Сколько стоят деньги?

Завораживающая луна на черном, бархатном небе. Свежий морозный воздух проникает в легкие. Тихо и ритмично хрустит под ногами снег. Прекрасная зимняя ночь, таящая в себе спокойствие и страсть: тихие вечера с книгой у камина, и дикие опасные приключения.
Летящие хрупкие снежинки танцуют под ритм – то, спокойно кружась в вальсе, то хаотично и быстро кружат свой танец опасности, переходя в безжалостную метель.
Но даже ночью люди бегут в своем нечеловеческом ритме, не замечая этого великолепия природы. Они спешат в обыденность и дела. И только один человек смотрит на происходящее, изредка пригубливая из бокала старинного выдержанного вина, в своей каморке на окраине города. Старинное вино и вдруг каморка? Украл вино? Нет, он не бедняк. Он вполне может позволить себе шикарные апартаменты в центре города, только зачем? Он не любит материальное. Не зависит от денег. Не ценит роскошь. А зачем? В них ничего нет... это пустое. Он бы с радостью расстался с остатками своего презренного богатства.
Этому человеку не хочется сталкиваться с людьми, в чьих глазах пустота, отчаянье, алчность и спешка по несуществующим делам. Этому человеку, назовем его Философ, теперь не понять тех, кто сам себя сковал цепями, считая, что так и надо. Что все так и живут. Теперь ему не понять наших меркантильности, цинизма и зависимости от денег. Нашей вечной нехватки времени на себя, на семью, на детей. Нашей слабости и зависимости. Зависимости от материального и слишком дорогого. Мы сами не осознаем, как дорого порой нам дается та или иная вещь.
Философ укоризненно качает головой, наблюдая за толпой. Он смотрит, что люди покупают в магазинах, и усмехается себе в бороду, глядя на полуфабрикаты в корзинах. Он понимает, насколько мы слепы, глупы и мелочны.
Но когда-то он сам так же бежал в спешке, ел полуфабрикаты, а то и забывал поесть вовсе, экономил на здоровье, на встречах с родными и... не замечал ничего вокруг кроме своих дел.

***
По улице шел обычный офисный работник. Клерк. Вот он пришел на работу, включил компьютер и... время полетело с неумолимой скоростью.
-Андрей, ты на обед идешь? – коллега осторожно тронул его за плечо.
-Нет, Кирилл. Я хочу сегодня закончить пораньше.
-Ну, смотри, а то ты что-то совсем заработался...
-Зато многого добьюсь! – Андрей проводил коллегу взглядом и вновь уткнулся в свой компьютер и работу.
Глубокой ночью, когда уже в офисе никого не было, он стал собираться домой, довольный, что выполнил все, что запланировал - начальство будет довольно.
Дома он съел ужин, поцеловал в нос такую же уставшую жену и без сил рухнул спать.

***
-Андрей! Задержись! Больше некому! – Начальник умоляюще посмотрел на умного, подающего надежды коллегу. – Никто не справится как ты! Я зарплату повышу!
-Да, конечно. Сейчас только позвоню... – Любимая, поезжайте в театр без меня. Прости. Что? Что ты злишься? А кто на этот театр заработает?! И вообще, какой театр, за квартиру платить нечем! А я хотел еще отложить на машину!
Дома заплаканная жена попыталась обнять мужа, но тот лишь хмуро оттолкнул ее, съел ужин и лег спать: - Я устал.

***
-Здравствуйте, Андрей Евгеньевич! – Кирилл все, так же как и раньше с улыбкой поздоровался, только уже не с клерком, а с начальником отдела.
-Здравствуй, Кирилл. Проходи. Кофе будешь?
-Нет. Спасибо. Уже вечер, я бы хотел отпроситься пораньше, дома жена - дети. У дочери День Рождения.
-Да, конечно, иди.
Андрей закурил, глядя в окно... На День Рождения своей дочери он был в командировке заграницей, зато по приезде он подарил ей поезду в Париж, в Диснейленд, как она и мечтала... Но, пора работать...
Дома он посмотрел на часы: «три часа» и на записку от жены: «Дорогой, я не дождалась и легла спать. Еда на столе – кухарку не буди. Спокойной ночи».

***
-Андрей, ты можешь приехать?! Я в больнице! – жена взволнованно кричала в трубку.
-Что случилось? Я на совещании, понимаешь? Если меня здесь не будет, то кто оплатит лечение?
-Да, любимый, но ты нам так нужен...
-Я работаю! Ты же хочешь отвезти ребенка отдыхать после лечения? Смогу – заеду.
Представительный мужчина на дорогой машине подъехал к больнице.
-Да, да, доктор. Хорошо. О деньгах не беспокойтесь. Сделайте все возможное и лучший уход. Спасибо.
Любимая? Держись. Я рядом.
-Ты ведь поедешь с нами в санаторий?
-Нет, прости. Дела. Я же для вас стараюсь...
***
Андрей сидел дома, работал за компьютером. Звонок телефона.
-Да. Да, это я... Что?!!!

Бросив не допечатанный бизнес-план, мужчина, полетел в больницу.
-Доктор, что с ними?! Как автокатастрофа?! Но ведь есть надежда, правда? Я заплачу, только сделайте все возможное!!! Прошу, я их так люблю! Все возможное! Я заплачу!

Всю ночь Андрей нервно ходил по коридору. Меньше всего он сейчас был похож на уверенного в себе, респектабельного мужчину. Там, за белой дверью, в реанимации, находились между жизнью и смертью близкие и родные ему люди – жена и дочь. Те, кто всегда были рядом с ним и преданно и верно ждали уставшего с работы. Те, кто был на самом деле самым важным в его жизни.
-Господи, помоги! – взмолился мужчина. – Я столько работал и никогда не замечал главного. Я хочу все исправить...

Вскоре вышел усталый врач:
-Простите. Мы не Боги.
-Нет! Как так?! Доктор! Вы же говорили, что надежда есть!!! Я бы заплатил, я бы отдал все, что у меня есть за них, доктор!!!!
-Врач тронул Андрея за плечо так же, как когда-то, в начале карьеры Кирилл:
-Мужчина, не все в этом мире решают деньги. Сожалею...
И только тогда, мужчина, сидевший на больничном полу, понял, что он потерял то, что на самом деле имело жизненную ценность, а самое главное, он понял цену денег.

После похорон, на которых были самые лучшие гробы для любимых, самые элитные места на кладбище для самых дорогих в его жизни людей, он почувствовал, что не ценил жизнь. И жизни любимых людей.
Он продал дом, в котором его ждала жена, преданно, понимая важность его дел, важность денег в жизни мужа – ведь он старался для них. Он продал машины. Большую часть своих средств он перевел на счета детских домов и хосписов.
Он купил себе маленькую каморку на окраине города, замкнулся в себе и постоянно что-то писал в толстых тетрадях. Наблюдал за людьми и суетой... Так же занимал себя делами, но не мог избавиться от пустоты, которая была с ним всю жизнь. Пустоты, которую он не замечал в погоне за деньгами, пустоты, которую прикрывали деньги.

Деньги нужны, чтобы выжить, но когда они становятся смыслом жизни, они требуют жертв, как и все смыслы, а ты готов заплатить такую большую цену?


Рецензии
1. О сути.

В десятках произведений аля "Бойцовский клуб" так или иначе затронута тема денег, суеты, ценности жизни, человеческий ценностей, и так скажем смысла жизни. Можно сказать что это актуальная проблема нашего времени.

Главный герой довольно комичен, ненастоящий. В реальности я не разу не встречал людей вот так загнанных работой, ради материальных ценностей. За деньгами гоняются те у кого их нет. А если человек выходит на доход чуть выше среднего, обычно он уже работает не из-за денег, им движет что-то другое: желание раскрыть свой потенциал, воплотить какую-то идею, сделать что-то в мире. Иначе ему не подняться выше рядового трудяги. Впрочем даже такие мотивы помоему не перекрывают ценности близости, человеческих отношений... но это уж каждый выбирает по себе.

Проблема описанная здесь, действительно существует, но помоему она относиться к "низшиму" и "среднему" социальному классу. Те кто прыгнули выше, обычно обладают более высоким уровнем самоорганизации, и находят время для всего, что для них важно: и для семьи, и для отдыха, и для работы. Хотя на взлете, действительно как правило приходится выкладываться, работать по ночам, на пределе. Как правило этот период занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. Но даже в этот период, у таких людей, всегда бывают "свободные" дни. Не существует менеджера, который не сможет найти времени для того, чтобы побыть с женщиной, тогда когда он этого хочет. Таким образом, если человек "не находит времени" для своей семьи, на практике это обычно означает, что он не хочет этого.

Хотя, может быть такие люди действительно есть... про них часто говорят... но среди тысяч людей (разных социальных классов от бомжей до миллионеров, и разных религий и мировоззрений) с которыми мне довелось пообщаться лично, таких как герой этого произведения мне не встречалось.

--

Деньги нужны чтобы выжить - неверно. Хотя многие люди пребывают в этой иллюзии. Есть десятки неочивидных способов жить совершенно без денег. Я имел такой опыт, несколько месяцев провел в 5 000 км от дома, львиную часть времени с 0 рублей. Способы эти неочевидны, но открываются если оказаться в такой ситуации. Во-первых, мир не без добрых людей, всегда найдутся те кто даст необходимое, даст просто так. Во-вторых есть тысячи мест где можно быть волонтером - выполнять элементарную работу за крышу над головой и еду, таким образом получать все необходимое для жизни, но не видеть денег в принципе. В-третьих, жизнь бомжа никто не отменял - и кстати там не так плохо, как принято думать, многие даже смогут найти в этом определенную романтику, если обладать достаточным нонконформизмом - спокойно относиться к тому в каких условиях ночевать, какую одежду носить, и какую еду употреблять... а так ничего страшного, жить можно. И даже радоваться жизни... Есть много времени для того чтобы созерцать и размышлять.

Деньги - это отдача социума за твой вклад в социум. Сделал что-то полезное - получил порцию денег. С другой стороны имея деньги их можно поменять на какую ту пользу - некую работу совершенную кем-то. Это не первом этапе, когда ты наемный рабочий, и продаешь свой труд.

Деньги обретают иной смысл в бизнесе. Там они инструмент развития - направляю их на что-то, создаю что-то новое (товар, услуга и тп). Так же это инструмент управления - через деньги я управляю другими людьми - если для дела что-то нужно, я направляю на это деньги, люди выполняют эту работу. От того куда и как я их направлю зависит то какой будет компания завтра, что будет представлено на рынке. Таким образом здесь личные интересы как бы отодвинуты на второй план. На личные нужды используется "остатки".

Для финансистов - деньги еще более интересная вещь. Но об этом мне сложно рассуждать. Не было в личном опыте.

--

Немного критики идеи. Или личный опыт по сабжу.

Я около года своей жизни провел как герой этого произведения, размышляя о том же о чем и он. Жил весьма скромно, и яростно критиковал существующую прибыль ориентированную капиталистическую систему, повсеместное рабство денег, и забвение по настоящему ценных для каждого человека вещей: близость, чувства, творчество, размышления...

Позже, просто отдавшись потоку событий, волей судьбы меня занесло как раз в то что я критиковал - предпринимательство, торговля, бизнес... Сначала я был в ярости видя как все это устроено... но что-то держало меня там, почему-то хотелось продолжать несмотря ни на что. Через пол года я начал видеть обратную сторону медали.

Существующая система - все эти ограничения создаваемые работой, давление на волю и желания человека, бессмысленность и нерациональность многих рабочих процессов - все это выталкиевает людей к самосознанию, осознанности, поиску своих настоящих желаний. Короче бессмысленность, тупость, рабство существующей системы = толчок к просветлению.

Доказательство - взгляните на современное искуство. Литература, музыка... тысячи людей поднимают эту проблему и говорят об "иных" ценностях.

Вообще я думаю так.
Первоначально был животый мир. На этом этапе проблема - выживание. Это заставило людей объединяться по родам и племенам, появился субсоциальный строй. Характерна власть основанная на силе. Дальнейшее развитие - когда выделились сильнейшие - рабовладельческий строй. На этом этапе проблема - угнетение, полное подавление воли и желаний личности. Далее более сложный процесс, суть которого - переход власти к закону (тут можно конечно спорить о двойных стандартах и все такое прочее, но все равно, закон имеет место быть, и иногда она карает даже самых "сильных мира сего"). В существующей системе - социум - уже нет проблемы выживания. Но есть новая проблема - жизнь бессмысленна и пуста. Это порождает новое движение... Я думаю существующая система - нормальная ступень эволюции, и ее время кстати подходит к концу. В мире появилось тысячи точек, где люди живут по иным ценностям, и социальная сторона жизни устроена совершенно по другому, например: Португалия - Тамера, США - Дубы близнецы, Сириус. Эти поселения - плод существующей системы.

Таким образом не стоит критиковать существующий строй. В нему решены проблемы прошлого, и он открыл дорогу к более высоким формам жизни. Я сделал такой вывод обратив внимание на эволюцию искусства (во всех жанрах) и сопоставив с существующим социальным строем. Раннее искусство - примитивно. Искусство - духовная сторона жизни. То о чем люди писали, пели, что изображали... какие были идеалы... ценности... все это на мой взгляд с веками усложнялось и развивалось, вместе с социумом, системой.

2. О форме.

2.1 По моему описательные места перегружены эпитетами, картинка теряется, слишком много указателей\описателей... Например я бы написал первые абзацы так, по моему этих слов уже достаточно, чтобы у читателя возникали образы:

"Луна на черном, бархатном небе. Свежий воздух проникает в легкие. Тихо хрустит под ногами снег. Прекрасная зимняя ночь, таящая в себе спокойствие и страсть: тихие вечера с книгой у камина, и опасную гонку жизни.
Летящие хрупкие снежинки отражают ритм – то, спокойно кружась в вальсе, то переходя в безжалостную метель.
Даже ночью люди бегут в своем нечеловеческом ритме, не замечая этого великолепия природы..."

Далее читается легко, красиво, насыщено, не перегружено.

2.2 Диалоги персонажей помоему искуственны и вымучены. Напоминают грубый перевод тупого амерканского сериала. В этой стране настоящие люди так не разговаривают. Я добавил им эксперсии и индивидуальности. Кто-то мог и смачно ругнуться, или наоборот погнусавить, поныть... Короче сухо как то. Но тут я пример сходу не приведу... надо хорошенько продумать образ и характер персонажа... и лучше срисовать его с какого реального человека, иначе будет выглядеть очень искуственно... Насколько я знаю, все известные авторы, как раз так и делают - их герои - отражения и комбинации реальных окружающих людей.

Алекс Авин   17.04.2014 03:27     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.