Творческие деятельные православные общины
Уважаемые члены сообщества, добрый день. Хотели знать ваше мнение по-поводу распространения идеи создания православных общин. Мне кажется, что эта идея очень актуальна в наше смутное время. Хотелось бы узнать мнение всех участников этой темы. Краткое описание находиться ниже.
"Творческие деятельные православные патриотические общины как стратегия нашего Спасения и Победы
В обстоятельствах, когда наш духовный и геополитический противник, имея мощный финансовый и информационный (СМИ) капитал, может стимулировать вирусно-сетевую агрессию против нашей государственности, экономики и культуры, ключом к обезпечению нашей стратегической безопасности может быть формирование и наличие в обществе некоторого остова-скелета, состоящего из многочисленной прослойки людей, желающих защитить свой родной уклад и культуру и объединенных не бюрократическим и не партийным, а сетевым способом.
Ядерной формой объединения этих людей, с нашей точки зрения, может и должна выступить социальная институция нового типа — межприходская община православных христиан разных профессий во главе со священником (или мирянином, имеющим духовника), обладающая гибким иерархически-сетевым строением, способная к самообучению и самоорганизации, реализующая себя в многочисленных творческих делах, утверждающих в обществе нормы христианской культуры и нравственности (развивающих соответствующий уклад жизни в современных условиях). Такого рода общины должны взаимодействовать между собой соборным способом, на принципах свободной кооперации, советов и консультаций, не навязывая друг другу морально устаревшие содержание и формы работы.
Ниже мы охарактеризуем (не в систематическом, а в свободном порядке) особенности создания и жизнедеятельности таких творческих деятельных православных общин (далее сокращенно — ТДПО).
1. Идеал такой общины хорошо выражен в формуле священника Александра Половинкина — «творческая деятельная православная община».
2. Концепция ТДПО должна разрабатываться с опорой на методологию «проектирования благотворных систем» священника Александра Половинкина, т.е. ТДПО должна быть благотворной системой.
3. В ТДПО должна быть выстроена такая социально-деятельностная среда (инфраструктура жизнедеятельности), войдя в которую, по своему желанию, новоначальный мог бы максимально быстро воцерковиться и войти в правильный и благодатный православный образ жизни во всей его полноте (как в теории, так и в практике).
4. «Монастырь в миру» как метафора для созидания ТДПО. Обретение четырех Божьих Царств как методология бытия и делания ТДПО (обретение Царства Божьего в себе, в Семье, в Отечестве).
5. ТДПО должна быть в идеале межприходской, как бы усиливающим звеном над приходскими общинами. Коэффициент полезного действия ТДПО может быть особенно велик в среде православной интеллигенции.
6. Должен быть сформирован особый уклад жизни ТДПО, работающий на взаимную поддержку членов Общины в деле спасения, преображения души, возрастания в вере, добродетелях, праведности и т.д.
7. Степень размыкания Общины вовне должна увеличиваться по мере возрастания духовной зрелости ее членов.
8. Любые действия Общины не должны иметь абстрактный характер, их целью, в конечном счете, должна быть забота о спасении душ конкретных людей. Установка на спасение планеты, мира, человечества не совсем правильная.
9. Стратегия христианизации мира и миссионерская деятельность православных общин сегодня, с нашей точки зрения, должна быть такой: не распыление во внешний мир, а собирание и концентрация благодати Духа Святого внутри Общины. Осуществление перечисленных выше задач происходит путем включения в Общину новых членов и воздействия на новоначальных факторов среды (Общины) через общение, образ жизни, деятельность и т.д. В таком случае сеть разрастающихся ТДПО может выступить в определенной степени альтернативой многопартийной парламентской демократии западного образца, новой формой, способствующей подлинному народовластию.
10. В центре Общины должен быть Иисус Христос («облекшись в Которого» сегодня, как и всегда, только и возможно спастись).
11. Жизнь в Общине есть способ противостояния разрушительным процессам окружающей нас, интенсивно глобализирующейся цивилизации. Это возможно за счет системной и многоуровневой взаимоподдержки друг друга членами Общины, а также определенной ее (Общины) самозамкнутости.
12. ТДПО (с ядром из православной патриотической интеллигенции) мыслится как ядро общинно-деятельностного уклада православной цивилизации ХХI века. Участие в жизни такой Общины могло бы стать современной формой миссионерства русской интеллигенции.
13. Цели ТДПО: взаимопомощь в спасении души, в решении различных душевно-духовных личных проблем (с помощью друзей Общины, психолога и опытного священника Общины), в деле воспитания детей (педагоги Общины, воскресная школа Общины, православные классы в ней и т.д.), в обустройстве и ведении семейной жизни как малой Церкви, в правовой грамотности, в делах управления хозяйством Общины и т.д.
14. Творческая деятельная православная Община — это сознательное братство входящих в нее людей, стратегический союз, желательно, на долгие годы жизни. (Положение это нам кажется очень важным и, как ни странно, современным и актуальным.) Отметим, что братство не должно организовываться по-коммунистически: с общим имуществом, единой идеологией и т.п. Речь должна идти о выгодах для христиан коллективно-общинного бытия в сегодняшнем, все более сатанизирующемся, мире, т.е. о достоинствах и преимуществах кооперации, взаимной помощи, защиты и поддержки, безвозмездном обмене результатами своих личных усилий на благо друг друга и дела Общины и т.д. Таким образом, это должна быть сознательная кооперация и осознанное служение делу личного спасения каждого члена Общины, Богу, ближним и Отечеству.
Ядро Общины должны составлять обязательно люди симпатичные и близкие друг другу, хотя бы несколько таких человек; вокруг них постепенно будет складываться сеть взаимоотношений.
15. Самоопределение людей на общинный способ жизни должно быть свободным, причем жизнь ТДПО подразумевает не только отдачу, но и получение определенных благотворных даров от членов Общины.
Жизнь ТДПО нужно изначально созидать так, чтобы преимущества общинного способа жизни в современном мире были очевидны (сам уклад Общины должен быть таков, чтобы уже первые месяцы в ней стали взаимополезны для ее членов, чтобы православному христианину было бы, если можно так выразиться, «выгодно» стать членом Общины).
16. Норма свободного самоопределения заключается в том, чтобы никому ничего не навязывать, а организовать у себя самого ту жизнь, которой мы хотим жить «здесь и сейчас». Акцент должен делаться преимущественно на защите своих членов и окружающих Общину людей от духовной, информационно-смысловой, культурной и, разумеется, религиозной экспансии инородной цивилизации.
17. Сам термин «община» фиксирует момент «общего жития», с ориентацией прежде всего на обустройство жизни внутри Общины. Ориентация вовне, безусловно, также уместна и необходима в жизни ТДПО.
18. Одно из основных достоинств ТДПО — способность входящих в нее людей соборно, коллективно, скоординировано защищать друг друга, интересы Общины, народа и государства в целом.
19. Должна существовать четкая, понятная, иерархически выстроенная разумная и простая система Дел ТДПО, работающих на решение главной сверхзадачи Общины – выживания и возрождения восточно-славянской русской (великороссы, малороссы, белороссы) Православной цивилизации.
Сегодня определяются две глобальные цели Творческих деятельных православных Общин:
А. Способствовать спасению каждого члена Общины и их семей.
Б. Защитить наш народ, нашу православную цивилизацию и культуру от духовной и культурной оккупации, порабощения, разрушения в ХХI веке.
Создание ТДПО сегодня — это наше ответное организационное оружие в войне, которую против нас фактически развязала оккультно-постхристианская западная цивилизация.
20. В ТДПО, с нашей точки зрения, должны обязательно со-бытийствовать несколько (минимум 2) поколений. Это исключительно важно с точки зрения обезпечения передачи безценного организационно-деятельностного опыта, создания предпосылки для непрерывного развития содержания и форм жизне-делания Общины. Важно при этом специально учесть влияние и роль таких социальных групп, как пенсионеры, школьники, старшеклассники, студенты, которые, в отличие от других, имеют больше свободного времени, но и свои специфические особенности, сильные и слабые стороны.
21. ТДПО может иметь свой счет, хозяйственную деятельность, финансовые ресурсы и т.п.; участие каждого члена в жизни Общины — приобретение конкретного опыта самоуправления и самоорганизации.
22. Важно продумать отличия ТДПО от партии (направленность которой – вовне, на преобразование общества, на «приход к власти»), клуба (проведение времени, развлечение, отдых, общение, знакомство и т.д.), общественной организации («частная жизнь» не затрагивается, нередко формально-статичное участие членов организации в ее жизни).
23. Организационное устройство можно предложить следующее: совет Общины (минимум 3 человека); расширенный совет; руководители отдельных дел или направлений; каждый член Общины делает что-то душеполезное и благотворное для других.
24. Стратегия деятельности может заключаться в реализации принципа: «бомбометание не по площадям, а по ключевым объектам»; сегодня такими объектами в информационно-смысловой войне, которая ведется против православной цивилизации, являются сознание, мировоззрение, душа каждого отдельного человека. Поэтому в первую очередь необходимо думать о людях, а уже затем – о неких абстрактных социальных системах типа: финансы и банки, экономика и промышленность, система образования, здравоохранения и т.д. и т.п. Все это СРЕДСТВА, но не ЦЕЛИ.
25. Способ бытия ТДПО должен заключаться не в распылении личных усилий и ресурсов. Наиболее продуктивно это можно сделать, осуществляя концентрированные духовно-образовательные «вложения» друг в друга и, в особенности, в своих детей и внуков. Отсюда вытекает значение постановки дела образования в ТДПО. Воскресная школа ТДПО может быть непрерывной по возрасту, иметь своих приглашенных учителей, свое обустройство помещения, оргтехнику. Желательно все это делать с перспективой и в расчете на своих будущих детей и внуков, что практически невозможно обезпечить в рамках сложившейся сегодня традиции организации воскресных школ при церквях. Возможно, в перспективе члены Общины могли бы нанимать и своих врачей из числа православных христиан.
26. Жизнь в Общине должна учить прежде всего уходу вглубь, освоению более высокого уровня бытия, и только после этого «спуску вниз» для служения окружающим (наполниться благодатью и добросердечностью, стать способным на подлинную любовь и снисхождение к слабостям ближних, все это нужно в себе в со-работничестве с Богом бытийно осуществить, реализовать на деле, а не на словах).
27. Одно из минимальных требований: наличие дружного ядра из нескольких неформально общающихся православных семей (с детьми); мера количественного состава Общины должна определяться также исходя из оптимума пастырского служения священника; члены Общины могут и не знать друг друга лично, но объединяться через священника или общих авторитетных и уважаемых членов Общины. Толстой Л.Н.: «Если люди порочные связаны меж собой и составляют силу, то людям честным нужно сделать только то же самое».
28. Община должна уметь существовать «виртуально», вести образ жизни, достаточно независимый от неблаготворных влияний мира сего и препятствий, чинимых его адептами. Сегодня в условиях нарастающей хаотизации жизни и давления глобалистских сил оптимальная идеология для ТДПО может быть такова: «государство в государстве», «монастырь в миру» и т.п.
29. ТДПО должна научиться непрерывно развивать все свои направления жизни и работы, усложнять формы деятельности и т.п. Мощь Общины будет заключаться в силе традиционных ценностей: веры, любви к ближнему, Отечеству (патриотизм), трудолюбия, созидательного усилия, кооперации и взаимопомощи, самоотверженности и смирения, связи поколений вследствие воспитания семьями ТДПО своих многочисленных детей и внуков.
30. Возможными формами взаимоподдержки членов ТДПО могут быть следующие:
- дела взаимопомощи в деле личного Спасения;
- взаимопомощь делам каждого, направленным на Спасение Отечества;
- взаимопомощь морально-психологическая – через создание клубной атмосферы неформального общения;
- взаимопомощь на социально-бытовом уровне (см. ниже).
31. Публичные соборные творческие обсуждения – взаимные консультации и обмен опытом – по тем или иным элементам православного образа жизни (молитва, воспитание детей, исповедь, обустройство домашнего «красного угла», места для икон и молитв, святая вода и просфора, освященное масло, пост и т.д.). Как правильно все это делать, где возможны индивидуальные особенности, а в чем они недопустимы? А как Вы это делаете? И т.д. и т.п.
32. Защита от (возможных) необоснованных притеснений членов Общины со стороны криминала.
33. Помощь в жизненных и профессиональных нуждах и, прежде всего, в деле устройства на работу членов Общины (и их семей), в карьерном росте.
34. Создание православных трудовых коллективов из членов Общины (и их семей).
35. Решение социально-бытовых проблем членов Общины через безвозмездный или по низкой цене трудовой дар остальных членов Общины по их специализации (программист, учитель, переводчик, строитель, парикмахер, юрист, бухгалтер, ….) плюс кооперация членов Общины в делах помощи друг другу.
36. Обмен книгами и видеокассетами.
37. Обмен-дарение информации и жизненного опыта, в т.ч. опыта воцерковления, православного образа жизни, воспитания детей и др.
38. Семейные детские сады или группы в детских садах данной ТДПО.
39. Консультация того или иного члена Общины по своей индивидуальной проблеме (той или другой), которую не стыдно выносить на обсуждение и помощь.
40. Просвещение – каждый сам решает, чем он может быть полезен Общине в целом и что нужно знать другим членам Общины из его профессионального опыта (юрист, милиционер, судья, педагог, политик, предприниматель, экономист, финансист, бывший из криминала, программист и т.д.).
41. Детям Общины нужно постараться дать самое лучшее образование, устраивать их в самые перспективные профессии и научные направления.
42. Некоторые Общины или их сообщества могут иметь сильные научные подразделения из своих членов.
43. Тщательный опытный отбор «лестницы» духовной и художественной литературы для детей, подростков, юношей, взрослых с методическими рекомендациями по организации чтения и работы с литературой (это особенно важно в наше время – время переизбытка информации и понижения ее качества, появления Интернета).
44. Взаимопомощь по всем этим направлениям должна быть в форме структурированной, системно и хорошо организованной (руководством Общины) деятельности, но без заорганизованности. Творчество должно быть во всем!
Перечислим возможные направления жизнедеятельности ТДПО и конкретные дела:
45. Молитвенная жизнь:
- общая молитва при встречах;
- молитва друг за друга;
- молитва по договоренности;
- общие богослужения в Церкви.
46. Регулярные разного рода встречи с целью:
- душеполезных бесед с интересными людьми (священники, миряне, ученые, психологи, педагоги и т.д.);
- коллективные обсуждения-информирования друг друга по различным актуальным жизненным вопросам, связанным с переходом на православный образ жизни, его оптимизацией, органичной соорганизацией с мирскими обязанностями, а также по актуальным общественным проблемам;
- коллективный просмотр видеокассет и компакт дисков;
- планирование или подведение итогов дел Общины;
- общие праздники.
47. Взаимопомощь в воспитании детей и внуков:
- семейные или общинные детские сады (отдельные группы);
- организация православных классов в школах для детей Общины;
- совместные культурные, туристско-оздоровительные мероприятия и т.п.;
- члены Общины как крестники детей членов Общины;
- воскресная школа Общины (в том числе возможная законом ныне форма – воскресный Клуб по изучению родителями и детьми основ Православной культуры при средней школе) с элементами расширенной культурно-образовательной программы для детей и родителей, приглашением для бесед, коллективным просмотром видео или DVD т.д.
48. Сбор средств на нужды Общины и поиск спонсоров.
49. Тиражирование и издание душеполезных материалов.
50. Обмен душеполезными и благотворными материалами: аудио-, видеокассетами, компакт дисками, книгами, ксерокопиями статей и т.п.
51. Покупка на средства, жертвуемые членами Общины, книг, аудио-, видеокассет, компакт дисков.
52.Создание собственной общинной библиотеки и базы знаний.
53. Совместные соборные действия по защите прав и достоинства членов Общины.
54. Совместные трудовые подвиги на благо Общины, ближних, Отечества (в том числе и с элементами зарабатывания, сбора денег на нужны Общины).
55. Посредничество Общины в знакомстве и вступлении в брак молодых членов Общины, помощь им в подборе супругов из окружающих добропорядочных, в т.ч. невоцерковленных молодых людей.
56. Распространение и организация подписки на православные периодические издания, в т.ч и «чужие» (например, «Православное слово», Волгоград).
57. Создание простых методических пособий, разработок для «лекторов» по различным темам: православный образ жизни; молитвенно-церковный уклад жизни; развитие духовно-нравственного образования и воспитания; методология и методика складывания ТДПО, в том числе на базе воскресных клубов; изучение родителями и детьми основ Православной культуры; отражение оккультно-сектантского нашествия на школы, стратегия и тактика сопротивления секспросвету и валеологии как учебным предметам в школе.
58. Встречи со школьниками за пределами Общины.
59. Организация регулярных видеопросмотров для жителей микрорайона, города, села (в том числе посредством доставки своего видео и телевизора).
60. Приглашение в свой город (населенный пункт) и организация цикла встреч с православными священниками, педагогами, организаторами православного образования и т.д.
61. Поддержание контактов и обмен информацией с другими ТДПО.
62. Регулярные встречи ТДПО.
63. Ежемесячное проведение различных семинаров, круглых столов, конференций и т.п.
64. Издание и переиздание книг, особенно небольших брошюр.
65. Тиражирование видеокассет, компакт-дисков формата CD или DVD.
66. Организация своих записей через покупку своей видеокамеры, треноги, кассет.
67. Постоянная доработка концепции и образа жизни (методики) Общины для фиксации опыта и «отдачи» его новым общинам."
Сергей Хрусталев член международного сообщества менеджеров
P/S - возьмите пример "кибуцы" в Израиле - ведь это действительно автономные общественные организации с высокой культурой самобытности народа. Нам как раз этого и не хватает
Свидетельство о публикации №210122400590