А. П. Чехов о нерадивых учениках и их родителях

   А.П.Чехов величайший гуманистический психотерапевт на все времена и веси.Он призывал читать его рассказы и пьесы и видел ученика (гимназиста)и их родителей насквозь.
Особенным сарказмом веет от рассказа Антон Павловича "Папаша". Материнская правда о пятнадцатилетнем сыне-шарлатане безразлична отцу: " ...Пампуша, сын наш опять нехорошие отметки из гимназии принёс.
- Вот что, папочка...Что нам делать с нашим сыном?
-А что такое?
-А ты не знаешь? Боже мой! Как вы все. отцы, беспечны! Это ужасно! Пампушка, да будь же хоть отцом наконец, если не хочешь... не можешь быть мужем!
-Опять свое! Слышал тысячу раз уж!
..
-Все вы, , мужчины таковы, не любите слушать правды.
- Ты про правду пришла рассказывать или про сына?
- Ну, ну, не буду... Пампуша, сын наш опять нехорошие отметки из гимназии принес.
- Ну, так что ж?
- Как что ж? Ведь его не допустят к экзамену!
Он не перейдет в четвертый класс!
- Пускай не переходит. Невелика беда. Лишь бы учился да дома не баловался.
- Ведь ему,папочка, пятнадцать лет! Можно ли в таких летах быть в третьем классе? Представь, этот негодный арифметик опять ему вывел двойку...
Ну, на что это похоже?
- Выпороть нужно, вот на что похоже.
.
- Нет, пампушка, о наказании мне не говори... Наш сын. нечего скромничать, так развит, что невероятно, чтобы он не знал какой-нибудь глупой арифметики. Он всё прекрасно знает, в этом я уверена!
-Шарлатан он, вот что-с? Ежели б поменьше баловался да побольше учился ...
.
- Боже мой какое бесчувствие! - пошептала она, усевшись и закрыв глаза. - Нет, ты не любишь сына! Наш сын так хорош, так умен, так красив... Интрига, интрига! Нет, он не должен оставаться на второй год, я этого не допущу!
- Допустишь, коли негодяй скверно учится ... Эх, вы матери!..
- Папочка, ты должен сходить к учителю арифметики и приказать ему поставить нашему сыну хорошую отметку... Ты ему должен сказать, что наш сын хорошо знает арифметику, что он слаб здоровьем, а потому и не может угождать всякому. Ты принудь учителя. Можно ли мужчине сидеть в третьем классе? Постарайся, пампуша! Представь, Софья Николаевна нашла, что наш сын похож на Париса!
....
Он сдался. Позвали сына и потребовали от него слова. Сынок рассердился, нахмурился, насупился и сказал, что арифметику знает лучше самого учителя и что он не виноват в том, что на этом свете пятерки получаются одними только гимназистками, богачами да подлипалами. Он разрыдался и сообщил адрес учителя арифметики во всех подробностях. Папаша побрился, поводил у себя по лысине гребнем, оделся поприличнее и отправился `пожалеть единственного сына`. (т.1, с 29)
-----
По обыкновению большинства папашей, он вошел к учителю арифметики без доклада.
--Здравствуйте! - сказал он развязано подходя ...
 - Я, - продолжал он, показывая г. учителю свои золотые часы, - пришел с вами поговорить-с...
 - Вы Иван Федорыч, моему сынишке двоек там наставили ...Мм...да... Но это ничего, знаете... Кто чего достоин ... Ему же дань -дань, ему же урок - урок ... Хе-хе-хе!.. Но, знаете ли, неприятно. Неужели мой сын плохо арифметику понимает?
 - Как вам сказать? Не то, чтобы  плохо, но, знаете ли, не занимается. Да он плохо знает.
 - Почему же он плохо знает?
Учитель сделал большие глаза.
- Как почему?- сказал он. Потому, что плохо знает и не занимается.
- Помилуйте, Иван Федорыч! Сын мой превосходно занимается! Я сам с ним занимаюсь... Он ночи не сидит... Он всё отлично знает...Ну что пошаливает... Ну ведь это молодость...Ко из нас не был молод? Я вас не обеспокоил?
-----
М-молод ... Что поделаешь?! Да вы уж переправьте на троечку!
........
 -Не могу! Что скажут другие двоечники? Несправедливо, как ни поверните дело. Ей-ей, не могу!
Папаша мигнул одним глазом.
.........
 - Вы ведь с намерением поставили двойку...Где тут справедливость?
Учитель сделал большие глаза и...только; а почему он не обиделся - это остается для меня тайною учительского сердца.
---------
Папаша с сопеньем вытащил из кармана бумажник, и двадцатирублевка потянулась к кулаку учителя.
- Извольте-с!
 Учитель покраснел, съежился и ...только. Почему он не указал папаше на дверь - для меня остается навсегда тайной учительского сердца ...
......
Не могу-с, хоть убейте, не могу!
.......
- Вот что, сказал он папаше. - Я тогда только исправлю вашему сыну годовую отметку, когда и другие мои товарищи поставят ему по тройке по своим предметам.
....
Папаша шаркнул ножкой, надел шляпу и улетучился.
(т.1 с.29-32)
___________
  В тот же день вечером у папаши на коленях опять сидела мамаша...
Папаша уверял её, что `сын наш` перейдет и что учёных людей не так уломаешь деньгами, как приятным обхождением и вежливым наступлением на горло (т.1 с.33)


Рецензии