Без денег

А Сереги дома нет. Ну и тварь - говорил “Приезжай в одиннадцать, буду ждать”, а сам уехал в деревню. Записку оставил: “Буду сегодня в 9 вечера”. Что у него за непредвиденные дела в деревне?

Ладно, придется ехать домой -  не ждать же его целый день. Съездил, называется - теперь еще два часа в автобусах трястись. Так, как отсюда лучше уехать? На двадцать третьем - через плотину и сразу на Северок, а там сразу на тридцать первый. Главное, пробраться через лужи. Сколько тут грязи -  скорее бы уже снег растаял. Остановка вроде рядом, а пока через двор пройдешь и через дорогу перейдешь -  весь уделаешься…

… Вот и остановка. Двадцать третий ползет. Сейчас полезу первым. Руку в карман. Перчатка, горсть мелочи… Пусто. Где лопатник?

Где???

В нагрудном кармане?
Пусто.

Я же помню, как положил его в боковой карман, когда ехал в трамвае.

Автобус подошел. Все полезли.

Ну-ка, еще раз проверю.

Перчатка, горсть мелочи.

Левый карман?

Перчатка, пусто.

Сука, куда он делся? Неужели в трамвае вытащили? Не садиться же в автобус без денег. Надо было хотя бы проездной у Коляна взять -  машина же в ремонте.
Ладно, заскочу в автобус. Успел. Все места заняты. Ладно, постою прямо здесь, у заднего окна.

Поехали. Вон и кондукторша, маленькая старушонка, копается в своей нагрудной сумке. До меня она доберется нескоро -  народу набилось много. Лучше быть начеку.

Кстати, а сколько у меня там мелочи? Может, хватит на билет? Пятьдесят копеек, еще пятьдесят… еще пятьдесят…десять, десять, десять, десять, десять, десять… пять копеек -  пока в сторону… десять, десять, десять… плюс еще пять… не хватает!!! Еще пошарю по карманам. Тут, в нагрудном -  паспорт, права. В левом -  перчатка. В остальных -  голяк. В полной прострации ссыпаю монеты обратно в карман.

Посчитаю еще раз. Как прыгает на ухабах. Не хватает. Не идти же попрошайничать.
Кондукторша уже близко. Крутится в проходе между сиденьями. Кто-то машет в ответ проездным, кто-то тянет горсть мелочи. Вот она, потеснила мужика в сером пальто. Подняла глаза на меня: “У Вас?”

Что у меня? Автобус замедляет ход. Я вдруг начинаю злиться.

- Ничего у меня нет! У меня бумажник украли!

- Это ваши проблемы! -  отвечает она. -  Или платите, или выходите!

Остановка. Кривые двери сложились.

- Так, платим или выходим!

Ну ни фига себе. Выпрыгиваю на тротуар. Надо позвонить кому-нибудь. Но как? Карта таксофонная в лопатнике была -  на ней еще процентов десять оставалось. Позвонил бы Коляну: “Колян, выручай, в натуре! Я у областной больницы застрял без денег”. А сейчас у меня из средств связи - только пейджер. Он тут, на поясе, под пальто.
Автобус захлопнул протезные двери и тронулся. Осталось только проводить его взглядом. Как я теперь доберусь до дому? Как? Как?

Тачку тормознуть? А что делать? Может, из знакомых кто поедет?… Что-то не видно знакомых машин… Вон на другом конце остановки голосуют двое. Сошли так с тротуара, один руку вытянул в сторону, машет. Если долго мучиться, что-нибудь получиться. Остановилась белая “копейка”. Тот, который махал рукой, нагнулся к опущенному окну -  ведет переговоры с водилой. Так, чего я тут стою, клювом щелкаю -  надо срочно падать им на хвост! Может, нам по пути; ну, хоть сколько-нибудь, наверное, проехать удастся. Если, конечно, он согласится подвезти на шару…

Куда едете? До центра бесплатно не подбросите? Двадцать рублей???… Объяснить водиле ничего не успеваю -  “Копейка” с натужным ревом срывается с места. Сука, какой облом. Тоже можно проводить взглядом, как автобус. Белая развалина затесалась среди машин и вот она уже исчезла из вида. Смелый водила -  ездит один, а пассажиров на борт берет, да еще бабки сшибает.

Голосую. Держу руку, наверное, не больше минуты, а кажется -  долго. “Девятка” цвета “металлик” сворачивает к обочине, тормозит… Ко мне? Точно -  машина поравнялась со мной. Водила -  лысый мужик с усами -  опустил правое стекло: “До “Ритма” могу довезти”. Сразу колюсь, что денег нет -  лопатник вытащили. “Ладно, бесплатно довезу”, машет рукой водила. Вот это другой разговор. Вид у мужика, правда, какой-то хмурый.
Сажусь рядом с ним, на переднее сиденье. Сзади все заставлено картонными коробками до самого потолка. На месте магнитолы -  пустая дыра. Едем. Мужик шустро крутит рулем, маневрирует среди машин. Спрашивает меня, кто я, что я. Я отвечаю, что менеджер по торговле в торговом доме “ЛюксКом”, и что директор у нас сволочь. Мужик с протяжным вздохом отвечает, что у него ларек возле проходной ЧТЗ, но дела с каждым днем идут все хуже. Посочувствовал мне насчет лопатника - а потом замолчал.

До центра домчались быстро. Высадил меня на углу -  сказал, возле остановки мусора стоять могут. Ну ладно, спасибо ему за это.

Так, что делать дальше? Надо было этого торговца на бабки развести -  может, и дал бы сколько-нибудь…

 Плетусь за угол к остановке. Что я делаю? Что я тут забыл? Совсем уже мозги набекрень -  вот что значит оказаться без денег… Стоп! Надо остановиться и подумать.
За спиной -  две девчонки беседуют. “Я вчера так нажралась, мне плохо стало -  прикинь!… Ну я пошла, проблевалась -  полегче стало…” Осторожно оглядываюсь. Лет по четырнадцать. Пьют даже те, кто сидит на горшке, стукнуло чтоб по безмозглой башке. Девки-синявки.
Вот идет женщина -  с сумками, и лицо у нее доброе. У нее можно попросить… Все можно, если осторожно.

Она направляется к остановке. Иду за ней. Она заходит под крышу остановки. Надо же - какую крышу тут соорудили. Остановка и магазин под одной крышей. Бухай не хочу. Женщина уселась на скамеечку. Пора.

Подхожу к ней. Дожил - как бомж какой-нибудь сейчас попрошайничать буду. Две сумки стоят по обе стороны от нее, и она сидит, немного развалясь и положив на них руки, как в кресле.

“Женщина”, говорю я ей. Она резко подняла голову. Смотрит на меня немного испуганно. Вцепилась в сумки. Быстро рассказываю ей о том, как потерял бумажник. Прошу у нее десять рублей. Оглядывает меня с головы до ног.
“Нету”, говорит она и отворачивается. Стоять и просить еще -  бесполезно. Жадина. А вид у нее такой добрый. 

Вон стоит парнишка. Пойду попрошу у него. Уж он-то меня поймет. Подхожу к нему. Вид у него довольно приличный.

“Слышь, братан, тут такое дело… Тут такое дело… У меня бумажник украли -  со всеми деньгами, с телефонной картой… Одолжи чирибас -  чисто до дома доехать…”
Улыбается. Что он скажет?… Куртка расстегнута… Под свитером пучатся округлости. Таааак, похоже, это… девчонка!

“Если ты обращаешься ко мне, то я скорее “сеструха”, а не “братан”…”
Я тихо офигеваю. Это девчонка. Стриженая под пацана, без косметики. Но на вид красивая. Улыбается широко -  никогда не видел, чтобы так красиво улыбались. Наверное, фотомодель.

“Подожди!”

Она вынимает из кармана мятый чирибас.

“Держи!”

Не верю своим глазам. Теперь не надо будет ловить машину. На трамвай -  и домой!

“Спасибо!… В натуре, ты меня выручила…”
“Столько хватит?”

Она еще спрашивает.

“Хватит…”

Надо бы сказать что-нибудь еще. Она говорит, что ей пора куда-то и быстро запрыгивает в троллейбус. Чудеса, да и только!

Забегаю под крышу. Рассматриваю купюру на свет, крепко сжав ее пальцами -  чтоб не отняли. Настоящая.

Все. Теперь - в подземный переход и на трамвай. Чтобы доехать до дому, из этих десяти рублей мне хватит четырех.

Как хорошо с деньгами. “Я люблю вас, деньги” -  сам придумал. Приеду домой -  Толяну расскажу. И про “люблю вас, деньги” -  тоже.

Как хорошо, что это случилось со мной не в Катере на прошлой неделе, когда ездили к Руслану -  до автовокзала еще добрался бы как-нибудь. А вот как домой бы добирался -  даже думать не хочется… Хотя… как там говорится -  “мир не без добрых людей”.

***

Стоим с Толяном возле ларька, жуем гамбургеры. Сбоку ко мне приближается сгорбленная старушонка в голубой болоньевой куртке. Опирается на засаленную палку.

“Сынок, подай на хлебушек, ради Христа”, смотрит на меня снизу вверх.

Достать бы из лопатника рублей двадцать. Что скажет на это Толян? Что он скажет? Такая вот фигня. Лезу в карман, выгребаю горсть мелочи, протягиваю ей. Старушка берет деньги, сует их в карман и истово крестится:

“Дай бог тебе здоровья, сынок! Спасибо тебе.”

Всегда пожалуйста.

Толян смотрит на меня офигевшими глазами.
 
2002


Рецензии
Да, надо самому побывать в почти безвыходной ситуации, чтобы понять того, кто оказался в ней. Герой в конце рассказа разочаровал: дал бы бабушке двадцатник и плевать, что скажет на это Толян. Вот так и живём, стесняясь проявить милосердие, зато в рог залепить всегда готовы, не раздумывая и не опасаясь последствий.)

Нина Волегова   03.02.2016 06:06     Заявить о нарушении
Это да.

Произведение, кстати, тоже из ранних.

Леонард Зиновьев   03.02.2016 10:20   Заявить о нарушении