот самый концлагерь, что на окраине маминой деревни. Но уже как рядовой и грузин по национальносити. Далее сюжет развивается как в крутом боевике.
На Кировоградщине уже действует подполье. Кто то из подпольщиков просит маму явиться к коменданту и заявить, что этот раненый красноармеец ее муж. Оказывается, в такой ситуации, если раненый пленный не коммунист или не еврей, немцы отдают его жене. А тем более, когда муж и жена имеют такие экзотические национальности. И после пяти дней немецкого плена мой будущий отец оказывается в плену у моей мамы. И стали они жить вместе, оказывая медицинские услуги местному населению, и подворовывая лекарства для партизан. На чем и попадаются. Их должны арестовать. В самый последний момент они успевают уйти в партизанский отряд. Там, в лесах Кировоградшчины, в теплое августовское утро, на свет появился я. Так что можно сказать, что я прирожденный партизан. Моим родителям повезло. Они выжили. И сегодня я понимаю, что такое чудо невозможно без вмешательства свыше, за что ежедневно благодарю Господа. Без его покровительства повторили бы мои родители судьбу миллионов жертв Бабьего Яра, Освенцима, Треблинки и множества других фабрик смерти, созданных фашистами по воле Сатаны.
Наконец заканчивается оккупация. Но не заканчиваются мучения моей семьи. Как находившиеся на оккупированной территории, мы попадаем в лапы СМЕРШа (военная контразведка). После недолгого разбирательства нас с мамой ссылают в Казахстан, а отца отправляют на фильтрацию. Фильтрация это тот же концлагерь, но только советский, в котором сидишь, пока тебя проверяют. Отца проверяют полгода, после чего отправляют в действующую армию. На его запрос о нашей судьбе ему сообщают, что поезд, в котором его семью везли в Казахстан, разбомблен немцами и все пассажиры погибли.
Конец войны. Отец с полной грудью орденов и медалей возвращается в Тбилиси. Женится. И у него рождаются дети. Погодки. Мальчик и девочка. Мои брат и сестра. В это же время моя мама получает извещение, что нас разыскивает отец. Не тратя времени на переписку, она собирает нехитрый скарб и через несколько дней мы оказываемся в Тбилиси. Вы представляете ситуацию? Вот где человеческая трагедия! Никто никому не изменял, никто никого не предавал. В войну имели место коллизии и пострашнее. Но вот на сцене один муж, две жены и трое детей. Что делать? Виноватых ведь нет. Наказывать некого. И вот сегодня я еще раз убеждаюсь, что нашу семью хранил Бог. Все решилось мирно. Я жил с матерью недалеко от семьи отца. Трое детей имели двух матерей. Эти матери между собой никогда не общались. Но эти две мудрые женщины сумели подняться над личными амбициями. И поэтому у меня сегодня есть брат и сестра. А мама так и прожила всю жизнь без мужа. Сегодня ее нет в живых. Но если мне особенно тяжело – я звоню в Тбилиси.
А теперь вспомните историю Авраама, Сары и Агари. Почти та же ситуация. Один мужчина, две женщины и дети. Но режиссером здесь Сатана. Я больше чем уверен, что это он надоумил Сару подложить рабыню на супружеское ложе. Тем самым оказать медвежью услугу еврейскому народу. Не смогли эти женщины привить детям братские чувства. Результат вам известен. Сегодня крошечный Израиль окружен огромным арабским миром. И неприкрытая цель этого мира – стереть Израиль с лица земли! Сатана опять испытывает Божий народ!
А последствия нашей жизни в оккупации еще долго будут преследовать нас. Прошло совсем немного времени после приезда в Тбилиси, и за шпионаж арестовывают моего отца. За каждый день плена  ему присуждают год тюрьмы. Итого пять лет. И отсидит он их от звонка до звонка. И никогда не закончит мединститут. О тяготах, которые выпали на нашу долю я даже не вспомнаю. За всю последующую жизнь мне много раз приходилось заполнять различные анкеты. И в каждой из них был вопрос: «проживали ли вы или ваши близкие на оккупированной территории?» И это был очень серьезный вопрос. Ответивший на этот вопрос положительно автоматически становился неполноценным гражданином своей Родины. Сколько раз меня не пускали на заграничные конференции, симпозиумы, конгрессы. И как издевательство в 1965 году домой приходит грозная повестка: «Явиться в военкомат. В случае неявки будете привлечены к уголовной ответственности!» Пришлось пойти. Кому хочется быть привлеченным к уголовной ответственности? Меня радостно встречает военком: «В связи с 20 летием победы в Великой Отечественной войне Вы, как участник партизанского подполья, награждаетесь медалью.» Представляете?
Всю эту трагическую историю дочка выслушивает с широко раскрытыми глазами. «Папа, такого вообще не может быть. Как вы вообще выжили? А почему вас преследовали свои? Ведь бабушка и дедушка ничего не сделали плохого?». Тогда на эти вопросы я ей не смог ответить. У меня не было ответа.
2009
И вот прошло пятнадцать лет. Я принял крещение. «Папа, зачем тебе это было нужно?», - спрашивает уже совсем взрослая дочь. И я ей отвечаю – помнишь, родная, как я не смог ответить на твои вопросы в музее Холокоста? Так вот, сегодня я уже могу на них ответить. Я крестился тогда, когда понял, кто добрый гений нашей семьи. Доченька, нашу семью сохраняет Всевышний. И всю жизнь я буду приносить ему свою молитву благодарности. По его доброму промыслу мы выжили, оказались в Америке, в безопасности и без клейма бывших в окупации. И живем в мире и в согласии с Миром. А фашизм, коммунизм, социализм – это так, проходящее, это все одно и тоже, только по разному называется. Все это исчадия Дьявола. И им всем рано или поздно прийдет конец. А Бог будет вечно!
VII-VI до р. Х.
Сатана славно потрудился! Почти все против Иеремии. А он хочет жить в мире со всеми. Но Бог требует от него другое. И поэтому пророк не останавливается ни перед чем. Он бесстрашно вступает в конфликт с царем. Для него не имеет большого значения тот факт, что Иоахим наследник Давида. Для него важны дела, а не наследственность. И он предрекает царю:
Не будут оплакивать его, говоря: «О брат мой! О брат мой!» Не будут   оплакивать его: «О государь! О владыка!». Ослиным погребением будет погребен он, вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалимские. (Иер. 22. 18-19)
Царь в ярости. Кому приятно такое слышать? Тем более царю. А у царя помимо Иеремии своя проблема. Его патрон разгромлен. Власть Нехо закончена. Нужно разрешить дилемму, о которой я уже упоминал - с кем быть? Царь хочет союза с египтянами. А Иеремия агитирует за Вавилон. И тут он идет поперек царя! Казнить бы его! Но тронуть Иоахим Иеремию не осмеливается. По традиции пророков трогать нельзя. Иеремию сажают под домашний арест. 
Перед Иеремией вопрос «с кем быть» не стоит. Для него все ясно: Навуходоносор – орудие провидения. А для Иудеи самый естественный шаг – стать под эгиду Вавилона. Это единственный путь к миру. Навуходоносору тоже хочет иметь на своих границах своего союзника, а не союзника своего злейшего врага. И он предъявляет Иоахиму ультиматум: либо ты мой вассал и мир в Иудее, либо война и ты все равно мой вассал.
Свое мнение по этому поводу Иеремия выражает в виде поэмы. Царедворцы советуют Иоахиму ознакомиться с ней. Иоахим соглашается, но делает это весьма оригинально. Как только чтец прочитывает три-четыре строки - Иоахим отбирает у него свиток, отрезает прочитанный кусок и со смехом бросает его в огонь. К концу чтения от свитка остается горсть пепла.... И ни слова не говоря о содержании, велит арестовать Иеремию. Мудрое решение! Не важно, что будет со страной. Зато смутьян будет молчать. Из застенков не очень-то попророчествуешь!
Иеремия вынужден скрываться. Но не для того, чтобы молчать! Но говорить то не дают! И снова Иеремя пишет книгу. Он снова обращается к народу Израилеву. Пророк  предсказывает, что избранный народ, оказавшийся негодным для высшеих целей, снова может быть отброшен в изначальное состояние. Станет изгнанником и скитальцем, каким он был до вступления в землю обетованную. И тогда все придется начинать сначала.
И чудо совершилось. Иоахим признал власть Навуходоносора. Почему? Никто не знает, что произошло с головой этого неумного и взбалмошного человека. Но он совершил этот поступок. Может быть единственно правильный за все время своего царствования. Иеремию больше не преследуют. Казалось бы Иеремия должен радоваться – его послушались! Но это не так. Решена политическая проблема. Но не она является главной для пророка.
Другая проблема не дает Иеремии покоя. Проблема чистоты религии. И здесь ему противостоят те, кто казалось бы, в первую очередь блюсти эту чистоту должны. Служители храма считают его злейшим врагом. По их приказу Иеремию заковывают в колодки и приковывают на день к позорному столбу у ворот храма. Страдания Иеремии достигают кульминации. Почему он снова должен подвергнуться унижениям? Ему хочется обрести единство со своим народом. Хочется, как и другие пророки участвовать в торжествах, воспевать величие Израиля. Или вернуться домой, в Анатот, к прежней мирной жизни. Он вновь и вновь говорит с Богом:
Ты влек меня Господи, и  я увлечен; Ты сильнее меня - и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо только начну говорить я – кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в  поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: «не буду поминать о Нем и не буду больше говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как горящий огонь, заключенный в костях моих; и я истомился, удерживая его и не мог. (Иер. 20. 7-9)
Моральные мучения Иеремии сравнимы с мучениями Иова. И страдания Иеремии, как и страдания Иова, должны испепелить душу, убить все надежды. Даже войти в противоречие с Богом. Но сила этих могучих поборников веры в том, что они ни на мгновение не усомнились в Божьем Провидении. Выстоял Иов. И выстоял Иеремия. Из этих испытаний пророк вышел еще более стойким и обновленным. Это мы увидим из дальнейших событий.
Кратко время мира для Иудеи. Египтяне вновь объявляют войну Вавилону. И Иоахим вновь возвращается под крыло Нехо. Пока Навуходоносор разбирается с египтянами, ему не до Иудеи. И иудеи, несмотря на все предостережения Иеремии, начинают вести себя все более и более дерзко. Опять национальное самосознание подменяется махровым национализмом. И совсем не во-время умирает Иоахим, хоть и не лучший, но все же имеющий некоторый опыт, царь. На трон восходит его семнадцатилетний сын Ехония. Можете себе представить – в такое грозное время получить на царствие неопытного юнца! При Ехонии Иудея еще дальше отходит от реформ Иосии. Языческие обряды в Иерусалиме совершаются в открытую. Ядовитыми миазмами язычества проникнуто все общество. Попирается Завет с Бог. Опять Иеремия в оппозиции. Он вновь и вновь призывает одуматься. Для него нет ничего важнее чистоты веры и верности Завету с Бог. Он предрекает новые несчастья. Предостерегает. Умоляет! Все безрезультатно. Только наживает себе новых врагов. Никому его пророчества не нужны. Без них намного спокойнее.
А расплата близка. Армия Вавилона уже у стен города. Но осажденный Иерусалим сдаваться не собираетсся. Все хотят биться до победы. Только так! И не меньше! Ведь Иерусалим так укреплен! И в храме идут служения в честь Бог! И еще приносятся жертвы Таммузу и «богине ночи». На всякий случай. Чтобы и они за нас! Конечно же мы победим!
И только Иеремия вновь и вновь призывает царя сдаться на милость победителя. Снова он против всех. Но так подсказывает ему Божье Провидение. И сила его слов настолько велика, что она пробудила остатки разума у царя и его советников. Не ожидая активных действий со стороны халдеев, через несколько недель после начала пока еще бескровной  осады, царь велит открыть ворота города. Он согласен на капитуляцию. И это решение спасает город и тысячи жизнй.
Но с Ехонией Навуходоносор обходитсяся как с изменником. По тем жестоким временам Навуходоносор просто милосерден! Он никого не казнит. Но отправляет Иехонию вместе со всей знатью, строителями, ремесленниками и воинами гарнизона в Вавилон. Чтобы впредь неповадно было бунтовать! И чтобы искоренить проегипетские настроения.  Пострадал и Храм. Вавилоняне конфискует храмовую казну и драгоценности.
Навуходоносор ставит царем Иудеи младшего брата Иехонии Седекию. Как говорится, хрен редьки не слаще. Совсем еще ребенок. Ему бы еще учиться и учиться... Но от его воли уже зависит судьба Иудеи. Седекия никогда и не готовился быть царем. И в такой ситуации он может полагаться только на свое окружение – на свой двор и своих советников. Но кто его окружает? Старый двор отправлен в Вавилон. А как известно, свято место пусто не бывает. Его тут же заполнили всякие проходимцы, махровые националисты и фанатичные патриоты. В Иерусалиме во-всю орудует египетская пятая колонна. Иеремия снова не имеет доступа к царю, снова он всем мешает.
Не проходит и двух лет после ухода Навуходоносора из Иерусалима, как Иудея снова на грани мятежа. Робкий и религиозный Седекия пытается прислушаться к пророкам. Ведь он так молод! И так неопытен! Ему нужен правильный совет! Но нет среди пророков  единодушия. Снова против всех бьется Иеремия. Он один понимает – восстание это смерть! Как убедить в этом земляков? Иеремия одевает на себя ярмо вола и в таком виде идет по городу: – Люди! Ну, обратите же на меня внимание! Поверьте же мне - Бог отдал народы под эгиду Навуходоносора! Признайте это! Будьте разумны, люди! Восстание не только бессмысленно, но и преступно!
«Не слушайте своих пророков, своих чародеев, ясновидцев, гадателей по облакам и волхвов, которые уверяют вас, что вы не будете подчинены царю Вавилонскому, ибо они предсказывают вам ложь.»
И вот Иеремия у ворот храма. Толпы зевак. Ждут зрелищ - что же дальше? А дальше –дешевое шоу. Выходит лже-пророк  Анания и на глазах у публики ломает ярмо. «Так будет сломлено иго Навуходоносора!» - хвастливо провозглашает Анания. И сам упивается своей смелостью. В глазах толпы он герой. Но не в глазах Иеремии.
«Да Бог слова твои» - отвечает он Анании.- «Но только время нас рассудит». Не доходят слова мученика до толпы. Не от кого ждать поддержки.
Царь и царедврцы безнадежны. Как безнадежны первосвященники и другие вожди нации. Плачевный финал неизбежен! Как сохранить народ от истребления? Как сохранить чистоту веры?
Все надежды страдальца теперь связаны с изгнанниками, уведенными в Вавилон. Ведь там их более десяти тысяч! Весь цвет нации! Им много пришлось пережить. Наверное, вдалеке не раз они задумываются о случившимся. Наверное, вдали от Родины они обсуждают случившееся. И наверняка, разлука и изгнание стали для них хорошей школой. Души их отвращены от язычества. И нет в их сердцах более пренебрежения к Закону божиему. Свои надежды Иеремия излагает в притче о смоквах.
 «Бог показал мне: вот две корзины со смоквами поставлены перед храмом Господним. Одна корзина со смоквами весьма хорошими, каковы смоквы ранние, другая со столь плохими, что есть нельзя. И было ко мне слово Бог: так говорит Бог Бог Израилев: подобно этим хорошим смоквам, переселенных иудеев, которых Я выселил из этого места в землю Халдейскую, Я отличу на благо им. Я обращу на них взор Мой во благо им и возвращу их в землю эту, и устрою их, а не разорю, насажу, а не искореню, и дам им сердце, чтобы они познали Меня, что Я – Бог, они будут Моим народом, а Я их Богом, ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим. О плохих же смоквах которых нельзя есть , так говорит Бог, к ним причислю Я Седекию, царя Иудейского и вольмож его и остальных иерусалимлян оставшихся на этой земле» (Иер. 24)
Иеремия знает, что плен будет долгим. В своих посланиях к пленникам он ободряет их, но предупреждает, что им придется ждать семьдесят лет. Не стройте иллюзий! Стройте дома! Женитесь. Рожайте сынов и дочерей. Заботьтесь о благосостоянии Вавилона! Туда вас переселил не Навуходоносор. Вас переселил Бог.  Он о вас печется. Но все это время вы дожны жить верой в грядущее освобождение. Очищайте свою дущу покаянием. Искупайте богоотступничество, и Бог вернет вас.
Хочу спросить Вас: - вы поняли, о чем пророчествует Иеремия? Разве речь идет только о конкретном событии – о возвращении евреев из вавилонского плена? Нет!Нет! И еще раз нет! Иеремия уже тогда понимал, что еврейскому народу еще много много лет придется расплачиваться за грехи. И что будет еще не один плен, не одно изгнание. И есть только одна возможность для евреев сохраниться как народ и вновь обрести потерянную Родину – сохранить верность изначальным принципам Моисеева учения о Бога и Завете. По сути дела он является автором программы, которой следуют не одно тысячелетие евреи – программы нового обретения Родины. И сегодня мы видим результат – при жизни нашего поколения вновь на карте мира появился Израиль, а евреи вновь обрели землю обетованную. Родину своих предков. Сегодня евреи единственный в мире народ, который потеряв Родину, не потерялся сам как нация. Сохранилась вера, сохранился язык предков. И сегодня Израиль процветающая страна. Но, к сожалению, как и во времена Иеремии, в окружении недружественных государств. Между прочим, государств этих 57 и живет в них 250 миллионов арабов. А еще Иран и другие мусульманские страны. А израильтян всего навсего 6 миллионов. Поэтому программа Иеремии актуальна и сегодня!
А мы вернемся вновь в ветхозаветные времена. Вновь в Иерусалиме звучат громкие фразы. Окружение молодого царя – сборище безродных крикунов, неизвестно откуда пришедших и не обремененных опытом управления государством, но с большими политическими амбициями. С луженными глотками. Способные перекричать любого. Отлично умеющие завести толпу. Сыграть на ее самых низменных чувствах. Без всякого чувства ответственности за будущее нации. Не говоря уже об ответственности за судьбу каждого отдельно взятого человека. Того человека, которого так легко в толпе увлечь псевдопатриотической риторикой, заставить идти за собой. Как замечательно сказал о взвимоотношениях толпы и «вождей» лорд Байрон:
Так было, будет впредь – как крот слепа, на одного работает толпа. (Байрон; Каин)
И этим вот «вождям» удается поднять новое востание против Вавилона. На сей раз расправа была быстрой и ужасной. В июне 586 года войска Навуходоносора ворвались в Иерусалим. Иерусалим пал. Началась резня. Сыновей Седекии убили на его глазах, а самого царя ослепили, заковали в цепи и отвезли в Вавилон. Храм Соломона и царский дворец разграбили, сожгли и разрушили. Крепостные стены Иерусалима разрушили. Все ценности из него вывезены. И только Иеремии удается вынести из Храма святыни, в том числе Ковчег Завета, и спрятать их на горе Нево. Все иудеи были переселены в Вавилон. Остаться разрешили только больным и немощным. Так началось знаменитое Вавилонское пленение иудеев. Так был разрушен Первый Храм, Храм Соломона И я очень хорошо представляю себе это изгнание. Нечто подобное произошло и на моих глазах.
1952-1953
Тбилиси. Холодный декабрь 1953-го. Пронизывающий ветер носит вдоль набережной Куры всякий мусор. Почему то его больше, чем обычно. Мы, мальчишки, словно воробьи сидим на голых ветках огромных платанов. На наших глазах что то происходит. И мы с увлечением это наблюдаем. Хотя суть происходящего нам не совсем понятна. Что это за грузовики, нескончаемым потоком движущиеся  по набережной? Почему их кузовы набиты льдьми? Мужчинами, женщинами, детьми. Стариками и старухами. Почему так хмуры их лица? Почему многие из них плачут? Почему в каждом кузове их сторожат красноармейцы с автоматами и овчарками? Почему вооруженные патрули всех гонят с набережной? Даже дворников.
Родители пытаются согнать мальчишек с деревьев. Одни уходят, другие приходят. И приносят все новую и новую информацию. И мальчишки уже знают, что в машинах сидят семьи персидских евреев. А везут их на грузовую станцию Навтлуги. И что станция эта оцеплена войсками КГБ. Звучит новое для мальчишек слово – депортация. Персидские евреи подлежат депортации. Потому что все они до одного враги народа. Английские, американские, японские, немецкие, китайские и всякие другие шпионы. Даже старухи и грудные дети. Но мы тоже живем в районе, где испокон века живут эти враги. Вместе ходим школу. Наши родители дружат. Вот почему в грузовиках мы так часто видим знакомые лица. И я чувтвую свою вину перед нашей великой страной. Мне только что оказали огромную честь –  к празднику великой октябрьской революции приняли в пионеры. А я проглядел шпионов!
Наконец мама силой уводит меня с братом домой. Голодные и холодные врываемся на кухню. И видим еще одного персидского еврея, папиного друга детства. Любителя шуток и розыгрышей. Но сегодня он хмур и невесел. Мужчины о чем то шепчутся. Друг передает отцу какой то сверток и быстро уходит.
Папа, что, он тоже шпион? – спрашиваю я и впервые в жизни получаю оплеуху. От неожиданности начинаю реветь и только сейчас обращаю внимание, что плачут все. Отец запирает нас в чулане и запрещает снова идти на набережную. Перепуганные, мы с братом несколько дней сидим в темноте. Нам дают поесть, но на улицу не выпускают.  Через несколько дней депортация завершается и отец кое что нам объясняет. Он велит нам забыть о визите своего друга. Запрещает называть персидских евреев шпионами. И вообще запрещает с кем бы то ни было разговаривать на эту тему.
1966
Тбилиси. Конец лета. Я и брат, отдохнувшие и загоревшие, только что вернулись из Сочи. У нас гости. Жена и сын того самого друга отца. Приехали сватать нашу сестру. К нашему удивлению сестра с радостью соглашается. Наш будущий зять очень хороший парень, лет на 5 старше меня. Врач. Много знает, многое помнит. В том числе и депортацию. Из его рассказов, рассказов его матери и других их родственников, с которыми в дальнейшем имел счастье познакомиться, сложилась жуткая история современного изгнания.
1952-1955
Тбилиси. Старинные районы с кривыми улочками, мощеные булыжником или не мощеные вовсе. Основное население - персидские евреи. Ювелиры, меховщики, цеховики и вообще трудяги. Живут там испокон века. Живут, сохраняя верность Моисееву учению о Бога и Завете. Никого не трогают. Но есть у них одно отличие от остальных тбилисцев. Они не граждане СССР. У них иранское гражданство. Ну как же этим не воспользоваться?
Воспользовались. Дьявольский план разработан досконально! В вечерние часы, когда семьи в сборе, к домам жертв подъезжают грузовики и легковушки с сотрудниками КГБ, солдатами и собаками. Все вооружены до зубов. Входят в заранее намеченные квартиры и дают 15 минут на сборы. Ни слезы, ни крики не действуют. 15 минут - и все! Несчастные хватают первое попавшееся и кутают детей. Их сажают в открытые грузовики и везут на товарную станцию. И так дом за домом, кватиру за квартирой. К утру квартал пуст.  Только спецкоманда собирает оставшееся имущество.Потом его подешевке скупят кегебисты и партаппаратчики. А за ними идут мародеры. На следующий день картина повторяется в другом квартале. И вот так, день за днем, методично и аккуратно, вывозят на товарную станцию около 30,000 тысяч человек. За одну неделю! Представляете? Вот это организация! Друга моего отца кто-то из кегебистов предупредил заранее, и он успевает собрать самое  ценное и передает их на хранение в нашу семью. Как раз эту сцену мы и видели.
Наконец все враги народа собраны на товарной станции. Голодные, замерзшие, ничего не понимающие шпионы сидят на голом асфальте. Непрерывный плач детей и вопли женщин раздражают охрану.Те, кто не в оцеплении, носятся среди несчастных. Прикладами и просто пинками наводят порядок. Злобный лай сторожевых овчарок. Настоящий ад! Наконец подают составы. Несколько вагонов пассажирских – для охраны, остальные вагоны – для скота. В народе вагоны эти называют телячьими. Они предназначены для депортируемых.
Не знаю, сколько дней гнал Навуходоносор евреев из Иерусалима в Вавилон. Не думаю, что более полутора – двух месяцев. Расстояние там около 500-600 миль. Примерно столько же времени везут персидских евреев в Казахстан. В телячьих вагонах. С одной печкой. Без туалетов, с парашей в углу. С бесконечными остановками. Ежедневными проверками и перекличкми. С двухразовым питанием. Утром и вечером хлеб с отрубями и баланда. Не удивительно, что люди начинают умирать еще в пути. Не знаю как обращались с иудеями халдеи, но не думаю, что их жестокость превосходила жестокость кегебистов. По крайней мере с уверенностью можно сказать, что целью вавилонян не является гибель иудеев. Они могут без проблем перебить всех иудеев еще в Иерусалиме.  И не устилать трупами изгнанников дорогу из Иерусалима в Вавилон. Не то что современные халдеи. Их цель – сделать все, чтобы как можно больше депортантов умерло еще в дороге.
Но люди в вагонах уже пришли в себя. Они начинают помогать друг другу, согласовывают свои действия. Многие второпях захватили массу ненужных вещей, забыв взять самое необходимое. Но почти в каждой семье оказались святые книги. Люди уже делятся едой, посудой, пеленками и советами. Помогают друг другу. Еще в дороге они начинают читать священные книги, пытаясь найти в них ответы на нескончаемые вопросы. Это объединяет людей. И в буквальном смысле обогревает их. Тесно прижавшись друг к другу, люди слушают тексты. В середине самые слабые, мужчины с краю. И это спасает их от холода и сквозняков. В первую же субботу зажигают самодельную свечку и читают молитву. К концу пути это уже не запуганная толпа. Люди уже организованы и имеют  общую цель – выжить. И в этом им помогает опыт предков, и в первую очередь программы, завещанные евреям Иеремией.
Наконец последняя остановка. Народ выгоняют из телятников. Люди испуганно озираются. Голая, ровная как стол, степь. Мороз. Сильный ветер гоняет редкие снежинки. Огромная территория огражденная колючей проволокой. Сторожевые вышки. Бараки для охраны. И больше ничего. Людей загоняют за колючую проволоку. «Выход за колючую проволоку – попытка к бегству. Стреляем без предупреждения!»- жизнерадостно объявляет начальник.
Если Вы не были в казахстанских степях зимой – считайте, что вам повезло. Безлюдие. Стужа. Бураны. Волки. Промерзшая земля. Негде укрыться. 300 - 400 километров между полустанками. Весь полустанок – 5-6 домишек.  И вот между двумя такими полустанками высаживают персидских евреев. И правильно делают! А на что еще могут расчитывать агенты международного империализма и американо-японские шпионы? А чтобы жизнь им в этом раю медом не казалась, выделяют им дырявые палатки для жилья. Никакого шанцевого инструмента. Хитрые евреи могут использовать лопаты и особенно кирки для штыковой атаки на охрану. Люди кольями, ногтями, вилками копают норы для жилья и накрывают их палатками. Но это уже не те люди, которых захватили тепленькими в Тбилиси. Это уже люди, объединенные общей идеей – выжить. Не дать победить себя. Несмотря на нескончаемые проверки, обыски и издевательства охраны и персонала люди находят возможность не только помогать друг другу, но и читать священные книги, учить детей. Даже соблюдать субботу. Это особенно раздражает охрану. Поэтому по субботам обязательны субботники и партучеба. А то, что умирают люди, так это не страшно. Меньше врагов народа. Вот такая депортация. А вы говорите Навуходоносор!
К весне примерно половина шпионов умирает. В первую очередь самые опасные из них - грудные дети и глубокие старики. И как говорил товарищ Сталин: «нет человека – нет проблемы». К следующей зиме проблема персидских евреев была бы решена полностью. Но тут вмешивается Бог. В марте умирает великий вождь и учитель.  Это спасает не только персидских евреев, но и вообще всех евреев Советского Союза. Оказывается, уже разработан подробный план депортации их всех в Сибирь. И проживи вождь еще хотя бы год, ни одного советского еврея западнее Урала, а может быть и Енисея, найти было бы невозможно. Бог конечно наказывает свой народ за грехи. Но делает это сам. Помощники ему не нужны. Поэтому и пережил еврейский народ  Сталина.  Также как и Гитлера. И других душегубов тоже.
Следующую зиму депортанты встречают уже в Алма-Ате. В Тбилиси им как иностранным поданным вернуться  так и не разрешают. И на этом спасибо. Разрешили выйти за колючую проволоку! Все выжившие благодаря своему трудолюбию со временем неплохо устраиваются, и как и евреи в Вавилоне, приносят немало пользы Казахстану. Как завещал Иеремия – приносить пользу стране в которой живешь. Я не раз приезжал в гости к сестре и был знаком со многими из этих людей. И могу с уверенностью сказать – они ни на иоту не отступили от веры. И поэтому сегодня почти все бывшие депортанты и их семьи живут в Израиле. На своей исторической Родине. Не шпионами и врагами народа, а уважаемыми гражданами своей страны. 
Я привел лишь один пример изгнания евреев. Может быть один из самых неизвестных. Но зато виденный собственными глазами. А сколько их было за два с половиной тысячелетия – не счесть. Крестоносцы. Инквизиция. Испания. Франция. Позорная черта оседлости в России. И этот список можно продолжать и продолжать. Но самая известная трагедия – Холокост. Только Богом избранный народ смог это все выдержать и сохраниться. И в этом огромная заслуга Иеремии как идеолога еврейской эмиграции.
VII-VI до р. Х.
Итак, Иерусалим пал. В полной мере сбылись предсказания Иеремии. И то, что ему не удалось предотвратить эту ужасную трагедию, заставляет безмерно страдать Иеремию. Теперь все его надежды на возрождение Израиля связаны с «хорошими смоквами» - евреями, оказавшимися в Вавилоне после первой депортации.  И надо сказать, что эти надежды имели под собой почву.
Правление Навуходоносора было фактически поворотным пунктом в истории еврейского народа. Да, независимость потеряна. Монархия погибла. Столица разрушена. Храм разграблен. Это же полный и абсолютный конец еврейской истории! Но оказалось, что это не так. Евреи выжили.
Депортировав евреев в Вавилон, Навуходоносор предоставляет им определенную свободу. В ссылке евреи могут покупать земли, заниматься бизнессом, богатеть. К моменту возвращения евреев на родину многие из них обладают значительными состояниями. Остающиеся оказывают им совсем немалую помощь.
И все соседи вспомоществовали им серебряными сосудами, золотом и имуществом, и скотом, и дорогими вещами...(Ездра 1:6)
Навуходоносор совершенно не вмешивается в вопросы веры. Евреи в полной мере сохраняют религиозную свободу. Их даже не пытаются заставить поклоняться Мардуку. Более того, ранние книги Библии в нынешней форме написаны именно в Вавилоне. Главный еврейский пророк того периода в Вавилоне – Иезекииль – сумел обьединить книжников, находящихся в изгнании. И благодаря им сегодняшняя Библия имеет именно такой вид. Я не говорю о всех ее текстах. Эти книжники не могли написать многого из Ветхого Завета и полностью Евангелие. Все таки описываемые события происходили задолго до Пришествия. Поэтому речь идет именно о стилистике Великой Книги.
Евреи в Вавилоне ведут себя как законопослушные граждане, и поэтому проблем с властями у них нет. Иезекииль яростно  выступает против всех врагов Навуходоносора. Он предрекает гибель Тира и Египта и процветание Вавилона. Даже в трагедии Иерусалима для него нет вины Навуходоносора. Виноваты сами евреи. Надо было слушаться Иеремию!
В своих проповедях Иезекииль утверждает, что трагедия Иудеи – потеря Земли, Храма, плен – произошли не потому, что Бог оказался слабым или потерпел поражение. Просто Бог недоволен евреями и потому наказывает их. Когда наказание кончится, Бог все восстановит. Евреям же следует научиться не совершать ошибки. Иезекииль вообще оказался выдающимся деятелем еврейского народа. Не зря евреи считают его отцом иудаизма.
 То что евреи в плену не потеряли свою самобытнсть, не смешались со всеми прочими это несомненная заслуга Иеремии и Изекииля.  Их проповеди, пророчества явились идеологической и религиозной основой выживания евреев в экстремально неблагоприятных условиях. Они сохранили свою самобытность, находясь вне Иерусалима И продолжают сохранять ее все 25 веков, что прошли со времен Иеремии и Иезекииля. Несмотря на то что их бывало гнали куда суровее и намного дальше, чем это делал Навуходоносор.
Сказанное выше противоречит книге пророка Даниила. В ней рассказывается. как сам Даниил, а также три других еврея – Седрах, Мисах и Авденаго – жестоко преследовались Навуходоносором. Очень впечатляют описания огненных печ
ей и львиных рвов. Но это не более, чем литературная вольность. Дело в том, что Даниил жил четыре века спустя после описываемых событий. Кстати, в тоже экстремально неблагоприятное  для евреев время, - время преследования евреев царем Антиохом IV. И я думаю, что рассказывая о прежних ужасах, Даниил преследовал цель укрепить дух евреев для сопротивления Антиоху.
А жизнь Иеремии по прежнему полна горечи. Вынесенные из Храма святыни пропали. Их так больше никто и не видел. Он испытал изгнание, неволю, тюремное заключение и в конце концов Иеремию увозят в Египет, где следы его теряются. Христианские предания говорят, что Иеремию побили камнями евреи, которых он якобы обвинил в идолопоклонстве. Талмуд же говорит, что Иеремию Навуходоносор вывез в Вавилон, где пророк и умер. Исторических подтверждений этих версий не имеется.
Так кто же он – пророк Иеремия? Из всего сказанного выше – он фигура абсолютно трагическая. Титан страдания! По воле Бог обреченный говорить народу грозные, беспощадные слова обличения. Он не только предрек гибель Иудейского царства, но и был свидетелем этой трагедии. Миссия Иеремии, его посланничество оказались тщетными: его призывы к покаянию и верности Единому Богу оказались невостребованными, предостережения политического характера – отвергнуты. Только потомки сумеют понять, как этот человек любил Бога и свой народ! И лишь в глазах потомков личность Иеремии предстает во всем ее величии. И многие люди Израиля ожидали даже возвращения Иеремии, видя в нем самого Мессию. Когда Иисус спросил учеников за кого Его почитают люди, в ответ прозвучало:
Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию...               (Мф. 16.14)
Вот такой он и был - пророк Иеремия! Настоящий слуга Божий. Ставший голосом Божиим. Как и Иов, отваживающийся спорить с Богом. Имеющий особые отношения между собой и Всевышним – близкие и доверительные. Иначе кому могло бы прийти в голову пререкаться с Всемогущим Богом? Молитвы Иеремии убеждают, что он знал, что такое личное общение с Богом. Знал об этом задолго до Воплощения.
И поэтому именно Иеремия является провозвестником Нового Завета Бога с избранным народом.


Рецензии
Кто мешает планете Земля жить без УБИЙСТВА ДРУГ ДРУГА и САМОУБИЙСТВА.

Виктор Хажилов   19.12.2013 19:51     Заявить о нарушении