Время созидать и время разрушать

 Немноголюдный, песчаный пляж, на берегу Волги. Август. Палит Астраханское солнце. Волга в этих местах разбита на множество небольших рукавов, которые не спеша пополняют воды Каспия. Рукава совсем не широкие и я лениво наблюдал пасущихся на другом берегу коров. Вскоре не далеко от меня расположилась компания из четырёх человек и с ними мальчик, лет девяти или десяти. Взрослые потягивали пиво с вяленой рыбкой местного улова и играли в карты, а паренёк устроился у кромки воды и занялся песчаным строительством. Сначала он нагрёб большую кучу песка и вырыл вокруг неё ров, наполнив его водой по отводному каналу. Потом он долго поливал песок водой, то добавляя в определённом месте песок, то убирая его. А я, как-то незаметно для себя, релаксированый негромкими криками речных чаек и тёплым ветерком, задремал на часок. Проснувшись, я понял, что немного подгорел под коварным волжским солнцем и решил искупаться. Поднявшись с лежака, я направился к воде, но вдруг мой интерес к купанию пропал. Мальчишка заканчивал работу над песчаным замком. Я с восторгом смотрел на его работу! Не знаю, может быть, кто-то из взрослых помогал ему, пока я спал? Скорей всего нет, так как взрослая компания не проявляла никакого интереса к творчеству паренька. Замок был прекрасен! Множественные башни с окнами и фантастическими куполами, мостики, пристани у рва и дороги. Маленький песчаный мир! Рядом с мальчиком лежала куча разных инструментов, сделанных из веточек, щепок и камней. На его лице была такая взрослая сосредоточенность, глаза пристально искали изъяны в творении. Он подчищал щепочкой последние неровности, палочкой делал имитацию кирпича на мосту и сдувал подсохшие песчинки. И тогда я подумал, что из этого парня вырастет очень целеустремлённый человек, который всё будет доводить до логического конца. И ещё я подумал, что ребёнок с таким чувством красоты, никогда не будет жлобом и подлецом…  Но то, что произошло через минуту, повергло меня в шок!
   Закончив строительство, мальчик встал, отряхнул руки, обошёл своё детище вокруг, при этом выражение его лица стало ещё серьёзней, потом нагнулся, поправил ещё пару штрихов… и улыбнулся. Улыбка была совершенно демонической. Было в ней что-то такое, что заставляло внутренне содрогнуться. Было в ней чувство застоявшейся мести, чувство освобождённого превосходства, чувство палача, любящего свою работу. Паренёк разбежался, прыгнул в самый центр строения, извергая  при этом какие-то первобытно-восторженные крики. Потом, не прекращая кричать и смеяться, он танцевал на своём творении, с неистовым усердием разбивая башни и мосты. Он не похвастался своим творением ни перед друзьями, ни перед взрослыми. Он строил ни ради признания своих способностей, ни ради похвалы или поощрения, он строил это ради одной единственной цели – сломать, разбить, уничтожить. Мальчик упражнялся в добре, затем упражнялся во зле…
   Не помню, кто и когда сказал такую фразу: «Жестокость детей не знает границ». А может быть и не в детях дело, и даже не в жестокости. Может всё дело в разочарованиях. Исполнившаяся мечта перестаёт быть путеводной звездой, и гаснет, раздражая нас своей обыденностью. Мечта сбылась, и нам кажется, что нас обманули. И тут мы как дети начинаем крушить и ломать всё то, что создавали годами, при этом впадая в совершенное безумие. Рушатся семьи, спускаются состояния, страдают близкие и мы сами, в конце концов. Видимо новые звёзды зажигаются на пожарищах судеб? Время собирать камни и время разбрасывать камни? Может природа специально внедрила в нас ген, который не даёт оценить то, что мы уже имеем, и то, чего мы уже достигли? Для того чтобы люди не продвинулись слишком далеко в своих желаниях, для того, чтобы счастье, за которым мы все гоняемся, не стало для нас постоянным. Для того чтобы мы не разучились отличать чёрное от белого и зло от добра. Может быть. Время созидать и время разрушать.
   На следующий день я снова пришёл на пляж.
 Мальчик строил новый замок…               
                2006г.


Рецензии