Помаленьку

Ночной сон нисколько не освежил ее. Будильник показывал десять минут десятого. Анна испугалась, но только на мгновение -  затем она вспомнила, что спешить ей теперь больше некуда. Она перевернулась на спину. Нервное возбуждение, пережитое ей вчера, снова вернулось в каком-то ослабевшем, притупленном виде.
“Ушла - значит ушла”, спокойно сказала себе Анна, и даже удивилась своему спокойствию. И продолжила, уже вслух:
-  Уволилась -  значит уволилась. Раз и навсегда, и больше никаких дел с этой школой не имею, и больше наши пути не пересекаются!
Анна перевернулась на спину и тяжело вздохнула. Свежий солнечный свет лился сквозь оконное стекло.  С крыши лилась вода. Капли стукали по карнизу. В мыслях была растерянность. Это субботнее утро было каким-то пресным и пустым. И -  самое главное -  она не представляла себе, что будет дальше.
Анна полежала еще немного. Мысли блуждали. Перед глазами стояли широкие коричневые перила, по которым Анна провела ладонью в последний раз  и бледно-серые полированные мраморные ступени, по которым она сбежала в последний раз. Это было вчера.
“Жаль, конечно, что вы уходите… Не понимаю, что вам у нас не нравится…Надо быть благоразумнее…”, сожалеющим тоном сказала ей директриса на прощание -  и это после нескольких дней ворчания и упреков в неблагодарности.
“Ну что же… как говорится “уходя, уходи”, директриса странно посмотрела на нее в упор.
“До свидания”, через силу ответила Анна.
Да пошли они…, подумала  Анна.
Она полежала еще несколько секунд, отшвырнула лоскутное одеяло и вскочила с дивана.
Началась растерянная жизнь, подумала она почему-то.
Красный телефон на письменном столе грянул протяжным дребезжанием. Анна подбежала к столу, подвинула лежащие рядом с телефоном папки и растерянно взяла трубку.
- Анютка, ты? -  зашуршал ей в ухо знакомый голос. Голос у Леры был еще немного сиплым.
- Это я. Все болеешь? -  Анна попыталась говорить бодро -  не получилось.
- Да, у меня больничный до понедельника. Сама-то как?
Анна сделала паузу. Рассказать Лере все как есть?
- Я уволилась, -  Анна при этом постаралась удержать тяжкий вздох, и, без паузы продолжила. -  Обо мне не беспокойся, я что-нибудь придумаю…
- Как уволилась? - спросила Лера со слабым недоумением в голосе.
- А вот так, очень просто…
- Значит, ты не шутила насчет того, что хочешь уволиться…
- Как видишь, не шутила… Ладно, не скучай там. Я к тебе заеду. Прямо сейчас.
- Оооо!!!… Жду!…
- А что мне еще делать? Ладно, увидимся…
Анна положила трубку.
Наверное, телефон скоро придется отключить, подумала она.
Рядом с телефоном лежали друг на друге  большие три папки из грязно-розового картона, из которых торчали белые помятые уголки ее рисунков. Еще две такие же папки лежали на голом полу, на досках, выкрашенных растрескавшейся желтой краской.
И доступа к компьютеру больше нет -  где я теперь буду сканировать рисунки?
Ей не терпелось к Лере. Она привела себя в порядок, позавтракала, спешно оделась, сбежала по полутемной лестнице. В подъезде сухо пахло пылью, свежей штукатуркой и краской.
Утреннее солнце уже прогрело воздух сырой мартовский воздух. Асфальт был сырой, в черных ручейках и лужицах. Дул легкий прохладный ветерок. На газонах лежали черно-серые комья снега и льда. Анна шагала рассеянно, ни о чем не думая. Перед глазами были коричневые перила и бледно-серые полированные мраморные ступени.
Главное - взять себя в руки! - приказала себе Анна. Ей хотелось подумать о том, что она скажет Лере, какими словами сообщит ей все подробности -  вместо этого в голове были ослабшие образы вчерашнего безобразного дня.
Она перешла улицу и вышла к остановке. Автобуса долго ждать не пришлось. Анна вздохнула и запрыгнула по ступенькам.
Автобус был почти пуст -  занято было не больше половины сидений. Салон был пропитан пылью. Она с отсутствующим видом показала кондукторше проездной -  та согласно кивнула. Автобус скрежетал и бултыхался на ухабах. Она встала возле просторного заднего она, взялась за горизонтальный поручень и стала рассеянно смотреть на убегающую назад перспективу асфальтовой дороги. Вскоре ей это надоело. Анна тряхнула головой, развернулась с намерением перейти к боковому окну и внезапно налетела спиной на что-то плотное и мягкое. 
- Осторрррожно! -  заскрипел сзади старушечий голос.
Анна уже была готова извиниться.
- Смотри, куда прешь! -  продолжил голос.
Анну кольнули последние три слова. Она резко повернулась. Прямо перед ней стояла, держась одной рукой за поручень и покачиваясь, женщина -  нестарая, но пожилая, небольшого роста, в старой замызганной болоньевой куртке, в черных джинсах и полуразвалившихся кроссовках непонятного цвета. Кожа на лице и на руках была коричневой и дряблой, короткие седые волосы всклокочены, а водянисто-синие глаза смотрели на нее в упор.
“Алкашка”, неприязненно подумала Анна.
 Они смотрели друг на друга еще несколько секунд.
- Ну,  че смотришь?! -  пробурчала алкашка.
- Нельзя ли повежливее?! -  Анна слегка затряслась -  так было всегда, когда она начинала сердиться. Перспектива ссоры нисколько ее не устраивала, но она разозлилась по-настоящему и уже не считала нужным сдерживать себя.
-Ты меня  не учи, как мне разговаривать! -  зарычала алкашка. - Я пятьдесят лет на свете прожила, я побольше тебя в жизни понимаю…
На них оглядывались.
- Ну и что дальше?!!! -  крикнула Анна ей в лоб -  та слегка отшатнулась, и выпучила свои водянистые глаза, видимо, не ожидая такого ответа. -  Ну и что дальше?!!! Ну и чему ты можешь научить меня -  как водку жрать?! Ты на себя давно в зеркало смотрела, пьянь несчастная?!
- Че к человеку прицепилась, алкашня? -  раздался громкий, спокойный уверенный голос. -  Иди домой проспись.
Автобус со скрежетом замедлил скорость и остановился.
- Моя остановка, -  сказала алкашка. -  Скажи спасибо, что я выхожу, а то бы я тебя…
- Что бы ты меня?! -  Анна посмотрела ей в глаза. Она была готова сцепиться с алкашкой, но та проворно юркнула к выходу и  сбежала по ступенькам.
Анна чувствовала себя победительницей.
- Ты вот прилично одет, -  парень обращался к Анне, глядя на нее снизу вверх. -  Курточка такая приличная и все дела, а у меня даже этого нет…
Анну поразила его откровенность. Она не понимала, к чему он клонит, и не знала, как на это отреагировать.
- А я вот работаю-работаю…  -  продолжил он. -  Ты так на меня не смотри -  это у меня от сварки кожа слазит… Я сварщик. Ну, че поделаешь -  не повезло мне с образованием в свое время… Потом еще армия меня испортила… Так что в большие люди мне выбиться не удалось…Ну, че молчишь?…
Он вздохнул и произнес в сторону:
-  Никто со мной не хочет разговаривать…
Анна вдруг почувствовала себя виноватой. Она села напротив и сказала:
- Нннет-нет, я хочу с вам разговаривать!
Парень поднял глаза несколько удивленно, с недоверием посмотрел на нее. Затем на парня лице появилось какое-то брезгливое разочарование.
- Так ты что… девчонка?…
Анна кивнула утвердительно. На мгновение ее неприятно поразила эта брезгливость на лице парня: “Так ты что, девчонка? А я с тобой, как с мужиком…” Но ей вдруг захотела высказать все -  неважно, кому; но молчать и носить в себе  всю странную гремучую смесь вчерашних и сегодняшних чувств будет просто невыносимо. Ей хотелось говорить, говорить -  с кем угодно, хотя бы с этим парнем. Главное -  суметь перешагнуть через барьер в начале, а это -  труднее всего. Анна вздохнула.
- У меня тоже жизнь -  не сахар, -  произнесла она как-то рассеянно и глухо. Она не так хотела начать разговор. Но продолжила:
- Вчерашний  день прошел довольно-таки… нервно, ну а этот начался еще веселее…
Она снова вздохнула. Ей показалось, что разговор не клеится.
- В семье нелады? -  спросил он.
- Да нет… Я вчера с работы уволилась…
- Что так?
- Надоело… А самое главное -  не мое! И с начальством повздорила…
Автобус подошел к остановке.
-  Что так? -  спросил парень.
- Достали. Я работала в одной школе, преподавала русский язык. Эта работа не для меня… Там я только тратила понапрасну свои силы и свою нервную систему…. Но мне же надо где-то зарабатывать деньги… Я не педагог, у меня наклонности несколько другие… 
Автобус быстро наполнился людьми; несколько человек встали прямо над ними, тесня их коленями и сумками, но Анна уже не могла остановиться.
- Я…Я художница…
- Художница? Это хорошо.
- Честное слово, я бы хотела иной, более творческой работы… -  теперь ей приходилось говорить громче, перекрикивая гомон пассажиров, но ей хотелось говорить с этим человеком, говорить его доброму лицу; он слушал и кивал с пониманием.
Анна чувствовала, как ей становится легче.
- А я сварщиком на электрометаллургическом работал… -  как-то неохотно и глухо ответил тот на ее вопрос о том, кем он работает. - Теперь вот новую работу… искать надо. У меня трое детей… жена не работает… с младшеньким дома сидит… Я к знакомому еду… он мне интересную работу обещал… и платят там, говорит,  прилично…
Автобус подполз к следующей остановке. Парень поднялся с места.
- Ну, мне пора…. Может, еще увидимся…
- Увидимся… Удачи, -  кивнула в ответ Анна.
Весь оставшийся путь до центра Анна снова и снова рассеянно проигрывала в уме беседу с этим странным случайным попутчиком. Анна встала, чтобы уступить место какому-то старичку. Тот хриплым голосом рассыпался в благодарностях. Анна встала к боковому окну, напротив задней двери. Автобус поворачивал, двигаясь по своему маршруту; Анна смотрела, как за окном проплывают привычные деревья с голыми ветками и нескончаемые лоскутные  панельные фасады многоэтажек.
По мере приближения к центру в автобус набивалось все больше людей; долгая скрипучая поезда показалась Анне мучением, которое приглушала только толща ее рассеянных ощущений.
Она быстро протиснулась к двери и с удовольствием выскочила на свежий воздух. Толпа обтекала ее с двух сторон, кто-то толкнул в спину. Она сделала несколько шагов в сторону, под рифленую пластиковую крышу остановки. Троллейбусы ходят часто, а мне нужно проехать всего три остановки, думала она, надо же, сколько всего…
Она не сразу заметила парня в новомодном темно-сером драповом пальто и черной кепке. Он стоял в углу остановки и о чем-то говорил с женщиной. Анна внимательно следила за ним. Парень отчаянно махнул рукой, и, скривившись, направился прямиком к Анне.
То, что парень направился именно к ней, Анна не сомневалась. Через пару секунд ее догадка подтвердилась.
- Слышь, братан, тут такое дело, - обратился он к ней с умоляющим взором попрошайки, -  Тут такое дело… у меня бумажник украли, со всеми деньгами, с телефонной картой… Одолжи чирибас -  чисто до дома доехать…
Анна удивилась. Это он мне, растерянно подумала она. Анна окинула его взглядом. Темно-серое пальто из драпа, черные брюки, черные туфли с квадратными носками, черная кепка из клиньев -  вполне приличного вида мажор. С довольно-таки расстроенным выражением лица. Ну и ну, подумала Анна, всякое может случиться.
- Если ты обращаешься ко мне, -  ответила Анна; хотела остроумно, но получилось как-то неуверенно -  то я скорее “сеструха”, а не “братан”…
- Ой, извини… -  кажется, он уже заметил это.
Анна широко улыбнулась, прищурив глаза. Парень, похоже, уже приготовился отойти от нее и отправиться на поиски денег в другие места.
- Подожди! -  сказала Анна. Она запустила руку в левый карман, отслоила от пачки купюр десятирублевую и протянула ему. -  Держи…
Тот рассеянно глянул на купюру, потом на Анну, потом снова на купюру. Потом схватил бумажку и, разулыбавшись до ушей,  негромко ответил:
- Спасибо!… В натуре, ты меня выручила…
- Столько хватит? -  спросила Анна.
- Хватит…
- Ладно, мне пора… Мой троллейбус…
Она по-быстрому втиснулась в красный троллейбус. Ей не жалко было четырех рублей за эти три остановки. Только бы Лера оказалась дома. Хотя -  куда она пойдет больная?
На нужной остановке Анна выскочила из троллейбуса, с затаенным страхом, стараясь ни о чем не думать, спешно перешла проезжую часть, пересекла небольшой пустырь, похожий на выпуклый полуостров жухлой бурой травы между двумя боковыми улицами, и направилась прямиком к каменно-серой панельной пятиэтажке -  самой крайней.
 Забежав по пустой лестнице на второй этаж, она, волнуясь, встал перед правой дверью. Нажала на черную кнопку звонка. В ответ на резкую трель где-то в глубине квартиры затопали шаги.
Она дома, обрадовалась Анна.
Лера высунулась из-за приоткрытой двери, как из укрытия.
-  Ооо, привет, Анютка! Ну, заходи!
Анна широко улыбнулась, прищурив глаза, ответила “Привет!”, шагнула в коридор и вдруг схватила Леру в охапку, и крепко стиснув ее, поцеловала в лоб.
-  Лерочкин! Как же я рада, что ты дома!.. -  произнесла, она, тиская ошарашенную подругу. Лере ничего не оставалось, как обнять ее в ответ.
- Ну, как жизнь? -  спросила Лера.
- Помаленьку.
- В смысле?
- Сейчас я все тебе расскажу…
Лера заперла входную дверь. Анна заговорила на ходу. Ей нужно было выговориться. Она села на песочного цвета диванчик и Лера села рядом. Кому как не Лере могла она рассказать обо всем -  и она рассказала ей обо всем: о своем вчерашнем увольнении, о внезапной перебранке с алкашкой, о неожиданном собеседнике, о встреченном ей парне, у которого украли бумажник. Анна говорила и говорила, все больше распаляясь -  обо всех терзающих ее туманных ощущениях и о том, как ей теперь жить дальше без работы и без денег. Она говорила без перерыва минут тридцать. Лера успевала только кивать. Очевидно, она не ожидала увидеть Анну такой.
Пересказав Лере все, Анна вздохнула и замолчала. Несколько секунд они сидели и молчали. Лера изумленно смотрела на Анну. 
- Может, чаю попьем? -  Лера прервала немое оцепенение. -  Я тут такой чай заварила…
Анна лишь кивнула -  молча, с легкой рассеянной улыбкой. Она вдруг ощутила какую-то опустошенную усталость. Что я наделала, думал она, передала Лере мою растерянность.
Чай пили молча. Анна вдруг вспомнила о ели своего приезда.
- Лерунчик, а помнишь, твой Андрей что-то обещал мне какую-то работу… -  осторожно спросила она.
- Как хорошо, что ты мне напомнила! -  Лера расцвела. -  Чего сидишь, скромничаешь? Работа довольно-таки интересная, как раз для тебя!…
- А что за работа?
Лера расцвела еще больше.
- Скажем так: если ты согласишься, мы будем работать вместе.
Анна была поражена. Она тоже разулыбалась.
-Значит… мы будем вместе преподавать в Центре Творчества???!!!
Анна снова схватила Леру в охапку.
- Лера, я люблю тебя!
Она потрепала Леру еще немного и вдруг отпустила.
- Ну что же… я согласна. Но -  я бы хотела обо всем побеседовать с Андреем лично.
- Он вернется часов в шесть.
Анна снова сникла.
- В шесть часов? Не буду же я сидеть у тебя до шести часов…
- Ну почему… Оставайся сколько хочешь. А то одной так скучно…
Лера подхватила чашки и понесла их на кухню.
- Давай я помою, -  Анна догнала ее.
- Вода горячая, -  ответила Лера, -  но все равно спасибо за заботу.
Анна вернулась на диван. Она откинулась на спинку, вытянула ноги вздохнула и закрыла глаза. Ее мелко трясло. Ей хотелось заплакать. Она чувствовала нечто, она чувствовала больше, чем могла рассказать. Она рассеянно искала нужные слова, чтобы описать все это, но никак не могла даже понять того, что чувствовала -  даже не знала, с чего и где начать.
Лера вернулась в комнату, на ходу вытирая руки полотенцем.
- Ань, ты чего?
Анна открыла глаза.
-Что-то меняется в моей жизни… помаленьку, -  ответила она.

2002


Рецензии
Прекрасно! Молодец, Анна! К чёрту нелюбимую работу! Хотеть уволиться, продолжая мечтать о другой, -- всё равно, что стоять на месте, топчась на одном месте, как медведь перед... Нужно загнать себя в угол, обрубить все мосты. Вот тогда вспыхнет зелёная звезда удачи. Встречи в рассказе показаны не зря, -- они выражают градации неудачно сложившихся жизней и Анина не самая низкая на этом показателе. Хороший рассказ. Интересный и поучительный. С уважением.

Нина Волегова   13.01.2016 05:42     Заявить о нарушении
Благо дарю!

Это один из моих ранних рассказов. Тот период творчества я задвинул в дальний угол - пока. Но если новелла нашла отклик в Вашем сердце - значит, я не зря старался:)

Леонард Зиновьев   13.01.2016 09:32   Заявить о нарушении
Не только не зря, а пора вытащить из дальнего угла на свет божий.)

Нина Волегова   14.01.2016 03:12   Заявить о нарушении
Цикл "Вот такие мечты" - это как раз мои ранние произведения. Не самые популярные. Для любителей и ценителей.

Леонард Зиновьев   14.01.2016 08:46   Заявить о нарушении
Мне они очень нравятся.)

Нина Волегова   15.01.2016 03:19   Заявить о нарушении