продолжение Святый Серафим

Святый Серафим,Саровский Чудотворец,убеждал твердо стоять за истину догматов Православной церкви,приводя в пример блаженного Марка Ефесского,показавшего непоколебимую ревность в защите Восточно-католической веры на соборе во Флоренции.
Любил преподобный говорить и о святителях Русской церкви,особенно он любил препод.Сергия Радонежского,поставляя жизнь их правилом на пути ко спасению.Любовь
свою к православию он часто выражал в беседах сладких и поучительных.В то время отца Серафима чтила уже вся Россия,а современные подвижники смотрели на него ,как на "град верху горы стоящий"- и широко шла о нем благочестивая молва.
Преподобный Серафим имел,в сильнейшей степени дар прозорливости.В настоящем кратком описании опущено множество случаев,занесенных в подробное житие отца Серафима;но необходимо указать на мнение преподобного о его прозорливости:Когда один инок спросил старца Серафима:"что ты всех учишь?"-старец отвечал:"Я следую учению Церкви,которая гласит:"не скрывай словес Бога,но возвещай Его чудеса".
А после одного случая прозорливости,на удивление одного из его духовных Чад-старец объяснил:"он шел ко мне как и все другие,как и ты,шел яко к рабу Божию;я грешный Серафим так и думал,что я грешный раб Божий-что мне повелевает Господь,как рабу Своему,то я передаю требующему полезное.Первое помышление,являющееся в душе моей,я считаю указанием Божьим и говорю,не зная ,что у моего собеседника на душе,а только веруя,что так мне указывает воля Божия для его пользы.Как железо ковачу,так я передал себя и свою волю Господу Богу:как Ему угодно,так и действую;своей воли не имею;а что
Богу угодно,то и передаю".
    Преподобный отец Серафим был зрителем дивных откровений и созерцал небесные обители.
"Я усладился,-говорил он одному Саровскому иноку:словом Господа Моего Иисуса Христа,
где Он говорит:в дому Отца Моего обители многи суть.
На этих словах я,убогий Серафим,остановился и возжелал видеть оные небесные обители и молил Господа,чтобы Он показал мне их.И Господь не лишил меня,убогого,Своей милости.Он исполнил мое желание.Вот я и был восхищение в эти обители,только не знаю-
С телом или без тела,Бог весть;это непостижимо.А о той радости и сладости небесной,которую я там вкушал-сказать невозможно."
Он замолчал,склонился несколько вперед,голова с закрытыми глазами поникла,и протянутою дланью правой руки он медленно водил против сердца.Лицо его изменилось и
издавало чудный свет и,наконец,до того просветлилось,что невозможно было смотреть на него;на устах и во всем выражении была такая радость и восторг небесный,что он казался истинно небесным человеком и земным ангелом.Он будто что-то умиленно созерцал и изумленно слушал.Прошло полчаса прежде,чем он заговорил:"ах,если бы ты знал возлюбленный,какая сладость,какая радость ожидает душу праведного на небе,то ты решился -бы во временной жизни все скорби переносить с благодарением.Если -бы эта самая келлия была полна червей,и они-бы всю жизнь ели нашу плоть,то и тогда надо бы
на это со всяким желанием согласиться,чтобы только не лишиться той небесной радости."

   Преподобный отец Серафим при жизни своей по благодати Божией совершал множество чудес:исцелял больных,спасал от гибели,предвозвестил многим будущее для избавления их от опасности.Больных он обыкновенно мазал маслом из лампады,горевшей перед его келейною иконою Богоматери-Умиление,которую он называл "всех радостей Радость"- и когда его спросили,зачем он это делает,он отвечал:"мы читаем в святом Писании,что апостолы мазали маслом,и многие больные от сего исцелялись.Кому же следовать нам,как не святым Апостолам!" - и помазанные им получали исцеление.
    Преподобный Серафим,помогая назиданиями,советами,исцелениями и молитвами всем,искавшим его помощи,и сам не переставал пользоваться великими милостями Господа и Царицы Небесной,Которая вновь посетила старца в сопровождении святителей: Климента Римского и Петра Александрийского.
    Наконец число посетителей увеличилось до того, что преподобный о. Серафим вновь почувствовал потребность удалиться в пустыню,для избежания молвы человеческой,вследствие чего он испросил себе у настоятеля благословение снова молиться в любимой своей пустыне.
    Эта вторая или ближняя пустыня отца Серафима отстояла от монастыря в двух верстах и была также в Саровском лесу,на берегу реки Саровки.
    Преподобный Серафим ежедневно удалялся сюда от 4-х часов до 8 пополудни,ночь же проводил в монастыре и лишь по вечерам вкушал пищу.Казались необыкновенными вид и одеяния кроткого,смиренного,седовласого сгорбленного старца,подпирающегося мотыгою или топором(когда он полол траву в своем огороде,или заставали его за рубкою дров).В белом балахончике,иногда сверх него покрытом выделанною кожей,в убогой камилавочке,с сумкою за плечами,в которой он носил всегда железные орудия для своих телесных трудов,и неразлучного своего спутника- священное Евангелие.
   Хотя тело преподобного было совершенно бесчувственно, и ноги как деревянные и загноившиеся от ран,но оживотворяемый сильным духом,он всегда казался бодрым и веселым.
   Умилительно было видеть,как он после приобщения Святых Таин уходил из церкви в свою келью.Всецело погруженный умом в самого себя,он шел,ни на что не обращая внимания,а только благословлял всех.Между тем,как тысячи людей из самых отдаленных мест,толпясь двумя неразрывными стенами, от церкви до самой его кельи,едва пропускали шаг за шагом смиренного и престарелого инока,желая каждый поцеловать хотя бы край его одежды,или прикоснуться к нему и получить благословение,или хоть взглянуть на него.Таким образом,преподобный Серафим почти совсем не имел покоя:ни в пустыне,ни по дороге в монастырь,ни в самом монастыре.
   Последние годы своей жизни преподобный Серафим много заботился об основании женского Дивеевского монастыря.Получаемые им от боголюбивых благодетелей деньги он отдавал Дивеевским сестрам на устройство обители.Овощи из своего огорода он тоже посылал им.В общину поступали девы,желающие посвятить себя непорочной жизни и бесприютные девушки-сироты,у которых не было ни крова,ни защитника.Преподобный Серафим за свое отеческое святое попечение о Дивеевских сиротах,которое он творил во славу Божию и Его Пречистой Матери,перенес много злобной клеветы и оскорблений.
    "Пусть-говорил он своему сотруднику(послушнику Иоанну) за общение с Дивеевскими сиротами,-нас все поносят и оскорбляют.А мы будем слушать Апостола Иакова,который говорит:"Ведущему добро творити и не творящему грех ему есть".
    " Пусть нас оскорбляют;мы все будем терпеть с благодарностью,по Апостолу "Укоряемы-благословляем,гонимы-терпим,хулимы-утешаемся за имя Христово".(1 Коринфянам 4,12,13).Нам нечего смущаться".
     Во дни пустыннической жизни преподобному Серафиму во сне явилась Матерь Божия с двенадцатью апостолами,блистаемая неизреченным светом и славою,и поручила ему для устроения и руководства три обители:Дивеевскую,Ардатовскую и Зеленгорскую.Божья Матерь дала ему много приказаний о житии сестер и о правилах молитвы для них.
      Преподобный Серафим спасал сирот Дивеевских от всяких опасностей и одевал их в брачную одежду чистоты целомудрия,и через то обручал их Небесному Жениху,Сладчайшему Иисусу Христу.Неся крест по его наставлению,они шли спасительным путем к вечности и,сохраняя девственную чистоту,боролись со страстями,зажигая в сердцах своих светильники любви божественной ко Христу.
      Он говорил о них,что хотя они и не давали монашеских обетов,но если сохранять в обители при помощи Царицы Небесной девство свое,то сугубую награду получат в будущем веке.В мире же бесприютной деве трудно спастись,потому что мир во зле лежит. За год и десять месяцев до своей блаженной кончины преп.Серафим 25 марта 1831 года сподобился наяву двенадцатого в его жизни посещения Богоматери,которое было как-бы предзнаменованием его блаженной кончины и ожидающей его нетленной славы.Этого посещения свидетельницею была одна из сестер Дивеевской общины:
      "Сделался шум подобно ветру,явился блистающий свет,послышалось пение.Келья старца,как бы распространилась,весь верх ее исполнился как бы огней,горящих свеч.Свет был ярче солнечного света...Старец упал на колени,и протягивая руки вперед, в умилении произнес:"О Преблагословенная Пречистая Дево,Владычице Богородице...!" Впереди шли два ангела,держа в руках по ветке,усаженной только что расцветшими цветами.За ними-Пресвятая Владычица.За Богоматерью шли двенадцать дев,св.Иоанн Предтеча и св.Иоанн Богослов.Одежда их была белая,блестящая.На Царице Небесной была мантия подобно той;какая пишется на образе Скорбящей Божьей Матери,несказанной красоты. Мантия была застегнута большою круглою застежкой,убранною крестами.Сверх мантии была епитрахиль,а на руках поручи.И епитрахиль и мантия были убраны крестами.Владычица казалась ростом выше всех дев.На голове Ея была корона,украшенная разнообразными крестами и сиявшая таким блистанием,что глаз не выносил его.
     Святые Девы шли за Богоматерью по двое в венцах,в одеждах разного цвета,с распущенными волосами..."
     Когда инокиня пришла в себя,преподобный Серафим уже не на коленях,а на ногах стоял пред Владычицею,и Владычица говорила со Своим избранником,как с родным человеком. Инокиня слышала слова Ея "не оставь дев Моих Дивеевских".Старец отвечал:"О Владычица,я собираю их,но сам собою не могу их управить!".-"Любимче Мой"-отвечала Владычица:"Я тебе во всем помогу.Кто обидит их,тот поражен будет от Меня,кто послужит им ради Христа,тот помилован будет от Него".Владычица велела инокине спросить у дев их имена и их страдания за Христа.То были великомученицы Варвара и Екатерина,первомученица Фекла,великомученицы:Марина и Ирина,преподобная Евпраксия,святые великомученицы Пелагея и Дорофея,преподобная Макрина,мученица Иустина,святая великомученица Иулиания и мученица Анисия.
   "Посмотри на сих дев-рекла Владычица-иные из них оставили земное царство и богатство,возжелав царства вечного и небесного,возлюбили вольную нищету,возлюбили единого Господа6 и за то-видишь какой славы и почести сподобились.Как было прежде,так и ныне.Только прежние мученицы страдали явно,а нынешние-тайно,сердечными скорбями,а мзда им будет та же..."
      Видение кончилось тем,что Пресвятая Богородица сказала преподобному Серафиму: скоро,любимче Мой,будешь с нами",и благословила его.Простились с ним и все святые:св.Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов благословили его, а святые Девы целовались с ним рука в руку.
      Не задолго до кончины преподобного Серафима один брат в назидании самому себе,предложил старцу один вопрос:
 -Почему ,батюшка,не имеем мы такой строгой жизни,какую вели древние подвижники благочестия?"
 -Потому,отвечал преподобный,что не имеем к тому решимости.Если бы решимость имели,то и жили бы так,как отцы,древле просиявшие подвигами и благочестием:потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущих Господа ныне та же,какая была прежде;ибо по слову Божию Иисус Христос вчера и днесь тот же и во веки(Евр.13,8)
  Когда сестры Дивеевской обители посещали о.Серафима в его келлии,то он,обыкновенно,указывая на икону Божией Матери Умиление,много раз говорил им в утешение:"Поручаю и оставляю вас на попечение во этой Царице Небесной".
    Это рассказывают до сего дня старицы Дивеевской обители из современных о. Серафиму.
    За пять месяцев до кончины о.Серафима была у него монахиня Симбирского монастыря Нерукотворного Спаса - Платонида.Она ехала в Арзамас к извсетному врачу по поводу ревматических страданий головы,лица и уха в одной половине тела,но заехала сначала в Саров,чтобы от о.Серафима принять благословение на лечение.Пять суток она прожила в Сарове и по четыре раза в сутки приходила к келлии старца6но не могла его видеть.Старец ввиду болезни реже принимал посетителей.Наконец то была принята им.Он приказал ей умыться в источнике,затем попить воды из источника,после чего у нее сделались боли в лице и зубах.Старец приложил правую руку к больной ее щеке и сказал: "До успения Бог успокоит тебя;гряди с миром!" Платонида тотчас же почувствовала,как боль стала утихать и совершенно прошла и с тех пор не возвращалась.Платонида спросила о.Серафима:"Может ли она надеяться еще когда-нибудь увидеть его?" Старец,показывая на небо, сказал:"Там увидимся:там лучше,лучше,лучше". Справедливо:больше она не видела его.
     В 1856 году единственный сын вице-губернатора Костромской губернии А.Борзко,восьми лет,начал страдать спазмами в желудке,превратившимися в сильную болезнь со страшными изнуряющими приступами,так,что родители стали отчаиваться за его жизнь.В это время монахиня Костромского женского монастыря С.Д.Давыдова подарила матери больного ребенка описание жизни и подвигов Серафима Саровского,которое стали читать оба родителя ребенка,дивясь действиям благодати Божией6явившемся в о.Серафиме.В одну из ночей ребенок во сне увидел Спасителя,окруженного ангелами,который обещал ребенку выздоровление,если он исполнит то,что прикажет ему старец,который придет к нему.Потом явился к нему старец и, называя себя Серафимом,сказал:"Если хочешь быть здоровым,возьми воды из источника,находящегося в Саровском лесу и называемого Серафимовым,и три дня утром и вечером омывай голову,грудь,руки и ноги, и пей." Утром ребенок рассказал сон родителям6которые недоумевали,как достать воды, и скорбели о том.На другое утро ребенок рассказал другой сон: к нему явилась окруженная ангелами Божия Матерь,и с любовью приказывала исполнить слова старца.В этот самый день вернулась путешествующая в Саров госпожа Давыдова,и родители просили помочь им достать воды из Серафимова источника.Та тотчас же прислала им бутылочку этой воды.И когда поступили по наставлению старца,дитя,постепенно поправляясь,совершенно выздоровело.
      Первого января 1833 года,в день воскресения о. Серафим пришел в последний раз в больничную церковь;ко всем иконам поставил свечи,приложился и причастился по обычаю святых Христовых Таин. По окончании Литургии,он простился здесь со всеми молившимися братьями,всех благословил,поцеловал и,утешая,говорил:"Спасайтесь,не унывайте,бодрствуйте,нынешний день нам венцы готовятся".
        В это время все заметили в нем крайнее изнеможение сил телесных,но духом старец был бодр,спокоен и радостен.
        Вечером того же дня инок Павел,живший вблизи кельи отца Серафима6слышал,как старец пел в своей келье пасхальные песни:"Воскресение Христово видевше...""Святися,святися новый Иерусалим..", "Пасха велия и священнейшая Христе..."
        Второго января в шестом часу утра,братья,зайдя в келью преподобного,увидели его стоящим на обыкновенном месте молитвы пред малым аналоем на коленях.Его руки,сложенные крестообразно лежали на аналоэ,на книге,по которой он совершал свой молитвенный труд перед образом Божией Матери "Умиление", а на руках-голова.Полагая,что он уснул,стали осторожно будить его,но ответа не было:старец Серафим окончил свое земное странствование и в Бозе почил на веки.
    Тело преподобного было положено в сделанный его руками дубовый гроб и погребено по правую сторону соборного алтаря.
   В продолжении семидесяти лет со дня кончины преподобного Серафима,православные русские люди во множестве приходили с верой в предстательство его перед Господом к его могиле и по молитве получали чудесные исцеления от разных болезней телесных и душевных.
    В 1902 году комиссией,учрежденной по распоряжению святейшего Синода,обследовано было свыше ста случаев чудесных исцелений,полученных за прошедшие годы лицами из различных слоев православного русского народа,который с душевною радостью встретил определение Святейшего Синода от 26 января 1903 года, о прославлении нового своего молитвенника и об открытии святых и многоцелебных его мощей,что и совершилось торжественно при многочисленном стечении народа 19 июля 1903 года.
     Много великих подвижников вышло из среды русского православного народа,и все то,что они в своей земной жизни совершили,представляет собою изумительную и разнообразную сокровищницу нравственного богатства русского племени.Одним из таких дивных людей,довольно исключительным по мере трудов своих и по достижению степени духовных вершин,является преподобный Серафим Саровский. Редко в ком сила духовности доходила до такой отрешенности от всего мирского,редко в ком плоть и все земное до того утончалось,- он,точно не жил на земле,а лишь соприкасался с ней... И какое невидимое откровение любви к людям и безграничного смирения явил этот старец,кланявшийся в землю и целовавший руки всякому посетителю:богатому барину и нищему,праведнику и изболевшему в грехах грешнику."Радость моя"-это постоянное теплое обращение старца ко всем точно слышится и теперь от его могилы;точно стоит, навсегда оставшись неизгладимым это драгоценное слово в воздухе мест,освященных присутствием его святой души.-Эти мысли о чрезвычайности жизненного подвига старца Серафима,о глубочайшем впечатлении,оставленном им в душе русского народа проникнуты глубокими и искренними чувствами и любовью к земной жизни старца Серафима.Своими подвигами отец Серафим оставил неувядаемую память безграничной духовной крепости.Он нес на себе труды пустынножительства,затворничества,старчества.Его кротость умиляла до слез приходивших к нему.Смирению его не было границ.Речи его дышали проникающею,тихою,живительною властью.Они согревали захолодевшие в жизни сердца,снимали завесу с глаз,озаряли ум,приводили к раскаянию и,чудодейственной силой охватывая разум и волю,осеняли душу человека тишиной.Целым откровением,живым и мощным доказательством бытия духовного мира,был ясный,покоряющий вид его,как яркий луч солнца,засиявший в темноте жизни.
    Толпы народа неотступно приходили к старцу в последние годы его жизни,число посетителей доходило до 2000 человек в сутки.При его жизни народ признал преподобного Серафима святым и чудотворцем.Он был как небожитель,залетевший на нашу грешную землю;светлый,яркий,греющий луч света,посланный в мрак житейский Отцом и Источником Света.
     "Что ты все плачешь?"-говорит он монахине Понетаевкого монастыря Афанасии,придя к ней в белом балахончике и камилавочке,сев на постель больной:"что все плачешь,радость моя... Все те спасутся,которые призывают имя мое!"
      "Мир дому сему и благословение!"-говорит он перед Рождеством,в 1865 году,входя в виде безызвестного,седого,сгорбленного странника, в дом госпожи  Бар,где по обычаю раздавали пособия нуждающимся:
   - Ты за подаянием?-спрашивает его раздатчица.
   - Нет,не за тем.Мне ничего не надо.А только видеть вашу хозяйку и сказать ей два слова.
   - Хозяйки нет дома.Что передать,скажи нам?
   - Нет,мне надо самому.
     Когда будет хозяйка, я зайду,я скоро зайду,и вышел.
     Раздатчице тогда стало жаль старичка,и она бросилась за ним на крыльцо.Но он
     исчез.Одной из слуг во сне было сказано,что это был великий старец Божий.
     На следующее утро госпожа Бар получила по почте изображение чтимого ею отца
     Серафима.В этом изображении те,кто говорили накануне со старичком,узнали в
     нем преподобного Серафима.
         Как скорый помощник и покровитель,как надежда отчаивающихся,как неиссякаемый источник благодеяний,он стал известен повсюду на Руси и в других странах.Все современные ему русские подвижники благочестия отзывались о нем,как о великой духовной личности.Некоторые епископы писали к нему,спрашивали у него советов.Особенно почитал его Воронежский архиепископ Антоний,которого старец Серафим называл великим архиереем Божьим.Духом о.Серафим знал многих подвижников.Известны,например,его полные изумительной прозорливости отношения к Георгию,затворнику Задонскому,к затворнику Ачинскому (в Сибири) Даниилу Делие.
Один посетитель затворника Георгия,увидев у него на стене незнакомый ему портрет,спросил,чей это портрет.Тогда Георгий рассказал ему замечательное проявление над ним прозорливости старца Серафима,который тогда уже скончался,и который был изображен на портрете.
     Душа отца Серафима,сжигаемая огнем любви Божественной и расширяемой самым безграничным,греющим,трогательным сочувствием к людям:душу,еще возвышающуюся на земле до созерцания самых великих тайн Божества,какие лучшим и праведным людям откроются за заветной гранью, в иной жизни.Человек,для которого мир надземный был родным,своим;к которому,окруженная неописуемой славой Владычица мира сходила для беседы,как с близким человеком.Представьте себе спустившееся на землю торжествующее небо,воплотившуюся самую смелую и дерзновенную мечту о том, как далеко в земных условиях может пойти победа духа;как слетевшего к людям на утешение им "пламенного" Серафима есть высшее,совершеннейшее,прекраснейшее выражение понятия,какое определяет слово "святой"6- и вы получите приблизительный намек на то,кем был здесь,на земле,отец Серафим.
    О,как отрадно и легко его любить! И как сам он деятельно и легко любил!И как нужен и благовременен голос его в наше мятущееся время.Да отзовется голос его в глубине душ и сердец наших!
  "....Всякий раз,когда является на землю новый чудотворец,отверзается небо,видим бывает престол Божий и слышен глас сидящего на нем ко всем земнородным:"вы кои находитесь во тьме и сени смертной6забываете о небесных обителях,для вас уготованных.Воззрите на собрата вашего! Путем веры и святых подвигов он пришел от вас в недра вечного покоя,но Я пока посылаю его к вам,да будет вашим руководителем,"хранителем и помощником"...."Идите по стопам собрата вашего",-кто как и насколько может,и вы,подобно ему,придите ко Мне, и Аз упокою вы".



Видео проект в стихах "Святый Божий Серафим, Саровский Чудотворец", музыка Ильдара Мансурова

https://youtu.be/Ca4d4H0Rdag


Рецензии