Ярлыки и стигма

Освобождение детей от ярлыков и разыгрываемых ими  ролей.
Ребенок, которого как-то  обозначили (стигматизация, навешивание ярлыков), начинает разыгрывать навязанную роль.. Он может играть эту роль продолжительное время или освободится от этой предлагаемой роли.\
Чтобы освободить ребенка от разыгрываемой роли :
1.Ищите возможности показать ребенку  его новый образ.
2. Поставьте ребенка в ситуацию, в которой он иначе взглянет на себя.
3. Пусть ребенок нечаянно услышит, как вы говорите о нем что-нибудь положительное.
4. Ведите себя так, как хотите, чтобы вёл себя ваш ученик.
5. Храните и часто вспоминайте при ребенке особенные моменты, связанные с этим учеником.
6. Если ваш ученик ведёт себя в соответствии со старым ярлыком, изложите ваши чувства или ваши ожидания.
[А.Фабер, Э. Мазлиш. Как говорить чтобы дети слушали...М.: Эксмо.2010,  c. 251].
А. Ищите возможности показать ребенку его новый образ.
"Рустам , ты согласился выполнить это упражнение, хотя заявлял , что тебе трудно его выполнить. Ты уступил учителю.
Б. Поставьте ребенка в ситуацию, в которой он иначе взглянет на себя.
"Все ученики хотят пойти каждый по своему маршруту. Алексей , может, у тебя есть идея, как нам сдвинуться с мертвой точки?
В. Пусть дети нечаянно услышат, как вы говорите о них что-нибудь положительное.
"Марина Валерьевна, мы с Владимиром пришли  на уроке технологии к компромиссу  . Он не хотел убирать за собой рабочее место, а я как учитель не хотел, чтобы он работал за верстаком в грязи и пыли. Наконец он решил взять  швабру и убрать все металлические стружки и  привести свое рабочее место в порядок".
Г. Ведите себя так, как хотите, чтобы вёл себя ваш ученик.
"Я как учитель расстроен! Я ужасно хотел провести психологический тест, а администрация школы напомнила мне , что мы договорились участвовать в семинаре с докладом. Ну я думаю, что смогу ещё это сделать на следующем уроке с вами.
Д.  Храните особенные моменты, связанные  в вашим учеником.
  "Я помню, как в начале четверти ты Владимир не хотел "подтянуться"  по математике и русскому языку. Но за тем ты стал усиленно заниматься по этим предметам и в итоге ты стал отличником в нашем классе!""
Е. Если ваш ученик ведёт себя в соответствии со старым ярлыком, изложите ему ваши чувства и ваши ожидания.
 "Алексей, на урок технологии ты пришел без фартука и халата. Как будто ты этим говоришь всем нам в классе: "Эта дисциплина не имеет для меня значения!" Как бы ты ни желал приносить с собой рабочую форму, я как учитель надеюсь, что ты придешь на следующий урок в подходящем для технологии виде".


Рецензии